Ишуя Бен Иосиф

Ишуя бен Иосиф
 Часть 1. Немного из истории возникновения христианства.

Вступление. Что обозначает слово "христианин"?



   Жители греческой Антиохии называли последователей Иисуса в насмешку "христианами" или "помазанные", т.к. сами очень широко применяли натирания мазями в целях гигиены. Однако со временем последователи Христа привыкли к этому прозвищу и стали его применять. До этого они называли себя "братьями", "святыми", а чаще всего "назореями".

   Назореи считали себя правоверными иудеями и отличались от своих братьев лишь верой в то, что мессия уже явился в образе Иисуса Христа.

   Трагедия христианство в 1- ом веке н.э. разыгралась в Римской империи. Особенно жестоким гонениям подвергались приверженцы новой веры при императоре Нероне. В 64 году н. э. в Риме вспыхнул пожар. Ходили слухи, что поджёг город сам Нерон, задумав перестроить город по своему проекту. Чтобы отвлечь гнев горожан от себя, он свалил вину за пожар на людей, исповедующих новую религию. 
  Последовало массовое избиение приверженцев христианства, тем более что ими были иудеи, ненавистные римскому обществу. Несмотря на произошедшее событие, в римской историографии почти нет упоминаний о Христе и христианстве. Не лучше обстоит дело и в еврейской литературе по этому вопросу.
   В книге Иосифа Флавия "Иудейские древности" имеется лишь одна единственная запись: "В то время жил Иисус, мудрый человек, если вообще можно назвать его человеком. Он совершал вещи необыкновенные и был учителем людей, которые с радостью воспринимали правду. За ним пошло много иудеев, ровно, как и язычников. Он и был Христом. А когда по доносам знаменитейших наших мужей, Пилат приговорил его к распятию на кресте, его прежние приверженцы не отвернулись от него. Ибо на третий день он снова явился им живой, что предсказывали божьи пророки, так же как и многие другие поразительные вещи о нём. С тех пор и по сей день, существует община христиан, получивших от него своё название".

   Для христианского мира было очень важным это доказательство, приведенное правоверным евреем- Иосифом Флавием. Однако последующие исследования показали, что эта важнейшая для христиан вставка, появилась значительно позже на рубеже 3- 4 веков. Таким образом, никаких явных свидетельств о существовании человека по имени Иисус Христос не имеется. Но самое главное то, что евреи ждут своего спасителя- мессию, а христиане считают, что мессия уже была в лице Иисуса и, что он снова придёт для спасения всего человечества.
   Является ли это различие таким уж непреодолимым? Мне трудно судить. Много крови пролилось в мире и не только еврейской. Сами христиане много веков воевали между собой (воюют и по сей день) в поисках истинной веры, истинного понимания святого писания. Того самого писания, которое создавали наши предки. Больше мы не будем касаться вопроса существования того или иного персонажа нашего повествования. Важным является влияние того или иного героя, пусть даже легендарного, на судьбы человечества.

Часть 2. Детство Иешуя.

 "Тиноки, Тиноки" - слабо позвала Мария. Ребёнок лежал рядом, завёрнутый в платок и мирно дышал, вдыхая запахи нового мира. Мария посмотрела на него и успокоилась. Новое чувство материнской радости наполнило её душу. Затем она вспомнила об Иосифе, который так помогал её в последнее время. Он принял её ребёнка при родах, так как никого не было рядом, кто бы мог заменить его при этом совсем не мужском деле. Иосиф спал рядом, на голой земле, подстелив под себя солому. Прошедший год был совсем нелёгким. Жизнь в Назарете, маленьком поселении, расположенном в живописной долине Галилеи, проходила в постоянном труде, заботах о пропитании, необходимости своевременной уплате налогов. Жители занимались, в основном, земледелием в маленьких садиках, или скотоводством. Отец Марии был столяром и изготавливал для продажи мелкие изделия- столы, табуретки. Нельзя сказать, что это приносило достаток в дом, но всё же это был хоть какая- то добавка к скудным средствам, на которые должна была жить довольно большая семья. Мария трудилась по дому так же, как это делали все женщины селения. Рано утром, пока солнце ещё не пекло так жарко, надо было сходить за водой и напоить скот. Колодец, который находился в центре посёлка, всегда был местом сбора женщин со всей округи. Там обменивались новостями, сплетничали, часто происходили ссоры. Иногда даже мужчины вынуждены были успокаивать своих не в меру разгорячённых жён. Мария любила ходить на эти сборища, где она встречалась со своими подружками. Затем она приходила домой, приносила кувшины с водой, поила овец и других домашних животных. Убирала дома, вытряхивала спальное бельё и застилала кровати. Потом шла в сад, где росли финики, инжир и другие плоды, и фрукты, являющиеся основным питанием жителей. Надо было ещё подоить коз, поставить молоко для скисания, так как важным питанием был также сыр, который изготовляли из козьего молока. Отец трудился в сарайчике, он целый день строгал, приколачивал, а вечером приходил домой весь обсыпанный стружками. К его приходу на столе уже стола глиняная миска с финиками в молоке, нарезанный кусками сыр и мучные лепёшки. Иногда по праздникам приготавливали курицу в молоке, любимую еду жителей Назарета. Однажды появился Иосиф, который жил на севере страны и приехал сюда, чтобы посвататься к Марии. Иосиф был дальним родственником Марии. Также как и она, он происходил из колена Давида. В то время было принято заключать браки только внутри своего колена, рода, семьи. Поэтому и предпринял Иосиф столь длительное путешествие. Жених привёз подарки Марии, её родителям, ближайшим родственникам. Был он уже немолодой человек и хотел обзавестись семьёй, взяв себе в жёны девушку из своего рода. Приняли его очень хорошо. Молодых обручили и через определённое законом время они должны были сыграть свадьбу. Но с некоторых пор Мария стала привлекать к себе пристальное внимание окружающих. Уже весьма скоро всем стало ясно, что Мария ждёт ребёнка. Но от кого, кто отец? Неужели этот пришелец Иосиф посмел обидеть бедную девушку?

