Неизвестный авиаконструктор Москалёв. Часть 1

      
        С О Д Е Р Ж А Н И Е

        Часть 1. Путь в авиацию.
        Часть 2. Воронежский авиазавод  http://www.proza.ru/2014/10/22/259
        Часть 3. Самолёты Александра Москалёва  http://www.proza.ru/2014/10/24/320
        Часть 4. Технология вредительства в советском авиастроении  http://www.proza.ru/2014/10/28/311
        Часть 5. Заводоуковский авиазавод  http://www.proza.ru/2014/10/29/325
        Часть 6. Ленинградская военно-воздушная академия  http://www.proza.ru/2014/10/31/289
        Часть 7. Неизвестный авиаконструктор Александр Москалёв  http://www.proza.ru/2014/11/06/101
 


        1.  П У Т Ь   В   А В И А Ц И Ю
 
        В 2014 году исполняется 110 лет со дня рождения авиаконструктора Александра Сергеевича Москалёва.
        Родился Москалёв 29 ноября 1904 года в городе Валуйки Воронежской губернии в семье земского врача Сергея Ксенофонтовича Москалёва, которого в 1913 году перевели в Воронеж. Здесь Александр в возрасте 10 лет стал учеником Первой воронежской гимназии, до этого получив домашнее образование.

        В 1922 году, он поступил на физико-математический факультет Воронежского университета. Через два года университет закрыли и, волею случая, Москалёв перевёлся сначала на физмат Казанского, а в 1925 году Ленинградского государственного университета. 
        Александр мечтал о работе в авиации, но ему предложили тему дипломной работы в области аэродинамической транспортировки сыпучих грузов по трубопроводам. Он разработал реальные формулы, позволяющие проектировать пневмотранспорт для различных требований к нему, и в 1928 году успешно защитил дипломную работу.

        Продолжение работы в области пневмотранспорта не интересовало молодого специалиста. Москалёв с детства увлекался самолётами, изучал всю доступную литературу по воздухоплаванию. Он с радостью согласился, когда его пригласили работать инженером-расчётчиком на ленинградский завод  № 23 «Красный лётчик».
        Чтобы лучше освоить специальность, Москалёв экстерном окончил Ленинградский технологический институт, освоив такие необходимые в деятельности конструктора дисциплины, как теория машин и механизмов, технология машиностроения, сопротивление материалов, черчение.

        После призыва в 1929 году на военную службу, Москалёва, как в то время и многих других авиаспециалистов, направили служить на тот же завод, где Александр зарекомендовал себя с лучшей стороны и стал равноправным членом конструкторского коллектива.

        Участвуя в конкурсе на проект истребителя-перехватчика под разрабатываемый новый двигатель М-34, Москалёв разработал проект самолёта САМ-1, который признали одним из самых удачных, но строить аппарат не стали из-за проблем с выпуском двигателя.

        Через некоторое время Москалёв получил неожиданное предложение спроектировать и построить морской учебный самолёт-амфибию Му-3 с мотором М-11.
        В период работы над проектом у Москалёва обнаружили туберкулёз лёгких и проект не был завершён.
        После длительного лечения врачи настояли, чтобы он сменил климат и его по личной просьбе в конце 1931 года приказом перевели в Воронеж на авиазавод № 18 в качестве заместителя начальника СКО.

        Если проанализировать начальный период жизни, сразу бросается в глаза фатальная череда неудач, преследующих Александра Сергеевича:
        - необъяснимое закрытие Воронежского университета, продолжение учёбы в Казани, а затем в Ленинграде, где постоянно приходилось вливаться в чужие, незнакомые коллективы;
        - тема дипломного проекта, которую предложил Москалёву его научный руководитель, была далека от авиации, о которой в те годы грезил дипломник;
        - казалось бы, одержав победу в конкурсе  на проектирование истребителя-перехватчика САМ-1, Александр, наконец, вплотную приблизился к своей заветной мечте; однако, двигатель, под который проектировался истребитель, вовремя не смогли запустить в производство и к проекту Москалёва более не возвратились;
        - работа молодого специалиста над проектом самолёта-амфибии Му-3 была неожиданно прервана тяжёлым заболеванием, из которого ему удалось выбраться после трёхмесячного лечения.
       
        Не меньшие испытания оджидали его и в будущем.



        И Н Ф О Р М А Ц И Я:

        1. Баргатинов В.А. Крылья России. Москва, Эксмо, 2005
        2. Белоконь В.А. Карточный домик истории нашей авиации. Журнал «Инженер» № 12, 1990
        3. Воеводина Т.С. Голубая спираль – 2. Заводоуковск, краеведческая конференция «Наше наследие», 2013
        4. Военная авиация России. Составитель Ионин С.Н. Москва, Вече, 2005
        5. В. В. Гагин Авиаконструктор А. С. Москалёв. К 95-летию со дня рождения. Воронеж, 1999
        6. Гагин В.В. «Технология Туполева-Яковлева» как яркий пример вредительства в советском авиастроении.                Заводоуковск, краеведческая конференция «Наше наследие», 2013
        7. Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000
        8. Козырев М., Козырев В. Авиация Красной армии. Москва, Центрполиграф, 2011.
        9. Лучшие люди страны. Энциклопедия.  http://www.bestpeopleofrussia.ru/.
       10. Москалёв А.С. Голубая спираль. Воронеж, 1995
       11. Скрицкий Н.В. Самые знаменитые авиаконструкторы России. Москва, Вече, 2004.
       12. Тельминова И.Ю. Автобиография А.С.Москалёва. Заводоуковск, краеведческая конференция «Наше                наследие», 2013
       13. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР (1938-1950)
       14. Яковлев А.С. Цель жизни. Записки авиаконструктора. Москва,Республика,2000.

      

.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.