Отечественная наука и образование в опасности

Наболевшие проблемы отечественной науки и образования, порождённые необдуманными, научно необоснованными и, следовательно, провальными реформами и инновациями, сдерживают цивилизованное развитие не только науки и образования, но и российской экономики.
               
В результате «инновационной» политики, ориентированной на Запад, лучшие научные кадры в нашей стране вынуждены были покинуть академические институты: кто-то нашёл достойную работу за рубежом, а кто-то подался в «бизнес» – торговать сникерсами. А ведь во многих институтах велись серьёзные научные исследования на мировом уровне. Не лучшая ситуация сложилась и в отраслевых институтах, и во всех институтах оборонной промышленности. Многие из них, оказавшись без финансирования, под разными предлогами закрыты. А в научно-исследовательских институтах, уцелевших в инновационных вихрях враждебных, остались энтузиасты преклонного возраста. И дело дошло до того, что выполнить государственные заказы обескровленные оборонные отрасли уже не в силах, и об этом заявляется с высокой трибуны власти. Потребовались годы и даже десятилетия, чтобы «просвещённые» чиновники осознали, что надёжное средство защиты нашей страны – не только миролюбивая политика и тонкая дипломатия, но и современная военная техника, а для её разработки и производства нужны не «экономисты», «юристы», «социологи» и прочие псевдоспециалисты с дипломом государственного образца в кармане, а инженеры-профессионалы и немалые финансовые и материальные ресурсы. И здесь, как не крути, всё равно на первое место выходят наука и образование.

Не спасает отечественную науку реорганизация Российской академии наук и других отраслевых академий, проводимая под лицемерных лозунгом «Учёные должны заниматься своим делом – наукой» и с привлечением «менеджеров», весьма далёких от науки. Навязанная сверху реорганизация породила волну возмущений и протестов многих учёных и научной общественности. И вполне справедливо –  если лишить науку материальной базы, например, помещений, где расположены лаборатории, то негде будет ставить эксперименты и опыты. Именно эксперименты и опыты составляют основу всех отраслей науки, а не досужие рассуждения о модернизации науки и экономики в отдельно взятой стране с богатейшими природными ресурсами, которые беспощадно разбазариваются. Проблемы реформирования отечественной науки вовсе не решаются, а усугубляется с передачей лабораторных помещений в руки «менеджеров», не имеющих элементарного представления об истинных научных исследованиях и не знающих, что такое наука, а усвоивших демагогическое правило, как сделать экономику экономной, не опираясь на современные технологии, вырастающие в недрах отраслевой науки.

Совсем катастрофическая ситуация сложилась во всех технических вузах и вузах естественно-научного профиля. Физически и морально устаревшая научно-техническая база, ветхие учебные корпуса, аварийное состояние аудиторий и лабораторий вузов, низкий уровень оплаты труда преподавателей и сотрудников, падение уровня их квалификации  – вот это краткие штрихи отечественного профессионального образования. Можно привести и конкретные характеристики плачевного состояния вузов не только технического, но и естественно-научного профиля. Например, на физическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова в последнее время из-за нехватки финансовых средств не организовываются научные экспедиции, и учёные вынуждены использовать результаты наблюдений тридцати- и даже сорокалетней давности. Экспериментальное оборудование – основа научных исследований –  физически и морально устарело. Многие учебные корпуса не ремонтировались капитально более полувека. А зарплата профессора этого ведущего вуза страны не превышает зарплаты полицейского самого низкого звания и водителя троллейбуса, вынужденного податься в Москву из других российских городов либо из бывших советских республик, чтобы заработать деньги для содержания своей семьи. В таком чрезвычайно нищенском, унизительном положении оказалось большинство учёных нашей многострадальной страны. Хотя научные достижения некоторых из них известны всему миру, но они не ведомы многоликой и лицемерной камарилье, которая, раздвигая локтями тесно сплочённые ряды придворной знати оказалась не в состоянии изучить проблемы отечественной науки и образования и предложить пути их решения. Пенсии учёных едва хватает на пропитание, лекарства и оплату коммунальных услуг. При таком отношении государства к науке разве можно ожидать каких-либо практических результатов от науки и говорить об её эффективности? Разве можно поднять российскую науку, построив новый научный центр в Сколково, затратив при этом огромные материальные и финансовые ресурсы? Ведь подобные центры уже построены во второй половине прошлого века в разных местах Подмосковья: Зеленограде, Пущино, Протвино, Дубне и во многих других городах. И к настоящему времени большинство  из них оказались не способными проводить исследования на современном уровне. Обещания высоких чиновников повысить финансирование науки и привлечь к ней внимание российского бизнеса пока не могут преодолеть высокие кремлёвские стены. А выделяемые финансовые средства идут не на экспериментальные исследования, определяющие передовой фронт науки, а на якобы «инновационные» изыскания, в процессе которых естественно-научная истина теряется в лабиринтах математических формул и в наукообразного словоблудия. Срабатывает без промашки хитроумный способ распределения финансовых средств – не тому, кому нужно, кому они крайне необходимы для проведения экспериментальных исследований, а тому, кто ближе к горнилу власти. Поэтому в некоторых институтах целые ангары завалены современным оборудованием, которое годами простаивает без дела, а в других же институтах не могут приобрести простейшие приборы и материалы, совсем не дорогие, но необходимые для экспериментов и опытов.
Ещё в недалёком прошлом отечественные университеты и технические вузы готовили высококвалифицированных специалистов, которые пополняли многочисленные отечественные институты и различные отрасли промышленности и сельского хозяйства. В этих вузах учились студенты многих стран, в том числе и развитых. А сейчас выпускники этих вузов не могут трудоустроится. Основная причина – многие отраслевые институты и промышленные предприятия в результате варварских инноваций сознательно под разными предлогами разграблены и разрушены. Ведь многие предприятия производили высококачественную продукцию, превосходящую зарубежные аналоги. Например, отечественные инструменты, приборы, самолёты и многое другое считались и признавались лучшими в мире. Другая не менее важная причина невостребованности специалистов с высшим техническим  и естественно-научным образованием – сама научно-техническая база вузов и уровень подготовки не позволяют дать те фундаментальные и профессиональные знания, которые нужны специалисту той или иной отрасли современной промышленности. Поэтому ставшие на ноги немногочисленные предприятия либо фирмы не считают целесообразным брать на работу дипломированных инженеров, не владеющих базовыми профессиональными знаниями, необходимыми для продуктивной работы на предприятии.

