нас не зря здесь собрал Юрий Михайлович

18 октября 2014 года в школе №77 прошел финал конкурса студенческих работ. Студенты Ростовской академии архитектуры и искусств представили к широкому обсуждению жителями 10-го микрорайона свои проекты преобразования донского берега в парковую зону.
Весной, в начале апреля, на берегу Дона состоялось выездное совещание правительства Ростовской области. В ходе совещания было вынесено предложение, которое поддержал Вице-Губернатор С.И. Горбань – берег Мёртвого Донца должен стать парковой зоной. В последующем им было внесено дополнение: - Мы должны спросить у местных жителей, чего они хотят здесь получить….
Разговор идет о береговой линии от моста через Дон, до моста через Мёртвый Донец. Во все времена этот участок берега интересовал людей. Это место было узлом караванных троп. Здесь находился брод в донскую дельту и дальше, на Азов и Тамань. Не могли миновать его и путники идущие из Азии в Европу. Ростов и сегодня по традиции, пошедшей от этого места, продолжают именовать воротами Кавказа. Прежде берег донского рукава не был столь заросшим камышом. Это была ровная чистая лужайка. Здесь строили рыбацкие кайки и дубы, чинили сети и неводы, солили и вялили пойманную рыбу. Станица Гниловская слыла одним из самых богатых поселений Дона.
В наше время Дон стал напряженной транспортной артерией. От этого только увеличивается роль первого взгляда путешествующего брошенного открывающийся Ростов, что стоит на Дону. Вторая артерия – автотрасса М-4. Её западное крыло напружено гудит над Доном и Мёртвым Донцом. И первое, на что замечают все въезжающие в город – это донская гладь, правый берег и храм Преполовения пятидесятницы на нем.

Председатель конкурсной комиссии, Глава Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону С.Б.Ковшиков: - Для ребят, конкурсантов, без сомнения сегодняшний день запомнится. Незатейливый конкурс перерос для них в серьезное испытание. Естественно, они ужасно волновались. Было им очень трудно. Но Вы, ребята, своими проектами, разбередили ситуацию. Вы заставили нас проникнуться идеями родившимися в умах и изображенными на бумаге. Значит, затронули актуальную, злободневную для жителей проблему. И в этом случае Вы все – Победители!
Третье место занял Ильченко Илья. Очень качественная проработка проекта. Интересные мысли и решения. Но немного не дотянул до уровня победителей. Я думаю это растущая, восходящая звезда нашей архитектуры!
Второе место заслуженно получает Арихпенко Андрей. Очень интересная идея представлена в проекте Андрея. Мне очень понравилось то, что использована реальная составляющая ландшафта. Среда обитания не изменена. Она приведена к возможности более глубоко и полезно ее использовать человеком.
Победителем нашего конкурса стала команда Андрей Яшуткин и компания! Это …
Они создали самый экологичный проект. Они максимально пощадили существующую природную среду берега Дона. Предложили замечательный способ использования существующего недостроенного многоэтажного объекта.
К почетному диплому победителя конкурса прилагается денежный приз в двадцать тысяч рублей. И еще один подарок! Это символ нашего района – Паравоз!

Директор МАОУ СОШ № 77 В.Г. Кулава: -Я представляю, как будет тяжело нашему профессиональному жюри выбрать победителя. Все проекты достойны победы. Я вижу, какую школу прошли сегодня ребята, представившие свои работы на их суд. Было действительно сложно не только выполнить проект, но и защитить его перед такими строгими судьями, знающими обстановку и болеющими душой за каждый кусочек этой земли. Я рад, что в каждом проекте присутствует слово «свадьба», значит жизнь продолжается!
Я уверен, что эти проекты сложатся в один и все задуманное будет реализовано на пользу местным жителям и природе Дона. Но для их реализации нужно собрать все силы. Не только архитекторы должны думать о будущем. Нужно привлекать и студентов-юристов, и строителей, и гидрологов…. Ведь сколько вопросов возникнет у нас при первых же шагах? У нас впереди огромная работа, выполнить которую возможно силами нового поколения наших жителей.
Я думаю следующий шаг – это организация команды, способной в комплексе решить все возникающие вопросы. И тогда все у нас получится!
А еще мы сегодня вынесли к обсуждению большую проблему. Эта цель достигнута!

