Чувства души
"Чувства души"
Хочу говорить с вами, чувства души…
Где вы? Куда вы спрятались от меня, зачем скрылись? Что испугало или смутило вас?
-Ничто не смутило нас, ничто не испугало, и мы не скрылись от тебя, но каждое из нас на свом месте – это ты отошел от нас. Ты увлекся рассмотрением Неба, ты забыл о себе и о нас.
-Увлекло меня Небо, увело меня Солнце, и забыл я о себе и о вас. Это было, какой то миг или час, или в вечности побывал я: не дышали на меня холодные ветра, не смущали меня пасмурные дни, не озадачивали меня беззвездные ночи – всё было покойно во мне, и я не помнил о вас чувства души.
И только об одном чувстве я могу сказать с ясностью; ни на мгновение не забывал я о нём, но и не помнил!..
Ничто не обостряло его, но и не притупляло!
Ничто не мешало, этому свету: он не звучит, но слышен; ощутимо не касается, но проникает в меня с лаской; не греет явно, но его тепло заботливо согревает душу.
Его присутствие заполнило душу мою до каждого закоулочка!
Что это было за чувство? Я не мог тогда рассмотреть его, не мог и думать, но только внимать, только внимать…
Теперь я могу сказать, что – это было чувство Истинной Любви.
Гордыня
О, ненавистная гордыня! Сколько я натерпелся от тебя урона, сколько уларов пресловутой судьбы испытал!..
Как несчастный погорелец на пепелище ходит по углям, не имея цели и сил покинуть жалкое место, так и ты, душа, бродишь, бродишь по дорогим памятным местам и возвращаешься на пожарище чувств, в надежде увидеть там чудо воскресения.
Безсознательно влачится тело за тобой – ему хочется бывшего уюта, тепла, заботы, но нет этого…
Гордыня потерпела очередное поражение, пристыженный враг скрылся. Он высунет свою змеиную головку при любом удобном случае и ужалит в отместку; поэтому борьба с ним должна быть решительной и смелой.
Белый, сверкающий снег в свету, радует взгляд – чернота пепелища огорчает его.
Не ищи, душа, прошедшего времени ни в памяти, ни в фантазиях ума – его нет нигде.
Так и чувство гордыни, если с ним решительно бороться огнем и потом не возвращаться мысленно к его гнездовищу – оставит тебя навсегда!
Светлая печаль
Ты помнишь, душа, как была терзаема невидимыми зверями? Они окружали тебя, льстили и потакали страстям твоим, чтобы потом зло разрывать твою душу и плоть.
Ты страдала, ты печалилась, не понимая почему, а потом, точно зная печаль свою, ты терпеливо ждала, укрываясь теплом молитв и освящаясь чтением Святого Писания.
И вот пришла светлая печаль, и ничто уже не бросает свою тень на неё, ничто не омрачает её светлость.
Дышу ли тобой – не надышусь; насыщаюсь ли тобой – не насыщусь; утоляю ли жажду тобой – я всё ещё жажду…
Светлость твоя не обманчива, ибо в ней нет тревожного чувства – душа уже научилась осторожности и вниманию, не предается в когтистые лапы врага, не бросается на всякую вспышку, завлекающую ложным светом.
Издалека душа узнает вражий подход и тут же бьёт тревогу:
«Господи, помилуй!»; «Пресвятая Богородице, спаси нас!»; «Ангеле Христов, моли Бога обо мне, грешном!»
И уже потом, когда враг отступил, душа рассуждает покаянно, отчего подходил враг? Тайно потщеславилась? Чем-то погордилась? На кого-то взглянула недоброжелательно? И ищет упорно, ищет: в чем провинилась, пока не найдёт…
От светлости твоей, печаль моя, озаряются чувства: ревность – по вере; тоска – по Богу; жадность – к слову Его; голод – по любви Господней, которой не может напитаться душа моя.
Озаренные чувства полны ясности и чистоты, в них нет ни малейшего лукавства, ни сколько-нибудь земной грязи.
