Мысли... ч111
***
Есть выбор как условие бытия свободы, а есть «корыстно-заинтересованная избирательность» [Г.С. Батищев] как основной мотиватор бытия жлобства. Завершенная форма бытия жлобства – буржуазность.
***
Не только потребительство (не говоря уж о потреблятстве), но и видимостное безразличие, демонстративная отстраненность, «общение неслиянных душ» [М.М. Бахтин], мнимая, либо же реальная атомизированность индивидов всегда есть существование за счет других, сиречь всегда и без изъятия наименьшего есть существование паразитарное.
***
Творчество как перманентный процесс перевода материальной (докультурной) субстанциальности в культурную универсальность.
***
«…Синтез всех сфер культуры внутри человеческого личностного мира строится не ради самозамыкания этого мира вокруг своего собственного, окончательно найденного, субъективно-фиксированного и принятого за абсолютное начало, неподвижного центра (центральной точки «Я»), а ради всегда разомкнутого самоустремления к беско¬нечному восхождению.
Это значит, что универсальность такого рода никогда не завершается, никогда не приходит к последнему рубежу, но есть по сути своей нескончаемый процесс универсализации, питаемый из неисчерпаемого своего истока – из беспредельной объективной диалектики. Чем богаче делается синтез, тем сильнее он устремлен к новым обогащениям, и тем к большему содержанию он способен приобщиться вновь. Чем выше достигнутое совершенство, тем многомернее пространство возможностей, раскрывающееся для дальнейшего совершенствования, и тем мощнее устремляю¬щее тяготение к нему.
Именно вокруг векторов устремленности и согласно ритмам вечного, неостановимого становления, а отнюдь не вокруг постоянных величин-скаляров, т.е. вокруг «центральной неподвижной точки», и строится весь культурный синтез, весь субъектно-личностный мир человека» [Г.С. Батищев, Введение в диалектику творчества. – С. – П., 1997, стр. 36].
***
Какое главное условие для развития научной философии? Главное, а, по существу, и единственное условие для этого: «вникнуть в развитие самого способа развития» [Г.С. Батищев т. же, стр. 32].
***
Существование есть непосредственная (единичная), культурная форма бытия субстанции.
***
Беспредельное не имеет «глубины», «ширины», «высоты» и т.п. параметров … определенности.
***
И бытие не может быть «иным». Иным может быть лишь наличное бытие.
***
Г.С. Батищев критикует субстанциализм – превращенную форму субстанциальности. Поэтому: «размах на рупь, удар – на копейку».
***
«Самый антисоветский советский театр – вот секрет успеха Таганки Любимова.
Такой театр мог процветать… только при Советской власти. С ее исчезновением он должен был рухнуть, что и произошло» [Виталий Третьяков].
О том же великий баснописец рассказал в басне «Свинья под дубом». О том же – закон иронии истории, открытый Г.В.Ф. Гегелем.
И касается это отнюдь не одной лишь Таганки и не одного лишь Любимова. Закон. Философский.
***
Які вони багаті? Так, загрошивлені…
***
Политические шашки (шажки): нагадил Родине – вышел в дамки [навеяно Г. Иванкиной].
***
Человек с интеллигентоватым лицом. Или (то же самое): личина интеллигента.
***
Философская посредственность всегда нуждается (склонна так воспринимать и истолковывать любое социальное воздействие) в «культурном мазохизме».
«Нам не давали, не разрешали, не пущали, нас преследовали» etc. Заметьте: «нас». И: «воздействие». Она, – посредственность, – заведомо растворяет себя в массе (анонимизируется) и сознательно избирает социальную роль «боксерской груши» – объекта внешнего воздействия.
Лиши его (ее) этой привилегии – умрет от тоски, досады и растерянности.
***
Логика превращенных форм как «логика антагонирования» [выражение Г.С. Батищева].
***
Развивать марксизм можно единственным способом: перманентным выходом за пределы марксизма. Распределением марксизма.
***
«Внечеловеческой действительности» (см. Г.С. Батищев, Введение в диалектику творчества, стр. 28) не бывает. Не может быть в принципе.
***
Диспозиция.
Диалектика объективная – диалектика субъективная по необходимости должна быть доразвита до звена: диалектика субъектная. Диалектика объективная: способ существования материи (субстанции). Диалектика субъективная – отражение ее. Диалектика субъектная – диалектика творчества.
***
Знание как кристаллизовавшийся в форму результата процесс познания. [навеяно Г.С. Батищевым].
