Сувенир из Тосканы

  Boris S. Gotman, Ph.D

  Эти  строки  ни  в коей мере не  предназначены  в  качестве  руководства  по выбору вин  прославленной марки  Кьянти (итал. Chianti).

  Хотя я и знаю, примерно, что и где можно пить, но знатоком по части напитков никогда стать не стремился.

  Тем более, после того, как однажды стал свидетелем изысканного  обсуждения достоинств  и недостатков  известных марок коньяков  признанными знатоками, пробовавшими по несколько капель  из  разных империалистических  бутылок.

  Мог бы почерпнуть тогда много нового и интересного, если бы  лично не разлил в эти бутылки часом раньше коньяк  из одной  и той же канистры.

  Так вот, возвращаясь к кьянти.  Мы с женой гуляли по узеньким улочкам Сиены вокруг площади дель Кампо и присматривались к сувенирам.

  И тут  как раз увидели витрину винного магазина  "Дольче вита".

  Зашли и попытались разобраться в развалах алкогольного изобилия.

  То, что  везти из Тосканы надо только кьянти, сомнений не вызывало.

  Как и то, что кьянти из Сиены должен быть "классико" – то есть полученный из винограда "санджовезе", выращенного в историческом треугольнике производства кьянти  с "вершинами" Флоренция-Сиена-Ареццо.

  Но и с такими параметрами было достаточно много  бутылок и бутылочек  с разбросом  цен от трёх до трёх сотен евро.

  Ну, за три евро – это только для замачивания мяса. За три сотни – для тех, чьи рейтинги публикует не "Проза.ру", а  «Форбс».

  Остановились на небольшой пузатой бутылке, красиво оплетённой соломой. Во-первых, под старину, во-вторых, солома давала большую уверенность в сохранности подарочной бутыли в путешествии.

  Цена – девять евро.

  А, главное, на ней красовалась печать с черным петухом в красном круге.

  Вроде бы и о соломе, и о петухе  нам перед этим что-то говорили…

  О чёрном петухе из рассказов гида мы больше запомнили исторические, так сказать, а не бизнес сведения.

  Есть две основные версии возникновения этого символа кьянти.

  Одна из них связана со спором между Флоренцией и Сиеной о границе виноградников,  принадлежащих этим городам-соперникам.

  Третейский судья решил так – в определённый день по первому крику петуха всадники из обоих городов поскачут навстречу друг другу. Где всадники встретятся, там и пройдёт новая граница.

  Выбрали чёрного и белого петухов. Бросили жребий – белый достался Сиене, чёрный – Флоренции.

  Сиенцы  кормили своего отборным зерном и всячески ублажали.

  А хитрые флорентийцы, наоборот, кормили впроголодь и держали в темноте.

  В назначенную ночь, как  только флорентийцы выпустили своего отчаявшегося петуха, он сразу закричал. Поэтому и успели их всадники проскакать гораздо дальше – их встреча с сиенцами произошла всего в десяти милях от Сиены.

  Чёрный прожил чудесную жизнь и стал символом качества кьянти.

  А белый...  Но не будем о грустном...

  Впрочем, есть и более прозаическая версия: "чёрный петух" ещё с XIV века известен как эмблема Лиги Кьянти, правившей тогда регионом. 

  В XVI веке чёрный петух стал аллегорическим образом  Кьянти, после того как великий итальянский художник  Джорджо Вазари изобразил его на потолке одного их залов Палаццо Векио во Флоренции. 

  В прошлом столетии Ассоциация производителей кьянти выбрала этот символ как знак  качества для своих вин.

  Уже по приезде домой выяснил, что "Чёрный петух" вовсе не обязателен, а бутылки с соломенной оплёткой чаще всего являются аттракцией для туристов и хорошее вино в них попадает редко.

  Кстати эта оплётка  называется fiasco и используется далеко не всеми  виноделами. А применяли  её в прошлом небогатые виноделы, которые не могли или не хотели тратиться на нормальные толстостенные бутыли. Они покупали тару из тонкого стекла, а чтобы продукция не разбилась по дороге, делали эту самую "фиаско".

  На самом хорошем  "Кьянти классико" ставится отметка "Riserva", которая обозначает, что вино выдержано по всем правилам  не менее 24 месяцев.  Вино старше семи лет хорошим уже не считается. Крепость кьянти, в зависимости от сорта, находится между 11 и 13 градусами.

  К столу кьянти подаётся несколько охлаждённым, но не ниже 14 градусов и не выше 16 (самые дорогие сорта при температуре 16 - 18 градусов).

  И вот стоит на моём кухонном столе привезенный кьянти - полный противоречий: в пузатой бутылке с соломенной оплёткой - плохо, зато "классико" плюс "Riserva"!

  Но куда существеннее  совсем другой сувенир из Тосканы. 

  Этот "сувенир" - знакомство с творчеством Джорджо Вазари.

  Вы видите его портрет  в левом верхнем углу иллюстрации.

  Он не просто великий художник эпохи Возрождения, он родоначальник современного искусствоведения.  Если бы не его работы о художниках и ваятелях, о многих из них мы бы никогда не узнали. 

  О Джорджо Вазари, о его картинах и архитектурных работах, о его книгах есть много статей в интернете.

  Главная книга его жизни – "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" переиздаётся до сих пор!


Рецензии
Здравствуйте, Борис!
Для меня, конечно, предпочтительнее был бы сувенир, связанный с именем Джорджо Вазари.
Считаю, что он совершил подвиг, оставив в памяти человечества имена великих!
С уважением,

Светлана Петровская   29.09.2022 13:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана! Да, этот очень серьёзный и интересный труд занял несколько десятков лет его жизни... С уважением,

Борис Готман   29.09.2022 22:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.