Атаман казачьего общества станицы Гниловской В.И. Олейников: Прошу обратить внимание, что все представленные проекты узаканивают существующий, незаконный мыс на берегу Мёртвого Донца, между переулками Промысловым и Молодогвардейским. Я думаю что эти проекты заказаны кем-то для получения личной выгоды. В том числе для сохранения незаконного вида береговой линии и отказа от очистки русла. Почему в каждом проекте звучит слово о каком-то рынке? О «рыбацкой деревне»? Какая у нас в станице может быть «деревня»?!?! Я, на всех уровнях, буду выступать против реализации этих планов! Почему-то нам, не смотря на одиннадцатилетние просьбы, не дают участок в районе моста! Мы бы его обнесли забором и построили на нем спортивную площадку. Проект мы составили. А теперь, оказывается, появляются лучшие, более современные проекты! Кто финансирует эти проекты? Чья выгода в них заложена?

Глава Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону С.Б.Ковшиков: Сегодня мы собрались и объединились в едином порыве, в обсуждении очень интересных проектов возможного будущего нашего района. Собрал нас здесь всех один человек. Очень уж не равнодушны ему берег Дона и весь наш район.
Это хорошо, что не обошлось без споров. Здорово, что у каждого из нас есть свое мнение, свое видение решения того или иного вопроса. Ведь именно для выяснения интересов каждого жителя и затеяно все это мероприятие – Конкурс студенческих проектов будущего парка на берегу Дона.
Власть должна постоянно думать о народе. Власть должна постоянно слышать население. Вот сегодня Вы, олицетворяя этот народ, высказываете свое мнение о перспективах развития нашего района. А уж то, что мы понимаем друг друга, что говорим на одном языке, объединяющем и профессионалов и соседей, поднимает наше общество на очередной уровень развития!

Житель ул.Набережной Владимир Липович: Нужно делать так, чтобы людям было удобно и комфортно жить! Без сомнения наши участки подорожают. Участки станут продавать. В результате есть вероятность получения очередного «типового» многоэтажного района. А кто будет думать о строительстве мест стоянки автомобилей? Ведь уже сейчас узкие переулки, спускающиеся к берегу Дона, сплошь заставлены автомобилями. Куда же девать транспорт гостей? И еще немаловажный вопрос! До сих пор в этом районе нет никакой канализации! Наши предки сооружали выгребные ямы. До сих пор ими пользуемся и мы. Т.е. «все» течет в Донец…. О каком парке можно говорить???

Председатель Совета ТОС-10 А.Е. Моцегоров: Как я понимаю, речь в проектах идет о парке. Речном, береговом или просто «парке» не важно. Но во всех проектах предлагается столько застройки дорожками, столько всяких мостов и мостиков, причалов и понтонов, что…. Я сомневаюсь в возможности увидеть здесь землю, газон. Поэтому думаю, что это не парк. Возможно это какая-то набережная…. Это голые пустые места. С фонтанчиками, с коммерцией…. Но это не речной парк, как я могу себе такой представить.
Меня не устраивают все проекты. Мы принимаем решения о благоустройстве берега, об оздоравливании Мёртвого Донца. В проектах не видно как наши мысли будут воплощены в жизнь. И хочу акцентировать на фразе – «с учетом мнения жителей». В представленных проектах видится мнение не всех жителей, а какой-то части из них. Это мнение может быть не совсем объективным.
Не следует забывать и о рельефе местности и о состоянии прилегающих улиц. Они могут привнести такие проблемы! Такие затраты необходимы для приведения их в достойный вид!!! Что в пору подумать «откуда деньги»?