   По иудейским законам полагалось забить камнями до смерти женщину, оказавшейся неверной своему жениху. Был созван суд, на который пригласили всех старейшин селения. Иосиф знал, что в случае признания Марии виновной, её ожидает мучительная казнь. На вопрос судьи является ли он отцом будущего ребёнка, Иосиф ответил положительно, чем хотя и вызвал порицания судей, но зато Мария была оправдана. Быстро сыграли свадьбу, но пересуды не утихали. Соседи продолжали сплетничать о поведении Марии, об Иосифе, который прикрыл грех Марии. Жители Назарета вообще считались грубыми, невоспитанными.

   Приближался срок, когда Мария должна была рожать, но обстановка вокруг молодой пары становилась невыносимой. Родители, родственники- все выказывали явное неудовольствие случившимся, считая, что Мария совершила непростительный грех. В этих условиях молодые приняли решение покинуть Назарет и поехать к дальнему родственнику, двоюродному брату отца и попытаться там найти приют и возможности спокойно родить ребёнка.
  Жил дядя на севере страны и до него надо было добираться несколько дней. Иосиф погрузил на одного ослика нехитрую поклажу, а на другого посадил свою молодую жену, и они отправились в нелёгкий путь.

Вифлеем. Часть 3.

   Дорога проходила в живописной местности Галилейской долины. Равнины сменялись холмами, покрытыми в это время года отдельными пятнами снега. Было необычайно холодно, и путники вынуждены были часто останавливаться, разводить огонь и отогреваться. Иосиф старался облегчить тяготы пути своей молодой жене. Он укрывал её шерстяными шалями, которые они взяли из дому, приготавливал еду и горячий чай.
   Через три дня они подъехали к небольшому постоялому двору на окраине Вифлеема. Время было позднее, и все места были заняты. Хозяин предложил уставшим путникам старый овин, где содержались овцы и козы. Другого выбора не было, и Иосиф согласился переночевать в этом сарае. Крыши над овином не было, так как дожди редко бывают в этих местах. Они расположились у стены, подальше от других таких же бедных путников. Ночь была ясной и очень холодной, только луна освещала окрестности, да необычайно яркая звезда была видна на горизонте.   
  Мария почувствовала приближение родов, и Иосиф сам принял младенца.
   Молодая мать и ребёнок лежали в яслях, которые были заполнены тёплым сеном. Родители сразу решили назвать маленького Ишуей, но Мария называла его ласково "Тиноки". Так всегда называли израильские матери своих младенцев. Утром Иосиф и Мария покинули Вифлеем и решили вернуться в Назарет, в свой дом.   
  Вероятно, это и спасло жизнь маленькому Ишую, так как ходили слухи, что сыщики царя Ирода повсюду рыскали, искали новорожденного из колена Давида. Гадальщики предсказали Ироду, что, рождённый в эту ночь младенец мужского рода из колена Давида, лишит его трона. Вот и искали посланцы царя, чтобы убить ребёнка. Был Ирод страшным человеком, чрезвычайно подозрительным. В приступе страха он убил собственную любимую жену и двух своих сыновей.
   Так или иначе, но Иосиф и Мария вместе с новорожденным покинули Вифлеем. Жизнь в родном Назарете протекала спокойно. Соседи больше не касались обстоятельств рождения ребенка, и всё потихоньку забылось. Иосиф работал в мастерской тестя, выполняя мелкие заказы таких же бедняков, как и он, а Мария хлопотала по хозяйству, как это делали все еврейские женщины в селении. В положенный срок, на 8 день, мальчику сделали обрезание. По праздникам семья отправлялась в Иерусалим, чтобы помолиться в храме. Иосиф исправно посещал синагогу и, когда Ишуя немного подрос, всегда брал его с собой. Еврейские дети очень быстро вынуждены были забросить игры и помогать по хозяйству. Маленькому Ишуе тоже пришлось пасти овец, находя для них удобные пастбища.
   Однажды родители взяли его на праздник в Иерусалим. Он уже бывал в городе и хорошо знал его. Пока родители молились, обменивались новостями со знакомыми, Ишуя подошёл к беседующим на ступеньках храма мудрецам. При этом он не только слушал, но и участвовал в беседе старших, удивляя их своими зрелыми, не по годам суждениями. Родители три дня искали его среди играющих детей и не на шутку разволновались. Но затем они нашли его мирно беседующим с взрослыми. Иосиф очень разозлился на сына, а Мария, плача спросила его: "Тиноки, зачем ты это сделал с нами? Твой отец искал тебя повсюду полный страха и заботы". Ишуя посмотрел удивлённо на мать и ответил: " Зачем вы искали меня? Разве вы не знаете, что я в доме своего Отца?" Ничего не ответили родители, а взяли ребёнка за руки и покинули храм.

Юность Ишуя. Часть 4.

  Прошло 15 лет, умер Иосиф. Ишуя стал старшим в доме. Работал в мастерской отца, помогал вдове воспитывать младшего брата Якова. Остальные дети были женаты и жили отдельно. Ишуя был очень любящим и заботливым сыном, и часто вечерами он с матерью разговаривал о смысле жизни, поступках людей, жестокости римлян, угнетающих евреев, особенно бедных, о притеснениях царских чиновников, налогах.

   Положение в стране было очень неспокойное. После смерти Ирода великого, страна была поделена между четырьмя его наследниками- тетрархами, полностью находящимися под влиянием римлян. В Иудее и Галилее царствовал Ирод Антипа, который на берегу озера Киннарет неподалёку от тёплых источников построил свою новую столицу, названную им в честь его друга Цезаря Тиберия - Тверия. Он во всём следовал примеру своего отца. С необыкновенной пышностью устраивались празднества, где по обычаям, принятым в Риме, проходили бои гладиаторов, представления, приёмы в честь римских посланников. Для проведения этих празднеств необходимы были большие средства, которые сборщики налогов выжимали безжалостно из населения.
   Народ стонал от поборов царских чиновников, римлян, духовенства. За малейшую провинность люди подвергались жестоким наказаниям, обращались в рабов. Поэтому часто вспыхивали восстания. Особенно мятежной считалась Галилея. Несмотря на то, что римляне и надсмотрщики Ирода внимательно следили за появлением смутьянов, время от времени появлялся вожак, который объявлял себя мессией. Вокруг него собирались недовольные люди, и начинался очередной мятеж.
   Римляне посылали войска и жестоко подавляли восстание. Зачинщиков казнили, распиная их на крестах, а остальных ссылали в Рим, как рабов. Тверия был построен на месте еврейского кладбища и считался "нечистым".
   Евреи не посещали и не жили в этом городе. Только после падения Иерусалима в 72 году реби Шимон бар Йохай очистил его от скверны, посадив по всему городу люпины, и, объяснив, что могилы находятся там, где корни не идут в землю. Могилы были перенесены за стены города, а сам город очищен.