По воле «реформаторов» от науки и образования возникла сложная, рукотворная, трудно решаемая проблема, которую, по-прежнему, пытаются решить люди, далёкие от науки и образования. По инициативе министерства уволены ректоры многих вузов, которые переведены в президенты вузов, получив якобы повышение в должности. А на самом деле эти высококвалифицированные кадры с большим опытом управления и в ряде случаев возглавлявшие передовые научные школы, оказались изолированными от управления вузом. Что из этого получилось, можно проследить на примере Государственного университета управления (ГУУ). По инициативе министерства на смену ректора Поршнева А.Г., опытного руководителя, сделавшего очень много для развития университета (его работу высоко ценили и профессора, и преподаватели, и сотрудники) пришёл  Лялин А.М., и про его «руководящую» деятельность скоро узнала вся Россия из телевизионных передач по нескольким российским каналам. На средства, заработанные преподавателями и сотрудниками, были куплены две машины представительского класса стоимостью несколько миллионов рублей каждая. Под видом ремонтных работ в карманах оседали миллионы рублей. По фактам нарушения закона было возбуждено уголовное дело. По представлению Следственного комитета МВД РФ и приказу министерства ректор Лялин был уволен, но его сразу же зачислили  на должность советника того же вуза, а решением Мосгорсуда проректор Асютин А.И. приговорён к многолетнему лишению свободы условно. Где же здесь управляющая и контролирующая роль министерства как государственного органа? Где же здесь борьба с коррупцией, заявленная с высокой трибуны? Где же, наконец, справедливость? На этом громкая история ректората этого университета не закончилась – на освободившееся место ректора министерством был назначен Козбаненко В.А., продолживший уголовную традицию – спустя непродолжительное время он был задержан с поличным при получении взятки, и против него Следственный комитет возбудил уголовное дело. Не улучшилось дело с управлением в вузе при новом министерском назначенце Године В.В., уволенном ранее с поста проректора. При нём ГУУ продолжают увольняться лучшие педагоги, а оставшиеся преподаватели получают нищенскую зарплату. Совсем недавно министерством в результате работы комиссии был составлен список неэффективных государственных вузов, где ГУУ занял одно из первых «почётных» мест. Можно подвергнуть сомнению работу комиссии, выявивших неэффективные вузы, можно критиковать министерских чиновников, пытающихся исправить грубые ошибки своих предшественников, но трудно поспорить с реальной действительностью, когда профессиональные знания подменяются «инновационными компетенциями», а образование превратилось в сферу «услуг», на которых наживаются услужливые, свободные от совести ректора и их ближайшее окружение, а труженики-преподаватели и сотрудники влачат нищенское существование.

