Реквием по книге

РЕКВИЕМ ПО КНИГЕ.
Тут такое дело получилось, ,попросили меня в местной библиотеке написать что нибудь по поводу книги, которая стояла уже лет, посвященной местной печати и авторамшесть и никто ее не брал. Разумеется кроме меня.
Я то как раз этой книгой упивался и она шла второй за Письма из деревни Энгельгарта нашего профессора, который заткнул за пояс и академикво и тех же крестьян со своим ведением, разумным соотвественно  своего хозяйства.
. Которого кстати в этой библиотеке  сроду и не было.
Иногда я подумываю, что эти книги, про ушедшее от нас крестьянство не менее интересны, чем пирамиды Хеопса или НЛО.
Ну а почему назвал Реквием, то сами поймете очевидное.

Книга «СЕЛЬСКАЯ БЫЛЬ»
Автор ЕГОР МАЛЫХИН.
ВОРОНЕЖ. Изд-во Болховитинова
Тираж 4000 экз.

Очень интересная и жизненная книга.
Кто то из великих сказал однажды, что каждый человек, живший на своей земле может написать книгу о своей жизни.
Именно с такой попыткой, когда человек полностью выкладывает в буквах, все что он думает, все что было с ним и страной, все свои мысли и думы мы и видим в этой книге «Сельская быль».
Вот он сам на снимке, вот его деревня, его родители, братья и сестры.
Вот его хата под камышом в селе Лесное Уколово,
По первому ощущения от книги, словно присутствуешь на колхозном собрании, где на повестке дня стоит сразу вопрос обо всем. И каждая вещь важна для кого –то.
Так и тут. Хоть и говорит автор о том .что у него три класса образования, но тут же мы узнаем что за плечами у него все 85 лет трудовой жизни.
Той самой, что сейчас пренебрежительно называют деревенской, колхозной, пейзанской.
Ведь всю жизнь на одном месте, за исключением войны, и вся жизнь посвященная неустанному крестьянскому труду.
И пусть сразу бросается в глаза главный недостаток книги, нет последовательности, все вместе, все сразу, многое хотелось бы избежать, ненужного резонерства, что мол де в деревне все свято, что надо любить страну, не надо пить и есть разную гадость, повторы, предложения снять фильм о его деревне, поставить памятник овечке, как поставщику таких нужных армии и жизни тулупов и прочее и прочее.
Нужна была редакторская рука, которая для блага этой книги вычеркнула многочисленные заметки в стенгазету, резонерство, повторы.
Чтобы книга приобрела свойство упругого жизненного романа, что бьется в этой книге, написанной нашим современником.
Потому что Блок однажды заметил, что каждое любое стихотворение представляет собой покрывало наброшенные на острые лезвия шпаг или кинжалов.
Так вот, этих острых попервоначалу незаметных лезвий, пронзительных житейских историй в этой книге очень много.
Ведь это не просто история нашей страны, эта история нашей, конкретной Белгородской области, в которой отразилось все, что было с нами всеми.
Да и сама наша жизнь, равно как жизнь государства, все метания, заскоки, планы и мечты значимо отразились в т обыкновенной жизни. Многое прошло через автора.
А автор этой книги был крестьянином в самом лучшем смысле этого слова. Да еще с уклоном жить единоличником и читатель понимает это
Иначе его бы ждала того самого беспамятного колхозника, что всю свою жизнь проработал в колхозе, а как спросили его, что ты помнишь из прошедшей жизни, так он так и ничего не смог ни ответить, ни вспомнить.
А мы скажем – значит и жизни, той самой человеческой, у него не было и если забыл, значит— ничего и происходило...
 А вот автор живет в своем мире и имеет свое суждение. И тут мы встречаемся с самым художественным феноменом, противоречием или единством противоположностей.
Это когда по значимости ярка или овца, початок кукурузы вдруг в жизни автора приобретают не меньший смысл, чем партия, колхозный парторг или даже сам генерал. 13.10.14
Иначе почему ему было надо обращаться в само Министерство Обороны, чтобы поставить какой никакой памятник овечке, которая и была исходным материалом для производства полушубков.
Которые, в свою очередь, оберегли немало солдатских жизней лютой военной порой..
