Неизвестный авиаконструктор Москалёв. Часть 1
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Часть 1. Путь в авиацию < вы находитесь на этой странице
Часть 2. Воронежский авиазавод http://www.proza.ru/2014/10/22/259
Часть 3. Самолёты Александра Москалёва http://www.proza.ru/2014/10/24/320
Часть 4. Технология вредительства в советском авиастроении http://www.proza.ru/2014/10/28/311
Часть 5. Заводоуковский авиазавод http://www.proza.ru/2014/10/29/325
Часть 6. Ленинградская военно-воздушная академия http://www.proza.ru/2014/10/31/289
Часть 7. Неизвестный авиаконструктор Александр Москалёв http://www.proza.ru/2014/11/06/101
1. П У Т Ь В А В И А Ц И Ю
В 2014 году исполняется 110 лет со дня рождения авиаконструктора Александра Сергеевича Москалёва.
Родился Москалёв 29 ноября 1904 года в городе Валуйки Воронежской губернии в семье земского врача Сергея Ксенофонтовича Москалёва, которого в 1913 году перевели в Воронеж. Здесь Александр в возрасте 10 лет стал учеником Первой воронежской гимназии, до этого получив домашнее образование.
В 1922 году, он поступил на физико-математический факультет Воронежского университета. Через два года университет закрыли и, волею случая, Москалёв перевёлся сначала на физмат Казанского, а в 1925 году Ленинградского государственного университета.
Александр мечтал о работе в авиации, но ему предложили тему дипломной работы в области аэродинамической транспортировки сыпучих грузов по трубопроводам. Он разработал реальные формулы, позволяющие проектировать пневмотранспорт для различных требований к нему, и в 1928 году успешно защитил дипломную работу.
Продолжение работы в области пневмотранспорта не интересовало молодого специалиста. Москалёв с детства увлекался самолётами, изучал всю доступную литературу по воздухоплаванию. Он с радостью согласился, когда его пригласили работать инженером-расчётчиком на ленинградский завод № 23 «Красный лётчик».
Чтобы лучше освоить специальность, Москалёв экстерном окончил Ленинградский технологический институт, освоив такие необходимые в деятельности конструктора дисциплины, как теория машин и механизмов, технология машиностроения, сопротивление материалов, черчение.
После призыва в 1929 году на военную службу, Москалёва, как в то время и многих других авиаспециалистов, направили служить на тот же завод, где Александр зарекомендовал себя с лучшей стороны и стал равноправным членом конструкторского коллектива.
Участвуя в конкурсе на проект истребителя-перехватчика под разрабатываемый новый двигатель М-34, Москалёв разработал проект самолёта САМ-1, который признали одним из самых удачных, но строить аппарат не стали из-за проблем с выпуском двигателя.
Через некоторое время Москалёв получил неожиданное предложение спроектировать и построить морской учебный самолёт-амфибию Му-3 с мотором М-11.
В период работы над проектом у Москалёва обнаружили туберкулёз лёгких и проект не был завершён.
После длительного лечения врачи настояли, чтобы он сменил климат и его по личной просьбе в конце 1931 года приказом перевели в Воронеж на авиазавод № 18 в качестве заместителя начальника СКО.
Если проанализировать начальный период жизни, сразу бросается в глаза фатальная череда неудач, преследующих Александра Сергеевича:
- необъяснимое закрытие Воронежского университета, продолжение учёбы в Казани, а затем в Ленинграде, где постоянно приходилось вливаться в чужие, незнакомые коллективы;
- тема дипломного проекта, которую предложил Москалёву его научный руководитель, была далека от авиации, о которой в те годы грезил дипломник;
- казалось бы, одержав победу в конкурсе на проектирование истребителя-перехватчика САМ-1, Александр, наконец, вплотную приблизился к своей заветной мечте; однако, двигатель, под который проектировался истребитель, вовремя не смогли запустить в производство и к проекту Москалёва более не возвратились;
- работа молодого специалиста над проектом самолёта-амфибии Му-3 была неожиданно прервана тяжёлым заболеванием, из которого ему удалось выбраться после трёхмесячного лечения.
Не меньшие испытания оджидали его и в будущем.
И Н Ф О Р М А Ц И Я:
1. Баргатинов В.А. Крылья России. Москва, Эксмо, 2005
2. Белоконь В.А. Карточный домик истории нашей авиации. Журнал «Инженер» № 12, 1990
3. Воеводина Т.С. Голубая спираль – 2. Заводоуковск, краеведческая конференция «Наше наследие», 2013
4. Военная авиация России. Составитель Ионин С.Н. Москва, Вече, 2005
5. В. В. Гагин Авиаконструктор А. С. Москалёв. К 95-летию со дня рождения. Воронеж, 1999
6. Гагин В.В. «Технология Туполева-Яковлева» как яркий пример вредительства в советском авиастроении. Заводоуковск, краеведческая конференция «Наше наследие», 2013
7. Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000
8. Козырев М., Козырев В. Авиация Красной армии. Москва, Центрполиграф, 2011.
9. Лучшие люди страны. Энциклопедия. http://www.bestpeopleofrussia.ru/.
10. Москалёв А.С. Голубая спираль. Воронеж, 1995
11. Скрицкий Н.В. Самые знаменитые авиаконструкторы России. Москва, Вече, 2004.
12. Тельминова И.Ю. Автобиография А.С.Москалёва. Заводоуковск, краеведческая конференция «Наше наследие», 2013
13. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР (1938-1950)
14. Яковлев А.С. Цель жизни. Записки авиаконструктора. Москва,Республика,2000.
.
Свидетельство о публикации №214102100047
С уважением, ВВЧ.
Полковник Чечель 26.06.2024 14:29 Заявить о нарушении
Немудрено, что о Александре Сергеевиче Москалёве Вы ничего не слышали. Открытие его имени для тюменских краеведов совершил профессор Тюменского государственного нефтегазового университета Виктор Ефимович Копылов в 1990-х годах. Он провёл объёмное исследование и посвятил деятельности А.С.Москалёва некоторые главы во втором и пятом томах своей уникальной энциклопедии «Окрик памяти. История Тюменского края глазами инженера».
Когда я показал профессору все собранные мною материалы, подготовленные к публикации на Проза.ру, он не согласился лишь со словом «неизвестный» в заглавии сборника «Неизвестный авиаконструктор Москалёв». И сослался в качестве возражения на ряд справочников по истории советской авиации (см.список в конце главы), в которых содержатся фотографии или рисунки и краткие сведения о ТТД практически всех самолётов авиаконструктора Москалёва.
Действительно, такие публикации в справочной литературе есть, но о жизни и деятельности Александра Сергеевича Москалёва в них совершенно ничего не сказано. К тому же эти специальные справочники недоступны подавляющему большинству читателей, интересующихся авиацией и авиационными деятелями. Поэтому я сохранил первоначальное название этой публикации «Неизвестный авиаконструктор Москалёв», где попытался раскрыть крутые переплёты в судьбе этого человека.
Надеюсь Вам, как авиатору-ветерану, придётся по душе сложная история жизни талантливого советского авиаконструктора Александра Сергеевича Москалёва.
С наилучшими пожеланиями!
Александр Соханский 27.06.2024 00:17 Заявить о нарушении