Шестьдесят, 1

60

Мне скоро 60, и поэтому я решил подвести некий жизненный итог, написать своего рода
мемуары, короткий отчет о том, как я провел не лето, а целых 60 лет.

60 лет жизни! Так что же такое жизнь? Успел я понять это за 60 лет, или нет?
Жизнь растения или одноклеточной амёбы – тоже жизнь. И её ещё как-то можно понять. Но, более развитые существа научились собирать, накапливать и анализировать информацию из окружающего мира, и на её основе управлять этим миром и совершенствовать этот мир.  И у них для этого есть мозг - своеобразный компьютер, в котором и происходят все информационные процессы. Главное отличие мозга от компьютера – наличие интеллекта, самосознания и огромный объём информации. Часть «программ» заложена в организм предками – это инстинкты. Но, подрастая, мы создаём сотни и тысячи новых «программ», управляющих нашим поведением в самых различных ситуациях. Наш мозг нельзя выключить, как компьютер. Даже во сне мы связаны с окружающим миром своими «внешними устройствами» - слухом, обонянием, осязанием и даже зрением (яркий свет мы можем видеть даже через плотно сомкнутые веки).  А наш мозг генерирует в это время какие-то необычные сюжеты, и мы, просыпаясь, удивляемся их происхождению. Иногда во сне мы сочиняем музыку, стихи. Иногда продумываем новые проекты. Это значит, что когда мозг не «мониторит» ситуацию в бодрствующем режиме, он включает облегченный режим – режим создания и просмотра образов и сюжетов. Часто мы просто не помним своих снов, поэтому говорим, что нам ничего не снилось. Ясно, что для полноценной работы наш мозг должен снабжаться питательными веществами и энергией из нашего организма, а также подпитываться информационно, через зрение, слух и т.п.

САМОСОЗНАНИЕ

Так вот, это самосознание, которым в самой высшей степени обладает человек и есть самое парадоксальное явление во всём окружающем нас мире.
Компьютеры можно объединять в сети – таким образом как бы создавая коллективный мозг. Самая большая сеть, Интернет, именно так и выглядит, поскольку в ней есть всё, или почти всё. Но создать такую сеть, через которую наш мозг мог бы обмениваться информацией с другими – пока невозможно.

Итак. Пока мы живем, мы осознаем себя и мир. Смерть – это просто прекращение нашего осознания земной действительности. Организм не в состоянии обслуживать мозг, или мозг уже не в состоянии управлять организмом. Если человечеству удастся обновлять или заменять эти две системы (мозг и организм), то жизнь можно будет продлевать. Мы легко перекачиваем терабайты информации с одного компьютера в другой. Но не умеем перекачивать из одного мозга в другой даже простую картинку. А это значит, что при смерти человека и его мозга мы теряем огромный пласт информации. И никакой бэкап здесь не поможет.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ

Когда нам говорят, что нас не было (например, в 19 веке). Нам это трудно представить. У нас такое ощущение, что мы были всегда. А, до нашего рождения, мы были «где-то рядом». Но нас не было вообще. Не существовало в природе. И факт именно нашего появления из «ниоткуда» поражает воображение. У природы не было никакого плана нашего появления на свет. Всё, что произошло – чистая случайность!

К сожалению, многое в нашей жизни предопределено и не зависит от нас. Даже сама жизнь. От нас даже не зависело – родимся мы на свет или нет. Когда, как и почему наша душа вселяется в физическое тело – загадка. Наша душа – это ничто иное, как сгусток информации. Сначала мы примитивны, не знаем языка общения и адекватны только на уровне инстинктов. Но через два года мы уже говорим, а ещё через 3-5 лет полностью осознаем себя. Сейчас придумано множество электронных приборов, но ни один из них не способен осознавать себя, быть интеллектуальным.

Человечество только сейчас начинает оперировать большими объёмами информации. Но они располагаются на неорганических носителях, в двоичном виде. Когда же мы научимся с помощью информации (души) управлять всеми сложными процессами, происходящими в живых организмах, и научимся ли вообще? Это остается загадкой.

Но если судьба решила, что на свет появлюсь именно я, то я сейчас должен это как-то оценить и осознать. Высказать своё отношение к этой случайности. А теперь, когда мне уже 60 - попытаться оценить шансы на счастливую старость …

НАЧАЛО

Важно кем и где ты был зачат. Кем, где и когда был рожден. Кто тебя воспитывал, и какие черты характера ты унаследовал от предков.

