Тайны и мифы святых писаний. Новый Завет. Гл. 1

   Ч а с т ь   в т о р а я

   Н о в ы й   З а в е т
 
    … Не думайте, что Я
    пришёл принести мир
     на землю; не мир
     пришёл Я принести,
          но меч…
               
       Матфей 10.34

               
          Глава 1

     Перекрёстки Великой
          Религии

    ... Глас вопиющего в
      пустыне: приготовьте
     путь Господу, прямыми
      сделайте стези Ему...
               
    Евангелие от Марка 1.3.

Рим, в лице своих императоров жестоко преследовал проповедующих Христианство и всячески старался не допустить расширения ареала влияния новой религии. Это продолжалось от момента казни Христа при императоре Тиберии и до воцарения на римском троне Константина. Будучи после Диоклетиана одним из претендентов на императорское кресло, Константину довелось вести нелегкую борьбу с другими соискателями на эту вакансию. Итак:

Флавий Валерий Аврелий Константин (Константин I; Константин Великий; 272-337 н.э.).

Отец:  Констанций I Хлор. По новой системе управления государством, утверждённой Диоклетианом, являлся цезарем-тетрархом, т.е. одним из 4-х соправителей. Отвечал за состояние дел в западной части империи. Затем стал делить власть только с Голерием, управлявшим восточными областями. Перед своей кончиной отец (как водиться) передал власть сыну Константину.

Мать:  Елена. Дочь трактирщика из посёлка Дрепена в Малой Азии. Являлась конкубиной, т.е. "неофициальной постоянной сожительницей" Констанция Хлора. Однако их отношения были прерваны из-за официальной (на этот раз) женитьбы Хлора на Феодоре, падчерице императора Максимиана.

Вначале своей политической карьеры Константин правит параллельно с Голерием и его ставленником Флавием Севером. Далее на этой сцене появляется Максенций, наследник отрёкшегося в своё время императора Максимиана. Однако заскучавший по власти папаша захотел ещё раз покомандовать в паре с сыном. Константин, следуя примеру своего отца, решает породниться с Максимианом и жениться на его падчерице Минервине. Образовавшийся родственный союз направляет все свои усилия на борьбу с Флавием Севером и добивается успеха. В жилах представителей династии Северов текла семитская кровь, т.к. они были выходцами из Сирии. Однако проигравший Флавий, уже как гордый римлянин расстается с жизнью при помощи своего же меча.

Его недолго пустовавшее место занимает Лициний, назначенный Голерием в правители балканских провинций. К 308 году сложилась парадоксальная ситуация, при которой империей управлял даже не триумвират, а сразу 5 цезарей, каждый из которых не подчинялся другому.

По прошествии некоторого времени "старый лис" Максимиан, не поделивший первенство со своим сыном Максенцием, отправился из Рима пожить к зятю в Галлию. Однажды, когда Константин был в походе против франков, тесть распустил ложный слух о его гибели, надеясь захватить власть. Однако номер не прошёл, гарнизон в Арелате остался верен Константину. Несостоявшийся узурпатор скрылся, но бегал недолго. Конец был закономерен, но покончил ли он жизнь сам или в этом ему помог зять, остаётся загадкой. Скорее всего, второе.

Разобравшись с тестем, Константин принимается за шурина Максенция. Следует ряд успешных сражений. Его легионы выходят к Риму и готовятся к главной битве у Мульвинского моста. Но нечего не произошло, войска противника на поединок не явились. Максенций не вынеся позора, бросился с моста в столичный Тибр и утонул. Победитель беспрепятственно вошёл в Вечный город. В честь этого события была сооружена грандиозная тройная "арка Константина".

Далее следуют 11 лет противостояния с Лицинием за обладание единоличного правления. И вот в 324 году происходит решающее сражении во Фракии. Лициний терпит поражение и отрекается от власти в обмен на сохранение жизни. Так закончился 20-летний период гражданских войн. 18 сентября 324 года Константин был официально объявлен единым правителем ещё великой на то время Римской империи.

                Штрихи к портрету.  Константин I

Существуют предания, что:

- в 310 году во время прогулки по лавровым аллеям рощи Аполлона, Костантину привиделся и сам этот языческий бог Солнца;
- в 313 году в ночь накануне битвы с Максенцием ему во сне явился уже Христос, и велел начертать на знаменах и щитах воинов греческие буквы "XR";
- на следующее утро перед предстоящим сражением он видел в небе крест со словами: "Сим победиши";
- став единоличным правителем, Константин издаёт указ о свободе вероисповедания (Миланский эдикт). Он активно участвует в становлении новой религии, но крещение (почему-то?) принимает только на смертном одре;
- отбросив в сторону уже знакомые ему христианские заповеди о всепрощении, терпимости и любви к ближнему, он казнил сына Криспа по навету своей второй жены Фаусты. Она обвинила пасынка в попытке изнасилования;
- однако, немного поостыв, он понял, что это был, как сейчас принято говорить "банальный развод" Просто, зная вспыльчивый характер мужа, Фауста именно таким образом решила расчистить дорогу к власти своим собственным сыновьям. Император повелевает запереть "любимую" в жарко натопленной терме, т.е. бане. Как сами понимаете, её кончина была хотя и заслуженной, но как-то уж не по-христиански ужасной.

