Тайны и мифы святых писаний. Н-Зав. Гл. 2

               
         Глава 2

   Языческие импровизации
        Церкви
 
     Дети! Храните себя
     от идолов. Аминь.
               
        Иоанна  5. 21

Из предыдущей главы вы уже знаете, что при императоре Константине I Великом Христианство прочно и навсегда стало религией самой могущественной на то время Римской империи. Божественно-семейные кланы греко-римского пантеона были
свергнуты с небесного Олимпа. Это же случилось и с другими многочисленными богами, которые пришли в Рим с необъятных просторов покорённых земель.

По идее, всё это должно было кануть в реку забвения "Лету". Но оставались величественные храмы и прекрасные статуи: Юпитера, Аполлона, Венеры, и Диониса, правда, уже частично разрушенные христианами. Произведения великих древних поэтов, воспевших своих богов и античных героев, совершающих подвиги в их честь, не могли быть так просто вычеркнуты из памяти людей. Великая культура Греции и Рима имела право на равных спорить с еврейским религиозно-историческим эпосом, - Священным Писанием.

Культура, конечно же, поспорить могла и прошедшие до наших дней века, это прекрасно доказали. Однако Христианство, воздвигнутое на фундаменте древней иудейской веры, без всякого сомнения, было уже выше и актуальнее многочисленных местных религий. За 1600 лет перед описываемыми событиями, фараон Аменхотеп IV насильственно ввёл в Египте культ Солнечного бога "Атона". Но тогда этот революционный переход к единобожию не удался. "Диск Солнца" не смог победить многочисленную когорту египетских богов, - рановато было. А вот учение Сына Божьего, пришедшее в Рим с первыми еврейскими апостолами ещё при Нероне, теперь по прошествии трёх веков навсегда низвергло небожителей Олимпа в "Аид".

Победа Христианства стала закономерным эволюционным итогом в борьбе "моно" и "политеизма".

Екклесиаст 3.1-8  "… Всему своё время, и время всякой вещи под солнцем…  время насаждать, и время вырывать посаженное;… время разрушать, и время строить; время разбрасывать камни, и время собирать камни…".

Однако учение Христа, проповедуемое в том регионе Его первыми учениками и их последователями, со временем начало претерпевать видоизменения, а точнее, - искажения. "Новый Завет" привитый на языческие римские и греческие корни, дал свои плоды под названием: Католическая Вера и Вера Православная. Христианское Учение и получившиеся впоследствии Христианские Веры это далеко не одно и то же.

Если образно принять Учение-первоисточник за каркас создаваемой скульптуры, то Вера и есть сама скульптура, родившаяся под умелыми (или нет) руками мастера. Он набрасывает мягкую глину на основании и затем в зависимости от своих фанта-
зий и способностей где-то убирает излишки, а где-то и добавляет. Каркас же не виден, он скрыт внутри и каким он был, знает уже только ваятель. Зато нашему вниманию предстают во всём великолепии пышные формы изваяния. Правда, иногда они весьма далеки от совершенства, если конечно работал "не Микеланджело". Хотя великий Буонарроти, имел дело не с мягкой глиной поддающейся многократным переделкам, а с твёрдым камнем, не прощающим скульптору даже малейших ошибок. Мрамор сам и есть основа и ему не нужен никакой каркас.
 
Может, не зря Христос назвал рыбака Симона – "Кифа" (твердь)? И именно апостол Пётр стал тем основанием, на котором воздвиглась первая Церковь, пришедшая с ним в Великий Рим.

Время неумолимо безжалостно ко всем и как сами понимаете, первых ваятелей не стало. Ушли в небесные чертоги Петр, Павел и остальные еврейские первопроходцы Веры Христовой. На вахту заступили свои местные "воятели-устроители", лучше знающие, что нужно их стаду. Католическая Вера постепенно стала вбирать в себя элементы греко-римского язычества, дополняя всё это ритуалами франко-брито-германских варваров и прочих вандалов дикой на то время Европы. Православие же попало под сильнейшее влияние скифо-славянского язычества.