   Наиболее известным пророком того времени был Иоанн Креститель. Считается, что от него пошёл обряд крещения, омовение. Часто этот обряд связывают с процессом очищения человека. Совершенно точно установлено, что подобный обряд был принят ещё у некоторых иудаистских сект, прежде всего в секте ессеев с центром в Кумране.
  Однако родословная крещения намного древнее, уходит корнями в третье тысячелетие до н. э., когда на берегах Евфрата родился культ воды. Также обряд крещения был распространён в Египте, как способ духовного очищения благодаря погружению в воду.
   Таким образом, корни происхождения этого обряда восходят к временам язычества, хотя идеологи христианства всячески затушёвывали эту связь с язычеством, а, наоборот, всегда доказывали связь с иудаизмом. Тем более что иудейская секта - ессеи, действительно использовали подобный обряд.

  Иоанна Крестителя ещё называют предтечей Христу. С ним связана одна из красивейших историй Нового Завета, привлекшая внимание многих деятелей искусства. Кстати, Иосиф Флавий упоминает Крестителя, что, по мнению многих, является доказательством реального существования этого персонажа библии.   
  Большую часть своей жизни он провёл в пустыне, питаясь саранчой и лесным мёдом. На 15- ом году царствования императора Тиберия, то есть в 28 году н. э. он вышел из пустыни и начал пророчествовать. В одежде из грубошерстной верблюжьей ткани, перепоясанной кожаным ремнём, он ходил по стране, громовым голосом, вещая о скором наступлении царства божьего на земле и призывая народ к покаянию. Тем, кто примет крещение в водах Иордана, он обещал отпущение грехов и доступ в будущее царство божье на земле. Он обличал Ирода Антипу, обвиняя его в кровосмешении, так как Ирод отнял жену у своего брата Иродиаду и женился на ней. Ирод заточил Иоанна в крепость, а затем здесь разыгралась трагедия, послужившая темой для многих произведений музыки, живописи и литературы.

  Во дворце Ирода большой праздник- день рождения царя. Много гостей, обильные угощения, изобилие вина. Когда наступило время развлечений, Ирод, изрядно подвыпивший, просит маленькую Саломею, дочку его жены Ироиады от первого брака, станцевать перед гостями. Под влиянием своей матери девочка соглашается танцевать при условии, что Ирод выполнит любое её желание. Ирод даёт такое согласие и Саломея исполняет необыкновенно страстный танец, а по окончании просит у тетрарха голову Иоанна Крестителя.
Часть 5 Иисус Христос 
 После недолгих колебаний приказывает своим германцам принести на серебряном подносе голову Крестителя. Было ли это так или не было, трудно сказать, но многие произведения искусства посвящены этому эпизоду.

   Тетрарх, священнослужители, римская власть надеялись, что с казнью Крестителя утихнут волнения, но борьба народа с гнётом продолжалась с новой силой. В это время пронёсся слух о появлении нового пророка, который совершает чудеса, обличает угнетателей, призывает народ к терпению и возвещает о скором прибытии Мессии. У него появились приверженцы, ученики. Звали пророка Иисус, или Иешуя.
  Со смертью Крестителя надежды евреев на скорый приход мессии не исчезли. Наоборот, чем тяжелее был гнёт, чем больше были страдания народа, тем более верили они в скорейшее избавление. Они говорили о "дне мессии", что обозначало неизбежный и очень скорый приход спасителя. Действительно, скоро в Галилеи объявился новый пророк, который призывал людей к покаянию и приготовлению к предстоящему божьему царству. Сначала его принимали за воскресшего Крестителя, другие думали, что он пророк Елиас.
   Этот человек исцелял больных, очищал прокажённых, изгонял злых духов и исполнял другие чудеса. Удивительным было то, что происходил новый пророк из Назарета, считавшийся у евреев городом необразованных крестьян и плотников, не очень хорошо знавших законы и не особенно строго их соблюдающих. Хотя в Назарете жили трудолюбивые люди, однако, был Назарет городом бедных ремесленников крестьян. Стены домов, или точнее сказать хижин, были сделаны из глины, а крыши из сплетённых пальмовых листьев.
   Иисус жил в этом городе и любил его, но вынужден был покинуть его, так как жители города не хотели, чтобы он жил здесь и занимался своими проповедями. Он переселяется вместе с матерью в городок Кфар - Нахум или, как его стали называть впоследствии, Капернаум. Находился город на северном берегу озера Киннарет. Центурион (сотник) римского гарнизона, стоящего в этом городке, сочувствовал евреям и даже перешёл в иудейскую веру. На свои средства он построил большую синагогу, ту самую, в которой Иисус читал свои проповеди. Здесь Иисус исцелил тёщу Симона (апостола Петра) и сотворил много других чудес.  Город получил у христиан название "его город". Проповедовал Иисус среди простого народа, часто на берегу озера, в рыбацкой гавани. Это была бедная рыбацкая гавань, отгороженная от озера каменной дамбой, защищающей от частых штормов, которые бывают на озере. Как обычно, жизнь в гавани шла своим чередом. Сновали торговцы рыбой, женщины растягивали сети для просушки и починки, а мужчины, голые по пояс, таскали из лодок на берег корзины и вёдра полные свежей рыбой. Рыбу вываливали на плоские камни, лежащие на столах, солили, а затем выкладывали на пальмовые листья для просушки. Другие мужчины, раздетые до пояса, несли на сильных, прожжённых солнцем плечах, мешки с зерном, корзины с овощами и фруктами- продуктами плодородной Изреельской долины, и грузили их на лодки. Сборщики налогов шли от одной группы людей к другой, собирая налоги. Торговцы яростно торговались, пытаясь сбить цену на рыбу, надзиратели следили за работой рыбаков и погоняли их. На одной стороне гавани, недалеко от берега росли две жалких, увядших смоковницы. Раньше здесь был небольшой лес или садовая аллея, но волны озера и время всё уничтожили. На ветвях женщины развешивали свои сети для просушки, крестьяне привязывали к корням своих терпеливых ослов. Возле этих деревьев собралась небольшая толпа рыбаков, носильщиков и крестьян, привезших свои товары в гавань. Они стояли вокруг молодого человека, держа в руках инструменты и орудия их ремесла. Рыбаки с рыбацкими крючьями, носильщики с корзинами, крестьяне с палками, которыми они погоняют ослов. На лицах видна была радость, головы и бороды кивали в душевном согласии. С воодушевлением слушали они слова оратора, поглядывая друг на друга своими чёрными глазами. Удивительно было, что среди толпы находились также несколько сборщиков налогов, которых евреи считали за грешников и, обычно, никто не хотел с ними соприкасаться, а здесь они смешались с толпой, как члены единого братства. Толпа становилась  всё больше и больше. Работающие использовали любое мгновение подбежать и уловить пару слов, как жаждущий спешит к источнику, чтобы выпить глоток воды. Прямо у края воды, почти на берегу лежали рыбацкие лодки и рыбаки стояли в них, босиком, напряжённо слушали речь оратора. Другие сидели на земле, закрыв чёрнобородые лица руками, погрузившись в свои мысли и слова говорившего. Молодой человек производил странное впечатление.
    Он стоял в белом одеянии, с распростёртыми руками, худой и измождённый. Было ему около 30 лет. Слабый и хилый, с телом ребёнка, он был выше всех, слушающих его. Одета на нём была бело- голубая туника без рукавов и с ритуальными кистями, которые почти достигали земли. Так стоял он под голой смоковницей и проповедовал на арамейском народном диалекте, а стихи из писания цитировал на иврите и люди прекрасно его понимали. Это были слова утешения. Они слушали его со счастливыми лицами, открытыми ртами и светящимися глазами. Он говорил, что они соль земли и что от них благо на землю придёт.

