Место для шага назад

Улицы кишат людьми. Словно бы смотришь на большой муравейник. Дешевый неон вывесок, которые выплевывают вам в лицо слоганы, похожие один на другой, словно уродливые близнецы. Музеи и немногочисленные памятники соседствуют с третьесортными борделями и забегаловками всех мастей. За открытыми дверьми можно найти все, что душа пожелает, лишь бы вы точно знали, что именно вам нужно. За закрытыми можно найти и того больше, но туда еще надо попасть. Впрочем, если у вас есть деньги, это не составит труда. Будь ты хоть распоследним подонком, здесь это никого не обеспокоит. Было бы лишь достаточно этих бумажек, за которыми все так гонятся. Время и прогресс придали этому городу лоска, сделали ему пластику и скрыли изъяны, но суть осталась неизменной. Можно сколько угодно принаряжать танцовщицу в дешевом борделе, но она не станет от этого дамой полусвета, как бы вы не старались. Так и здесь. На заре индустриальной революции это место называлось, как тогда говорили, Town of Machine, городом Машин. Это было хорошее название. Честное. Любой, кто прожил здесь хотя бы немного, точно уяснял одну вещь - здесь всем все равно. Никому просто нет до тебя дела. Единственное, что должен знать каждый житель Нью-Хэйвена - это вот что. “НЕ НАРЫВАЙСЯ” - этот девиз стоило бы большими красными буквами вывесить на подходах к городу. Потому что стоит тебе обратить на себя излишнее внимание - будь уверен, собаки уже спущены.
 
Что здесь делаю я? Все просто. Я - один из тех самых псов. И сегодня я отправляюсь на охоту.
 
…………..
 
Хмурое осеннее утро, за окном моросит дождь, в комнате царит совершеннейший хаос. Ворох бумаг на тумбочке, смятые газеты там и тут. На полу беспорядочно разбросаны бутылки и еще много всякого хлама. Тело, лежащее в кровати - это я. И у меня сейчас не лучшие времена. Впрочем, это можно понять и без пояснений. В последнее время дела идут не очень. Нет, мне и сейчас подгоняют работу, на жизнь хватает. Но, ей-Богу, когда ты становишься детективом, ты думаешь, что теперь-то твоя жизнь будет состоять исключительно из того, чем набиты субботние шоу. Глядя на них в детстве, ты и решил войти в это дело. Погони, перестрелки, роковые красотки - с экрана мне обещали красивую жизнь. А на деле… На деле все иначе. Чаще всего тебе звонит какой-нибудь бакалейщик Джон Смит и просит проследить за его неверной женой. Ну или еще что-нибудь подобное. Романтики в таком ни на грош. В прошлом году мне выпала неплохая работенка, но потом все пошло по накатанной. Большую часть времени я провожу в компании бутылки чего-нибудь покрепче и своего добермана Зодиака. Так что когда раздался телефонный звонок, я пообещал себе - если это не что-то действительно стоящее, я ухожу из этой чертовой профессии. Довольно с меня разочарований. Мерзкий механический звук пронзал мою голову, которой и так приходилось нелегко после вчерашнего. Я поднял трубку.
 
-Эдвард Джиленхолл, частный детектив.
-Джордж Моррис. Хочу предложить вам работу. Думаю, вас заинтересуют мое предложение и размер гонорара. Приезжайте сегодня вечером на Бульвар Хаузер, дом 114, квартира 34. Жду вас к шести.
-Постойте, хоть в двух словах скажите, что за работа! - в ответ послышались лишь долгие гудки. Ну что же, придется ехать. Что я теряю в конце концов?
 
Положив трубку, я поплелся в ванную. Лицо в зеркале не выглядело респектабельным. Что уж там, оно выглядело ужасно. Бледная кожа, мешки под красными глазами, недельная щетина. Да, я здорово изменился за последние месяцы. К худшему, стоит признать. Это все скука. Когда еле встаешь по утрам, чтобы кое-как дожить до конца дня, о внешнем виде особо не заботишься. Впрочем, через пятнадцать минут я привел себя в более-менее приличное состояние. По крайней мере теперь мне можно было выйти на улицу без того, чтобы меня приняли за бездомного. В ногу мне уткнулся холодный нос Зодиака. Думаешь, уже время завтрака? Как скажешь, приятель.
Кое-как разобрав себе место за кухонным столом, я позавтракал какой-то дрянью, которую нашел в холодильнике. Да уж, о себе я забочусь еще хуже, чем о своей собаке. Она хоть нормальным кормом питается. Срываю с настенного календаря сразу несколько листов. Что там у нас сегодня? Четверг?
 