Председатель Ростовского отделения ВООПИК, член конкурсной комиссии А.О. Кожин: В 98 году кто-то из ваших соседей, проходя берегом, нашел амфору. Амфору полную золота. Сейчас об этом кладе знает весь мир. Затем здесь нашлись конструкции… Здесь было древнее поселение. Здесь же находилась и Донецкая крепость. Я это говорю к тому, что здесь что-то построить очень сложно. В этом есть проблема для строительства. Но мы-то и строить здесь ничего не собираемся? Так я понимаю проектантов? Здесь спроектированы временные, некапитальные сооружения в виде малых архитектурных форм: деревянные тротуары, деревянные же мостики, причалы для лодок и судов местных жителей. Студенты достойно качественно с творчеством выполнили задание. Но…. Даже если здесь присутствует один готовый проект…. Выполнять его без предварительного решения других местных проблем…. Таких как отсутствие канализации, отсутствие парковочных мест, заиленность русла Мёртвого Донца, задавленные родники, неухоженные дороги и незаконно отсыпанные земли. Не решив эти проблемы ничего здесь кардинально менять нельзя.

Ю.М.Дегтярев (организатор конкурса): Главная цель конкурса – просветительская. Поднимая проблемы нашего микрорайона в приближенной к реальной ситуации форме, мы, в общей дискуссии даем местным жителям возможность увидеть пути развития, увидеть возможное будущее места, где они проживают. Я рад, что это получилось. Разговор пошел острый и напряженный. Значит, инициативная группа попала в точку!
К сожалению, большая часть не только жителей микрорайона, но и людей приглашенных в качестве экспертов на слушание не пришли. В отношении населения мы как пытаемся провести как можно больше мероприятий, способствующих возбуждению интереса к общественной жизни. Мы пытаемся разрушить заборы перекрывающие не только территории, но и взаимоотношения между людьми, соседями. Сегодняшний конкурс стал очередным из цикла мероприятий начатым под эгидой станицы Гниловской. Руководство станичного общества отошло от активной общественной деятельности, к сожалению. И, бывало, если и не запрещает своим членам принимать участие в наших мероприятиях, то прямо говорит о не желательности этого. Мы восстановили Совет территориального общественного самоуправления. Это общественное звено муниципальной власти. Его цели и задачи наиболее точно соответствуют нашим мыслям. Сегодняшний конкурс стал заметной вехой в наведении мостов между обществом и властью. Как сказал Глава района – «мы говорили на одном языке!» Этот язык должен стать объединяющим все наше гражданское общество.
Приглашенным экспертам вероятно помешал… дождь. Будем надеяться, что в следующий раз погода будет солнечной. Многие из этих людей, так или иначе, уже участвуют в процессе социального благоустройства нашего микрорайона. Не могу не отметить Дениса Анатольевича Зубкова (ООО «База-Дизайн»). Он находится рядом с нами с 2003 года, когда в его архитектурном бюро был сделан самый первый проект обустройства на донском берегу спортивного клуба. И сейчас он материально помог в подготовке конкурса. Гайк Ашотович Гулиянц и Геннадий Яковлевич Ананьев наши соседи, ведущие лица в архитектурной среде города Ростова-на-Дону. В любой день и час можно смело обращаться за советом и  помощью – отказа не будет! Совсем недавно к нам присоединился Арменак Тодосович Артемьев. Не так давно, но очень действенно! Он дал возможность приобрести ручной инструмент, который мы используем во время работ на берегу, в будущих скверах и парках микрорайона. Арменак Тодосович стал и генеральным спонсором конкурса студенческих проектов. Самую непосредственную помощь в реализации проекта преобразования донского берега в парковую зону оказывают и два моих близких друга. Это Александр Рифатович Водяник и Вячеслав Пышко. Без их советов, помощи в разработки документов…. Честно…. Я бы не сдюжил!
О вопросах, поднятых в ходе дискуссии можно сказать почти одним словом. Люди, их задававшие, пока не усвоили то, о чем рассказывали и показывали студенты в своих проектах. Действует инерция мышления и ассоциативных действий. Именно о преодолении такого отношения к государству, скорее всего, думал С.Б.Ковшиков, говоря об одном языке общения. Дело в том, что организаторы вывесили все материалы по конкурсу загодя на фасаде школьного здания. На девяти баннерах можно было увидеть проекты преобразования этого берега, сделанные в прошлые годы, конкурсного задания, сами конкурсные проекты. Все это доступно в интернете уже месяца два.
Кстати, инициативная группа ведет группу в Фэйсбуке. Называется она – «Открытое общественное самоуправление Железнодорожным районом г. Ростова-на-Дону».


Рецензии