Мессия. Часть 6.

  Внимание к Иисусу было не только со стороны простых людей, но и со стороны римских властей, а также высшего духовенства. Появление нового пророка, да ещё в Галилее, славящейся своим бунтарским поведением, не могло не привлечь их внимание. Вокруг Иисуса находились не только его ученики, но и шпионы римлян и священников из Иерусалима. Скоро жителям Кфар - Нахума стали угрожать за то, что они приютили этого смутьяна, и они были вынуждены изгнать его из города. "Нет пророка в своём отечестве"- с горечью сказал Иисус, отправляясь в новый путь. С ним пошли его верные ученики и последователи. Он проповедовал во многих синагогах различных городов.

   Многие шли за ним, желая услышать слова утешения, надежду на скорое освобождение, а некоторые хотели узнать, как им поступать в тех или иных случаях. И взошёл Иисус на гору и произнёс " Нагорную проповедь". Вот некоторые его притчи:

- Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб. А я говорю: вам не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую.

- И кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду.

- Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

- А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас.

Какая покорность, какое смирение, какой призыв любить ближних своих и врагов. Так чего же так испугались римляне, ведь никакой опасности его проповеди их владычеству не угрожали. Так может быть, он восставал против иудейской веры? Так нет же. Он говорил в той же проповеди:

- - Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков; не нарушить пришёл Я, но исполнить.

   Не было в его проповедях ничего угрожающего ни римлянам, ни высшему духовенству. Так в чём же всё- таки дело? Почему его приговорили к смерти, причём самой мучительной казни, которой подвергали только убийц и бунтовщиков. Да, за ним шли его слушатели, были у него и ученики, кто- то называл его царём иудейским. Но приверженцев у него было очень мало, и влияние было ничтожным.

   История знает немало примеров, когда власть предержащая обрушивает всю мощь на малоизвестных людей. Она, эта власть, хорошо распознаёт в этих на вид маловлиятельных героях большую опасность, чем в тех, кто на виду и много кричит. За примерами ходить далеко не надо. Уничтожение артиста Михоэлса, который был вполне лоялен к властям, имело под собой туже логику, или пример с Иосифом Бродским, которого вообще никто, кроме небольшого круга поэтов, не знали. Однако власти обрушили на него весь свой карательный аппарат, распяв его, если не физически, то морально.

   Три года осталось жить Иисусу, за ним уже ходили шпионы и доносчики, внимательно слушая его речи. Иисус выбрал из числа своих последователей 12 апостолов, которые должны были идти в народ и нести его учение. Это были его верные ученики. С ними он пошёл в Иерусалим праздновать еврейский праздник Песах. Каждый еврей старался провести этот праздник избавления от египетского рабства в Святом городе, в храме Иерусалима.
    Потому и Иисус, как верующий еврей, со своими учениками направился в этот город, где ему угрожала опасность со стороны первосвященников и римлян. Для собрания было выбрано жилище разносчика воды Хилела. Это была пещера в мощной стене Давида, ограждающей город. Маленькая лестница вела в длинное и низкое помещение, стены которого были сложены из мощных окантованных камней. Одно маленькое окошко направлено на Водяные ворота, стоящие на берегу Кидрона. Из этого помещения ещё одна небольшая лестница вела на ограждённую забором террасу, укрытую сверху тонкой крышей из тростника. От этой террасы можно было обозревать все четыре угла Иерусалима, оставаясь самим не замеченными. Вот на этой террасе и велись приготовления к праздничному седеру. Забор был увешан дорогими шёлковыми тканями, а в конце террасы установили диван для Иисуса. Для учеников положили соломенные маты на пол, на которых они могли бы сидеть. На столе, покрытом красивыми платками, стояли кувшины и чаши. Для учеников чаши были из глины, а для Иисуса был поставлен алебастровый сосуд, подаренный ему учеником Симоном. На столе лежали маца, овощи и зелень. Стояли также чаши, наполненные водой для праздничного омовения рук. Полотенца обрызгали душистой водой, а рядом со столом поставили чаши с курящимся ладаном. Лампы с дорогим маслом равномерно были распределены по столу. К вечеру появился Иисус со своими учениками. На рабби была белая одежда. Лицо его было бледным, волосы тщательно причёсаны и разделены на лбу. Вода текла по его локонам, как будто он только что пришёл от крещения. Капли бежали вдоль лица и его бороде, поседевшей совсем недавно. Как проходило празднество никому неизвестно. Всё, что рассказывали или рисовали художники, включая знаменитую картину Леонардо де Винчи, было придумано значительно позже, и отражали лишь фантазию их создателей. После праздничной трапезы, рабби вместе с учениками пошли отдохнуть в Гефсиманский сад. Ученики улеглись под ветвями деревьев, отяжелев после еды, а Иисус вместе с Симоном сыном Йонаса пошли в глубь сада. Рабби шёл, погружённый в свои печальные думы, догадываясь о своей трагической судьбе. Симон дотронулся до одежды рабби, как будто хотел ему добавить сил. " В эту ночь все вы будете на меня сердиться и от меня отречётесь"- проговорил печально Иисус. Когда Симон услышал эти слова, то вскричал, вскинув вверх свою мощную голову: " Если все от тебя отрекутся, то я не отрекусь от тебя. Я готов идти за тобой в тюрьму и даже на смерть!". Другие ученики подошли поближе и повторили: " Мы также готовы, рабби!". Но Иисус сказал печально, обращаясь к Симону: " Симон, я сказал " Аминь". Но в эту ночь, прежде чем петух трижды прокукарекает, ты трижды отречёшься от меня!". " Если я должен буду жизнью заплатить, я не отрекусь от тебя!"- вскричал огорчённо Симон и ударил кулаками себя в грудь.

