Субстанция свободы или духовная реальность вселенн

СУБСТАНЦИЯ  СВОБОДЫ,
ИЛИ ДУХОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ВСЕЛЕННОЙ.

«Не так давно ученые уверили нас,
что реальность не умещается в данных нам измерениях.
Они математически доказали то,
что, благодаря интуиции, человек чувствовал в течение десятилетий:
мир не такой, какой представляется нам...
Мы совершенно напрасно принимаем то,
что считается областью духа и называется внутренним миром,
за нечто неопределенное и беспредметное.
За величину, которая вторична».
/Питер Брук/

Однажды к правоверным евреям явился некий ученый муж с заявлением о том, что ему, наконец, удалось получить абсолютно точное доказательство существования Бога. Он надеялся, что его известие вызовет неописуемый восторг. Но произошло другое: верующие евреи с позором изгнали человека, принесшего им столь благую весть.
В чём дело? В представлении верующих научное познание и вера несовместимы. Вера не нуждается в доказательстве – иначе она просто не будет верой. Таким образом и я рискую оказаться в положении этого ученого, тем более, что «абсолютно точным доказательством» похвастаться не могу. Да и вообще, речь пойдет не столько о Боге, сколько о Духовной сущности, которую, при желании, можно назвать и Богом.
***
Великий физик ХХ века Нильс Бор выдвинул принцип дополнительности, суть которого в  том, что невозможно понять структуру микробъекта, пользуясь только классическим или только квантовым описанием. Первое дает легко представимую, но заведома неточную модель: например, электрон – маленький шарик  или точка; атом – что-то вроде Солнечной системы  и т.п. Второе же – совершенно непредставимая, абстрактная система формул. Полное описание микрообъекта есть комбинация этих двух несовместимых, но дополняющих  друг друга картин. Казалось бы, это сугубо физический и далекий от нашей жизни принцип, однако и сам Бор, и его последователи распространяли его и на другие области человеческого знания.
В истории  человечества были многие века господства религии, были и периоды торжества науки. ХХ век – это век и торжества, и поражения научного метода познания мира. Век компьютера, спутников, атома – это прогресс или регресс? И люди, казалось бы, незыблемо поверившие в Науку, все чаще стали обращаться к религии. Наступило время синтеза этих полярных мировоззрений, их взаимного проникновения и обогащения – дополнительности науки и религии. И наука, в частности, физика, вполне к этому подготовлена. Стык Х1Х и ХХ веков ознаменовался: 1. Кризисом в физике; 2.Революцией в физике; 3.Созданием новой физики: квантовой  механики и теории относительности.
Хотя это и разные науки, но общим является то, что изучаемые квантовой механикой частицы могут двигаться с скоростью света, находясь при этом под воздействием сил тяготения, что является уже областью изучения теории относительности. Но кроме физического сходства их роднит и более глубокий, метафизический аспект.
Существует известное ленинское определение материи, которое – в наше время – поражает своей наивностью и одновременно привлекает сомнительной простотой: материя – все то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущения (или: объективная реальность, данная нам в ощущениях). Но какими органами чувств «ощутить» элементарную частицу? Косвенно, конечно, ее можно «увидеть» с помощью луча света. Но микрообъекты настолько малы, что переданный  им световой волной импульс вызовет неизбежное изменение их параметров. Таким образом в физику вошло понятие наблюдателя, от которого в известной степени зависит наблюдаемая картина. Это – в квантовой механике. В теории относительности произошло то же самое, хотя и по другим причинам: развив принцип относительности Галилея, Эйнштейн установил зависимость от наблюдателя не только скорости, но и таких, казалось бы, незыблемых характеристик тела, как его длина, масса, импульс, энергия (зато скорость света, по теории относительности, занимает в природе совершенно особое место и носит абсолютный характер: независимо от положения наблюдателя(!) скорость света в вакууме всегда равна 300 тысяч км\сек.