Мне повезло – я родился не в годы войн и революций, не в самой бедной семье, не у самых глупых и бездарных родителей. Не повезло со страной – это был СССР, страна, которая металась в поисках собственного (коммунистического) пути развития.
Место рождения – совхоз Аккурган, в Ташкентской области Узбекистана.

Кто же были (на то время) мои родители?

МАТЬ

Мать в 1947 году закончила, в Ташкенте, фельдшерско-акушерское училище и уже 7 лет работала акушеркой в местной больнице.
Мама была женщиной крепкого телосложения. Она много работала и физический труд закалил её. Но её воспитанием некому было заниматься, и её представления о жизни были сформированы на основе собственного опыта, а также на основе увиденного, услышанного и прочитанного в учебниках. Времени на прочтение прочей литературы у неё просто не оставалось. От недостатка воспитания и жизненного опыта она очень часто сомневалась. Для принятия решений ей всегда был необходим чей-то совет и поддержка.
У матери была жива её мама, Мария (1883 года рождения, предположительно) и два брата - Иван и Семён, которые не погибли в сражениях 1941-45. Два других брата – Егор и Николай (самый старший и самый младший) с полей сражений не вернулись. Мамин отец, Дмитрий, умер в 1932 году, от тропической малярии. Ему на тот момент было 56 лет (значит он родился где-то в 1876 г).

Мою маму познакомила с моим отцом, в 1950 году, мамина подруга. Они с Сашей пришли в больницу и позвали маму в клуб (недалеко от больницы) на киносеанс.

ОТЕЦ

Отец приехал к родственникам из Казахстана. Он работал в ветлечебнице – оздоравливал скотину. В военных действиях СССР (1941-45) он участия не принимал – отморозил пальцы обеих рук, выполняя в казахстанской степи важное производственное задание.
У отца даже была медаль за доблестный труд, но он выкинул её в кусты, когда мать с сарказмом спросила его – что это нацеплено на его рубашке. Этот было первым ярким проявлением его характера. Это был человек с высокой самооценкой и достаточно самолюбивый. Он быстро увлекался чем-то (или кем-то), но так же быстро и остывал. По прошествии лет, в кладовках его жилища можно было обнаружить недописанные картины, незавершенные проекты сеялок, недоделанные трёхколесные «автомобили», недоснятые и недомонтированные фильмы, самодельные музыкальные инструменты и т.п.
Он стремился получить высшее образование и к 40 годам получил его, став дипломированным преподавателем физики и математики. С тех пор, на лацкане его пиджака красовался «поплавок», так называли знак о получении образования.
До этого, у отца уже была неудачная попытка создать семью. Во всяком случае где-то у него, без него, рос сын. Но его это мало тревожило…
Его мама, Ефросинья (Фрося) жила в Северном Казахстане, в посёлке Ерментау. У него было 3 брата и сестра.

Я

Зачем им нужен был я?... Ребёнок – это продолжение биологического вида. Поэтому природа придумала получение удовольствия при соитии, в момент возможного возникновения новой жизни, когда сперматозоиды стремятся оплодотворить яйцеклетку.
Ребёнок – это куча проблем, и сейчас интеллигентные люди не стремятся к массовому производству себе подобных. Если ребёнок - это доказательство взаимных чувств мужчины и женщины, то это счастливый ребёнок. Если ребёнок – это незапланированная случайность, то жизнь его значительно сложнее.
У моих родителей уже был мальчик Вова, которого они любили. Вова родился в 1952, после того, как первая беременность мамы закончилась неудачно – она родила мёртвую девочку без голени и стопы на одной ножке.
Вероятно, второй ребёнок нужен им был для пары первому, чтобы Вове не скучно было развиваться и он не рос эгоистом.

27 ИЮЛЯ И 5 МАРТА

По рассказам матери, я родился глубокой ночью, в начале новых суток - 27 июля 1954 года. Однако, мой отец (эгоист и аферист), при получении в бюро ЗАГС свидетельства о моём рождении, уговорил сотрудника записать дату моего рождения – 5 марта 1955 года (!). Жаль, что не 1953.. тогда я идеально подходил бы на роль своеобразного сменщика «отца народов» - Иосифа Сталина. Ведь он ушел из жизни именно в этот день.
Когда мать спросила его – зачем он сменил дату рождения – он объяснял ей, что сделал это для того, чтобы избежать ситуации, при которой два сына будут находиться в рядах Советской Армии одновременно, а их родители (Саша и Маруся) будут тосковать и печалиться. В итоге Вова в армии не служил вообще. А я отбарабанил в железнодорожных войсках 25 месяцев (1 дополнительный месяц – это наказание за неучтивость и своенравность).