Арест. Часть 7 и заключение
 Сквозь ночь были слышны приближающиеся шаги. Сначала это было похоже на шум падающей воды, затем можно было различить мерную поступь, звон оружия и доспехов. Шум всё приближался и становился громче и тревожнее. Всё замерло в томительном ожидании. Рабби вскричал: " Час пробил, сын человеческий меня отдаёт. Смотрите, вот тот, кто меня предаст!".

  Отряд приблизился. Это были римские воины с факелами в руках. Блики огня отражались в их стальных доспехах, освещали их бородатые лица. Во главе процессии, хромая, но быстрым шагом, шёл Иуда. Он поворачивал голову в разные стороны, его тяжёлый плащ волочился по земле. Наконец он увидел рабби и бросился к нему с распростёртыми объятиями: " Рабби, рабби!" Он приник к Иисусу и поцеловал его. Но люди, которые с ним пришли, остались стоять в некотором удалении. Они держали в руках мечи и пики, их доспехи сверкали в бликах факелов, но они не осмеливались приблизиться к рабби, как будто страх их одолевал перед этим человеком. Напрасно поворачивался к ним Иуда, после того, как он поцеловал рабби. Руки воинов безвольно опустились вниз, как будто неведомая сила держала их на месте. Радостная улыбка прошла по лицу Иуды, он как бы торжествовал, что никто не посмеет поднять руку на его любимого рабби. Также были обрадованы и ученики Иисуса: "Они не отваживаются, они ничего не смогут ему сделать!" В этот момент рабби вскричал громким голосом: " Кого ищете вы?" "Ишуя из Назарета"- ответили ему. " Это я!" Но ему никто не ответил. Тогда во второй раз спросил рабби: "Кого вы ищете?" В этот раз твёрдый голос ему ответил: "Ишую из Назарета". И снова повторил рабби: " Я вам сказал, что это я". Тогда отважился один из вооружённых и подошёл к рабби. В этот момент сверкнул меч и раздался крик боли. "Слуга первосвященника ранен!"- вскричал кто-то. " Симон, спрячь меч, Кто меч поднимет, тот от меча и погибнет!"- потребовал рабби. Он подошёл к раненому и перевязал ему раненое ухо. В это время приблизился руководитель отряда и положил руку на плечо Иисусу: "Ты мой арестованный!"

   Иисус ответил: " Почему арестовываете меня, как какого- то грабителя, с мечами и пиками. Ежедневно я при вас сижу во дворце, и учу, но там вы меня не хватали и не арестовывали. Почему?" Но они не дали ему дальше говорить, а только сказали, что он может жаловаться первосвященнику. Ему связали верёвкой руки и увели.

Суд. Часть 8.

  Несмотря на полное бесправие, царившее в колониях Римской империи, всё же соблюдалось строгое правило предания суду поданных этих колоний. В Израиле человек мог быть казнён римлянами только после осуждения его высшим советом Израиля - Синедрионом.
   Арестованного Ишую привели к прокуратору Понтию Пилату. Он уже слышал о новоявленном пророке, но не придавал ему большого значения и не обращал на него внимания. Когда ему сообщили, что этого человека народ называет царём иудейским, то приказал арестовать его и отвести к тетрарху. "Пусть он решает судьбу царя иудейского"- приказал прокуратор. Но тетрарх тоже не захотел решать судьбу этого нового пророка, так как ещё не утихли волнения, связанные с казнью Крестителя. "Синедрион должен решить, что делать с ним"- заявил хитрый тетрарх, достойный наследник своего отца Ирода великого. Арестованного передали первосвященнику Каиафе. Для осуждения обвиняемого необходимо было собрать учёных и старейшин. Однако шёл второй день праздника Песах, и никто не имел право, по иудейским законам, заниматься какими- то делами. Однако по настоянию прокуратора Пилата первосвященник был вынужден подчиниться и собрать суд.

Обвинитель начал зачитывать пункты обвинения:

 " Мы все свидетели, что обвиняемый, которого народ называет "рабби" или "пророк" и ещё другими именами, которые я не хочу называть, ворвался во двор храма и изгнал оттуда торговцев и менял". Однако поднялся защитник и заявил, что никто из здесь находящихся людей ничего не видел и не слышал того, чтобы можно было бы обвиняемому предъявить, как вину. Он не виновен, как новорождённый ребёнок и до предъявления обвинения от свидетеля наш суд должен считать его невиновным. "Позовите свидетеля"- сказал председатель первосвященник Каиаф. Служащий суда позвал: " Иуда- свидетель". Иуда Искариот появился на пороге. Он смотрел только на судью, избегая взгляда на своего рабби. Опять встал защитник и сказал: "Он позор для Израиля, так как предал еврейскую душу язычникам. Он не может быть свидетелем. Каждый, кто с ним встретится, должен его убить. Его имя будет вычеркнуто из памяти Израиля. Он проклят со всеми проклятиями анафемы до последнего поколения. Он не может быть никаким свидетелем". Суд согласился с его словами. Иуда закрыл лицо руками и выбежал из суда.