Итак, момент прихода Константина к единоличной власти оказался решающим в отношениях Рима, как государства и Христианства, как будущей религии для него. Однако в любом новом начинании, а тем более в таком, как смена богов, нашлось много противников. Римская знать упорно оставалась на позициях язычества, отстаивая представителей античного пантеона. К описываемому времени Рим постепенно перестаёт быть резиденцией императоров и считается столицей лишь номинально. Правители, опасаясь внешнего вторжения, вынуждены постоянно находиться на периферии. Такими городами становятся Трир в Германии, Милан в северной Италии и Никомедия в Малой Азии. Противостояние с римской знатью и стратегические интересы государства подталкивают императора к эмиграции.

Выбор падает на древний греческий город Византий на Босфоре. Старый город был значительно расширен, укреплён неприступными стенами и стал называться "Новый Рим". Однако это длится недолго и ещё при жизни императора город получает своё устойчивое имя "Константинополь" (он же позже Царьград и ещё позже Стамбул).

Для вновь образованной епархии император пожелал приобрести 50 экземпляров церковных первоисточников по Христианской тематике. Можно было бы выразиться и проще, - 50 экземпляров Библии, но этого религиозного сборника в нашем современном понимании тогда ещё просто не было. Точнее сказать Библейский фундамент уже существовал под именем "Септуагинта". Напоминаю, что это был перевод Священного Писания евреев на греческий язык. Его, как вы уже знаете, выполнили в Александрии-египетской 70 опытных иерусалимских лингвистов по приказу Птолемея Филадельфийского ещё в 3 веке (до Р.Х.). Данный труд предназначался для нужд многочисленной местной еврейской общины, члены которой начисто забыли родной язык после рассеяния (разбегания в разные стороны) из Ассирийского пленения. Так что с основанием "Книги из Книг" особых проблем не было. Оставалось только, как говорят сегодня выполнить ксерокопирование в соответствующем количестве и присвоить Септуагинте статус "Ветхого Завета". А вот литературное здание Новой Христианской религии предстояло ещё возвести.

Император Константин возлагает выполнение приказа о подготовке этих 50 "учебников" на своего главного религиозного советника епископа церкви Кесарийской Евсевия. И надо сказать, работа ему предстояла нелёгкая. Дело в том, что за 300 лет с момента казни Христа было написано огромное количество сочинений религиозного плана. Одних только Евангелий по тому региону гуляло около 50 штук. В качестве примера: "от Никодима"; "к Евреям"; "Протоевангелие Иакова"; "от Египтян"; "от Евионитов"; "от Петра"; "от Фомы"; "От Иуды"; "от псевдо-Матфея"; "Арабское Евангелие детства"; "от плотника Иосифа" и т.д. "Деяний апостолов" и их "Посланий" было сочинено не меньше. Так что литературная нива на данной почве колосилась надо сказать на редкость богатая. Вот её-то Евсевию и предстояло "сжать, обмолотить и просеять", отделив зерна от плевел.

После титанического труда задание императора было выполнено. Епископ отобрал и представил на утверждение императору и синклиту Отцов Ранней Церкви 27 религиозно-литературных произведений. Именно они, по его мнению, являлись истинно подлинными. Итак, соискателями на звание теоретических столпов Христианства должно было рассматриваться следующее:

4  Евангелия:  "от Матфея"; "от Марка", "от Луки" и "от Иоанна";

1  "Деяния Апостолов".  Авторство отдано евангелисту Луке;

21  "Послание Апостолов":

- "Иакова".  Автором принято считать Иакова Праведного, старшего пресвитера Иерусалимской церкви и родного брата Христа по плоти, т.е. по Матери;
- "1 и 2 Петра".  Автором признан бывший рыбак Симон Ионин. После призвания в ученики он получает от Христа другое апостольское имя "Кифа", что по-арамейски означает "камень, твердь". Для нас более знакомым является греческое звучание этого имени, - Пётр.
- "1, 2 и 3 Иоанна".  Написаны апостолом Иоанном Заведеевым, двоюродным братом Христа по женской линии, т.е. по родным сестрам, - Деве Марии и Саломии Заведеевой, его матери;
- "Иуды".   Послание принадлежит перу апостола Иуды,  младшему из 4-х родных братьев Христа;
- "14 посланий Павла".  Автором признан бывший ярый гонитель христиан Савл, ставший после преображения апостолом Павлом и по существу главным устроителем Церкви Христовой;

1 "Откровение" или по-гречески "Апокалипсис".  Авторство прочно закрепилось за апостолом-евангелистом Иоанном (Заведеевым), любимым учеником, другом и, как уже отмечалось двоюродным братом Христа.

Через 57 лет после смерти Евсевия состоялся Карфагенский собор 397 года, на котором были утверждены  и канонизированы эти 27 книг. Теперь они приобрели статус официального "Нового Завета". Правда, некоторые участники карфагенского заседания выразили сомнения по поводу подлинности авторства 5 посланий: Иакова; 2 Петра; Иуды; 2 и 3 Иоанна. Однако основная масса присутствующих священнослужителей при голосовании высказалась "за". Вот так, собственно говоря, мы сегодня и имеем то, что имеем. Всё же остальное богатое литературное наследие было официально признано "поддельными книгами и фальшивками еретиков". Прошу это запомнить, т.к. нам ещё предстоит к этому вернуться в других главах этой книги.

Итак, священство получило в свои руки практически законченный вариант Библии. Казалось бы, теперь не было препятствий для правильного "выпаса стада Господня". Оставалось только "главным пастухам" внять призывам Апостола Петра из его 1-го Послания, написанного в 66 году незадолго до своей мученической кончины. Хотя точных исторических данных нет, но согласно церковному преданию он был распят при императоре Нероне вниз головою (по своей же просьбе). За своё "тройное отречение" в ночь перед казнью Христа, он считал недостойным принять смерть, как его Господь.