***
Социальное трансгрессирование (трансцендирование) как «превозможение пределов» [Г.С. Батищев].
***
Плюрализм как превращенная форма универсальности (полифонии, симфонии, концерта etc.).
***
Толерантность: политическая форма взаимной терпимости безразличных друг другу людей.
***
«Creo ergo sum» [Хенрик Калиньский].
Чудесно. С маленькой, – но принципиальной, – поправкой: не «существую», но: живу!
***
И в этом смысле абсолютно безупречен Г.С. Батищев: «Homo creator». В этом Homo в снятом виде: и sapiens, и erektikus, и ludens, и trendicus etc.
P.S. Понятно, что творческим должен быть и социум.
***
Коллективизм – превращенная форма коллективности. Следование «увлекающей силе следования инерции множественности».
***
Несвободный, несубъектный, нецелостный – значит, нетворческий (человек).
***
Социал-органические отношения (связи, по Г.С. Батищеву) – протоистория; социал-атомистические отношения (связи, по Г.С. Батищеву) – предыстория; социал-гармонические отношения (связи, по Г.С.Батищеву) – действительная история.
***
Отдельное – единичная форма бытия субстанции.
***
Обладание – превращенная форма бытия освоения.
***
Творчество – это логика дела, свитие – это логика сделки.
***
Творчество как «развитие самого способа развития» [Г.С. Батищев].
***
«Правда универсальности – в уникальности!» [Г.С. Батищев]. Верно. Как и то, что правда уникальности – в универсальном!
***
Существование – субстанция в форме культурно-непосредственном бытия.
***
Творчество, действительность, классика – грани единого. «Творческое состояние над-ситуативно, и в нем высота совпадает с глубиной» [Г.С. Батищев т. же, стр. 32]. Можно добавить: всеобщее – с единичным; беспредельное – с определенным; вечное – со временем; потенциальное с актуальным etc.
***
Медиамокрушники: телекиллеры, блоготати etc.
***
Наука, как и истина не может быть именем существительным, но, – исключительно, – атрибутивным параметром, характеристикой осуществляющегося (осуществляемого) диалектического противоречия «познание – знание».
***
Героизм, самоотверженность, возрождение – ненормальные реакции на ненормальные акции. Не будет чьей-то низости, трусости, некомпетентности etc. – не будет героизма; не будет производства отверженных – не потребуется самоотверженность, не будет вырождения – не возникнет нужда в возрождении и т.д. Ясно, что деяние (акции) и противодействие (реакции) выпадают (ложатся на плечи) различных субъектов. А еще точнее: «субъектов» и субъектностей.
Вспомните героя из к/ф «Афоня»: «А вы воспитывайте меня, воспитывайте».
***
Место – наличная форма бытия пространства.
***
Время – наличная форма бытия вечности.
***
Хронотоп – наличная форма бытия вечности-пространства.
***
Антропоморфизм – антропотеизм – антропоцентризм: генезис (ступени вырабатывания) идеи действительного гуманизма как действительного антропосоциоцентризма.
***
Гармония (др. гр.) есть «согласие разногласного».
***
Круг его чтения был достаточно ограничен: этикетки на бутылках со спиртным.
***
Отношение как социальное взаимодействие возможно лишь между субъектами. Как и взаимодействие, оно, – социальное взаимодействие, общественное отношение, – может быть деформированным, т.е. стать воздействием. Социальным. Т.е. вместо отношения «с» превратиться в отношение «к». Подобное происходит в случае редукции (низведения) человека, субъекта до уровня объекта. Тогда вместо «с кем», просто: «кем». Тогда – полное торжество и господство творительного падежа. Казалось бы: творительного, корень – творить. Но в случае деформированного общественного отношения вместо творить –всегда: вытворять. Вместо: сотворил (и) – натворил (и).
***
Непосредственное общественное отношение есть общение.
***
Опосредованное общественное отношение между субъектами всегда опосредовано объектами.
***
Типология, – исходная, – общественных отношений предельно проста: отношения духовные; отношения душевные; отношения практические. Мыслительные, чувственные, материальные. Но это – в «чистом» виде. Это – идеализация. Чистая абстракция. Равно так же, как голова (дух), сердце (душа), руки (тело) принадлежат (и далеко не исчерпывается названными органами) одному человеку, так и в реале (и в реальности, и в действительности) их не бывает в «чистом виде». Общественных отношений. Экономических (производственных), нравственных, художественных, религиозных, политических, брачно-семейных etc., etc.
Любых. Без исключения наималейшего.
Свидетельство о публикации №214102001248