Понты по-польски для казахов

За годы независимости мы привыкли к тому, что тысячи наших соотечественников выезжают за рубеж, а то и постоянно проживают (учатся, работают, отдыхают, скрываются). К тому, что «наши» за рубежом стали героями многих скандальных историй и анекдотов, мы привыкли. Свое отношение к нам запад зафиксировал в образе известного Бората. Для меня лучше советское «советико туристо – облико морале», чем этот боратизм. Над всем этим я, обычно, посмеивался, пока не услышал одну историю.

Девушка (преподаватель вуза), была в командировке по обмену опытом или по учебе в Польше. Похоже, там были группы из других государств СНГ. Не важно чему там учили, но в программе были занятия по английскому языку. Однажды, на занятиях профессор-поляк задал девушке вопрос: «Расскажи о своей стране». Девушка оттараторила заранее выученный текст на английском об Астане, байтереке, и т.д. и т.п. Профессор недовольно поморщился и выдал: «Что там ваша Астана. У вас во многих селах водопровод не работает, в архитектуре Астаны нет индивидуальности, как в других городах Средней Азии. Вы, казахская группа, даже между собой говорите по-русски. Посмотрите на узбечек – они говорят только на узбекском и английском. А вы - просто русские!»

Наша девушка была повержена напрочь и поделилась с подругами, на что они ответили: «Да ну его!». Конечно, здоровый пофигизм где-то уместен, но все же давайте разберем ситуацию по пунктам.
 
Первое. Профессор явно из категории тех, кто считает себя элитой нации, с правом поучать всех и всему, в том числе этих «азиатов».

Второе. Польскому профессору платили за обучение английскому языку, поэтому его мнение об архитектуре Астаны и состоянии водопроводных сетей в сельских регионах Казахстана никто не спрашивал. Это надо, наверное, учесть нашим компетентным органам при составлении договора с такими профессорами (не бесплатно же учат).

Третье. В отношении русского языка, который, согласно Закону РК, является языком межнационального общения, профессора надо было просветить. Польша фактически мононациональное государство (я в этом достоинств не вижу, может быть «другим» там неуютно). Напротив, Казахстан - многонациональное государство, в котором проживают люди различных национальностей, в том числе и русскоговорящие поляки, число которых постоянно растет (значит им здесь хорошо). Данный факт говорит в пользу проводимой в стране межнациональной политики.

Профессор-поляк, наверное, чувствует себя главным русофобом во главе не говорящих по-русски узбечек. Такой группой узбечек руководил в свое время и товарищ Сухов (неплохо бы профессору посмотреть этот фильм). При этом узбечки русофобством не страдали, что про современных узбечек сказать не могу, в основном общаюсь с гастарбайтерами-узбеками, они сносно говорят на русском.
В этом вопросе польским элитам есть чему у нас поучиться. Предлагаю организовать в Астане курсы (за их деньги) по межнациональной и межконфессиональной политике, и учить таких «профессоров» со всего мира.

Русофобия – это форма национализма, а национализм и расизм является социальной болезнью, которую надо лечить. Такая болезнь хорошо лечится в Казахстане. Здесь прямо-таки курортные условия: каждая улица, каждая семья – санаторий по излечению от национализма. Тем более, что раньше здесь была «лаборатория дружбы народов», так что база хорошая!
 
Больше всего меня поразил вывод, который сделала из этой беседы с закомплексованным в своем русофобстве представителе польской элиты  наша девушка: «Мне так стыдно за то, что я живу в такой стране, надо отсюда "уезжать!». А тебе случайно не стыдно за свое невежество? За то, что перед тем как ехать в чужую страну, надо было хотя бы в общих чертах изучить эту страну, сравнить ее со своей, кстати, историю которой тебе тоже не плохо было бы подучить?
 
В аналогичных случаях предлагаю поступать так. Закинуть националистически настроенным интеллектуалам кое-какие спорные факты из истории их страны. При всем уважении к многострадальному польскому народу, по моему мнению, действие польских элит – это бесконечная цепь понтов на тему Великой Польши от моря до моря, надменное нежелание заниматься мелочью вроде повышения благосостояния «быдла».