Пять часов, время ехать. Надеваю плащ, проверяю на месте ли записная книжка и револьвер - с ними я никогда не расстаюсь. Выхожу из дома и сразу же захожусь кашлем. Проклятый смог! С каждым годом все хуже, но кого это беспокоит? Такое ощущение, что я сейчас выкашляю свои чертовы легкие. Прикрываю рот платком, так должно быть полегче. И правда, секунд через десять я нахожу в себе силы дышать нормально. Да уж, Нью-Хэйвен - не лучшее место для жизни, особенно для человека с астмой. Такси!
 
За окном проносятся люди, жилые дома, рестораны и клубы, машины, дорогие и не очень. Город живет своей жизнью, а мы выживаем в нем как можем. Уехать бы отсюда. Куда-нибудь, где тепло или хотя бы просто нет этого смога, который медленно убивает тебя. Сомневаюсь, что этим денежным мешкам - владельцам всевозможных заводов и фабрик - есть хоть какое-то дело до того, что они делают с воздухом. Они-то небось живут в каких-нибудь особняках в пригороде и дышат полной грудью, черт бы их побрал. Как же все это надоело…
 
Без пяти минут шесть. Звоню в обитую зеленым дерматином дверь. Через пару секунд она открывается. За ней - полутьма прихожей, на пороге стоит мужчина. Видимо, мой потенциальный наниматель. Видок у него мрачноватый.
-Мистер Джиленхолл?
-Он самый. Джордж Моррис, я полагаю?
-Да, это я. Заходите.
 
Квартира обставлена со вкусом, но все как-то небрежно. Видимо, живет один. Снимаю плащ, надеваю какие-то нелепые тапки с кроличьими мордочками.
-Будете чай?
-Да, не откажусь. Сахара побольше, если можно.
-Конечно. Проходите в гостиную - Джордж махнул рукой в сторону одной из комнат - я скоро введу вас в курс дела.
Чай оказался слишком горячим, и я чуть не обжегся. Я отставил кружку в сторону.
-Итак, что за работу вы хотите мне предложить, мистер Моррис?
-Все просто. Моя сестра была убита в прошлую пятницу, и я хочу, чтобы вы нашли ублюдка, который это сделал, - Джордж скривился, - ее мужа. Черт, я ведь говорил ей, чтобы она уходила от него. Но нет, даже когда у нее лицо было все в синяках, она говорила, что любит этого сукина сына. Что он делает ее счастливой. Интересно, сама-то она верила в то, что говорит? А теперь она мертва, а этот подонок скрывается где-то в городе.
-Вы уверены, что это сделал он? Что говорит полиция?
-Полиция? Да то же, что и всегда в таких случаях: “Ведется тщательное расследование, подозреваемые разыскиваются, мы будем держать вас в курсе дела”. Знаю я, как они ведут расследования! Им же все равно. Проклятье, моя сестра убита, а всем плевать! - Моррис ударил по столу кулаком, опрокинув кружку с чаем. - Черт, прошу простить меня. Но вы сами должны понимать, нервы у меня сейчас ни к черту.
-Да, понимаю. Примите мои искренние соболезнования. Так что, вы хотите, чтобы я нашел убийцу раньше, чем это сделает полиция и…
-И привели его ко мне. Хочется поговорить с ним до того, как этот подонок отправится за решетку. Об оплате, - Джордж достал из кармана толстую пачку денег и положил на стол, - вот это будет вашим, если сможете выполнить работу. Тут три тысячи долларов.
Я присвистнул - цифра была втрое большей, чем мне платили обычно.
-Серьезный аргумент. Я могу сейчас подумать?
-Да, конечно. В конце концов я не могу вас заставить, сами понимаете.
Пару минут я взвешивал все “за” и “против”.
-Я берусь за эту работу, мистер Моррис. Теперь я хочу, чтобы вы рассказали мне о муже вашей сестры.
-У меня ее не очень-то много. Его зовут Алекс Джиленхолл, вы с ним однофамильцы. Приехал в город на заработки несколько лет назад, а в прошлом году женился на Анне. У него были проблемы с выпивкой, и моя сестра знала об этом. В последнее время дела у него на работе шли не очень, и он… он несколько раз бил ее - глаз у Джорджа дернулся, - видимо он все-таки съехал с катушек. Вот адрес их квартиры - он положил на стол бумажку - больше я ничего сказать не могу
-Я понял. Тогда не буду вас задерживать. Как только смогу что-то сообщить - позвоню.
 