Очищенные от всякой враждебности чувства благоухают, как цветы и запахи их не смешиваются, но выявляют друг друга…
Печаль моя светлая, печаль могучая, ты, как утренняя роса, подминаешь травы-злобы людские, и от каждой живительной капли твоей они безмятежно и радостно выпрямляют свои станы к Солнцу Небесному, к Истине, к Богу.
Здесь на земле ты мне необходима светлая печаль моя…
Двойственность
Всё двойственно в этом мире, как «да» и «нет». Куда бы не обратил свой взор человек, как бы ни повел своим чувством – всюду он ощутит двойственность.
И ты, душа моя,- двойственна, и пока не оторвешься от земли, будешь во власти её.
Не грусти от этого, как бы ты иначе понимала себя?
Приближаясь к концу земного пути, ты яснее ощущаешь и разделяешь двойственность на две составляющие: «по Божьей воле» и «по своей».
Когда наступит миг решительного выбора, перед тобой, душа моя, по-прежнему будут стоять двое: Ангел Света и ангел тьмы, а ты вновь будешь стоять перед выбором; и тогда с полной ясностью прозвучат слова:
«В чем застану, в том и сужу». *
*Так называемая, аграфа – изречение Господа нашего Иисуса Христа, не вошедшее в четыре Евангелия, а дошедшее через творения древних христианских авторов. Приведенные слова встречаются у святого мученика Иустина Философа († между 156 и 166), который в «Разговоре с Трифоном иудеем» пишет: «Но никаким образом, по моему мнению, не спасутся те, которые, уверовавши и признавши Его Христом, по какой-нибудь причине обратились к иудейскому закону, отвергли Христа и не покаялись прежде смерти. Не спасутся также и те, которые, происходя от семени Авраама, живут по закону и прежде кончины своей не уверовали в этого Христа, особенно же те, которые проклинали и проклинают верующих в этого Самого Христа, чтобы достигнуть спасения и освободиться от наказания огнем. Милосердие, человеколюбие и неизмеримое богатство милости Божией, по словам Иезекииля, кающегося во грехах принимает как праведного и безгрешного; а того, кто от благочестия или праведности впадает в нечестие и беззаконие, признает грешником, неправедным и нечестивым. Поэтому-то наш Господь Иисус Христос сказал: “В чем Я найду вас, в том и буду судить”» (гл. 47).
Духовная любовь
Любимая, ты помнишь, как мы возрастали…
Наше возрастание было нелегким, суетным делом, но мы прошли и проходим его.
Кто-то копит деньги, кто-то злобу, а мы копили Свет; каждый из нас и как умел, ибо это дело индивидуальное и невозможно в нем довериться какому-либо опыту.
Мы шли во тьме, иногда от безсилия доверяясь вождению Ангела; плача и страдая от злобы, немея от избытка слов и притихая от неожиданного вразумления.
Мало помалу мы приходили в себя, каждый в свою меру, и неожиданно доверяя друг другу сполна, как никому и никогда не доверяли своих душевных тайн.
Тайны были простые и ясные, но враг рода человеческого выставлял их в свете неправд, и мы сомневались – возможно ли доверять этот непонятный пустяк или нечто значительное кому-то, не будет ли выглядеть это смешным.
Я тебе доверял, иногда мое доверие казалось мне самому смешным, и я обрывал себя на полуслове, а ты вовсе не считала тему пустяковой, настойчиво просила продолжать и, продолжая, я вдруг видел, что это нечто новое…
Мы увлекались этой нераскрытой темой и чувствовали себя много роднее, и, прижимаясь тесно сердцами друг к другу, мирно засыпали.
Ангелы радовались нашему откровению и отгоняли лукавых духов от наших душ, а мы думали, что между нами возникла пустяковая тема, которая на самом деле была ДУХОВНАЯ ЛЮБОВЬ.