Приведённый пример весьма характерен для многих российских вузов, и об этом периодически во всех криминальных подробностях вещает телевидение. Он показывает, что замена профессионального ректорского корпуса не привела к повышению качества образования. И с каждым днём становится всё понятнее и очевиднее, что «менеджеры», «экономисты», «социологи», «юристы», «психологи» и прочие «специалисты» с дипломом государственного образца пополняют ряды безработных. Не спасает и придуманное второе высшее образование. Только этого никак не хотят понять дорвавшиеся до власти ректоры некоторых вузов, получая зарплату не менее полумиллиона, тогда как зарплаты преподавателей еле хватает на дорогу и пропитание. Не подняла на ноги отечественное образование и другая «инновация» – принудительное внедрение двухуровневой системы обучения в вузах.

Российских учёных ожидает ещё одна «инновация» – упразднение кандидатских диссертационных советов. Как заявляют министерские чиновники, в ближайшие два года все кандидатские советы прекратят свою деятельность в связи с присоединением в 2003 г. России к Болонскому процессу. Подобной беды не случилось бы, если бы инициаторы такой очередной провальной инновации осознавали, что нам нужна великая Россия, а не зарубежный процесс, каким бы завлекательным он не был. Однако это вовсе не означает, что учёные советы не должны закрываться, если они пропускали диссертации с явным плагиатом или способствовали продвижению диссертаций за взятку. Конечно же, такие «учёные советы» необходимо немедленно упразднять, а их председателей вместе с ректоратом привлекать к строгой ответственности в установленном законом порядке. Липовые же диссертации, за которые присвоены «учёные» степени за последние 15 лет разным чиновникам и особенно представителям ректоратов, включая упомянутый выше ректорат ГУУ, не занимавшимся научной работой, надо подвергнуть строгой экспертизе в рамках полномочий Высшей аттестационной комиссии, чтобы лишить их «учёных степеней и званий» и принять вытекающие отсюда кадровые решения.

С большим трудом удалось уберечься МГУ им. Ломоносова от нахлынувшей волны «инноваций». Этот университет, получивший автономию, разрабатывает сам образовательные стандарты. В нем сохранилось в основном шестилетние обучение. Сохранился и высококвалифицированный кадровый потенциал. Поэтому неслучайно многие школьники мечтают покорить Воробьёвы горы – поступить в МГУ. Здесь налажена целая система, чтобы отобрать наиболее способных абитуриентов, а потом и студентов. Однако далеко не все выпускники МГУ могут найти работу по специальности. Исключения не составляют даже математики, закончившие механико-математический факультет, который славился и славится во всём мире высоким уровнем профессиональной подготовки. Более половины таких высококлассных специалистов вынуждены уезжать на работу за рубеж, где они получают достойную зарплату. Эти люди, способные решать сложные логические задачи,  смогли бы принести большую пользу в различных российских министерствах и ведомствах, в аналитических центрах, во всех властных структурах при решении многих задач оптимизации и повышении эффективности управления. Именно такие специалисты-математики, а не искусственно внедряемые чиновники управления персоналом или связи с общественностью и с прессой, многие из которых без труда, но за деньги получили липовый диплом государственного образца, и которые только раздувают и без того переполненный бюрократический аппарат и нарушают естественную вертикаль власти. Чтобы решить проблему трудоустройства не только математиков, но и других высококвалифицированных специалистов много не нужно – нужна всего лишь государственная воля.

