Суздаль Александра Аронова

Вечер к 80-летию Александра Аронова прошёл 16 октября в Большом зале ЦДЛ. Перед началом я купил «Избранное» Саши и не нашёл в нём стихи, о которых я рассказал в ЦДЛ десять лет назад. В конце Андрей Яхонтов пригласил всех желающих, я хотел выступить, но не вышел на сцену. И вот машу кулаками после драки…
В октябре 1965 года я оказался в бригаде «Молодой гвардии», агитируя за журналы этого издательства. В группе были Саша Аронов, посланник журнала «Вожатый». Я представлял «Молодой коммунист», Юлий Фалатов – «Сельскую молодёжь», Юрий Гурьев – журнал «Молодая гвардия», Валерий Дубинский – «Пионерскую правду», Олег Белявский – «Технику – молодёжи», Лена Аксельрод – «Мурзилку». В Москве нас посадили на новый автобус. Водитель Миша Билялетдинов повёз нас по маршруту Владимир-Суздаль-Горький-Арзамас-Саранск-Пенза-Рязань…
Вечером 1 октября мы с Сашей Ароновым идём по Центральной гостинице г. Владимира. Вдруг ко мне обращается женщина: «Молодой человек! У вас есть свободное время?» Увидев усмешку Саши, она представилась: «Я ассистент режиссёра. Андрей Тарковский снимает фильм «Андрей Рублёв». Завтра съёмка нашествия. Нам нужны лица восточной внешности. Могли бы вы принять участие?»
Спрашиваю Сашу, руководителя группы, что у нас завтра? «Володя, соглашайся, - говорит он, - Это интересно, а мы обойдёмся».
Наутро я, изображая воина, под которым убит конь, останавливал его на скаку… Впрочем, рассказывать о съёмках не буду. Читайте об этом в романе «Улигер о детстве». (Проза.ру.Бараев-2). Главное в этом эпизоде то, что Саша разрешил мне сняться в фильме «Андрей Рублёв»…
В Суздале Саша на ходу сочинял стихи. Он шёл и шептал: «Без устали хожу по Суздалю»… Потом появилась следующие строки: «В неясном мареве свободы / Отмытой белою посудою / Сверкают на холмах соборы»...
Вечером он прочёл то, что сложилось за день.
Мне так понравились строки, что я записал их…
На 70-летии Саши Аронова в ЦДЛ в 2004 г. я рассказал о том, как он создавал эти стихи. Они понравились ведущему Леониду Жуховицкому и всем присутствовавшим. Я передал их вдове Саши Татьяне Сухановой. На 80-летие Саши Аронова 16 октября я купил свежий том «Избранного» и не увидел «Суздаля». Видимо, «Суздаль» снова затерялся и не попал в сборник. Жалею о том, что, боясь ошибиться, цитируя стихи, не рассказал о его шедевре. Поэтому предлагаю стихи Саши сейчас.


Без устали хожу по Суздалю.
В неясном мареве свободы
Отмытой белою посудою
Сверкают на холмах соборы.
Из белого церквушки сотканы
По голубой канве, по лёгкой.
С земли гляжу я, словно с облака.
И как под ложечкой у сокола
Щекочет холодок полёта.
Монастырей пусты застолия.
Последняя истлела ряса.
Ох, городок, в степях истории
Да как же ты не потерялся?
И слышу голоса бессонные
Строителей рябых и русых:
«А мы играли в звон и солнышко
И вам оставили игрушки».


Рецензии