Счастье это... 2

.«Октябрьское воскресенье тает, как снежок, который еще утром вроде покрыл всю округу. Пунцовая полоса заката остывает на глазах. Радость хорошо проведенного уик-энда. Желудок неторопливо переваривает вкусный ужин. Полный и заслуженный релакс.

Может, это и есть счастье?

Как там у Лао Дзы? «Счастлив тот, кто уеет довольствоваться малым».

Ну вот, пока я стучу эти строчки по «клаве», мои скромные запросы равны запросам самодостаточного северногоеневода, который досмаривает утренние сны в яранге на краю бескрайней заснеженной тундры?

Букет прекрасных цветов --- повод для счастья для простой швеи в Бангкоке, жены олигарха в бедствующей восточно-европейской стране для сербской крестьянки и для беженки из охваченного войной Ирака?

Мужчины счастливы услышать свежий анекдот в итеплой компании друзей, но разве одним и тем же шуткам рони смеются в Японии, Бразилии и в Папуа-Новой Гвинее?

Конечно, какой-то эталон счастья есть. Чем быстрее бует развиваться глобализация, сближаться уровни жизни и культуры, через Интернет и другие СМИ люди придут к какому-то среднему арифметическому счастья. А пока minimum minorum счастья будет сильно отличаться у венесуэльского нефтянника, южнофриканкого горняка, австралийского аборигена и литовского инженера.

У нас в английском языке есть два разных слова: собственно счастье (happiness)  и удача (luck). И удивительно. Что у таких  педантичных, любящих четкость немцев универсальное  слово Gl;ck означает: счастье; благополучие; удачу, успех, везенье, фарт…

И такие  расхождения в понятии «счастье» существуют у двух родственных языках --- английский и немецкий языки, как известно, входят в одну германскую группу.

Австрийские шахтеры, отправляясь в забой, обязательно желают друг другу: "Gl;ck auf!".  Что означает: "Счастливого возвращения!».

Я опробовал эту формулу, принимая немецких друзей у себя дома. Говорил им «Gl;ck auf!», когда они отправлялись в ванную или туда, куда даже короли ходят пешком. Наградрй мне неизменно был громкий и счастливый смех.

Счастье оптимиста по определению не может быть эквивалентом счастья для унылого пессимиста, вечно ноющего меланхолика или депрессивного иппохондрика.

Разве может быть одним и ткм же счастьек победителя и побежденного, разрушителя и созидателя, охотника и дичи?

«Желая счастья незнакомцу, никогда нельзя быть уверенным, что он не окажется грабителем или серийным маньяком», --- саркастически заметила Агата Кристи.

Где происходят взлеты, неизбежны и падения. По-настоящему счастливый человек умеет перенести временные неудачи, поскольку живет перспективой. Он не смотрит на мир сквозь розовые очки, а идет по жизни с улыбкой --- по кратчайшему пути к поставленной цели.

Конечно, я не претендую на роль первооткрывателя счастья или облодателя волщебных рецепто счастья. Нет у меня пресловутой истины в последней или предпоседней инстанции. Просто, когда я опрашивал невзначай своих друзей, они от идеала счастья всегда переходили к кокретным ценностям: любовь, дружба, семья.

Успех? Карьера? Разумеется, да. Но не любой ценой. Деньги? Конечно, только если они не становятся фетишем или, по-библейски, «корнем зла».

«Право на стремление к счастью» закреплено в американской «Декларации независимости».

В прошлом семестре лекции на эту тему читал приглашенный ппофессор из США. На мою просьбу «расшифровать»! эту конституционную норму он ответил честно, хотя довольно прозаически: в данном случае право на счастье означает свободный доступ каждргр гражданина к собственности. И поскольку бесплатная собственность бывает только в райских кущах, деньги остаются для американцев высшим меилом счастья.

По моему скромному мнению, деньги действительно спообны снять многие проблемы. При условии, если вы способны без напряжения оплачивать все счета и удовлетворять базовые потребности без тревоги за завтрашний день.

И это возвращает нас к таким понятиям, как субъективность счастья, его относительность.

Я встречал великоепных людей, мужчин и женщин, которые перенесли настоящие трагедии --- войны, нищету, болезни --- и вспоминалии прощлые беды С УЛЫБКОЙ. Для них счастьем было преодоление препятствий, часто с чудовищным напряжением сил!

Часто вспоминаю итальянскую поговорку; «Нужно быть счастливым, чтобы стать богатым, но необязательно быть богатым, чтобы стать счастивым». Социальный эгоизм еще ниде и никогда не создавал счастливые государства».

Д-р Джереми Брайт




.


Рецензии