Память души
И все-таки стоит поговорить об этом, о памяти души – уж больно глубинно щекотливая тема.
Когда мы говорим: «У меня в сознании, как в замедленной съемке всё происходило», не касаемся ли мы области памяти души? Или вдруг замечаем: «Ой, со мной уже такое было!»
Не опережает ли восприятие души нашу сознательную память? При этом за доли мгновений «прокрутить» назад тот фрагмент, о котором мы воскликнули: «Со мной это уже было!»
Память души говорит о себе с простотой и ясностью, но наше искаженное грехом сознание воспринимает всё усложнено, с претензией на «научный феномен».
Нам и не обязательно копаться в памяти души, но в покаянном чувстве стоит напрячься и заглянуть в забытое прошлое – память души напомнит всё то, в чем необходимо покаяться.
Однажды я испытал полное затмение в себе каких-либо грехов. В течение недели я не мог вспомнить за собой ни единого греха, что меня привело в замешательство.
«Неужели я смог прожить месяц, ни в чем не согрешив? Это просто невозможно для человека!»
И я пошел на исповедь, даже не предполагая в чем буду каяться. Была внутренняя надежда, что Господь мне откроет глаза, едва подойду к батюшке на исповедь, но не случилось так, как я надеялся. Подойдя к принимающему исповедь батюшке, я все рассказал ему и свои сомнения о своей «святости». Батюшка спросил:
-Но вы каетесь в том, что вам не открылось?
-Каюсь, батюшка.
Священник отпустил мне грехи и я с облегчением отошел. После этого случая моё «безгрешие» не повторялось.
Мужество
Смотрю на мужественные листочки цветов и восхищаюсь их стойкости: они зелены и свежи и осенние холода не одолевают их нежной плоти. Откуда в них это мужество безропотно переносить палящие лучи знойного летнего солнца и жесткие ночные холода осени? Создатель наделил их этой способностью.
Он и меня, создание Свое, наделил многими чудными дарами, например,- мужеством.
Почему же я склонен к изнеженности: многоспанию, лени к физическому и умственному труду, желанию объедаться усладительными блюдами, упиваться вином и зрелищами?
Бог дал мне мужество с легкостью переносить голод и холод, терпеть мнимые обиды и стойко переносить оскорбления, где эти качества? Разве Господь отобрал назад Свои дары? Нет!
Однако, всякую житейскую трудность я встречаю с ропотом и нетерпением; любое неугождение моей прихоти расцениваю, как личную обиду.
Где же ты, мое мужество? На каком отрезке жизненного пути я утерял тебя? Необходимо уйти в поиск! Но нет, нет необходимости возвращаться назад в поиске утраченного мужества, если бы даже к этому была возможность.
Мужество обладает качеством всегда быть стойким, честным, смелым в борьбе с врагом, а враг мой дьявол и собственные страсти…
Утерял ли я тебя, мужество?
Нет, я не утерял тебя! Ты – во мне! ты со мной!
Хорошие впечатления
К ночи день уложился в два слова – «хорошие впечатления». Впечатления и в самом деле были хорошие: мягкое осеннее солнце, шуршащая под ногами листва, спокойствие духа и тишина в сердце.
Что же, день прошел без событий?
События дня каждым человеком замечаются разные – память ума запоминает те события, которые внешне входят через зрение, звуки, ассоциативные осязания… Из этого складывается картинка дня.
Но память души фиксирует то, что внешнему зрению, т.е. содружеству ума и глаз, кажется не важным и оно не останавливает своего внимания на этом или просто не может заметить – не способно.
Внешних впечатлений дня много – есть значительные, есть менее важные, как нам кажется; есть объективные и есть субъективные. Что характерно – женское восприятие более детальное, а мужское более целостное. И с этим ничего не поделать – у каждого человека своя картинка.
Как же воспринимает душа? Есть ли у неё мужское и женское восприятие? Я едва ли могу разобраться во внешних событиях дня, а что касается души, т.е. внутренних памятных восприятиях – и подавно. Да и не ставлю такой цели – всему свое время.