Ведь, по Ленину, все просто: материя существует объективно, то есть независимо от нас. И вот, оказывается, что существуют объекты, причем немаловажные, которые впрямую зависят от нас самих. Могут возразить, что мы видим элементарные частицы в действии, например, в атомной реакции, и практика является лучшим подтверждением их реальности. Но это не так, вернее, не совсем так: на практике мы имеем дело с совокупностью частиц, - единичную частицу наблюдать невозможно, ее можно только вычислить, описать. В этом смысле частица, являясь плодом нашего разума,  реальна не более, чем слово, мысль, сновидение... Аналогично и в теории относительности: сокращение длины тела, например,  происходит не в системе отсчета этого тела, а лишь по отношению к неподвижному наблюдателю – в итоге, ни тот и ни другой ощутить это сокращение не смогут, ибо разглядеть предмет, пролетающий со скоростью света в принципе невозможно. Итак, что остается от «объективной реальности, данной нам в ощущениях»? По сути дела, мы ощущаем лишь оболочку, результат совокупного действия чего-то такого, что физической реальностью, материей не является, а является, скорей, лишь производной нашего сознания.
В 1973 году был выдвинут уже не физический, а философский антропо-космологический принцип,  согласно которому мир устроен так, а не иначе, и не может быть другим – благодаря существованию в нем человека. Но человек устроен именно так благодаря Природе (что кажется очевидным с  материалистической точки зрения), а Природа устроена именно так благодаря человеку. Здравый смысл, «очевидность» уже в который раз оказывается поколебленными!
Итак, физика и философия пришли сегодня к выводу о совершенно особой роли человека во Вселенной: человек каким-то образом оказывается не только созданием, но и «создателем» Мира. Отметим этот поразительный факт и зададимся вопросом: каким же образом это происходит? Материализм утверждает, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, то есть материя – единственная реальность, которая на высшем этапе своего развития порождает – через человеческий мозг – сознание. Таким образом,  сознание вторично, оно лишь отражает материальную реальность, но само реальностью не является. Материализм утверждает также, что материя существует вечно. И иначе быть не могло – ведь до появления физического мира должно было бы существовать что-то нефизическое! Господь Бог?!
И  вот наука открывает «Большой Взрыв»: теоретически доказано и экспериментально подтверждено (разбеганием галактик и обнаружением реликтового излучения), что наш мир не существовал вечно, а возник «всего лишь» 15 млрд лет назад. В результате сверхвзрыва мир начал расширяться со скоростью света из точки очень малого радиуса и огромной плотности. К этому времени физика знала уже немало:  температуру и состав этой первичной Вселенной буквально через несколько секунд после Взрыва. Но всё же, что было ДО того? И так ли это уже важно: на несколько секунд раньше или позже по сравнению с 15 миллиардами лет?! Тем более, что уже существовала теория «пульсирующей» Вселенной Фридмана, согласно которой достигнув некоторой стадии расширеня, Вселенная  должна вновь сжиматься в точку и – т.д.
Но вот уже в середине 80-х гг на основании самых последних открытий физики и математики была создана теория Раздувающейся Вселенной. Расширяющейся или Раздувающейся – какая разница? Огромная! Старая и новая теории отнюдь не противоречат друг другу, однако последняя относится к тем долям секунды после Взрыва, о которых прежняя теория ничего не могла сказать. Ответ был получен с помощью триединой теории поля, являющейся приближением к заветной мечте Эйнштейна о создании универсальной теории, объединяющей все четыре вида природных взаимодействий – остановка по-прежнему «лишь» за включением в единую теории полей тяготения.
Итак, что говорит самая современная физика? До Взрыва Вселенная представляла из себя некую псевдосферу с радиусом в миллиарды миллиардов раз меньшим радиуса элементарной частицы. Вселенная-точка заключала в себе особое состояние вакуума, в котором не было еще ни частиц, ни квантов  физических полей. Но, как это ни парадоксально, эта сверхабсолютная пустота была как бы «живой», ибо в ней, подобно пузырькам воздуха в кипящей воде, непрерывно «зарождались» (из ничего!) и тут же «погибали» так называемые виртуальные частицы, время жизни которых столь мало, что закон сохранения энергии (если можно говорить о каких-то законах в такой сверхуникальной ситуации!) просто не успевал нарушиться. Но не об этом ли писал Тейяр де Шарден, который считал, что и самая малая частица обладает «душой», «психикой» в ее элементарной стадии, в точке альфа?