Не будем голословными и проанализируем некоторые моменты, появившиеся у этих обеих Христианских Церквей.

1. По образу и подобию религиозной еврейской знати, выделившейся из Левитского сословья, создаётся своё Христианское священство со сложной иерархией. Данная прослойка присваивает себе исключительные права посредничества в общении прихожан с Богом. А посредники, как известно, в любых областях деятельности имеют свой и довольно неплохой процент. Встать между человеком и Богом при их общении, - было, есть и будет основным занятием служителей культа всевозможных верований во все века. Извините за банальность, но таковы законы бизнеса.

Богослужения, которые в начале становления Церкви Христовой были простыми и скромными, превратились в тщательно отрепетированные и величественные церемонии. Теперь службы в христианских храмах всё более напоминали театральные действа или пышные священно-обрядовые церемонии языческих жрецов. Изменилось ли что-нибудь на протяжении веков? Зайдите в любой не периферийный храм во время праздничного богослужения. Особенно при участии в нём Высших лиц Церкви или посмотрите тоже по телевидению. Думаю, вывод напросится сам собой.

А вот, как Сын Божий видел для последователей Его учения процедуру их общения с Богом:

Матф. 6.5-8  "… когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми… Ты же… войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему… Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у него...".

Ну, как, чувствуется разница? Думаю, - да. И обратите внимание, что в данном моменте нет никаких посредников, берущихся довести до Всевышнего просьбы прихожан согласно поданным записочкам. Есть только Он, вы, и молитва.

2.  Римские понтифики, поправ всякие понятия о греховности гордыни, без всякого зазрения совести присвоили себе титул "Наместника Христа".

Таким образом, папы перевели себя из ранга слуг божьих в Его заместители, став "Первыми после Бога". Крайняя степень нескромности, граничащая с кощунством! Ну, раз вы так высоко летаете, то явите на деле свои божественные возможности, - творите чудеса. Исцеляйте хромых, слепых и прочих страждущих, как это делал Он. Докажите на деле свою Святую избранность. А вот это как раз и не получается, хотя понимая всю иллюзорность своего титула, никто из них за чудеса не брался и думаю не возьмётся.

3.  Исповедующим Иудаизм истинное имя "Бога Творца", а применительно к Христианству "Бога Отца" запрещалось даже произносить. Оно заменялось определёнными словами, так сказать синонимами: "Адонай" (Господь), "Элогим" (Бог) или "Саваоф" (Бог Воинств). Однако бывшие греко-римские язычники, не впитавшие с молоком матери "Священное писание", являющееся фундаментом их новой религии, считали себя избавленными от данных строгостей. Они хотели по старинке не только "поминать всуе" имя Создателя, но и Его "лицезреть". Ну, привыкли они к этому, что уж тут поделаешь. И священство, отвечая чаяниям, пошло народу навстречу, отступив от основ.
 
Начали в изобилии появляться различных размеров изваяния Христа, Мадонны с младенцем, раки с мощами мучеников и, конечно же, - иконы. Теперь эту земную атрибутику можно было, и увидеть, и потрогать. Но одновременно всё это стало требовать почитания и самое главное, – поклонения. Немного Ветхозаветной истории.

В 3-й день 3-го месяца по исходе евреев из Египта, Моисей был вызван на одну из гор Синайского хребта для беседы, где получил от Бога 10 заповедей. Именно они должны были стать основой поведения для вышедшего из Египетского рабства народа и будущих его поколений. Строжайшее исполнение данных Божьих указаний гарантировало Его благосклонность. В числе полученных, была и заповедь носящая порядковый № 2. Цитируем первоисточник:

Исх. 20.1-12  "… И изрёк Бог… Я Господь, Бог твой… Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу… не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь Бог твой… творящий милость до тысячи родов любящим меня и  Соблюдающим заповеди Мои… ".

Создатель ясно даёт понять и приказывает всем, что поклоняться следует только Ему. Никакого отвлечения внимания на сторону быть не должно. Причём за такую преданность Он обещает долгосрочную милость.