Можно сказать, что вы пишете диссертацию на тему: «Анализ действий элит в период всенародного кризиса в Польше и Казахстане». За основу можно взять период Джунгарских войн, объединение Казахстана с Россией и период бесконечных переделов Польши в 18 веке. Сравним действия Абылай хана и Ягайло, Бату хана и Лжедмитрия, Кенесары и Костюшко в аналогичных ситуациях. А с кем из поляков сравнить Бухар Жырау и Казыбек би я даже не знаю, там политическая мысль до такого уровня не поднималась. Спору нет, Польша может гордиться целой плеядой ученых в точных науках, до которых нам далеко. С учетом того, что наши политические элиты вынуждены были действовать в глухой азиатской степи в окружении далеко нецивилизованных агрессивных соседей, их достижения, я считаю, более весомы.

Польша – европейская страна, которая граничит с высокоразвитыми странами с их древними и развитыми традициями демократии. В таких условиях остаться относительно слаборазвитой страной с мононациональным составом, это минус в действиях элит. Можно оцифровать эффективность элит по такому показателю как миграция по миру низкоквалифицированной рабочей силы. Могу поспорить, что тяжелей найти дворника или таксиста-казаха в Москве, чем дворника-поляка в Париже. И почему ему в Варшаве не сидится? Может быть у польских элит не эффективная программа занятости?

Удачное географическое положение, огромные трудовые ресурсы, да и природных богатств не меньше, чем в Казахстане. С таким потенциалом Польша никогда не была лидером Европы, все время в аутсайдерах. Может у польских элит что-то не то со стратегическим планированием?

Польские элиты любят «исторические битвы» на ряд известных тем. Попробуем кратко проанализировать данные темы, пройдемся по военной истории, которая считается гордостью польской военной элиты. В данном случае можно зацепить профессора, втянув его в дискуссии по таким фактам.

В знаменитом Грюнвальдском сражении первый основной удар врага отразили русские (смоленские) полки, исход сражения решили фланговые маневры татарской конницы. Вряд ли поляки, законно гордясь этой победой, помнят о таких деталях. Нашими (т.е. татарами) руководил не кто-нибудь, а сам принц, сын хана Тохтамыша, значит их было не так уж мало. О роли русских, украинцев, белорусов и татар польская элита предпочитает не упоминать. Тевтонцев поддержали французы, австрийцы, швейцарцы, англичане, т.е. тот мир, к которому стремится господин профессор. Проснулся бы сейчас призрак короля Ягайло, не сносить профессору головы. Обратите внимание, потомки тех, кто стоял с поляками рядом под Грюнвальдом, уже позже вошли в Варшавский договор, а потомки их врагов – в НАТО. Если полякам недосуг, может нашим историкам поработать над этим вопросом?
 
Варшавское восстание 1944 года, при всем героизме польских патриотов, это явная глупая понтовщина польских элит из Лондона. Кем-кем, а дураком товарищ Сталин не был и таким мелкопакостным маневром из Лондона остановить его было не возможно. У польских элит хватило ума бросить эту бессмысленную затею жизни более 20 тысяч лучших сынов своего народа, вместе с 200 тысячами перебитых мирных жителей. То, что у них понты затмевают разум – это явно. Они что не смогли вычислить намерения и возможности Сталина, привычки Гитлера? За все ответил простой народ, по их мнению «быдло», расходный материал в исторической битве за «великую Польшу». Чем не тема нашим историкам?

Если профессор-поляк человек творческий, то можно вспомнить как один представитель «польской творческой элиты» создал памятник советскому солдату-освободителю, насилующему беременную полячку. Давайте посмотрим, что он имел ввиду.

Начнем по порядку: во-первых, за освобождение Польши от фашистов погибло 600 тысяч советских солдат, больше половины из которых – выходцы из Азиатской части СССР, в том числе 60 тысяч казахстанцев. Значит, он обвиняет наших предков в столь неблаговидном деле.

Во-вторых, у товарища Сталина, в отличии от Гитлера, солдат не был освобожден от уголовной ответственности за преступления над мирными жителями. «За убийство цивильного немца – расстрел», не говоря о поляках, потенциальных кандидатах в союзники и в соцлагерь. Взращивать Будановых в Армии ему политически было невыгодно, а то, что мешало «политике партии» строго каралось «суровой рукой товарищей».