  Позвали следующего свидетеля. Им оказался маленького роста человечек на коротких ногах. Он пришёл гордый как павлин, распушив свой хвост. За ухом у него было заткнуто перо, а на шее висела восковая дощечка, как признак знания письма. Первосвященник спросил: " Ты умеешь читать? Знаешь, что полагается по закону Торы для лжесвидетеля?" " Да, я знаю. Лжесвидетель должен подвергнуться штрафу, которому могли приговорить обвиняемого в результате его свидетельства". Тогда его спросили, что он знает про обвиняемого. "Я слышал собственными ушами, как этот человек грозился храм разрушить и в три дня другой храм построить". "Когда это было?" "Это было вечером". Позвали второго свидетеля. Тот подтвердил обвинение. "А когда это было?" "Днём"- ответил свидетель. Показания не совпадают, заявил защитник. Им нельзя верить и суд опять согласился.

   Следующее обвинение было в том, что обвиняемый не всегда точно следует законам Торы. Опять поднялся защитник и заявил: "Каждый еврей имеет право на своё мнение в служение Б - гу, до тех пор, пока он опирается на Тору. Это наше право!" И опять суд согласился. Других свидетелей у обвинения не было. Встал первосвященник и сказал, что больше обвинений против этого человека нет, и он может быть признан невиновным. А затем он подошёл к рабби и, взглянув пристально ему в лицо, спросил: " Поклянись нашим Б - гом, что ты не являешься мессией?" Зал замер. Все ожидали ответа Иисуса.
  Рабби открыл рот и ответил ясным голосом: "Это ты говоришь! Но я вам скажу, что увидите вы Сына Человеческого, сидящего с истинной силой и грядущего на облаках небесных".
   Все ожидали, что сейчас разверзнется потолок и небеса обрушаться, чтобы подтвердить слова рабби. Но ничего не случилось, только раздался какой- то шум. Это первосвященник разорвал на себе одежду, и вскричал: " Он богохульствует! Какие ещё нужны свидетельства? Он виновен!".
    И все сказали, что он достоин смерти за это. Слуги первосвященника увели Ишую и передали его когорте римских воинов, поджидавших решения суда во дворе, и те повели его к прокуратору Понтию Пилату. Симона, который поджидал окончания суда, спрятавшись за деревом, опознала служанка и сказала, что он тоже из этой же компании. Симон отрекся, сказав, что он не знает, о чём та говорит. Когда же он выходил из двора, его заметила другая женщина, и сказала, что этот тоже был с Иисусом. Симон опять отрёкся. Немного спустя другие люди тоже сказали, что он тоже из этой компании. И Симон отрёкся в третий раз. Тут прокричал петух и вспомнил Симон слова Иисуса, и горько заплакал.

Понтий Пилат и Иисус Христос. Часть 9.

   Каждую весну переселялся прокуратор Пилат во дворец Ирода, в котором можно было отдохнуть от вечной суеты Иерусалима. Дворец был так велик, что в его помещениях могли расположиться несколько когорт римских воинов.

   Было раннее утро, когда Ишую доставили во дворец. Все ещё спали и арестованного поместили в подземелье дворца, где была тюрьма для преступников. Его не стали приковывать к стене цепями, как это было принято, так как скоро он должен был предстать перед прокуратором. За стеной дворца слышны были крики собравшейся толпы евреев, которые требовали освободить предводителя бунтовщиков Бар Аббаса. Всё было приготовлено к суду. Высокий стул прокуратора стоял между низкими сидениями для трибунов (членов суда) и писарей. Многочисленные легионеры, свободные от службы, находились в помещении, с любопытством ожидая начала суда. Пилат был в это утро в плохом расположении духа. Злобные искры сверкали в его глазах под насупленными кустистыми бровями. Ночью он плохо спал, так как вечером у тетрарха был приём с обильным угощением. С тех пор, как он прибыл в Иерусалим, частые банкеты испортили ему желудок, отчего он страдал и находился в плохом настроении. Вообще этот Иерусалим и весь Восток, всесильным прокуратором которого он был, действовал ему на нервы. Он был обыкновенным воякой, командовал римским легионом и не имел особых доходов, так как Рим не очень щедро оплачивал своих воинов. Но, взяв в жёны племянницу цезаря Клавдию, он получил внезапно пост прокуратора этой римской провинции. Хотя этот пост и не считался почётным, но давал возможность быстро разбогатеть, грабя беззастенчиво местное население и получая подарки от служителей храма и тетрарха. Не любил он и евреев с их склонностью к постоянным мятежам и беспорядкам. Он уже имел возможность узнать их несгибаемый характер, если дело касалось их обычаев и законов религии. Однажды он потребовал внести римские знамёна с изображением цезаря в их храм. Евреи подняли такой шум, что он приказал отвести их на стадион и примерно наказать. Пригнали 19 тысяч евреев на стадион и вооружённые всадники захотели отделить зачинщиков. Какое же было их удивление, когда вместо того, чтобы выдать зачинщиков и покориться, как это делали в других завоёванных римлянами странах, эти люди легли на землю и оголили спины, в знак того, что они готовы принять смерть, но не покорятся. Пилату пришлось отступить, так как Рим вряд ли простил бы ему убийство такого количества невооружённых людей. Были у Пилата и другие случаи убедиться в несгибаемом характере этих людей. Будучи заносчивым и мстительным, он всё же старался без нужды не связываться с ними. Крики за стеной дворца его раздражали, да к тому же очень болела голова после обильного вчерашнего угощения и возлияния, поэтому он стремился, как можно скорей, закончить этот опостылевший ему суд.

   Вахта привела первого обвиняемого Бар Аббаса. Он шёл окованный цепями, связывающими ему шею, руки и ноги, смотря вокруг, как дикий зверь. Пилат не взглянул на него, а только спросил трибунов, что он совершил. Старый Петронис, сидящий справа от прокуратора, ответил, что этот преступник собирал вооружённые банды, он убийца, грабитель и заговорщик и имел тайный план поднять восстание в праздники против Рима. Его арест стоил жизни многих легионеров. "Кнута ему и распять на кресте! Его труп должен на кресте висеть пока птицы не склюют!". Приговорённого увели.