А теперь прочтите как в православном "Законе Божьем" трактуется постановление 7-го Вселенского собора 787 года, созванного в целях борьбы с "иконоборческой ересью". Присутствующие там 367 святых отцов единогласно постановили:
"… Поставлять и полагать в св. храмах…  святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу, Божией Матери и Святым, на них изображённым…".

Создатель, говорит:
"… Не делай себе кумира и никакого изображения … не поклоняйся… и не служи им…", а Ему в ответ:
"… поставлять… иконы, почитать и воздавать им поклонение…". Извините, но на лицо какой-то откровенный бунт на церковном корабле. Хотя собственно чего можно было ожидать, это ведь "слуги" должны подчиняться, а "замы" на время отсутствия Главного, могут проявить характер и поэкспериментировать.

В Заветах мы нигде ни найдём даже намёка на раскрытие образов библейских героев. Хотя признаться правил без исключений нет и здесь. Мною уже упоминалось о некоторых деталях в моменте прорисовки портрета юного Давида. Но это, пожалуй, единственный библейский эпизод такого рода:

1 Цар. 16.12  "... Он был белокур с красивыми глазами и приятным лицом".

Теперь давайте поразмышляем. Что разве евангелисты Матфей или Иоанн лично знавшие Христа, не могли оставить нам описание Его внешности или рассказать, к примеру, как выглядела Мария Магдалина? Конечно же, могли, но этого нельзя было делать согласно 2-ой заповеди.

Ведь слова "… ни какого изображения… ", подразумевали taboo и на словесное портретное описание. В своё время Моисей получил этот запрет от "Первого лица Святой Троицы" – Бога Отца. Но согласно христианскому догмату "О Единосущии" получается, что также и от Христа, как Сына "вечно пребывающего в Своём Отце". Следовательно, это вменялось не только древним евреям, но и "Новозаветным христианам". Заповедь предназначалась для неукоснительного исполнения, а не для
теологического словоблудия типа "нельзя, но если очень хочется, то… ".

Весь тот регион и Рим, в том числе, выбрали для себя в качестве новой религии учение Христа корнями, уходящее в Священное Писание с его строгими законами. Прошу, конечно, прошения, но раз собственного ума для создания своей религии, как это сделал пророк Мухаммед, у европейцев не хватило, то будьте любезны придерживаться "одолженного". Импровизации в стиле Любимова, когда Гамлет в исполнении (уважаемого мною) В. Высоцкого в тельняшке играл на гитаре и пел песни, здесь не уместны. Может, это и привлекало прохожих зайти полюбопытствовать, но верующие это не зрители, а истинная Вера отнюдь не театр (даже на Таганке). Такая трактовка Шекспира также далека от авторского оригинала, как и поздние импровизации Священства от изначальных положений Христианского Учения.

5.  Нет сомнений, что святые мученики являются заслуженными перед Церковью людьми, но всё-таки в первую очередь они люди. Почему же их статуи, а главное кости стали объектами поклонения? Что разве нет других форм выражения чувств по отношению к пострадавшим за Веру? Или людской памяти и молитвы за упокой в определённые дни им уже не достаточно? Почему толпы прихожан, пришедших в Дом Божий (храм или костёл, всё равно), в фанатичном религиозном экстазе целуя раки с костями, вымаливают себе "у них" кому чего на данный момент надо? Видно забыл народ верующий, у Кого и как должно просить. Почему бренные останки одного и того же святого разложены по разным шкатулкам в разных местах, а не покоятся собранные все вместе там, где им и надлежит находиться. Пусть спокойно, как и все другие кости дожидаются дня Страшного Суда и тогда им воздастся по их заслугам. А сейчас нужно молиться и поклоняться только Богу, не отвлекаясь по мелочам, ведь ясно же было сказано. Объясните себе, чем всё это отличается от поклонения идолам (каменным, деревянным и пр.) у языческих народов?