Да, видно неспокойно было у апостола на душе, раз он такое написал. Чувствовал Кифа, что гордыня и властолюбие в церковных верхах победят христианские добродетели:

1 Петра 5.1-5  "…Пастырей ваших умоляю… Пасите Божие стадо, какое у вас. Надзирая за ним не принуждённо, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы…".

Однако римские пастыри исполнили это призыв с точностью да наоборот. Ждать второго пришествия Христа не стали. Славы и сопутствующих ей приятных атрибутов хотелось прямо сейчас, при этой жизни и побольше.

Дальнейшие события протекали в следующем порядке. Переезд Константина в Византию вовсе не означал, что Рим остался без новой религии. Император Феодосий, установив Христианство государственной религией своей империи, сделал членство в Церкви принудительным. С "заигрываниями" пора было заканчивать. Он насильственно подавил язычество и идолопоклонство. Теперь уже толпы Христиан проливали кровь и разрушали чужие храмы. Пришло время язычникам собирать некогда "разбросанные камни". В дальнейшем Отцы Церкви поймут, что принуждение намного эффективнее убеждения. И это станет догмой поведения Римского Католицизма на многие столетия. С этого момента начнут воплощаться в жизнь слова Христа:

Матфей 10.34  "… Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч…".

Да, именно меч. Ну, к примеру, меч конквистадора Кортеса (и не только), имеющий в рукояти символ Креста и заливший кровью индейцев всю Южную Америку. Процессы разграбления богатств континента и привития местному населению католицизма в римском понимании, происходили там одновременно и весьма эффективно. Сочетали так сказать полезное с приятным.

Святые Отцы присвоили императору Феодосию титул "Великий". Тем самым Церковь подчеркнула полное одобрение ухода от принципа добровольности принятия учения Христа новыми членами, и только после их духовноосознанного преображения. Так как это произошло на дороге в Дамаск, – шёл гонитель Савл, а пришёл после разговора с явившимся ему Христом, – апостол Павел.

В конце 4-го столетия исторически складываются 5 Христианских центров: Иерусалим (Палестина); Антиохия (Сирия); Александрия (Египет); Рим и Константинополь. Однако в 395 году прежде единая Римская империя распадается на Восточную и Западную. Распад государственности естественно сказывается и на делах церковных. Образовывается Римский (Западный) и Константинопольский (Восточный) патриархаты, которые постепенно станут практически независимыми друг от друга. Именно с этого момента Римские епископы и ранее претендовавшие на главенствующую роль в Христианском мире, станут и вовсе необузданными в своих имперских амбициях.

Краткое резюме.  Лев I.  Возглавлял Римский патриархат с 440 по 461 гг. при весьма слабом императоре Валентиане III, которому не повезло со временем царствования из-за непрекращающихся внешних вторжений. В 445 году Лев I добивается от императора официального признания за ним "божественного назначения архиепископом над всеми епископами" и объявляет себя владыкой всей Церкви. Считается первым, номинально получившим титул "Папы". За ним так же сохраняется пальма первенства на введение смертной казни для еретиков и обета безбрачия для священников. В 452 году он встречается с вождём гуннов Аттилой и в задушевной беседе уговаривает его не входить в Вечный город. И действительно Аттила уводит войска к себе за Дунай. Но что явилось истинной тому причиной, неизвестно. Существуют 2 версии:

- чума, которая набирала силу в рядах армии гуннов;
- "проклятие Вечного города", которому советники Аттилы придавали мистическое значение.
 
Дело в том, что в 410 году готы захватили Рим и основательно его разорили. Так вот их предводитель Аларих умер практически сразу после въезда в город. И хотя Аттила не входил в столицу, но жить ему оставалось всего лишь 1 год. Нет, болезни здесь вовсе ни при чём. Просто спящего "разрушителя Европы" банально прирезала одна из его ревнивых и многочисленных жён. Надо полагать, повод был.

Как бы там ни было, но случай с Аттилой поднял рейтинг папы Льва в глазах императора и народа на очень высокий уровень. Именно поэтому он добился одобрение всех своих фантазий в плане церковной власти.
 
Однако Вселенские соборы, состоящие из представителей остальных патриархатов, собирающихся для решения насущных вопросов Церкви, ещё сдерживали Рим. Как ни старался Римский понтифик, но Халкидонский собор 451 года дал Константино-польскому патриарху равные с ним права. Все недовольные поведением римского священства постепенно склонялись под крыло Константинополя, более умеренного в вопросах притязания на власть. По существу происходило первое разделение единой Церкви Христовой на два противоборствующих лагеря.

Могло ли быть по-другому? Скорее всего, - нет. Западная церковь строила себя по образу и подобию Римской имперской государственности, привыкшей подчинять себе всё и всех. Дух властолюбия одержал верх над светлыми принципами Новой религии и это дорого обойдётся Европе (и не только). Великий Рим, хотя и принял Христа, но сделал из Церкви могущественную политическую и финансовую организацию, извратив основные постулаты Его учения.

Именно в это время на свет Божий появляется грамота, носящая название "Дарения Константина". В ней говорилось, что император, переезжая в Византию, передал всю полноту как светской, так и церковной власти над западной частью империи папе Сильвестору. Эта привилегия, как утверждал Рим, автоматически переходила и к его приемникам. Таким образом, выходило, что стремление римских понтификов к единоличной власти якобы не было беспочвенным, а имело правовое обоснование. Но данная грамота оказалось фальсификацией, что было доказано итальянским учёным Лоренцо Валла в середине 15-го века в его работе "О даре Константина". Однако дело своё, этот подлог всё же сделал.

