Св. Синод против Сестры Беатрисы
Впрочем, ничего удивительного: власти - и советские, и постсоветские - Гречанинова не очень любили - интеллигент, иммигрант, невозвращенец, а что самое обидное - был и за границей успешен и признан, в таксисты не пошел и писал музыку до конца своей жизни. Тут никаких политических комбинаций не разыграешь и воспевать вождя всех народов не заставишь. А многие из вернувшихся очень даже воспевали.
И все же на 135-летие Александра Тихоновича мне удалось пропихнуть в эфир небольшую программу о нем, на 140-летие мы, правда с большим скрипом, сняли уже большой фильм, зато нынешний полуторавековой юбилей руководители нашей культуры твердо решили не замечать. Что к лучшему, если честно, я плохо предоставляю себе приличного человека, который сегодня рискнул бы навсегда испортить репутацию, появившись на экранах нашего запредельно похабного ТВ.
Потому сегодня мы начинаем знакомить зрителей с самыми интересными на наш взгляд произведениями этого удивительного композитора, оставившего огромное творческое наследие - более 200 опусов в самых разных жанрах. И начнем с "Сестры Беатрисы" по Метерлинку - невероятно красивой мистической и притом католической оперы, которая по этой причине не пришлась ко двору в поповской царской России.
"Сестра Беатриса" была поставлена в 1912 в Москве частной оперой Зимина, прошла с большим успехом, а затем поповские газетки вроде "Колокола" (который, понятно, не Герцена, а Скворцова) заголосили о поругании религиозного чувства (типа нынешних "чувств верующих"), поскольку Пречистую Деву, заступницу рода христианского в опере исполняет безбожная, развратная женщина (т.е. обычная актриса), так что Москва того и гляди превратится в развратный Вавилон, навлекая на Россию гнев божий, более страшный, чем нашествие двунадесяти языков (гастарбайтеров что ли?)... И дальше в том же провославно-кликушеском духе.
В результате Св. (Святейший) Синод выдал предписание театру гречаниновскую оперу запретить и после третьего представления она была снята с репертуара. Что-то слышится родное в поповских бреднях столетней давности, не так ли?!
В 30-е годы опера ставилась в концертном исполнении в Париже, а лет десять назад была поставлена Валерием Полянским - тоже в концертном исполнении в Москве, в консерватории. Первую часть этой постановки мы вам тут и представляем.
Наслаждайтесь, пока опять попы не наехали!
Видео - http://www.youtube.com/watch?v=FXaNCdhZpn0
Свидетельство о публикации №214102001328