Я на лестничной площадке, дверь сзади закрывается. Спускаюсь вниз, считая ступеньки. Ровно двадцать восемь
 
Итак, с чего бы начать? Пожалуй, стоит поглядеть в полицейские отчеты. В прошлом году я помог одному парню, кажется пришла его очередь вернуть мне должок.
-Алло, Барни?
-Да, а кто это?
-Джиленхолл. Помнишь ту историю с фальшивомонетчиками?
-Аа, это ты. Помню, конечно. Ты меня тогда здорово выручил - голос в трубке сменил официальный тон на что-то, напоминающее дружелюбие. С ним у Барни всегда были проблемы. Он был похож на угрюмого носорога и эмоциональный диапазон у него был примерно такой же. Тем не менее, парень он был что надо.
-Да, да. Слушай, мне нужна от тебя небольшая услуга, давай встретимся завтра вечером в каком-нибудь хорошем баре. “Сансэт”, например.
-Хм, ну давай. Часов в восемь, годится?
-Да, восемь годится. Буду рад тебя видеть. Привет жене!
-Я развелся полгода назад, Алекс.
-Черт, извини. Не знал.
-Да ничего страшного - голос в трубке вздохнул - к этому все давно шло. Впрочем, оставим эту тему. До завтра!
-Да, до завтра. Увидимся! - с этими словами я положил телефон.
 
За окном ветер уныло гонял упавшую листву по улице, торопливо шли куда-то по своим делам прохожие, и только дети на игровой площадке наслаждались жизнью во всей полноте. Их еще не научили тому, что дождь, слякоть и холод должны нагонять тоску. Так что они беззаботно кружились на своих ржавых каруселях, скатывались с горок и возились в мокром песке под усталыми и напряженными взглядами своих родителей. До завтрашнего вечера я еще успею наведаться в квартиру покойной девушки, а сейчас я не хочу знать о мире за пределами моей квартиры ровным счетом ничего…
 