Остается только сделать умозаключение: невообразимо много фиксирует внешних событий память мозговая, а внутренних, душевных, и того больше потому, что душа воспринимает непрерывно и от её внимания не ускользает даже буква от сказанного слова: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда». А внешнее восприятие слишком много утрачивает, чтобы от него требовать чего-то значительного, как «за каждое слово».
Сколько, например, промаргивает человек глазами в сутки? Сколько просыпает времени в сутки? Сколько мгновений и часов проводит человек безсознательно? Возможно, ли сказать об этом, да и есть ли необходимость в подсчетах, напрасно затрачивая наше время внутреннего внимания.
День хороших впечатлений закончился – я заглянул в свою душу, всего лишь заглянул мимоходом, а душа продолжает трудиться, пока я вынужден телом спать.
Сестра, которая была мне женой
Мы любили друг друга, влеклись мечтательно и безудержно. Я называл тебя «девочка моя». Потом у нас начали появляться дети – они объединяли нас, вносили твердое чувство семейной заботы и счастья.
Чаще всего мы были внимательны друг к другу, но нередко обижались и сами обижали, выискивая в своём лексиконе глубоко ранящие слова; порой ненавидели друг друга.
Со временем я стал называть тебя «женушкой» - ты не любила звучания своего имени, но называть тебя сестрой даже и не помышлял.
Однако…
Вот пришло время, мы в длительной разлуке. Уже взрослые дети ещё требуют нашего внимания, и я нахожусь с ними.
Мысленно я называю тебя по-прежнему – «женушкой», но всё чаще и чаще в моём сознании проскальзывает более родное и уважительное слово – сестра. В нём нет готовности, перейти к требовательности, к нажиму, к напоминанию своих мужниных прав…
Так, когда-нибудь приблизимся к пониманию Ангельского чина, ведь по переходу в вечность обратимся в безполых духов.
Впрочем,- это близкое туманное будущее, а пока, сестра, будем привыкать к пониманию нового чувства.
Что происходит в душе
Вообще то, это мало кого интересует: все состоим из души и тела, но кроме тела и его придатков, т.е. страстей и знать ничего не хотим.
Ну, вот что происходит у тебя в душе? Покой или смута? Если смута и непокой, если душа находится в томлении и чем-то мучима, значит, ждет тебя МНОГО работы. Эта работа может растянуться на всю оставшуюся жизнь, и ПОЖИТЬ тебе не удастся.
Если же ты всем и всеми доволен, ни на кого не держишь обид, считаешь, себя худшим из людей и за все благодаришь Бога…
О, какой же ты счастливый человек!
Ничем не тяготишься, хотя беден и болен; ничем не опечален, разве только печалью по Богу; ничем не озабочен, разве только тем, чтобы никому и ничем не досадить.
Хорошо с тобой рядом, но трудно. Значительное большинство людей сторонится тебя, часто даже не понимая почему, а тебе хорошо! Не потому, что ты такой «правильный» - ты худший. Но тебе радостно, и не потому, что у тебя есть ВСЁ, чего не пожелаешь: деньги, власть, всемирная известность…
Наоборот, ты ничем этим не обременен – ты легок, словно тень Бога!
Ах, как бы мне хотелось быть ею!
-Господи, хотел бы я быть Твоею тенью.
«Я в этом не нуждаюсь. Я сотворил тебя ЧЕЛОВЕКОМ и возлюбил тебя, как друга. Будь же им».
-Ты ставишь предо мной непосильную задачу, Господи.
«Что невозможно человеку, возможно Богу – желай и трудись духовно».
Разум мой, ты увлекся беседой с Богом? Тебе интересно, что же дальше?..
А ты беседуй чаще, входи в свою душу; может быть, тебе ещё удастся ПОЖИТЬ.
Кирилловский мужской монастырь,
г. Киев,
октябрь 2014 год.
Свидетельство о публикации №214102001874