   Прежде, чем привести второго обвиняемого, возникла непредвиденная задержка. Прибежал раб, встал на колени перед прокуратором и подал ему письмо. Жена Пилата Клавдия писала, чтобы он не трогал праведника, так как он невиновен. Многие аристократы Рима благосклонно относились к новому течению в иудейской вере и симпатизировали Ишуе. Прокуратор отослал раба прочь и приказал привести арестованного. Когда тот возник в своей белой одежде, то выглядел, как ребёнок, который надел одежду взрослого. Его взгляд блуждал по окрестностям двора, но он ни разу не посмотрел на Пилата, сидящего перед ним.

- Он из Галилеи?- спросил прокуратор.

- Да - ответил трибун.

- В чём он обвиняется?

- Он утверждает, что он мессия.

- Мессия? Я что- то слышал об этом. Что обозначает это слово?

- Эти евреи считают, что однажды появится освободитель, которого пошлёт Б-г. С его помощью вооружённые легионы будут разбиты и враги Израиля побеждены, Рим будет разрушен, а цезарь, полководцы и воины повержены. Этот мессия будет над всем миром властвовать.

- И люди верят в это серьёзно?

- Да! Они ждут день за днём его прибытия.

- Тогда их всех надо на крест! И он у них за царя иудейского считается?

- Они провозгласили его царём иудейским! Он въехал в Иерусалим на осле, и его приверженцы объявили его мессией!

   Лицо прокуратора стало багровым от гнева, а также от страха. В глубине сердца, у него закралось какое- то беспокойство при виде таинственности и непостижимости этого человека, который неподвижно и безмолвно стоял перед ним в своём белом одеянии, как будто уверенный, что тот, кто на него поднимет руку, будет неминуемо поражён небесной силой.

-Ты царь иудейский?- спросил прокуратор.

- Это ты сказал- ответил Ишуя.

- Ты, что не знаешь, что в моей воле отпустить тебя или казнить?

Ответа не последовало.

-Синедрион его допросил?

-Да, ночью.

-В чём они его обвиняют?

-Он богохульствовал.

  Пилат иронически засмеялся. Я сам к ним выйду - сказал он. Перед фасадом дома находилась высокая платформа, с которой обычно читали указы цезаря. Вниз вели пять широких ступеней, на которых стояли посланцы первосвященника с обвинителем во главе. Тут же стояли толпы людей, среди которых было много приверженцев Бар Аббаса. Прежде, чем Пилат открыл рот, раздался крик, разгневанной толпы: " Отдай нам в честь праздника Бар Аббаса!

   Выдай нам Бар Аббасса!" Пилат спросил насмешливо: " А что я должен делать с царём иудейским?" Они не знали, о ком он говорит. Большинство не имели никакого понятия, что Ишуя в эту ночь был арестован.

- Что это за царь иудейский?

- Ваш мессия!

- Он, который наших больных исцелял? Пророк из Назарета? Когда его арестовали? Спокойно, прокуратор говорит!

Пилат обернулся к посланцам первосвященника: " В чём обвиняется этот человек?"

Обвинитель ответил: " Он говорит, что будет рядом с Б- гом сидеть!" "Ну и что это обозначает? Ведь он сумасшедший! Что ещё ставится ему в вину?" "Он заявляет, что он царь иудейский и мессия!"- ответил обвинитель.

- Какое наказание он заслуживает?

- Если он не сможет доказать знаком, что не служит идолам, то он приговаривается к смерти.

- Хотите вы, чтобы я царя иудейского освободил?

В толпе разгорелся спор. Одни настаивали на освобождении Ишуи, другие их предводителя Бар Аббаса. Пилат насмешливо наблюдал за спорящими евреями. Старый Петронис наклонился к прокуратору: "Бар Аббас - опаснейший преступник, он против Рима восстание готовит. Если его освободить, то много жертв это повлечёт за собой!"

Пилат был взбешён, от гнева его лицо стало багровым, кровь прилила в огромную лысину на голове, его грудь тяжело дышала и можно было подумать, что он сейчас лопнет от переполняющего его гнева.

- Для нас еврейский дух намного опаснее, чем еврейский кулак - возразил он. Освободите этого Бар Аббаса

   Площадь перед платформой была заполнена римскими легионерами. Среди них находились германцы, которые ненавидели евреев. Командовал ими человек со злым лицом и холодными, жестокими глазами. Он был ужасом для евреев. Ему и его людям передавались арестованные. Когда ему отдавали обречённого, то радовался этот человек, как волк, который поймал овечку. Звали его Германиус. Он схватил арестованного за рукав. На лице его отразился подобие усмешки, хотя смеяться он не мог, как не могут смеяться звери. Он втянул арестованного во внутренний двор и позвал своих людей: " Идём! Мы будем короновать этого царя иудейского!". Через некоторое время Германиус вывел обратно несчастного, на голове которого была надета корона из колючего терновника. Кровь стекала по лбу, по волосам и падала на бороду. Голым стоял царь иудейский перед народом, со следами кнута на теле. Не стыдясь своей наготы, глядел он с сожалением вокруг себя, как будто не ему предстояли мучения, а окружающим его, и он как бы жалел их, прощая их за всё то, что с ним происходит.

 "Приветствуйте своего царя!", насмехались легионеры. Тем временем принесли огромный деревянный крест.

 " Напишите на трёх языках, в латинском, греческом и иврите слова: Ишуя, царь иудейский"- приказал прокуратор. Когда это было выполнено, Пилат сказал: " Теперь покажите их царя!". Едва Ишуя показался в открытых дверях, как раздался стон толпы. Люди махали угрожающе сжатыми кулаками и разгневанно шумели. Легионеры поскорей увели осуждённого обратно во двор. Старший сын первосвященника Каиафа едва успел спрятаться за спинами римских воинов.

  А у ворот храма, в это же время, ко второму сыну первосвященника Каиафа подошёл Иуда Искариот и, протянув мешок с 30 серебряниками, сказал, чтобы тот взял обратно эти проклятые деньги. Но никто не хотел с ним разговаривать. Один из присутствующих фарисеев сказал, что деньги эти кровавые и заплачены за убийство невинного человека. Ничего не ответил Иуда, а бросил мешок с деньгами за ограду храма и, закрыв лицо руками, убежал прочь.