Многие смелые и решительные, но не обдуманные и научно не обоснованные, инновации захлестнули всю систему отечественного образования. Например, под «мудрым» руководством  министерства многие вузы получили статус университета. Но жизнь показала, что, сменив вывеску, нельзя поднять образование на новую ступень развития. Совсем недавно с ведома министерских чиновников на каждом перекрёстке открывались многочисленные и многоликие вузы с университетской вывеской, готовые за плату «образовательных» услуг выдать диплом государственного образца, но не способные дать даже самые элементарные знания, необходимые специалисту. Результат всем известен: множество «экономистов», «юристов», «психологов», «менеджеров» и других псевдоспециалистов с дипломом или даже с двумя дипломами в кармане не может найти себе работу. Исключение составляют вовсе не те, кто хорошо и прилежно учился, а те, кто за деньги или каким-либо другим чудесным способом смог протиснутся во властные структуры, в банки и прочие доходные места. Огромная же масса дипломированных «специалистов» пополняют многочисленные ряды безработных. Они погружаются в интернет, выходят на улицу и в другие публичные места, за исключением разве что мест, куда царь ходил пешком, чтобы предложить свои якобы бесплатные услуги по оказанию психологической помощи либо посоветовать, как выиграть дело в суде. С каждым днём поток «образованных» безработных стремительно пополняется. И такой многолюдный поток уже выплёскивается на улицы, но не с предложением своих «профессиональных» услуг и не со знамёнами «Единой России» либо каких-либо новоявленных партий с другими флагами, а с совершенно другой целью – законным требованием обеспечить право на труд. Такой неуправляемый стихийный поток вряд ли сможет остановить призывы сверху разойтись по домам, и под напором хорошо проплаченных полицейских и других «хранителей» правопорядка.
Стремление молодёжи обрести модные профессии юриста, экономиста, менеджера, психолога не могут победить ни настойчивые рекомендации сверху поступать в технические вузы, ни откровенное высказывание с высокой трибуны: «звание инженера – это круто!», ни присвоение некоторым техническим вузам статуса Национального исследовательского университета, ни опасение за то, что можно пополнить огромную армию дипломированных безработных. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса: больше половины опрошенных родителей хотят, чтобы их дети стали юристами, экономистами, менеджерами, но никак не инженерами. Одна из причин вполне очевидна: многие просвещённые родители и их любознательные дети наблюдают невооружённым глазом, что во все доходные властные структуры, включая даже многие промышленные отрасли, чудесным образом проникают «специалисты» вовсе не технического профиля, а «менеджеры», «экономисты» и «юристы», получившие за деньги сомнительную образовательную услугу. А сохранившийся пока научно-технический потенциал высококвалифицированных специалистов, доказавших свою высокую профессиональность делами, а не красивыми  словами, оказался на обочине затеянных сверху мыслимых и немыслимых «инноваций». Не поэтому ли проваливается заявленная сверху все благие начинания, включая модернизацию промышленности и экономики?

Недавно принят новый закон об образовании после долгого противостояния общественности. Однако это вовсе не означает, что этот закон спасёт отечественное образование. Общественное противостояние продолжается до сих пор, так как родители не хотят, чтобы их подрастающие дети, получая сомнительные «образовательные» услуги за деньги в школе и в вузе, оказались безработными и выходили на улицу. И дело вовсе не только в том, насколько логически стройно сформулированы статьи закона об образовании, а в том, что многие законы в России не исполняются – их нарушают не только мелкие клерки, но и чиновники самого высокого уровня, и об этом каждый день и каждый час отечественное, развлекательное телевидение вещает почти синхронно по всем каналам на всю нашу необъятную страну.

Печальный результат непродуманных, провальных инноваций в государственных масштабах всем известен: падения отечественных самолётов, вертолётов и космических аппаратов, тонущие теплоходы и подводные лодки, участившиеся техногенные аварии и другие антропогенные катастрофы, сопровождающиеся многочисленными человеческими жертвами. Допускаются и многие стратегические ошибки на государственном уровне: например, предпочтение отдаётся развитию высоко затратной атомной энергетике, которая во многих цивилизованных странах свёртывается, дабы не оставлять своим потомкам очень опасного радиоактивного наследства (см. статью автора «Ресурсы атомной энергетики» в журнале «Машиностроитель», 2011, №3, с. 52 – 57); беспощадно выкачиваются ценнейшие  природные ресурсы, стоимость которых с каждым годом неуклонно растёт (дорожает не доллар и не евро, а природные ресурсы, многие из которых формировались миллионы лет, а будут исчерпаны в течение ближайших десятилетий) и направляются мощным потоком за рубеж; с привлечением зарубежных партнёров строятся гигантские заводы по производству автомобилей, которыми переполнены отечественные и зарубежные рынки, а построенные совсем недавно заводы вынуждены останавливаться, не находя сбыта своего товара; принято научно не обоснованное решение о расширении территории Москвы в юго-западном направлении, что неизбежно повлечёт за собой  трудно решаемые экологические проблемы. И все эти стратегические промахи наблюдает каждая домохозяйка, которая по завету «вождя мирового пролетариата» должна управлять государством, что не так уж далеко от сегодняшней сермяжной истины. Ощущают на себе промахи высоких чиновников и простые люди оказавшихся в плену «инновационных» вихрей враждебных и задыхающихся выхлопными газами в дорожных заторах, поразивших всю Москву и другие крупные города.

Многие учёные и педагоги осознали современную миссию науки и образования и готовы внести свой посильный вклад в развитие нашего общества, если государство, желая укрепить свою силу и могущество, повернётся лицом не на Запад и на Восток, а к отечественной науке и образованию.

Карпенков Степан Харланович, профессор


Рецензии