В-третьих, «художник элиты» изобразил советского солдата с закатанными рукавами и в каске. Что-то не похоже на облик советского солдата. Наш боец каску в бой не надевал, а во время «такого процесса» вдруг надел. Менталитет не тот! И почему именно беременную, других что ли не было? До этого оккупантами были фашисты, а этот солдат больше похож на эсэсовца. Может от них? Есть повод поставить под сомнение компетенцию и психическое здоровье скульптора. По-моему, это какой-то впечатлительный неврастеник, начитавшийся чего-то не того!
 
Тут можно рассмотреть следующую тему. Почему у них такие закомплексованные и истеричные элиты? Один мой знакомый выдвинул экзотическую теорию, что во всем виновато распространенное средневековое «право первой ночи». Этот обычай, широко практикующийся польским дворянством, оскорблял мужское достоинство женихов, которое, естественно, могло передаваться по наследству в виде излишней нервозности и истеричности потомков (еще один повод для исследований нашим ученым). Даже наши казахские баи, при всей дикости, до такого не додумались, а если бы и додумались, то долго бы не прожили. Представьте, бойцов в бой ведет командир, чьи жены прошли через «постель шефа». Шансов получить в спину пулю (стрелу, пику) у него больше, чем уважения подчиненных, какое тут «боевое братство».

Можем напомнить, что в Великой войне интернационалистов против нацистов, одна панфиловская дивизия уничтожила больше нацистов, чем вся польская армия (за две недели сопротивления в 1939 году).

Каждый из этих фактов доказуем, как и другие альтернативные мнения, в зависимости от ситуации. Я не ставил цель данными аргументами оскорбить профессора-поляка, тем более польский народ. Все эти отрывочные сведения легко проверить из общедоступных источников. Если посещаешь государство как ученый, как «интеллектуал», ты должен знать страну, которую посещаешь и иметь собственное мнение о ее истории и культуре.

Из советского прошлого можно извлечь хороший урок. Я сам служил в Чехословакии, где у нас еженедельно проходили политические занятия на тему «страна, в которой ты служишь». Советские политруки считали необходимым давать знания о стране даже рядовым солдатам. Нечто подобное происходило на политзанятиях и у наших солдат, служивших в Польше.

Почему мы сейчас выпускаем за рубеж людей без элементарных представлений о своей стране, не говоря уже о стране, в которую они выезжают? Я не имею ввиду отдыхающих или бизнесменов, я говорю о студентах, аспирантах, чиновниках – они же представляют нашу страну.

Весь этот материал может быть и спорный. Но что делать, если данные доводы усилят нервозность профессора? Посоветуем ему заняться аутотренингом, йогой, выпить таблетки, помолиться (в зависимости от его предпочтений). Он же как и мы, сын Адама и наш долг ему помочь преодолеть гордыню национализма и евроцентризма для его же блага!
 
Мы живем в прекрасной стране и не польским элитам нам указывать. Им бы немного самим поучиться в Астане, которую посетил Папа Римский, кстати, поляк, а он претензий к архитектуре нашей столицы не имел. Его мнение про архитектуру Средней Азии  мы не знаем, до Ташкента же он не доехал.

Война уже, наверное, никогда не будет проходить в окопах, она идет за умы и в умах. Не зря говорил великий Абылай: «Нас не осилили в эпоху силы, как бы не проиграть в эпоху знаний». Учитесь, учитесь и учитесь, ни наша история, ни наше настоящее не дают повода для пессимизма и ущербности – это всего лишь следствие простого невежества.

 


Рецензии
Дорогой Талгат, Вы сами написали, что Ваша статья довольно спорная. Люди разные, поэтому делать выводы на основании того, что сказала студентка о профессоре, я бы не стал. Мы с Вами не знаем лично ни этого профессора, ни той девушки, и не присутствовали при их разговоре.
Я четыре года преподавал английский язык в польской школе, хорошо познакомился с польскими преподавателями, прочитал много книг польских авторов и неплохо изучил историю Польши, поэтому согласиться со сказанным Вами не могу.
К тому же, затронуто Вами очень много вопросов, каждый из которых требует обстоятельного разговора.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   09.04.2023 19:11     Заявить о нарушении
Ту девушку по жизни я знаю,она сейчас живет где то в Европе.Дело не профессоре,в ее бестолковости.С тем что много чего в этой статье мною написано на эмоциях не отрицаю,но обычно все что написал не удаляю.Важно первое впечатление.Спасибо за отзыв.

Талгат Алимов   16.04.2023 12:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.