Первый костюм

Было это давно.
Работал я тогда в городе Лиепая,  тогда еще Латвийской ССР.

Кажется, совсем недавно я переступил впервые проходную завода, а вот уже и год пролетел с того момента, как я, тогда еще молодой специалист, начал осваивать основы производства. Подошло время первого отпуска.
 
Жил, как и многие, в заводском общежитии и, конечно, все трое из нашей комнаты, принимали самое активное участие в таком важном деле, как подготовка к отпуску.
 
Прежде всего, как советовали  старожилы, в первый отпуск нужно ехать в новом костюме. С этим нельзя было не согласиться.

Так начался первый этап – поиски костюма. Ежедневно, в течение  недели после работы я отправлялся в поход по магазинам. Иногда сам, иногда с кем-нибудь из приятелей. Ну как же, такое важное дело!

Вскоре я был разочарован. Казалось, чем дольше я искал, тем меньше шансов было найти, что-нибудь подходящее.
 
- Что же делать?

До отъезда оставалось три недели, а костюма нет.
 
Кто-то посоветовал пошить костюм в ателье. Должен сказать, что ко всякого рода «ателье» я тогда относился довольно скептически. Почему – не знаю. Мне все казалось, что само слово «ателье» отдает кустарщиной. Деваться, однако, было некуда. И я решился.

Уже сейчас и не вспомню, где  точно находилось это ателье. Неброская вывеска «Ателье по пошиву мужской одежды». Расписание рабочих дней недели и часов работы.

Довольно просторная светлая комната на первом этаже обычного двухэтажного жилого дома. Слева от входа в углу стол, за которым сидела средних лет женщина.
Она быстро поднялась с места и с улыбкой обратилась ко мне по-русски. Видимо на моем лице было написано, что я не латыш.

- Добрый день. Вы желаете что-то у нас пошить?

Говорила она с сильным акцентом, стараясь четко выговаривать слова.
 
- Да, костюм… - ответил я, как-то не очень уверенно и совершенно не представляя, как вести себя дальше.

Эх, надо было бы порасспросить заранее…

- Не бойтесь, у нас хорошо шьют, - успокоила меня приемщица, очевидно чувствуя мое смущение, - у вас есть материал или  будете заказывать из «нашего»?

Я даже не успел сообразить, о чем она спрашивает. Только сейчас я заметил у нее на груди с левой стороны бирку (бейдж)  - Приемщик Регина Приекуле.

Регина  подвела меня к встроенному стенному шкафу, открыла  дверцы и предложила выбрать материал. На полках были аккуратно разложены рулоны тканей. Все еще чувствуя себя не совсем уверенно, я выбрал материал серого цвета с серебристой нитью.

Через некоторое время появился закройщик – высокий импозантный мужчина, лет, наверное, около шестидесяти. На нем были безукоризненно отглаженные брюки, белая рубашка с коротким рукавом, тщательно вывязанный  галстук и небольшой передничек.
 
Он поздоровался и сразу пригласил в «Примерочную».
 
Окинул меня взглядом, взял чистый лист бумаги, какой-то специальный карандаш и быстро штрихами изобразил «макет» будущего костюма. Затем приступил к снятию мерки. Снимал мерку он очень тщательно, записывая все в составленную им таблицу. Через несколько минут он распрощался со мной и предложил прийти за костюмом через десять дней.

- А примерка? – попытался я проявить свои познания.

- Мы не примеряем, мы - ШЬЁМ.
 
Ответил он, сделав ударение на последнем слове.

После некоторых формальностей по оформлению заказа, я оплатил, как положено, стоимость материалов и в некотором смятении покинул ателье.
 
Через десять дней мой заказ был выполнен. Меня ждал аккуратно завернутый пакет. Оставалось произвести только окончательную оплату.

Видя некоторую мою растерянность, Регина, улыбаясь, произнесла:

- Если вам не подойдет, мы заберем обратно.

Сдавать костюм не пришлось. Он сидел на мне великолепно.

После этого я неоднократно пользовался услугами ателье для пошива костюмов. Иногда шили хорошо, иногда менее удачно, но ни один портной впоследствии не шил костюм без примерки и уж тем более никто не предлагал принять не
понравившийся костюм обратно.


Рецензии