Ровно два часа дня. Орудую отмычками в двери квартиры миссис Моррис. Замок - дешевое типовое дерьмо, такой и шестиклассник откроет, если постарается. Щелчок - открыто! Тихо захожу, закрываю за собой дверь. А вот тут уже видна женская рука. Правда, пятно крови на ковре немного портит картину идеально чистого дома. С другой стороны, вряд ли это теперь кого-то обеспокоит. Ладно, к делу. Надеваю перчатки, иду в спальню - начну искать там. Перерываю ящики комодов, потрошу кровать, заглядываю за шкаф - должно найтись хоть что-нибудь, хоть какая-нибудь зацепка! Ничего. Куча всякого барахла, но ничего, что хоть немного относилось бы к мужу убитой девушки. Заколки, расчески, коллекция марок, плюшевые игрушки, пара дурацких бульварных романов да куча шмотья - вот и все. Впрочем, скоро я оказался вознагражден за терпение и настойчивость. На кухне в одном из шкафов я нашел книгу, в которой тонким аккуратным почерком были записаны всевозможные рецепты всяких блюд. Это с одной стороны. А с другой - дневник убитой. Никогда не понимал женской страсти к ведению дневников, но как же часто она оказывается полезной. В таких вот маленьких книжках порой можно прочитать что угодно - самые сокровенные мысли, размышления или пикантные подробности сексуальной жизни. Последнее бывает весьма любопытным, но сейчас мне нужно не это. “Вчера Алекс пришел с с работы с букетом гвоздик. Честно говоря, мог бы и запомнить, что я больше люблю орхидеи, я ведь ему много раз говорила! Но все равно мне было очень приятно. Он сказал, что любит меня и что хочет, чтобы мы всегда были вместе, я была очень тронута. Соседская собака вчера…”. Нет, не то. Листаю дальше. “С тех пор, как на его работе начались сокращения, Алекс сам не свой, и мне кажется, он опять начал пить. Он все отрицает. Мне так хочется ему поверить!...”. Пролистываю еще пару записей. “В пятницу он пришел домой под ночь, пьяный в стельку. Я сказала ему, что так нельзя и что он ведь знает, что ему не стоит пить. Что я жду его тут, как набитая дура, в конце концов! В ответ он… ударил меня. Боль была сильной, но удивление и обида - еще сильнее. Я начала рыдать. Он бросился извиняться, умолял простить его и говорил, что никогда больше так не поступит. Он хотел успокоить меня, подошел, чтобы обнять, а я еле удерживала себя от того, чтобы не убежать в свою комнату и не запереться там. Видит Бог, я люблю его, и он меня тоже… Наверное. Но что если он снова поднимет на меня руку? А тут еще в субботу брат неожиданно заехал в гости. Еле удержала его от того, чтобы он не набросился на Алекса. Брат говорит, что если еще хоть раз увидит следы... побоев на мне, то непременно разберется с моим мужем. Почему это все происходит со мной? Что я сделала не так? В такие моменты хочется, чтобы можно было как в детстве - свернуться калачиком под одеялом и никакие монстры и беды не смогут тебя оттуда достать”. “Черт. Черт. Черт. Эд пришел и на нем лица не было. Оказалось, его уволили. Он был уже под градусом, это сразу было ясно. Я старалась успокоить его, говорила, что он обязательно найдет новую работу, что все будет хорошо, но это только распаляло его. Он сказал, что к черту новую работу. Что сейчас он хочет только хорошенько надраться и все. Я встала у двери и сказала, что не выпущу его. Он просто озверел. Несколько раз ударил меня по лицу, а потом взял за плечи, встряхнул, как куклу, и просто бросил на пол. Я лежала там и рыдала от боли и обиды, а он забрал все деньги из комода и ушел. На пороге он остановился и сказал, чтобы я и думать не смела заявить в полицию и что он вернется завтра. Черт бы побрал его и меня заодно! Небось сидит сейчас в какой-нибудь поганой дыре вроде “Фарадея”, а я сижу тут и рыдаю. Когда он придет - скажу, что требую развод. Я не могу так больше…”. Последнюю запись было трудно прочитать. То тут то там чернила расплывались - видимо на них капали слезы. Ну что ж, лучше, чем ничего. По крайней мере у меня есть название. Я положил книжку во внутренний карман пальто и направился к выходу. Скоро встреча с Барни, опаздывать было бы невежливо.
 
На импровизированной сцене трое ребят играли заводной ирландский фолк, бармен едва успевал наливать очередным посетителям, в помещении царила веселая и расслабленная атмосфера. Я сидел за своим столиком и потягивал пиво. Через толпу - будь проклята пятница, святой день всех алкоголиков и гуляк - протискивался какой-то огромный мужик. Он явно выискивал кого-то взглядом, и я помахал рукой. Мужик приветливо осклабился и направился ко мне, протискиваясь через людей как ледокол.
-Здорово, Алекс. Выглядишь херово - Барни, а это был именно он, ухмыльнулся - Что, чахнешь на работе?
-Скорее чахну в ее отсутствие. Рад тебя видеть, старина. Все там же работаешь?
-Да, там же. Пугаю мелких жуликов своим грозным видом и те сразу же дают все показания. Лишь бы их подальше от меня увели. Забавно, да?
-И не говори. Слушай, тут недавно было убийство - молодая девушка, фамилия Моррис. Слышал чего-нибудь?
-Ммм… - Барни нахмурил лоб, вспоминая - Что-то такое было. Что именно-то надо?
-Хотел бы почитать ваш отчет по этому делу. Дашь пропуск в читальный зал?
-Маловат ты еще, в нашу библиотеку ходить. Да и одет явно не по форме. Лучше вот что. Ты завтра свободен? Давай в пять часов встретимся на Шести Углах, отдам все на руки.
-В пять? Буду на месте.
-Вот и договорились. Что, неужто в полицию в наше время никто не верит, раз наняли тебя? - Барни усмехнулся и отхлебнул еще пива
-Думаю мой наниматель решил подстраховаться. Вполне понятное желание, Барни. И не тебе об этом говорить, мы же оба знаем, что отмазаться в нашем городе можно от чего угодно, были бы деньги.
-Да, тут ты прав. Не скажу, что меня такой расклад устраивает, старина, порой я жалею, что переехал в Нью-Хэйвен. Раньше было проще, - тут Барни принял мечтательный вид, - ты преступника ловишь и сажаешь. Он - козел, а ты - хороший парень. Тут все частенько наоборот. Не знаю, не знаю. Честно говоря, после развода меня тут ничего не держит, так что я подумываю о том, чтобы перевестись. Какое-нибудь место потише. И чтобы воздух нормальный, а не то дерьмо, которым мы тут вынуждены дышать.
-Ладно, ностальгии мы еще долго можем предаваться. Лучше расскажи что-нибудь интересное с работы.
-О, есть тут одна история - Барни улыбнулся. Выглядело это жутковато. - В общем. Один мужик, автослесарь…
 