Время существования такого супервакуума было критическим и, возможно, единственным его свойством являлась нестабильность, склонность к мгновенному переходу в новое состояние. Таким свойством обладает, например, шарик на вершине наклонной плоскости. Но в этой нестабильности, не ограниченной еще пространственными и временными измерениями, содержалась колоссальная творческая потенция. «Прожив» долю секунды (в нашей системе отсчета времени),  измеряемую числом с 43 нулями перед запятой, вакуум взорвался. Тогда не было еще никаких сил, способных задержать его раздувание: у этого вакуума практически не было массы, а, значит, не могло быть ни инерции, ни взаимного тяготения. Раздувание происходило со скоростью, бесконечно превосходящей все, что можно представить и выражающейся числом с 400 миллионами нулей! Собственно Раздувание длилось ничтожную долю секунды и, как только начали образовываться первые элементарные частицы и кванты полей, резко замедлилось до скорости света, которая является предельной в материальном мире. С этого момента Раздувание скачком сменилось расширением, переходом в новую фазу, продолжающуюся до настоящего времени. Но за этот кратчайший миг раздувания – десять в минус тридцать четвертой степени секунды – и произошло, собственно, образование пространства и времени всей громадной Вселенной, ничтожной частью которой является то, что принято называть нашей Вселенной.
Попытаемся непредвзято осмыслить имеющиеся результаты. Что составляло содержание Правселенной? Физика отвечает: вакуум в особом состоянии, не содержащем еще ни частиц, ни полей, ни времени. Это было напряженное, нестабильное состояние, чреватое взрывом. Но когда Взрыв случился, то что же все-таки раздувалось? Ведь если не было ни полей, ни частиц, ни времени – значит, не было и материи в самом широком ее понимании. Тот вакуум, который символизирует пустоту теперешней Вселенной, представляет собой пространственно-временную структуру, образованную всеми видами физических полей, – и даже в отсутствии каких-либо частиц материи что-то собой представляет. Но что собой представляла та абсолютная пустота, не обладающая никакими признаками материи и которая столь стремительно и неотвратимо раздувалась? Если «в мире нет ничего, кроме движущейся материи», а пространство и время есть формы ее существования, то что остается за их вычетом? Ведь, следуя этому определению, не остается и вакуума, даже «в особом состоянии». К чему лукавить, прикрывая научным термином абсолютно материальное «ничто»? Но ведь это «ничто» обладало уникальной способностью создавать - и за ничтожные доли секунды СОЗДАЛО ВСЁ! Уникальная животворящая его сила в условиях полного отсутствия материи  и означает его духовную природу. Мало того, физика утверждает, что «особое состояние вакуума» характеризовалось десятью (плюс одно?) измерениями. Десятью! Человек мысленно не может себе представить и четырех измерений. Но каждое измерение есть степень свободы, то есть возможность перемещения тела – точка, линия, плоскость, объем... – и даже с небольшим числом измерений возможность перемещений возрастает практически бесконечно. Причем, за пределами трех измерений само понятие перемещения означает что-то совсем другое, чем в нашем физическом пространстве. Физики доказали, что материя не может существовать иначе, чем в трех пространственных измерениях: при двух измерениях под действием сил тяготения материя стягивается в точку, при четырех и более – силы тяготения убывают слишком быстро, – и материя распадается. Субстанция десяти измерений, обладающая безграничной свободой и способностью создавать материю, может быть только духовной субстанцией. И неважно, как мы должны ее называть – Богом или духом, - важно то, что она существует.