КОРЬ

Когда мне не было и года, весной 1955 года, отец уехал в свой Ерментау. Сделал себе липовый диплом механизатора, из диплома мед.училища, который позаимствовал у Нины, маминой племянницы. У него были планы найти себе работу механизатора. Мама осталась одна, с двумя детьми и бабушкой. Чтобы как-то облегчить ситуацию, она отдала старшего брата в детский сад. Тот сразу заболел корью и тут же заразил меня. Пришлось лечить сразу двоих детей. Корь - это острое заразное заболевание, сопровождающееся повышением температуры, интоксикацией, катарами слизистых оболочек верхних дыхательных путей и глаз, а также пятнисто-папулёзной сыпью. Трудно теперь упрекать родителей за то, что не смогли уберечь нас от кори, но эта болезнь могла привести к печальному концу. У меня тогда не работал кишечник и я «таял» на глазах. Старший брат даже помнит, что мама готовилась к тому, что я могу умереть в дороге, когда в июле отец приехал за нами, и они с двумя детьми поехали на поезде в этот отдаленный, забытый богом, поселок под названием Ерментау.

ЕРМЕНТАУ

Природа Ерментау – это бескрайние степи, с небольшими вкраплениями – перелесками. Главный объект в Ерментау – железнодорожная станция. Были, конечно, школа и больница, в которых работали мои родители. Было железнодорожное депо, и ещё несколько объектов. Вот и весь посёлок.

В Ерментау наша семья поселилась у бабушки Фроси. Бабушка Фрося была ровесницей века. То есть, на момент моего появления в Ерментау ей было около 55. Первого мужа, Анпилова Ивана, по её рассказам, убили бандиты, противники советской власти. Они казнили его, выкололи ему глаза. Он служил в военизированной охране. Повторно бабушка вышла замуж за человека, которого все звали Балан. 

Чтобы перебороть мою болезнь, мама уговорила отца сделать 10 раз переливание его крови – мне. И после этого мне стало легче. Видимо отцовская кровь и спасла меня тогда.
Балан – добрый и отзывчивый дед. Он часто, в подпитии, катал меня маленького на спине,  развлекал, как мог.

ДОМ

У бабушки мы прожили целый год, пока отец строил жилище для семьи. Строитель он никудышний (это я потом убедился), и в 1956 году мы переехали в недостроенный шлакоблочный дом.
Отец устроился на работу, но не механизатором, а завхозом в школу. Отец поступил в Караганде в пединститут.
Не знаю – на какие перспективы рассчитывал отец, может быть на быстрое развитие хрущевского проекта Целина, но Средняя Азия его пока не очень привлекала. Мама же, напротив, оставила в Аккургане всех своих близких – маму, братьев, снох, племянников, любимую работу и первого главного врача. Больше всего её любил и поддерживал брат Иван. Он сказал, что всегда готов помогать ей, что бы ни случилось.

Итак, с 1956 года мы жили в небольшом доме, который отец постоянно достраивал. Бабушка Фрося жила далеко – за железнодорожной линией. Через дорогу от нас жила семья сестры отца, Татьяны: муж – Юзик Сирацкий (видимо, от полького варианта Юзэф), дочь – Женя и сын – Лёня. Ещё, на  противоположной стороне улицы жила семья Давыдовых. Мы обычно играли вместе на улице.

ВОСПОМИНАНИЯ И ПИТАНИЕ

Самые первые воспоминания – я в доме бабушки, подолгу смотрю в окно и вижу там степь и небольшие возвышения - сопки… Дальше, не знаю в каком порядке, часть событий помню сам, часть по рассказам близких.

Молоко мой кишечник не переносил. Я чаще всего грыз, слегка подгоревшие по краям, сухари и кусковой сахар. Бабушка Маша, когда приехала в Ерментау, видя, как я грызу сахар, возмущалась не тем, что я могу повредить себе зубы, а тем – какой большой кусок сахара я засовываю себе в рот. При этом она истерично звала мою мать. Мать прибегала и удивлялась реакции бабушки. Поколение бабушки пережило революцию, раскулачивание, голод, войну… Наверное можно попытаться её понять…
Вообще, в моём детстве, хлеб и сахар были главными продуктами… Набегаешься на улице, забежишь домой, возьмёшь ломоть хлеба, посыпешь на него сахар, польёшь на него водичку, чтобы не слетел с хлеба и с этим «изделием» снова бежишь на улицу.
 