За обсуждением свежих баек мы с Барни засиделись допоздна и когда я дошел до дома, сил у меня хватило только на то, чтобы покормить Зодиака и рухнуть в кровать, не раздеваясь.
 
Семь вечера. Читаю полицейский отчет. Убийство совершено в одиннадцать часов вечера, следы борьбы, жертва была избита, смерть наступила вследствие ножевого ранения в грудной клетке. Хм. Не похоже на то, что это ее муж так постарался. Избить в пьяной горячке - одно, но вот воткнуть нож в грудь - это уже совсем другой поворот. А что пишут про подозреваемых? Ну да, вот он. Алекс Джиленхолл, в день убийства уволенный с автомобильной фабрики. Предположительно, находится где-то в черте города. Потрясающие выводы, господа. Ценю профессионализм. Что ж, похоже, единственное, что мне остается - отправиться в “Фарадей” и понадеяться на удачу.
 
Девять часов. Открываю металлическую дверь, выпуская на улицу запах дешевой еды и пива. За обшарпанной стойкой барменша рассеянно смотрит в зал, за столиками сидит разного качества сброд. Музыка слишком громкая, бьет в уши. Из динамиков раздается что-то о тяжелой любви, взлетах и падениях, и еще почему-то о курсе евро. Ну и место. Не думаю, что я здесь что-нибудь найду. Однако мне повезло. Джиленхолл был здесь, и девочка за барной стойкой даже вспомнила его. Он был в этом месте в прошлую пятницу, часов в девять вечера, если верить барменше. Если это так - убийцей он быть не может. Интересно. Я попросил Мэйбл - так звали барменшу - сказать Джиленхоллу, если тот еще зайдет, что его друг ищет его и хочет помочь. Оставил свой номер телефона. Оставалось только ждать.
 
Когда раздался звонок, я ждал уже два дня. Честно говоря, и не надеялся, что это произойдет. Все-таки удочка была поставлена почти наугад, Джиленхолл вполне мог бы никогда и не зайти больше в “Фарадей” и тогда не знаю, как бы я его искал. Мне повезло.
-Алло!
-Алекс?
-Да. Я получил этот номер. Как я могу быть уверен, что вы и правда хотите помочь? - взволнованно спросил хриплый голос
-Никак. Но ты и сам знаешь, что не сможешь прятаться вечно. Ты и так чертовски плохо это делаешь, раз уж я нашел тебя. Так что придется тебе просто поверить мне на слово.
-Ладно, ладно. Может и так. Но что мне теперь делать? Я невиновен, понимаете? Я не убивал ее! Черт, у нас конечно бывало всякое, но я бы никогда не сделал такого! Я…
-Успокойся. И уж точно не говори об этом по телефону. Тебе надо приехать ко мне. Сможешь? Откуда ты сейчас звонишь?
-Ладно. Приехать? Смогу. Я сейчас на улице, говорю с таксофона.
-Отлично. Тогда слушай адрес: Норд стрит 78, пятый этаж, квартира 18. Запомнил?
-Да. Да, запомнил.
-Хорошо. Бери такси и приезжай сюда. И не тормози, тебе же будет лучше!
-Я понял. Скоро буду - в голосе послышались нотки облегчения
-Жду. Не беспокойся, скоро эта чудовищная история закончится.
 