В середине 7-го столетия ситуация обостряется ещё сильнее. В силу вступают форс-мажорные обстоятельства в лице непреодолимой тогда (да и теперь тоже) силы. Из жарких пустынных просторов Аравийского полуострова стремительным потоком вырывается новая религия Ислам, тогда получившая название Магометанство. Её создателем явился араб Мухаммед (570;632 гг.), объявивший себя пророком единственно правильного Бога Аллаха. Под его зелёные знамёна объединились огромные силы кочевых арабских племён. За 77 лет (634;711) ими были покорены: Сирия; Палестина; Египет; Персия; Северная часть Африки и Испания. На этих территориях происходила поголовная исламизация местного населения. Вопрос, некогда мучавший первых Апостолов обрезать или не обрезать язычников принимающих христианство, был просто решён кривым мечом бедуина в пользу первого.

Для примера, как либерал-демократично это происходило у христиан. Дело в том, что вначале учение Христа проповедовалось только среди евреев или тех, кто согласно закону Моисея совершил обряд обрезания крайней плоти (сами понимаете где). Эти последние назывались прозелитами и им разрешали исповедовать новую религию. Но когда язычники (в глазах евреев) из соседних с Палестиной государств потянулись к Христианству, встал вопрос и об их крайней плоти. От решения этой дилеммы зависело, как много народа приложиться к Господу. Около 50-го года апостолы собрались на своё 1-ое Собрание под председательством Иакова (Праведного), пресвитера Иерусалимской христианской общины (Деяния 15.1-30). Он вёл это собрание и его голос был решающим. Дебаты между собравшимися были жаркими, и вариантов предлагалось много. Точку поставил председательствующий, предложивший компромиссное решение, - евреев обрезать, а остальных, – по их желанию. В конце концов, все присутствующие поняли, что лучше иметь в своих рядах необрезанных членов, чем не иметь их вовсе. На том и порешили. Вот так безболезненно врата Христианства были открыты для всех. В дальнейшем общие собрания священников станут нормой и все вопросы, связанные со строительством Церкви будут решаться на так называемых Вселенских Соборах. Однако вернёмся к нашей основной теме.

В результате исламизации покорённых территорий были потеряны 3 основные епархии, изначально являвшиеся колыбелью Веры Христовой: Палестина, Сирия и Египет. Теперь Константинополь остался без своих союзников в борьбе с Римскими притязаниями на единоличную власть. Так начиналось великое противостояние "tet а tet" Западной и Восточной Христианских Церквей. И вот в середине 9 века Римский папа Николай I отлучает Константинопольского патриарха Фотия от управления Церковью. Этот делает то же самое, но каждый остаётся хозяином в своей вотчине, на этот раз уже окончательно самостоятельной.

Один хотел царствовать, другой не хотел подчиняться. Вот так Церковь развела солдат единой армии Христа по разным "окопам". А солдатам положено иногда воевать, они для того и существуют. Именно таким образом возникло "2 переулка" на прямой до этого стезе Христианства: Римокатолицизм и Грекопровославие. Теперь их пути начнут всё больше и больше расходиться. Высшее Духовенство и тех, и других сделает всё, чтобы простые люди, верящие в одного и того же Бога, читающие одну и ту же Библию стали по существу врагами.

До разделения Церкви прошло 7 общих Вселенских соборов и их решения признаются Православием. А вот на 8-ом Константинопольском 869 года и произошло открытое противостояние церковных "генералов". Окончательный и бесповоротный раскол Церкви сформируется к 1054 году. После 8-го Константинопольского собора Восточная Церковь стала решать свои проблемы на так называемых Поместных соборах, совершенно не принимая во внимание решения соседей, которые вели себя точно также.

Со 2-ой половины 9 века Рим вступает в наиболее омерзительный период папства, который носит название "Полночь Средневековья". Это началось при Адриане 2 (867;872) и длилось до возложения папской тиары на голову Григория 7 (Гильдебранта 1073;1085 гг.). Здесь было всё, что только мог придумать "падший ангел": аморальность, взяточничество, продажность, кровосмешение, неслыханные обогащения и бесчисленные убийства.

Временной интервал в 59 лет (904;963) носит в истории Католической церкви название "Власть проституток". Дела в том, что папа Сергий 3 (904 ; 911) имел неосторожность завести себе любовницу Марозию. Она вместе со своей сестричкой и мамашей Феодорой перебирается в папский дворец. Данная троица устроила из апартаментов понтифика настоящий публичный дом, меняя как перчатки любовников, а в промежутках обзаводясь незаконнорожденными детьми.

После кончины Сергия 3 Марозия поочерёдно возводит в сан папы своих дружков: Анастасия 3 и Ландона. Затем её стареющая мамаша Феодора для своих утех выписывает из Равенны священника и назначает его папой под именем Иоанн 10. Он занимает дворец целых 14 лет. Марозия, сочтя это наглостью со стороны маменьки, в корне меняет ситуацию. Она попросту придушила папу Иоанна в тёмном коридоре и посадила на его место своего Льва 6 (только май ; декабрь 928 г.). Столь короткое правление по всей вероятности, было вызвано слабым исполнением, данным Львом своих священных (мужских) обязанностей. Его на 3 года подменяет Стефан 8.