Интересно, не у Церкви ли большевики переняли манеру сохранять останки уже своих кумиров в каменных шкатулках-мавзолеях вместо положенного захоронения? Насколько помниться, ещё и у папуасов Океании черепа человеческие являются охранными амулетами их поселений. Где-то там, в данном качестве пребывает и череп знаменитого мореплавателя Джемса Кука.

Но мы же, в конце концов, не дикари, которые Библию и в глаза не видели. Или нам, как и им, также привычнее то, что предложат или скажут служители культа? Но ведь не всё то, что из их уст есть от Бога. Убеждались мы в этом и убеждаться будем. Приведу две выдержки из 2-го Послания Апостола Петра. Думаю, что они здесь к месту:

2 Петра 2.1,2  "… Были и лжепророки в народе, как и вас будут лжеучителя, которые введут пагубные ереси… И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении…".

2 Петра 2.15; 20-22  "… Оставив прямой путь они заблудились… избегнув скверн мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запуты-ваются в них и побеждаются ими, то последнее бывает… хуже первого. Лучше бы им не познать путь правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице:… вымытая свинья идёт валяться в грязи…".

Кстати, есть в этих библейских стихах кроме упоминания о свинье, слова и о собаке. Я, честно говоря, не решился их здесь воспроизводить, как то больно неэстетично это звучит. Вы уж сами не поленитесь прочитать. Да, надо заметить, умел ярко и образно формулировать свои земные мысли "Держатель ключей от Рая Небесного". Особенно когда накипало. В заключение приведу одну поговорку, правда, она не из мудрой Книги, а от мудрости народной: "Как волка (в данном случае языческого) не корми, а он в (языческий) лес смотрит".

Теперь давайте приблизимся к иконам, что на греческом означает – "изображения". Посмотрим, что вообще и как там изображается.

                Изображение Святой Троицы

Хотя Создатель и сотворил Адама "по образу и подобию Своему", но мы нигде не найдём даже малейшего намёка на описание Божьего облика. Такого, мягко говоря, портрета в принципе быть не может. Даже разговор на эту тему уже сам по себе является абсурдом.

Открываем православный Закон Божий и читаем в главе "Свойства Божии" (стр. 27,28): "… Бог открыл нам о себе, что Он – безтелесный и невидимый Дух (Иоанн 4,24);Бог не изменяемый (Иак. 1.17); Бог постоянный. В нём нет никакой перемены. Он не растёт, не стареет… Бог всегда одинаков…".

Теперь задумайтесь, как можно написать кистью или описать словами то, что вообще невозможно себе ни представить, ни увидеть, ни понять?

Исход 33.20  "… И… сказал Он: лица Моего не можно… увидеть… человек не может увидеть Меня и остаться в живых…".

Иоанн 1.18    "… Бога не видел никто никогда…".

Иоанн 4. 24   "… Бог есть Дух…".

Писатель Болеслав Прус в своём романе "Фараон" приводит такой диалог молодого фараона и служителя культа:
- Ответь жрец, ты видел Богов?
- Нет, повелитель, я видел только идолов.

Всё правильно, богов видеть нельзя. - на то они и Боги. А облекать их при изображении в условные образы, и выдавать это за истину, является просто кощунством, если не сказать больше.

Лирическое отступление.  Правда, согласно книге "Бытия" Бога видели и надо сказать не единожды. Создатель напрямую встречался с Адамом и его супругой в Едемском саду под сенью крон древ "Познания" и "Жизни". Затем их сын Каин удостоился нравоучительной беседы с Богом после убийства своего брата. Ной так же напрямую получал разъяснения о конструктивных особенностях сухогруза "Ковчег" и о количестве тварей, которых необходимо было взять на его борт. Аврааму не раз давались заверения непосредственно от Создателя о размножении его семени в неисчислимом количестве. Все эти Ветхозаветные персонажи видели Иегову, но вот в каком виде Он представал перед ними неизвестно. В дальнейшем одни уже слышали только Его грозный голос, другие получали от Него указания через ангелов. Повезло в этом плане и последнему еврейскому патриарху Иакову, видевшему во сне лестницу до небес и стоящего на вершине Бога. Однако про Его облик, - обратно ни слова.