УЛИЦА

Я настолько был уличным ребёнком, что меня знали все собаки, кошки и прочая уличная живность. Они не боялись меня, а я не видел опасности от них. На крупных собак я даже залезал верхом и пытался кататься, как на лошадках. Страх появляется тогда, когда есть негативный опыт (страдания, боль). Позже, когда у меня появится доберманша Долли, я часто буду встречать детей, которые не боятся собак, и которых не боятся собаки. Всё взаимно… Но тесное общение с бездомными собаками грозит опасными болезнями. Тогда я об этом не знал и не думал. А отец начал отстреливать моих «друзей», одного за другим… Собаку звали Узнай.

Об ориентации на местности…  Все, ближайшие к дому, улицы и места были исследованы досконально. Но вот однажды, когда родители ушли далеко от дома, копать картошку (?), я, последовав в том же направлении, через некоторое время, просто заблудился… Я очень расстроился, и меня привёл к дому незнакомый мне человек.

Сколько стоит прокатиться в детской коляске?… Родители хранили деньги под матрасом своей кровати. Я это знал. Однажды на улице братья Давыдовы катали друг друга на старой детской коляске. Мне тоже захотелось, чтобы меня прокатили. Но с меня потребовали деньги: - Плати деньги – тогда повезём!... Не долго думая, я побежал домой и принёс всё, что было под матрасом. Мне повезло, что всё это было на глазах у соседской бабушки, иначе мои родители не досчитались бы довольно крупной, по тем временам, суммы.

НОВЫЙ ГОД

Новый год… На новый год родители наряжали ёлку. Игрушки, в большинстве своём, были из прессованного картона, покрашенного серебряной краской. А главным событием было – проснуться и найти под подушкой подарок от Деда Мороза! В пакетах было столько вкусного! Особенно восхищали дорогостоящие и экзотические для тех мест, ароматные плоды цитрусовых. Я мечтал, как когда-нибудь наемся апельсинов и мандаринов вдоволь!... Это случилось через 35 лет, когда я, и моя семья (жена Ирина, дочь Галина и сын Сергей) стали гражданами Израиля… Кстати, сын Сергей в детстве очень любил варёную кукурузу. Когда однажды, ещё в Ташкенте, мы возвращались на велосипеде со стороны озера Рохат, справа от нас было огромное кукурузное поле. Сын признался мне тогда, что больше всего на свете он хотел бы стать хозяином этого поля…

Ещё, на один из «новых годов» отец изготовил нам из папье-маше медвежьи маски.
А мы с Вовой, готовили инсценировку «Два жадных медвежонка». К сожалению, мне не удалось найти в Интернете этот текст, только помню, что там были такие слова «… Ты держи – я распилю, поработать я люблю. Опасается Потап – Ох! Останусь я без лап!..».
И, по-моему, на празднике я получил в подарок книжку Маяковского «Эта книжечка моя, про моря и про маяк».

ПЕРВАЯ ЭРОТИКА

Не знаю – с какой целью мама и бабушка взяли меня однажды с собой в женскую баню, может быть для того, чтобы я не сидел один дома?... Но! Впечатлений было море! Что это за кучерявые волосики у женщин внизу живота? У одних чёрные, у других рыжие… а у бабушки уже седые… Я, к тому времени, ещё ни разу не был в мужской бане, и не знал как выглядят голые мужчины… А ещё, когда соседская девочка приходила к нам домой, я предлагал ей свой горшок. Потом мы уходили в другую комнату, снимали трусики и показывали друг другу пиписьки…
А по-настоящему я влюбился первый раз во взрослую женщину Марию, жену Феди, старшего брата отца. Она приезжала к нам в Ерментау и была со мной так мила и нежна, что я долго плакал, после того как она уехала.
Я даже не думал, что на эту тему есть христианская заповедь – «Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего». Смысла этой заповеди не понимаю до сих пор. Наши желания всегда проистекают из наших потенциальных возможностей. Что плохого в том, чтобы желать себе понравившуюся женщину? Может тот, кому она принадлежит, любит её меньше, чем я?

МУЗЫКА

Мама не часто баловала нас игрушками. Так, однажды я попал с мамой в магазин и увидел там дудочку. Мне так захотелось научиться играть на этой дудочке, но маму мои уговоры не впечатлили.
Однажды Вова не хотел засыпать – всё ждал, когда приедет отец из Караганды, где он учился в пединституте. Оказывается – отец обещал купить баян. Сколько было радости! Мы начали учиться играть на баяне, но это было недолго…
Позже, уже в Чарваке, мы выступали, как баянисты.
Учиться игре на фортепиано я начал гораздо позже, в январе 1966 года, в городе Ташкенте. А закончил в 1971 году, уже в Чарваке.