Однако к этому времени успевает подрасти свой собственный Марозии незаконно-рожденный сынок от папы Сергия 3. Он родился в 906 году, а на момент вступления в должность папы ему было уже целых 15 лет. Для своих побочных деток заботливая Марозия заранее выкупила графский титул под звучным именем "Тусколо". Так юный граф на 5 лет становиться папой под именем Иоанн 11. Но его карьеру обрывает Альберих, другой отпрыск Морозии то ли от Сергия 3, то ли от одного из многочисленных святых отцов, бродивших по тёмным коридорам папского дворца. Альберих сопроводил 20-летнего брата-папу в тюремный подвал, а что бы ему было не совсем одиноко, туда же была направлена и их маменька. Из этой кельи в возрасте 29 лет Иоанн 11 и отправился на небеса.

За это время Альберих, решив поправить финансовое положение, назначает (очень не бесплатно) 4-х пап: Льва 7 (936;939), Стефана 9 (939;942), Марина 2 (942;946) и Агапита 2 (946;955). Однако к этому времени его собственный сын граф Оттавиан Тусколо уже имел за плечами 18 лет и должность кардинала. В 955 году заботливый отец украшает голову сына тиарой. Так внук Марозии становиться на 9 лет понтификом под именем Иоанн 12.

Краткое резюме.  Иоанн 12 (955;964).  Был виновен практически в каждом преступ-лении, существующем в "перечне Дьявола". Превратил папский дворец в откровенный бордель. Наставил рога своему папаше, открыто живя с его любовницей. Насиловал девственниц, не пренебрегал вдовами и просто замужними женщинами. Один Орлеанский епископ назвал его "чудовищем греха, воняющим кровью и грязью, антихристом, сидящим в храме Бога".

В 963 году священство, ужаснувшееся от им творимого, избирает своего папу Льва 8 (963;965). Почти год они сосуществуют вместе. И здесь Иоанну не повезло, его прирезал муж одной из многочисленных любовниц. На освободившееся свято место клан блудниц сажает Бенедикта 5 (964;966). Папа от священства Лев 8 выходит с ходатайством к императору Оттону I, и с июня 964 года Бенедикт 5 будет считаться официально отстранённым от святой должности. Но это папское противостояние продлиться ещё почти 2 года

На этом период власти блудниц заканчивается. Но начинается "Эра симонии", т.е. покупка (и перекупка) папства за деньги. В течение последующих 110 лет (963;1073) будет следовать чехарда назначений из 30 законных и не очень понтификов. Их правление в плане морали и всего остального мало чем отличалось от предыдущего периода. Вот несколько ярких примеров.

Бенедикт 7.  В июле 974 году купил должность папы, освободив от этого бремени Банифация 7, который правил всего-то 1 месяц. А кем же был в миру этот Бенедикт, носивший папский головной убор почти 9 лет? Так вот он происходил из славного графского рода Тусколо, основанного блудницей Марозией и давшего католической церкви не одного понтифика.

Затем следует очередь Иоанна 14. Однако уже бывший и отстранённый 10 лет назад Банифаций 7 убивает Иоанна 14. Правда посидеть в папском дворце ему доведётся только 9 месяцев. Ну не везло человеку, что уж тут скажешь!

В 1012 году на целых 12 лет папой Бенедиктом 8 становиться ещё один предста-витель рода блудницы Марозии, - граф Теофилакт 2 Тусколо. Затем его на 8 лет сменяет Иоанн 19.

К этому времени племяннику Бенедикта 8 графу Теофилакту 3 Тусколо исполняется целых 12 лет. Так появляется новый понтифик, - Бенедикт 9.  Мальчуган оказался настолько способным, что вошёл в историю, как один из самых худших пап. В своей любовной (и не только) греховности он превзошёл своего предка Иоанна 12. Для личного обогащения он даже приказывал грабить паломников, приходивших в Рим на могилы многочисленных (к тому времени) святых мучеников. Уже 24-летнего Бенедикта смещает Сильвестор 3, но всего на 2 месяца. Бенедикт раскошеливается и снова занимает папский дворец, однако как оказалось на тот же срок. Масть перебивает Григорий 6 (1045;1046).

Но здесь в дела церковные решает вмешаться, наблюдающий со стороны император Генрих III. Он, не найдя среди римских священников ни одного более менее порядочного, назначает папой своего германского епископа. Так появляется Климент 2 (1046;1047). Почему так мало? А потому, что экс-папа Бенедикт делает 3-ю попытку, и снова каким-то образом становится официальным понтификом. Правда, тоже только на год. На этот раз возмущённые его ужасным поведением простые римляне вынуждают 28-летнего Бенедикта 9 с позором бежать из Вечного города.

Григорий 7 (1073;1085), он же Гильдебрант прерывает эту папскую вакханалию и проводит реформу. Она имела своей целью вырвать высшее духовенство из блуда и упразднить покупку церковных должностей за деньги. Дело в том, что европейские монархи на тот момент были (ещё) выше духовенства, и продавали церковные должности, назначая цену. Теперь же деньги уплывали, и император Германии Генрих IV решает привести Гильдебранта в чувство.
 
Начался 100-летний период войн между папскими и императорскими армиями. Европа захлебнулась в крови. Однако Церковь оказалась сильнее и одержала полную победу. Иннокентий III (1198;1216) подчинил всех Европейских королей и присвоил себе титул, - "Наместник Христа, повелитель Церкви и Мира". И ещё одно богоугодное дело было его детищем. Он дал жизнь "Святому учреждению", а проще говоря, - инквизиции. Европа на целых 500 лет осветилась заревом костров, на которых сжигали еретиков, осуждённых церковными судами. А их имущество затем делилось между Церковью и Властью. До гениальности просто: "донос – арест – пытка – признание – суд – костёр". Церковь судит, власть сжигает, а деньги "по процентовке" согласно договорённости.