Быт. 28.10-13  "… Иаков… увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба… И вот, Господь стоит на ней и говорит…".

Кстати, патриарху Иакову повезло больше всех остальных. Он не только лицезрел Создателя, но умудрился померяться с Ним силами. И что самое удивительное – победил! В качестве награды Иаков получил Божье благословение и своё второе имя "Израиль", что означает "Богоборец".

Быт. 32.24-30  "… И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает… коснулся… его и повредил состав бедра у Иакова… И сказал (ему): отпусти Меня… Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня… И сказал (ему): отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом… и благословил его там…".

А было патриарху на данный момент полных 97 лет. Да, крепкие были старики в те удивительные времена! Это же надо было автору этих строк (как нас убеждают Моисею) додуматься до такого, что человек боролся с Богом и победил. Но, тем не менее – написано пером. Можно конечно принимать это за аллегорию, мол, еврейский народ часто отворачивался от своего Бога к различным идолам, поэтому и "богоборец". Да, можно, но согласно еврейским преданиям патриарх Иаков после поединка стал прихрамывать. Интересно бы ещё знать на какую ногу?

Моисею, чаще всех остальных беседовавшему с Создателем, приходилось видеть Его, но только в изменённом виде. Впервые это был "терновый куст", горящий огнём, но не сгорающий. Затем "… воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного…". Это когда выходили из Египетского плена. А при получении Моисеем каменных скрижалей с Божьими заповедями было следующее:

Исх. 19.16-21  "… Были громы и молнии, и густое облако над горою (Синайскою) и трубный звук весьма сильный… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошёл на неё в огне… И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и что бы не пали многие из него…".

Вот на этом, пожалуй, и остановимся. Итак, Бог через Моисея приказал народу, чтобы никто не порывался видеть Его и дал запрет в отношении кумиров и их изображений. А теперь объясните себе, на каком таком основании иконописец
(в народе богомаз), на обструганной доске (в последнее время просто на картоне) изображает Бога Отца вообще, и в виде грозного Старца в частности? Почему Его лик грозен – понятно, а вот почему Он старец? Ведь по церковным канонам Он вечен, бесплотен и вне времени? Так что в данном случае не говоря уже о других портретных деталях, понятие возраста просто не приемлемо. Или всё же приемлемо?

Пусть иконописец будет великим Андреем Рублёвым, причисленным Православной церковью к "лику святых" или его помощником Феофаном Греком, пусть. Но ведь творения любого мастера, если они не пишутся с натуры, являются вдохновенным вымыслом. Такие художественные произведения: картины, полотна (или как угодно ещё) могут выставляться для общего обозрения, но в качестве просто картин. И находиться для этого они должны не в храмах, а в картинных галереях, если конечно этого заслуживают. Люди, придя туда, будут ими любоваться, умиляться, а некоторые наиболее продвинутые в искусстве возможно и восхищаться, но не поклоняться же, в конце-то концов!

Далее. Если вы обратили внимание, то наверняка смогли заметить, что "третье лицо Святой Троицы" изображается на иконах только в 2-х образах: голубя или в виде язычков пламени. Сейчас попробуем разобраться, почему именно так и насколько это соответствует действительности. Во всех четырёх Евангелиях сказано практически одинаково следующее:

 Матф.3.16  "… И увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него…".

Заметьте, не конкретно голубем, а "как голубь". Объясняю, почему в данном случае честь выпала именно этой птичке. Дело в том, что голубь (или горлица) у евреев был птицей для "мирных жертвоприношений во всесожжение", поэтому к нему позже и пристало прозвище "птица мира". Других пернатых натурщиков просто не было.
 
Подчёркиваю ещё раз, что это только условное образное сравнение, так сказать птичья аллегория. Никакой голубь в моменте крещения на самом деле на Христа не опускался и изображённое на иконе является, повторяю ещё раз, – вдохновенным вымыслом.