Ну и еще много чего про крестьянскую жизнь, быт, отношения. Чувствуем как человеку хочется привести все порядок, как он понимает, чтобы не было в нашей жизни коротких юбок, курения, или там беспробудного пьянства
В общем весьма похоже на сарай крепкого хозяина, и чего тут только нет, от грабель в одном углу и вил, до мини трактора с прицепом в другом.
Но книга эта хранит в себе нечто большее, как в мешке с нужной в хозяйстве мякиной спрятаны на будущее и на сохранение золотые часы..
Это вновь мы вспоминаем слова поэта Блока, что настоящее стихотворение, это покрывало наброшенное на острия поднятых мечей.
И эта книга сельского жителя Егора Малыхина «Сельская Быль» полностью соответствует этому канону высокой литературы.
Во всей книге, мимолетно, но жизненно верно разброшены эпизоды и сцены самого высокой степени искусства художественного слова.
Вот одно  с виду неприметное замечание.
Автор пишет о первом председателе колхоза самого голодно года после войны 47 года. В каких условия шло восстановление жизни после войны.
«...приходилось питаться желудями, корой деревьев, травой, листьями, жмыхом, жомом»...
Так подробно описать мог только оставшийся в живых свидетель.
И ведь все это происходило на нашей земле. На Белгородской, тогда еще Курской.
Автор, как свидетель, прошел всю историю создания и исчезновения колхозов. И свидетельствует о том, как и какими методами создавался это. И немало горьких слов вырвется у него из сердца.
Хоть и создавались эти колхозы поначалу бедными людьми. Но прошло время и вот председатель колхоза бьет колхозника, фронтовика, отмеченного наградами, выданными сапогами по лицу.
Как же так, этот колхозник отказался подписываться на дополнительный заем. И человек, босой, идет ночью по полю и думает о веревке в сарае.
А знаете ли вы что такое за страшное слово объездчик. Когда назначенный сторож бьет детей за колоски тяжелым кнутом. По босым ногам, по линялой майке.
Или как председатель, а кто еще главнее в колхозе, отправляет вдову за кувшин зерна на три года исправительных работу, а дети одна в шесть , другой в пять остаются круглыми сиротами. Папка ведь в Германии.
Говорить о продовольственной безопасности государства после этого, без покаяния, уже как то неудобно..
Но жизнь не состоит из одного плохого. С какой художественной остротой автор описывает быт и жизнь своей семьи, в которой было десять детей. Какова была их совместная жизнь и борьба за существование они жили. Как работали, как уважительно отец по имени отчеству относился к их матери
Но все переживается, все проходит. Минула война, минула разруха, ушла в прошлое нищета и автор книги, такой же человек как мы, неожиданно посвятил свою жизнь восстановлению, фиксации и увековечиванию уходящего крестьянского мира.
Сюда относится и постройка новой старой церкви, воспоминания и с любовью, о старце Спиридоне, крестьянском святом и даже описание еды.
А вот еще замечательное.
С каким уважением автор книги пишет о еде, источнике жизни для человека, коровы, собаки и даже домашнего кота.
С какой любовью его мама готовит любимую «картоху» для отца. Или как приготовить галушки с творогом для своего сыночка..
Или сколько надо заготовить, засолить, запечь свинины, гусятины и баранины, чтобы уверенно прожить зиму.
В наше время, время фальсификации, химизации, модификации нашей насущной пищи, слова автора о простой еде читается как рецепты волшебного лекарства.
В заключении надо отметить, что книга может стать настоящей, народной малой энциклопедией прошедшей крестьянской жизни.
 Если только найдутся деньги, хороший редактор и книга будет снабжена иллюстративным материалом и комментарием специалистов.
Вот почему эта искренняя книга исповедь должна была бы быть в списке патриотического воспитания молодежи.
Должна, была, бы, быть - одним словом полный звиздец нам всем, а не книга


Рецензии
И ведь все это происходило на нашей земле. На Белгородской, тогда еще Курской.... Воронежской , Уколово до 1954 было, хотя какая разница. Спасибо за Реквием книге , крестьянству..

Виктор Лицуков   10.05.2019 06:58     Заявить о нарушении