Св. Синод против Сестры Беатрисы

25 октября исполняется 150 лет со дня рождения замечательного русского композитора А.Гречанинова.  Дата заметная для всей мировой музыкальной культуры кроме, понятно,  отечественной. У нас, как и везде, свои герои.
Впрочем, ничего удивительного:  власти - и советские, и постсоветские -  Гречанинова не очень любили - интеллигент, иммигрант,  невозвращенец,  а что  самое обидное - был  и за границей успешен и признан, в таксисты не пошел и  писал музыку до конца своей жизни.  Тут никаких политических комбинаций не разыграешь и воспевать вождя всех народов не заставишь.  А многие из вернувшихся очень даже воспевали.
И все же на 135-летие Александра Тихоновича  мне удалось пропихнуть в эфир небольшую программу о нем, на 140-летие мы, правда  с большим скрипом,  сняли уже большой фильм, зато нынешний полуторавековой юбилей руководители нашей культуры твердо решили не замечать. Что к лучшему,  если честно, я  плохо предоставляю себе приличного человека, который сегодня рискнул бы навсегда испортить репутацию, появившись на экранах  нашего запредельно похабного ТВ.
Потому сегодня  мы начинаем знакомить зрителей с самыми интересными на наш взгляд произведениями этого удивительного композитора, оставившего огромное творческое наследие - более 200 опусов в самых разных жанрах. И  начнем с "Сестры Беатрисы"  по Метерлинку -  невероятно красивой  мистической и притом католической оперы, которая по этой причине   не пришлась  ко двору в поповской царской России.
"Сестра Беатриса"  была поставлена в 1912 в Москве частной оперой  Зимина, прошла с большим успехом, а затем поповские газетки вроде "Колокола"  (который, понятно, не Герцена,  а Скворцова)  заголосили о поругании религиозного чувства  (типа нынешних "чувств верующих"), поскольку Пречистую Деву, заступницу рода христианского в опере исполняет безбожная, развратная женщина (т.е. обычная актриса), так что  Москва того и гляди превратится в  развратный Вавилон, навлекая на Россию гнев божий, более страшный,  чем нашествие двунадесяти языков (гастарбайтеров что ли?)...  И дальше в том же провославно-кликушеском духе.
В результате  Св. (Святейший)  Синод  выдал предписание театру гречаниновскую оперу запретить и после третьего представления она была снята с репертуара. Что-то слышится родное в поповских бреднях столетней давности, не так ли?!
В 30-е годы опера ставилась в концертном исполнении в Париже,  а лет десять назад  была поставлена Валерием Полянским -  тоже в концертном исполнении в Москве, в консерватории. Первую часть этой постановки мы вам тут и представляем.
Наслаждайтесь, пока опять попы не наехали!
Видео - http://www.youtube.com/watch?v=FXaNCdhZpn0


Рецензии