При изображении учеников-апостолов над их головами очень часто можно увидеть отдельные язычки пламени. Это также не что иное, как чисто условный образ Бога Святого Духа.

Деян. 2.1-4  "… При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе… И внезапно сделался шум с неба… И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные…".

                Изображение Христа на иконах

           В лице своих богов человек рисует свой собственный портрет.
                Ф. Шиллер

Вначале своего зарождения христианская иконопись имела чисто символический характер. Впервые Иисус Христос был изображён в виде пастыря (пастуха) с овцой на плечах. Но постепенно его изображение из абстрактного становилось всё более конкретным, приобретая некий устоявшийся образ. И вот Закон Божий (стр. 48) приводит такую уникальную информацию: "… Сам Спаситель дал нам Своё изображение. Умывшись, Он отёр пречистый лик Свой полотенцем и чудесно изобразил его на этом полотенце…". На следующей странице дано это самое, как надо понимать, изображение за надписью "НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ СПАСИТЕЛЯ", который, оказывается, был подарен самим Христом эдесскому царю Авгарю.

На протяжении нескольких веков христианская (и не только) часть населения планеты бьётся над загадкой "Туринской плащаницы". Все хотят знать подлинный ли на ней образ Христа или это подделка одного из шутников Эпохи Возрождения? В последнее время исследователи всё более склоняются ко второму варианту, вручая авторство великому Леонардо да Винчи с его исключительной тягой к такого рода импровизациям. А здесь оказывается, что лик Христа уже давно имеется и нечего "ломать копья". Необходимо просто открыть православный "учебник для семьи и школы" и … .

Миф о подарке Христом данного полотенца царю Авгарю обратно-таки является одним из "св. преданий" появившимся почти через 300 лет после казни Спасителя. Никаких подтверждений этому в документах Нового Завета не было и нет. Ох уж эти предания, появляющиеся в нужный Церкви момент.

Хорошо, почему же тогда на иконах изображение Христа отличается от этого так сказать подлинника? Почему, к примеру, Владимиро-Суздальский Его лик не похож на Новгородский, Смоленский и так далее? В ответ приходится слышать: "Такая у современных местных мастеров сложилась манера письма, неужели не понятно?".

Отчего же, всё понятно и слава тебе Господи, что Сальвадор Дали, не начал писать иконы в присущей ему манере. Раз, как утверждает Церковь, есть данный художественный канон, причём не рукотворный, то его обязаны придерживаться все. Это главное церковное правило – "Канон-закон", иначе – анафема. А вот современным иконописцам повезло, на них сие не распространяется. Ну, прямо, как импрессионисты, – пиши, согласно нахлынувшему вдохновению и собственной фантазии, иногда и не совсем здоровой.

Один интересный момент в отношении упомянутой выше "Туринской плащаницы". В Ватиканских мастерских их умельцами изготовлено 6 копий данной реликвии. В настоящее время эти самые (уже рукотворные) шедевры с почестями перемещаются по разным странам и континентам, где толпы паломников воздают им поклонения. Даже если принять во внимание, что сам оригинал всё-таки является подлинником то, что же такого святоособенного в простых копиях, созданных простыми людьми? Если на плащанице-оригинале, как на погребальном саване кровь самого Христа, то на копиях, ведь только краски.
 
Как можно поклоняться заведомо узаконенной подделке? Понять просто трудно или можно, но только как ещё один языческий атавизм.

Чаще всего в отношении иконопочитания приходится слышать, что поклонения воздаются не иконам самим по себе, а через них тем, кто на них изображён. Стоп, давайте разберёмся. Не секрет, что иконы Божьей Матери носят имена собственные: Казанская; Владимирская; Иверская, Смоленская и так далее. Не секрет и то, что 13-го октября в храмах идут богослужения в честь именно "Иверской иконы Пресвятой Богородицы", а 22 октября в честь именно "Казанской иконы" и т.д. Заметьте, не Божья Матерь, а именно иконы являются главными действующими лицами на этих церковных торжествах. Пришедшие туда прихожане всячески хотят дотронуться (кто руками, кто губами) именно до самой иконы, т.е. до земного деревянного предмета. А ведь к Богородице необходимо тянуться мыслями и сердцем в тихой молитве, и в сумраке храма. К иконе можно, конечно, и руками.