Всё это делалось под лозунгом "во имя Бога и на благо Церкви". Вот вам "возлюби и не убий", не говоря уже обо всех остальных светлых лозунгах Сына Божьего.

Быт. 8. 20,21  "… И устроил Ной жертвенник Господу… и принёс вовсесожжение… И обонял Господь приятное благоухание…".

Честно говоря, запах горелого мяса и шерсти жертвенных животных не очень благоуханная вещь, но здесь у каждого свои вкусы. Может поэтому, и стали появляться средневековые костры инквизиции, а позже крематории концлагерей, как знать?

Теперь перейдём ко второму расколу, на этот раз внутри Католицизма. Всё творимое официальной Церковью не могло не вызвать протест среди истинно верующих, как прихожан, так и священников. Этот папский нарыв должен был лопнуть, вызвав к жизни силы самоочищения. И это произошло. Около 1200 года на юге Франции, северной Испании и Италии появились общины так называемых "Альбигойцев" и "Вальденсов". Приверженцы этих течений считали, что только сказанное в Библии должно являться нормой Веры и определять устои их жизни. Они полностью отвергали папские постановления, отказались от духовенства, искоренили поклонение святым и иконам. В 1208 году папа Иннокентий 3 организовывает против них крестовый поход, в результате эти оба движения были практически уничтожены.

Через 200 лет в Богемии благодаря проповедям ректора Пражского университета Яна Гуса, начинается новая волна религиозного сопротивления. Его последователи также считали, что Библия выше догм и постановлений порочно-развращённой официальной Церкви.

События в Богемии совпали с так называемым "Великим расколом", в результате которого образовался триумвират с резиденциями понтификов в Риме, Авиньоне и Пизе. Для устранения этого парадокса, а заодно и Яна Гуса был созван Собор в Констанце. А теперь познакомимся с одним из пап, приехавших на этот церковный синклит.

Краткое резюме.  Иоанн 23.  Неаполитанец, потомок древнего патрицианского, но обедневшего рода графов Беланте. В миру Балтазар Косса. С 13 лет вместе со старшим братом Гаспаром промышлял пиратством на Средиземном море. Скопив деньжат и по настоянию матери начал изучать право в Болонье. Однако своим поведением (дуэли и любовницы) этот школяр достал инквизицию так, что был приговорён к сожжению. Убив двух надзирателей, бежал из тюрьмы и снова подался в пираты. "Корсарил", правда не долго, вскоре был арестован и заключён под стражу. К этому времени папе Урбану 6 понадобился именно такой бесшабашный флибустьер, и он делает Балтазара командующим своими войсками. При папе Банифации 9 наш герой становиться кардиналом. Во время появления раскольников в Пизе примкнул к этой группировке. После весьма загадочной смерти их папы Александра 5 примерил его тиару.

А теперь вернёмся на Собор в Констанцу. Первым делом собравшиеся святые отцы единогласно отправили на костёр Яна Гуса. Затем потребовали отречения у трёх пап, что бы затем перейти к централизованному правлению. Двое дали согласие, а бывший пират, не желая терять титул "наместника Бога" сбежал к Фридриху 4 Австрийскому, надеясь на его покровительство. Участникам Собора пришлось приступить к процедуре заочного низложения Иоанна 23.

Против него были выдвинуты 74 обвинения, из них 24 председательствующий не решился зачитать публично. Ему в вину вменялось: отравление папы Александра 5; изнасилование монашек (оптом и в розницу) общим числом 300; занятие гомосексуализмом с монахами; связь с женой брата; продажу епископских должностей; личное участие в пытках жителей Болоньи и Рима; отрицание неизбежности Божьего суда и загробной жизни.

Ещё на одном пункте обвинения остановимся отдельно. Балтазар был виновен в растление целой семьи своих же родственников, в том числе и 14-летней внучки Диноры. Их связь продолжалась несколько лет. Затем она по настоянию деда-любовника попадает в качестве наложницы к его политическому противнику. Далее следует отравление обоих.
 
Как понимаете это далеко не полный перечень заслуг Балтазара. В конце концов, при содействии императора Сигизмунда, беглого папу схватили и препроводили в тюрьму Мангейма. Проведя там несколько лет, он подкупает парацельского курфюрста и выходит на свободу. Далее следует встреча с папой Мартином 5, снова подкуп и должность епископа в Тускулоне.

Ещё один интересный момент, имевший историческое продолжение. Перед первыми бегами с Собора в Констанце, Косса отдал своё огромное состояние на хранение в фларентийский банкирский дом Медичи. И вот теперь пристроившись кардиналом, он потребовал денежки вернуть, но в ответ услышал приблизительно следующее: "Это состояние папы Иоанна 23, вот пусть он и приходит, причём здесь кардинал?". Так деньги бывшего пирата и святоши финансово укрепили "род Медичи", который в скором историческом будущем начнёт управлять Францией. Как здесь не вспомнить: "… Воланд, внимательно поглядев на Маргариту, заметил как бы про себя: "Да…! Как причудливо тасуется колода!".

Однако вернёмся к нашему герою. Всему приходит конец и вот в возрасте 54-х лет, поизносившийся от такой бурной жизни Балтазар Косса, снова отправился на суд, но уже Божий. Он был похоронен во Флоренции. Так вот, её правитель Козимо 1 Медичи раскошелился, надо полагать из денежек самого почившего на обустройство могилки, и поставил над ней часовню.