Стук в дверь. Встаю с кресла и открываю. На меня нервно смотрит одутловатый мужчина. Да, за последнюю неделю Алекс Джиленхолл здорово испортился. Его вид заставляет вспомнить тот день, когда Джордж Моррис нанял меня. Тогда я выглядел примерно так же, разве что одежда была в порядке.
-Заходи, да побыстрее. Надеюсь больше тут никого нет?
-Никого.
Алекс заходит в прихожую, и я закрываю дверь. На всякий случай на два замка. Говорю ему, чтобы шел в гостиную. Окна там предусмотрительно зашторены. Зодиак радостно прыгает вокруг гостя. Он редко видит в этой квартире новых людей. Не умею я держать животных. Надо бы найти ему другого хозяина, получше меня.
-Итак, мистер Джиленхолл. Расскажите все с самого начала. Как все было? Мне нужно это знать, чтобы я мог помочь вам.
-В ту пятницу я пришел чертовски злой. Меня уволили с работы, отдали только половину зарплаты, словом, это был явно не мой день. По дороге я зашел в какой-то бар, там выпил. Дома жена начала упрекать меня. Черт! Я остался без работы, а она ругается, что я пьян. Конечно я пьян, а что она хотела? - Алекс сделал паузу. - Ну, слово за слово и я… ударил ее. Никогда этого не делаю, но когда я выпью, словно бы другой человек появляется. Не знаю, что на меня находит. Ну в общем я сказал, что сваливаю из дома, вернусь завтра, а может и позже. Всю ночь провел в “Фарадее”. Утром понял, что не знаю, как мне вернуться домой и что сказать жене. Так и не решился пойти обратно. Снял комнату в отеле рядом и остался там. А вечером читаю, что Анну убили в ее же квартире. Ну тут я испугался. Я же знаю, у нас долго не разбираются, загребут самого подходящего и дело с концом! И что ты потом будешь доказывать? Да им ведь никакого дела нет! Решил, что домой мне теперь точно нельзя, а что делать - так и не придумал. Просидел в том чертовом отеле до понедельника. И так надоело в четырех стенах сидеть, до ужаса! Ну, думаю, рискну, пойду на улицу. Хоть людей увижу. Ну и пошел обратно в “Фарадей” - он же прямо напротив, две минуты, и ты там. Ну а там мне барменша телефон дала и сказала, что меня какой-то друг ищет. Дальше вы уже сами знаете. - Алекс перевел дыхание. После этой краткой исповеди ему явно стало легче. - Вы мне поможете?
Уверен ли я в том, что делаю? Поступаю ли я правильно? Черт его знает.
-Обязательно помогу…Сиди тихо! - я достал пистолет и направил на Джиленхолла. Если все получится, это будет самая большая подлость из тех, что я делал. И самая высокооплачиваемая.
 
Все получилось. Прошло как по маслу. Пистолет оказался весомым аргументом, так что Алекс даже не сопротивлялся. Я связал его, вставил импровизированный кляп в рот и совершил еще один звонок. Через час “Порше” Морриса был у моего дома. Еще через десять минут в этой машине лежал связанный Джиленхолл, а в моем кармане лежала большая пачка денег. Не знаю, что именно Джордж собирался делать со своей жертвой, но очень сомневаюсь, что дело обойдется одним лишь только разговором. Мы с ним пожали друг другу руки, и он сел за руль. Машина тронулась и спустя несколько секунд затерялась в дорожном потоке. Я проводил ее взглядом и побрел обратно домой. Переживал ли я? Хотел бы я так сказать. Честно говоря - плевать мне на Джиленхолла. Я сделал свою работу, заработал свои деньги и теперь могу наконец умотать из этого чертового города. Вот и все, что имеет значение.

Раздался раскат грома. Скоро будет гроза, да такая, какой здесь уже лет десять не было. Смоет ли она наши грехи? Сомневаюсь.


Рецензии