Светлый образ Девы Марии никем из 4-х евангелистов словесно не описан. Однако церковное предание, приписывая апостолу Луке художественные способности, говорит, что якобы у него имелись Её живописные работы. Правда, их никто не видел, ни тогда, ни теперь. Повторюсь ещё раз, - ох уж эти "св. предания". В церковном календаре Мать Иисуса Христа имеет в отличие от своих икон, Ей принадлежащие собственные праздничные дни:

8  сентября       –   Рождество Пресвятой Богородицы;
21  ноября        –   Введение во храм Пресвятой Богородицы;
25   марта         –   Благовещение Пресвятой Богородицы;
15   августа      –   Успение Пресвятой Богородицы.

Вот и выходит, что иконы приобрели свою самостоятельную жизнь и празднуются сами по себе, а Деве Марии, на них изображённой определены отдельные дни в церковном календаре. И это объективная реальность.

Лирическое отступление.  В предыдущей главе я уже упоминал о церковной реформе русского царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Это мероприятие было проведено в середине 17 века. По церковно-политическим мотивам встала необходимость сближения с греческой Церковью, которая на тот момент считалась центром православия. Так вот греки настояли на том, что бы не только все старорусские церковные книги, но и иконы были преданы огню. Они, видите ли, были далеки от греческих стандартов. Толи взор Бога Отца был не очень грозен, толи Бог Святой Дух в виде голубя не так как то планировал? Короче, - в костёр! И запылали по всей святой Руси святые Лики, перед которыми ещё вчера народ благоговел, стоя на коленях. И почему же слуга Божий патриарх Никон, не побоялся такого святотатства? Как же можно было Бога, простите, как еретика в огонь? Успокойтесь, знал и царь, и его церковный опричник тоже знал, что Бог и обструганная деревянная доска с красками просто несовместимы. Поэтому никто ничего и не боялся.

Есть ещё один негативный психологический момент, связанный с приданием Богу условных образов красками и всем прочим. Объясняю в чём тут дело. Исповедующим такие, к примеру, строгие религии, как Иудаизм или Ислам изначально прививают мысль о постоянном Божьем контроле за действиями человека. Бог не может в какой-то момент быть здесь или там. Он есть Дух и как воздух постоянно нас окружает. Он везде и поэтому утаить ничего невозможно. Это вырабатывает у верующих чувство самоконтроля за своими поступками и их анализ. Теперь возьмём ребёнка, который видит икону с изображением Христа. Ему объяснили, что это Бог, и он тебя видит, а если будешь делать плохо, то Он тебя накажет. И вот здесь происходит интереснейший момент. Теперь в сознании ребёнка Бог оказывается привязанным не только к портретному образу, но и к определённому месту. Вот Он смотрит со стены в бабушкином доме или церкви, но ведь существует много пространства, где Его и не видно.

Перед грозным Ликом плохого делать, конечно, никто не будет, а в других местах…? Это психологически расхолаживает людей и результаты видны на каждом шагу. Человек просветлённый выходит из церкви, садится в автобус и начинает скандалить за отдавленную ногу. Хорошо если ситуация ограничится только руганью. А теперь прибавьте к этому возможность получить у служителя культа отпущение греха. Вообще-то прощать нам грех или нет прерогатива явно не земных церковников, в каком бы чине и сане они не находились. Судить нас за всё содеянное будет Сын Божий в день Своего Второго Пришествия на нашу землю. Возможно, тогда кое-что по мелочи Он и будет прощать. Повторяю, - только Он, но никак не его слуги и замы.