После смерти Коссы более чем 500 лет ни один понтифик не брал себе имя "Иоанн", считая его опозоренным. Но в 1958 году кардинал Ронколи, возложив на голову тиару, взял себе данное имя и с тем же порядковым номером. Этим Церковь хотела показать, что первый Иоанн 23 был одним из многочисленных антипап и вообще о нём не следует даже вспоминать. Но как прикажете забыть, если на его надгробной плите красуется позолоченная бронзовая маска, герб понтифика, высеченные из мрамора кардинальская шапка и папская тиара. Кстати надпись на плите гласит, что там похоронен вовсе не проходимец и пират, а: "Здесь покоится прах Балтазара Коссы, бывшего папы Иоанна 23". Вот такое значит забвение по-церковному, - там своих не бросают.

В отношении использования имени "Иоанн". Теперь папы, желающие его взять, обязательно добавляют к нему и второе. Ну, к примеру, "Иоанн Павел". Теперь давайте вернёмся к основной теме.

Через 100 лет после описанных выше событий, на дверях небольшой церкви в Виттенберге появятся "95 тезисов", которые позже приведут к расколу внутри Католической церкви и появлению Протестантства. Их автором был Мартин Лютер (1483;1546), сначала студент, затем монах и снова университет в Виттенберге, но уже в качестве преподавателя. Его проповеди, направленные против папства, всколыхнули всю Германию. Лютер отлучается от Церкви и согласно её указу, был обязан явиться на Собор в Вормсе для покаяния. Но он публично сжигает эту "церковную повестку" и полностью игнорирует своё заочное осуждение. Благодаря помощи друзей среди молодой германской знати, которым диктат церковников также изрядно надоел, Лютер скрывается от преследования. Всё это время он продолжает проповедническую деятельность. В результате все мелкие княжества северной части Германии принимают Лютеранство. Папа Павел III организовывает крестовый поход на север Германии, но 9 лет упорной борьбы не приносят Риму победу. Мир, заключённый в Авсбурге по существу знаменует собой официальное рождение "Протестантства". Вот так появился ещё один "переулок" на уже и без того непрямой "стезе Господа".

Было бы наивно думать, что Католицизм отступит без дальнейшей борьбы. Испанец Игнатий Лайола создаёт безоговорочно преданный папе "Орден Иезуитов". Их основной целью являлось уничтожение ереси в любых её проявлениях, что как нельзя лучше подходило в борьбе с Протестантством. Европа входит в период 100-летнего военного противостояния двух ответвлений Христианства. И задачу свою иезуиты практически выполнили. Испания, Франция. Германия, Голландия, Австрия и Польша стали их сплошным эшафотом. Количество жертв не поддаётся исчислению и всё это делается под девизом – "Всё во славу Бога".

Пример, думаю знакомый всем. Французские католики-иезуиты, отмечая свадьбу принцессы Марго и Генриха Наварского, решили заодно помянуть и святого Варфоломея. По данным различных источников они прирезали от 30 до 70 тысяч своих протестантов (гугенотов) в "тихую Варфоломеевскую ночь" 24 августа 1572 года. Папа Григорий 13 недавно примеривший тиару, в честь такого богоугодного события отслужил благодарственный молебен. А вдохновительницу данной акции королеву Франции Екатерину из славного дома Медичи он наградил юбилейной медалькой "Золотой Розы". Кстати, в 1585 году он ввёл в действие новый календарь, заменивший Юлианский и теперь, носящий его имя.

В результате дальнейшей проведённой орденом иезуитов работе, юг Европы был очищен от сторонников реформаторского движения. За 30 лет (1540;1570) в общей сложности было уничтожено около 1 млн. человек. Но в странах северной части Европы новое направление Христианства укоренилось окончательно. Рим терял территории своего влияния ещё и потому, что светской власти в лице королей уже довольно просвещённой Европы, порядком надоело такое плотное папское опекунство.

Французская революция 1789 года практически искореняет духовенство в этой стране. Наполеон Бонапарт, заняв престол, восстановил Церковь, но полностью избавился от политического влияния папства в подчинённых ему государствах Европы. Не тот человек был маленький корсиканец, что бы с кем-то делить власть.

В 70-х годах 19 века под шумок войны между Германией и Францией король Италии Виктор Иммануил присоединяет папское государство к своему. Так наступил унизительный, но закономерный конец власти тех, кто более 1000 лет решал судьбы Европы. Это произошло, когда папскую тиару носил Пий 9 (1846;1878), который приказал католикам игнорировать власть светкую и подчиняться только ему. Но это уже ничего не могло изменить, - время правления римских понтификов в Европе ушло.

В наши дни папское государство Ватикан расположено на 40,47 гектарах Римской муниципальной земли, но его хозяин является главой 350 млн. верующих католиков. Теперь папы "усердно пасут стадо Господне", в отличие от своих предшественни-
ков, предпочитавших это стадо "жарить".

Любой нормальный человек, совершивший проступок, после осознания содеянного, должен придти к покаянию, а тем более человек верующий. Покаяние является первым шагом к церковному прощению греха. Впервые узнающий обо всём, что совершено папством за время их безраздельного правления, приходит в состояние шока. Затем, он задаётся закономерным вопросом: "А не стоит ли хотя бы принести извинения за своих предшественников, господа в папских тиарах?". Но вопрос этот повисал гласом вопиющего в пустыне. Никаких извинений, а тем более покаяний от римских понтификов в ближайшем обозримом будущем не предвиделось. Почему? А потому, что с 1870 года папы "привиты" на непогрешимость.