    Никто не ожидал, что Пилат ещё ранним утром объявит приговор. Никогда ещё прокуратор не спешил так рано с решением, как в этот раз. Думали, что Пилат дождётся окончания еврейского праздника. Люди, ожидавшие решения перед дворцом, постепенно стали расходиться. Солнце склонялось к зениту и многие, кто ещё не подготовился к приношению жертвы в честь Песаха, торопились скорее закончить приготовления, так как знали, что после шабата священник с наступлением вечера не продолжит церемонию жертвоприношения. Площадь перед дворцом была почти пустая, только здесь и там стояли мужчины и женщины. Некоторые из них ещё надеялись на что- то, другие говорили с горечью: "Этого не будет. Может быть, в самый последний момент произойдёт чудо". Среди женщин были Магдалена и мать Ишуи Мария, которая стояла, прижавшись к холодной стене дома. Она не плакала, не жаловалась. В её темных глазах стояла только безысходная тоска по её несчастному сыну, её Тиноки.

   После некоторого времени открылись широкие ворота, и оттуда вышел отряд римских легионеров и вывел назаритянина наружу. На нём опять была надета белая одежда с ритуальными кистями. Терновый венок всё ещё покоился на его голове. Его лица нельзя было видеть, так как тяжелый крест придавил его почти до земли. Они положили крест ему на спину, а руки привязали к перекладине. Сзади его шагал Германиус - "Ужас евреев", лицо которого от гнева было багровым и покрыто потом. Он размахивал короткой толстой плетью и ударял ею осуждённого, который шёл на дрожащих ногах, оставляя сзади себя кровавые следы. Мария стала биться головой об стену, и другие женщины силой отвели её в сторону. Звуки плачущих и насмешливые призывы легионеров привлекали людей из соседних домов. Скоро образовалась большая толпа сопровождающих процессию. Раздавались крики, призывающие освободить осуждённого. Но по команде Германиуса, легионеры окружили назаритянина, а другие набросились на людей и стали избивать их плетями. В одном месте Ишуя упал и, несмотря на удары кнутами, не мог подняться. На помощь ему бросился один из евреев по имени Симон Киринеянин. Он помог несчастному подняться и нести крест. Римляне радовались, что могут ещё одного еврея гнать плетями вперёд. Процессия приблизилась к холму, голая вершина которого называлась Галгофа. Здесь, за городской оградой, находилось место казни осуждённых на смерть преступников. Для евреев это было место ужаса, и многие не последовали за процессией, а остались внизу, у подножия холма.

   Германиус взял молот и начал прибивать кисти рук гвоздями к перекладине. Крики женщин, детей и мужчин слились в едином вопле ужаса. "Покажи теперь, что ты мессия"- прорычал Германиус. Вдруг раздался вопль Иуды Искариота: " Я понял тебя теперь, рабби. Я вижу теперь тебя!" Он бросился на землю и закрыл лицо руками. " Я вижу теперь его! Я знаю, кто он!" Он вскочил и побежал вниз, в город.

   Народ стал расходиться, всё закончилось. Легионеры оставались сторожить казнённых, чтобы никто не посмел снять их и похоронить по еврейскому обычаю в тот же день. Через некоторое время Пилат по просьбе старейшин разрешил похоронить Ишую. Его сняли с креста, совершили всё приготовления по еврейскому обычаю, обернули в белый платок и положили его в пещеру, которая находилась вблизи на еврейском кладбище. Вход в пещеру завалили большим камнем. И был это третий день Песаха. Когда все вернулись в город, то узнали, что Иуда Искариот повесился на ветвях смоковницы.

Эпилог

 Из книги Шалома Аша "Назаритянин":

Когда моё сообщение подошло к концу, он спросил меня:

- Ну?

- Что ну?

- Что дальше случилось? Разве ты не слышал, что с этим человеком, которого ты Назаритяниным зовёшь, после его смерти случилось?

- То, что с рабби из Назарета в Иерусалиме после его смерти случилось, меня не касается!

- Но разве ты не слышал? Тебе никто не рассказывал, что в Иерусалиме произошло, после того как его с креста сняли и похоронили? Ты не знаешь ничего об этом?

- Кое- что я слышал.

- Ага! Ты не хочешь мне рассказать об этом? Только правду! Не промолчи! Рассказывай, что ты там слышал?

- В определённых кругах Иерусалима был таинственный слух, что рабби из своего гроба исчез, своим ученикам показался и им сказал, что они должны делать. Сначала этот слух только в узких кругах ходил, а затем широко распространился. Стали образовываться братства, в которых утверждалось, что рабби из Назарета был действительно мессия.

- И было их много?

- Я не знаю. Меня это не интересовало. Но я знал некоторых из них. Некоторые друзья мои принадлежали к этим братствам.

- И вы осуждали их.

- Осуждали? За что? Это был просто обмен мнений между нами. Разница между нами была только в том, что они утверждали, что мессия уже один раз был на земле и снова вернётся, а мы говорили, что мессия ещё не был на земле, так как человечество не спасено от злобы и несчастий. Мы верим, что мессия должен придти, а они, что он должен вернуться!

- И были среди вас столкновения по этой важнейшей теме?

- Конечно, имелись столкновения в синагогах и учебных домах, а также во дворе храма. Но эти столкновения всегда имеются, так как всегда существуют различные мнения по вопросам религии.

- И не было разрыва между вами?

- В моё время не было никакого разрыва. Мы все принадлежали к одной общине и молились одному Б - гу.

Послесловие

 Я не представлял себе, когда начинал эту тему, что она будет так сложна для меня. В - первых, тема очень известная и не хотелось просто пересказывать, то, что все уже много раз слышали в разных вариациях. Во- вторых, заниматься опровержением существования героя моего повествования тоже было не интересно, так как это выполнено многими авторами и очень успешно. Постепенно я втянулся в рассказ как бы о человеке, еврее по рождению, с очень трагической судьбой. Как это мне удалось, решит время и тот, кто, может быть, возьмёт в руки мои писания.

При работе я использовал, конечно, библию, книги Марины Фельдман. Особенно часто я использовал чудесный роман Шалома Аша "Назаритянин". Без этой книги я вообще бы не смог и шагу шагнуть. Спасибо ему много раз и светлая память. К сожалению, всему приходит конец. Так и сейчас, я поставлю последнюю точку и распрощаюсь с героями моих повествований. Только ещё раз хочу напомнить, что речь шла о великих людях трёх тысячелетий: Аврааме, Моисее и Иисусе Христе. Аминь.


Рецензии