МУЛЬТФИЛЬМЫ

Первый мультфильм я посмотрел в клубе Ерментау, когда мне было уже 5 лет. Это – «Три дровосека», по мотивам сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
В Ерментау телевизора у нас ещё не было.



Через некоторое время к нам приехала бабушка Мария, из Аккургана. В детский сад  я больше не ходил. «Воспитывали» меня бабушка, старший брат, улица… и жестокие бездарные родители.
Для того, чтобы понять – как относиться к тем или иным событиям – дети проводят эксперименты, и по реакции взрослых оценивают их значимость. Однажды, гуляя по улице, я обнаружил дохлую курицу, схватил её за лапы и потащил к дому. На скамейке, возле дома, сидела бабушка Маша. Что управляло мной в тот момент – не знаю, наверное желание провести «эксперимент». Я подошел к бабушке, бросил к её ногам дохлую курицу и сказал: - На, ешь!...
Вместо того, чтобы объяснить ребёнку, что его поступок неправильный, что дохлые животные несъедобны и т.п. бабушка инициировала целую проблему – она пожаловалась маме (типа – «кто-то его научил»). Та, недовоспитанная, побила меня и поставила на колени в угол, пока не попрошу прощения. Хотел эксперимента? Получай! Эксперимент продолжается – я не прошу прощения, не объяснили за что… Прошло несколько часов. Пришел отец (педагог). Решили брать меня на испуг. Отец взял огромный лист фанеры и сказал, что заколотит меня прямо в углу, если я не попрошу прощения…

Дорогие родители! Все, кто читает эти строки! Не добивайтесь желаемого от своих детей
угрозами и насилием. Это тупиковое направление.

Бабушка, инициатор всего этого события, уговаривала моих родителей не издеваться надо мной, уже пожалела о том, что пожаловалась, но те вошли во вкус… В конце концов они довели меня до слёз и заставили что-то пробормотать…
Сейчас, в цивилизованном мире, за такое насилие над детьми родителей могут привлечь к ответственности. Но в СССР, государстве, построенном на насилии, такое насилие считалось естественным. Спасибо, что не убили…

………..

Этот текст был написан в апреле. Я готовился к своему 60-летию, которое должно было состояться 27 июля 2014 года… Но, в одну из ночей, я, подойдя к зеркалу в ванной комнате, обнаружил опять (первый раз мне вырезали метастаз в лимфоузле на шее в апреле 2011 года) шишку на шее… Я обратился к своему онкологу. Она сказала, что это скорее всего «инфильтрат» и назначила дату операции. Через неделю мне сделали операцию, а ещё через неделю я узнал, что это очередной метастаз…

На этом история не закончилась. У меня временами очень сильно болела спина (позвоночник), но мой онколог говорил, что это не связано с носоглоткой и метастазами на шее… Сделал в Твери томографию позвоночника и молодой хирург мне, сомневающемуся, объяснил, что у меня 9-й позвонок поражен метастазом. Но это как-то лечится, сложной хирургической операцией. Я представил себе операцию по удалению (замене) позвонка, и радости при этом не испытал. Решил ехать в Питер и сделать позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ)…

Результаты ПЭТ были ещё более впечатляющие: поражены 3 позвонка!... Тверской онколог предложил пройти «химию» в Твери. Но, помня ужасные последствия химии 2011, я отказался. Израиль для лечения не подходил – за 7 лет был потерян «битуах леуми» (национальная медицинская страховка), а его восстановление - задача очень сложная. Друзья (корейская диаспора Твери) посоветовали Южную Корею…  и 27 июля, в свой 60-й день рождения, я заканчивал 1-й курс корейской химиотерапии.

Сейчас готовлюсь к продолжению лечения в Корее. Результат последнего ПЭТ впечатлил сотрудников Института Мозга в Питере – метастазов в позвонках они не нашли! Слава корейским медикам!...

Продолжение автобиографии следует…


Рецензии
Такой шапочка. И не скажешь что 60. А ума сколько! И самоаализ на высоте.

Елена Дударева   19.10.2014 20:24     Заявить о нарушении
Лапочка то есть. И само анализ. Простите. Так гугл клавиатура делает. Не я.

Елена Дударева   19.10.2014 20:25   Заявить о нарушении