Эта идея витала в коридорах их дворцов давно, и хозяева этих апартаментов старались претворить её в жизнь при каждом удобном случае. Это полностью освобождало бы их от коллегиальных решений Соборов. Но до Пия 9 этот номер не проходил. И хотя при нём был потерян диктат над королями, но приобретена власть над Вселенскими соборами. Правда, поздновато, но это всё же лучше, чем никогда. Дело было так.

Сначала папа Пий бросает епископам пробный шар в виде своей "Доктрины о непорочном зачатии Девы Марии". Небольшое пояснение. В 431 году на 3-ем (Эфесском) Вселенском Соборе был принят догмат "О непорочном зачатии Девой Марией Иисуса Христа от Святого Духа". Теперь же в связи с достигшим в католических странах апогея культа Мадонны, данный папа решает ввести новый догмат "О непорочном зачатии Девы Марии". Это предполагало, что зачатие Марии её матерью Анной также произошло непорочно. Таким образом, Мадонна номинально становилась бы "Дщерью Господней". Ну, вот пришла папе такая блажь, что уж тут поделаешь!? Окончательное решение по такому важному вопросу могло быть принято только Высшим органом Церкви, но епископы утверждают предложенное без его созыва. Может, поленились, может некогда было, но что-то помешало собраться. Тогда Пий 9 понимает, что время пришло. Теперь он сам (в приказном порядке) созывает Ватиканский 1890 года Собор и, преодолев слабое сопротивление участников этого синклита, практически навязывает им принятие указа о "Папской непогрешимости". С этого момента понтифик, говорящий со своего рабочего места, т.е. с кафедры сам определяет доктрины Веры и Морали. Никаких дальнейших согласований не предусмотрено, и эти определения являются неизменными.

Ну, а что же осталось Высшему Духовенству? Практически ничего. Теперь они, запертые в покоях Ватиканского дворца, могут в жарких дискуссиях избирать нового умудрённого опытом (и годами) "наместника Христа" после кончины предыдущего. А почившего единодушно и, иногда с нарушением установленных когда-то сроков причислять к лику и без того многочисленных святых.

Нет, никаких извинений от непогрешимых римлян не предполагалось, пока хозяином Ватикана не стал поляк Кароль Войтыла, получивший имя "Иоанн Павел 2". За 456 лет он стал первым римским понтификом не итальянского происхождения. Не будучи ещё священником, будущий папа прошёл со своим народом через все ужасы войны и воочию знал, что такое насилие, кровь и несправедливость. Он первый из хозяев Ватикана, кто официально признал вину Католической Церкви перед другими конфессиями и туземным населением.

Теперь немного о "соседях по Вере", шагающих по другой христианской стезе. Православию удалось избежать сильных кровавых перипетий в процессе своего роста и взросления, однако костры пылали и здесь. В середине 17 века царь Алексей Михайлович вместе со своим патриархом Никоном решили сделать Москву центром православия, так сказать "Третьим Римом". Для этого встала необходимость сблизиться с греческой Церковью, перенявшей пальму первенства в плане власти от уже отуреченной Византии. Греки настаивали на проведении реформ, т.е. было необходимо исправить изрядно накопившиеся ошибки дьяков-переписчиков в церковных книгах, притереть стандарты в иконописи и обрядах. Никон со свойственным ему мордовским упрямством взялся за дело и реформа пошла. Теперь подстраиваясь под греков, необходимо было:

- крестится 3-мя пальцами вместо 2-х;
- поклонения Богу отдавать не земными поклонами, а только поясными;
- петь "трегубую аллилуйю", т.е. три раза вместо двух;
- мимо алтаря ходить не по солнцу, а против;
- имя Христа писать "Иисус", а не "Исус";
- все старые книги и иконы необходимо было уничтожить.

Но здесь "встало на дыбы" общество ревнителей древнего благочестия, членом которого ещё недавно был и сам патриарх-реформатор. Начали бунтовать почти все слои общества. В 1654 и 1656 годах созываются Соборы, где противники греческих нововведений с горы Афон, отлучаются от церкви и ссылаются, сами понимаете куда. Непримиримо-ярых по западному образцу жгли или по родному обычаю, сажали одним местом на кол. Так бывший придворный священник протопоп Аввакум, проведя 14 лет в земляной тюрьме, в конце концов, отправился на костёр. Но в рядах священнослужителей таких патриотов старого было мало. В результате образовался дефицит, и начали появляться "раскольники-беспоповцы". И если протестанты отказались от услуг порочного священства по вполне идейным соображением, то здесь просто некому было взять в руки кадило.

В Сибирь, вслед за боярыней Морозовой и княгиней Урусовой начал подаваться и простой люд. Так в тайге появляются старообрядческие скиты. При проведении царскими опричниками карательных мероприятий, обитатели таких деревень устраивали акты самосожжения. Так что костры пылали и у православных, но как вы сами понимаете, это выглядело просто забавой по сравнению с "пиротехническими играми" настоящих мужчин в сутанах.

В наше время Православие насчитывает около 150 млн. верующих, уступая по численности, как католикам, так и протестантам с их 210 млн. прихожан. Многие моменты в богослужении Восточной и Западной церквей весьма схожи. Но в мирских делах православным батюшкам дали больше послаблений, к примеру, им официально разрешено иметь матушку.

В следующей главе мы рассмотрим ещё один важный момент. Дело в том что, удаляясь по оси времени от Новозаветных событий, обе Церкви всё больше уходили и от важных положений Христианства. В свои Веры они привнесли огромную массу элементов из языческого прошлого своих (и чужих) народов.


Рецензии