Вот так постепенно благодаря отходу от принципиальных положений Учения в сторону языческих вольностей, Христианство превратилось в мягкую и удобную религию. Религию, где можно грешить и каяться, получать прощение и снова грешить.

Уже было упомянуто, что Никейский Вселенский собор 787 года (7-ой по счёту) утвердил иконопочитание и осудил "иконоборческую ересь". Откуда же такая ересь взялась и почему? Напомню, что к 711 году Магометане захватили огромный регион вплоть до Франции на западе и стояли практически у стен Константинополя на востоке. Над всем Христианским Миром нависла реальная угроза обрезания и полной смены религии. Будучи ярыми противниками всяческого идолопоклонства, бедуины (они же мавры) прививали это всем покорённым народам. И довольно успешно. Строгость в поклонении только лишь Богу базировалась на законах и заповедях полученных в своё время Моисеем от "Иеговы" и позднее подтверждённых "Аллахом" уже Мухаммеду. Всё это нашло своё отражение в священной для мусульман книге Коран, а так же явилось основой их Шариата. Вот так наша заповедь № 2 позднее оказалась в другой религии, где в отличие от христианских импровизаций того периода строжайше выполнялась.

В 732 году мусульманские орды начали своё вторжение во Францию. Под Туром состоялась решающая битва, где войска Карла Мартелла разгромили мавров. Греческий же император Лев III Исавр сделал то же самое в Византии. Таким образом, Европа была спасена от исламизации. Началось постепенное освобождение бывших христианских территорий.

Пришло время возвращать своих и обращать чужих в лоно Церкви Христовой. Для большей эффективности этого процесса Лев Исавр пытается уговорить Высшее духовенство уничтожить почитание икон, как неприемлемое сознанию его новообращаемых в плане идолопоклонства. Ему необходимо было решать земные проблемы, а не летать в облаках. Но церковный генералитет уговорам не поддаётся. Тогда в 726 году император принимает самостоятельное решение и запрещает иконопочитание. С такими же просьбами к Риму позднее выходили Константин Копроним (сын Исавра) и Лев Хозар (внук). Почему их так волновала эта проблема? А потому, что Балканы были и есть сложнейшим регионом в плане смешения православия и мусульманства.

И вот вам пример исторического результата данного факта, – албанцы и хорваты предпочли остаться мусульманами, а сербы православными. Чем это обернулось в наше время? Правильно, разгулом дичайшего геноцида по отношению друг к другу. Да, в самом начале этот конфликт имел политические корни, это верно. Но затем всё пошло по отработанному веками сценарию и под лозунгом "Бей иноверцев!". И, судя по материалам расследований Гаагского Международного Суда, православные сербы, презрев христианские заповеди "возлюби ближнего" и его же "не убий" резали иноверцев хорватов тысячами. Впрочем, как и те в свою очередь. И заметьте, место действия вовсе не дикая и жаркая Африка, а уголок прекрасной природы в просвещённой Европе конца 20-го столетия. Вот так икнулся почти через 1300 лет уход от основ Христианского учения в сторону язычества, в том числе и борьба с иконоборческой ересью.
 
Кстати, не всё было так просто в этой самой борьбе. В 754 году большой Церковный Собор, на котором присутствовало боле 300 епископов того региона, поддерживает указ императора Льва Хазара и постановляет: "… Восстанавливать образы святых посредством материальных красок есть дело бесполезное, праздное… богопротивное и диавольское". И не такое однозначное постановление принял 7-ой Вселенский собор как указано в Законе Божьем. А постановили там священники компромиссное решение: "… Не должно оказывать иконам поклонения, приличест-вующие только Богу, но их подобает чтить… как животворящий крест…".

На Франкфуртском Соборе 794 года и затем в 825 году на Парижском, было сказано следующее: "… Церковное служение перед иконами есть идолопоклонство, но иконы исполняют важнейшую роль в качестве украшения церквей и средства поддержания благоговения…".
 
После ряда успехов и неудач Византийская борьба с данным видом идолопоклонства потерпела окончательное поражение на Соборе 842 года.


Рецензии