« В начале было Слово» – так в Новом  завете. Причем не слитно «вначале», а именно раздельно: «в Начале». Разница принципиальная. Но что такое «слово»? Частица информации, то есть состояние не физическое, а духовное. Дух, Слово, Логос, Бог –  это, в исходном понимании – синонимы. Можно сказать еще: Мысль. РазДУвалась (от слова «дух) некая духовная сущность – Мысль, –и именно со скоростью мысли. «Скорость мысли» – термин, впрочем, давно уже известный, однако до сих пор он был лишен той определенности, которую придает ему современная физика (в нашей интерпретации). Скорость мысли всегда была синонимом бесконечно быстрого движения, условностью, «беспределом»: это то, что быстрее всего на свете. Так оно и есть, но, оказывается, скорость мысли вполне определенная, конкретная, хотя и невообразимо громадная  величина, появляющаяся при пересчете кратчайшего мига Раздувания  и размера Вселенной, которой она приобрела за этот миг.
Существование Правселенной до Взрыва оценивается предельно малой величиной, меньше которой, условного «кванта» времени просто не может быть, ибо тогда время, распадаясь,  теряет свою определенность. Много это или мало – десять в минус сорок третьей доли секунды «жизни» Правселенной до Взрыва? Но это с точки зрения (системы отсчета) человека. Ведь время представляет собой последовательность событий, обусловленных причинно-следственной связью. В Правселенной еще никаких «событий» происходить не могло, и поэтому в ее системе отсчета время можно считать длящимся бесконечно долго, то есть достаточным для того, чтобы образовать всю громаднейшую Вселенную. «Брожение» виртуальных частиц не могло быть причинно-связанным процессом и являлось лишь формой существования предшественницы  «нашей» Вселенной. При таком понимании вопрос «что было до рождения Правселенной просто не имеет смысла ибо не могло быть «наблюдателя», помещенного вне ее. Дух не «обладал сознанием» - он и был самим «сознанием», осуществляемым в форме виртуального «брожения», - однако в такой форме он был лишен возможности развития. Взрыв, Раздувание, рождение материи – три этапа саморазвития Духа. С точки зрения физики, в конце этапа Раздувания вследствие чрезвычайно быстрого расширения прозошло резкое охлаждение горячего вакуума – и, как следствие этого, его кристаллизация: образование квантов полей и первичных частиц материи. Так возникло наше трехмерное пространство. Можно сказать, что появление материи есть результат квантования вакуумоподобно раздувающейся Правселенной. И тут трудно удержаться, чтобы не развить следующую аналогию.
В свое время Макс Планк, для спасения кризисной ситуации в физике, предложил  рассматривать световое излучение, считавшееся тогда сугубо непрерывным процессом, как испускаемое отдельными порциями (квантами). Но сам Планк считал допущение квантов чисто формальным, математическим приемом. Эйнштейн пошел гораздо дальше, признав за квантами физическую реальность, и с тех пор это представление является одним из краеугольных камней современной физики.Теперь предположим, что в конце Раздувания пороизошло следующее. Три измерения из десяти, в результате распада непрерывности Духа и его  квантования, образовали физическое пространство.  Что произошло с остальными семью измерениями? Физики отвечают, что они как бы скрутились, «свернулись», перестав существовать по отношению к физическому пространству. Странное заявление: пропали сразу семь измерений! Не логичнее ли допустить, причем используя тот же термин, что эти измерения «свернулись» - наподобие свернувшегося молока при кипячении, образовав прерывистую структуру вместо непрерывной. И тогда остается предположить, что с семью измерениями произошло то же, что и с другими тремя: они образовали квантованное духовное пространство. Соблюдая иерархию, можно сказать так: в конце процесса Раздувания и в результате его квантования десятимерное пространство распалось на два подпространства: трехмерное физическое и семимерное духовное. В этом понимании квантом духовного пространства логическая единица, Слово, которое, будучи элементом более мощного пространственного образования, служит прообразом физических квантов (видимо также, как Дух явился прообразом всей всей образовавшейся – и духовной, и материальной – Вселенной). В силу вышесказанного, отношения между физическим и духовным носят характер базиса и надстройки, однако в иерархии своей они располагаются в обратном порядке: духовное является базисом, материальное – надстройкой. Семимерное духовное пространство как раз и есть самое то, что Вернадский и Шарден называли ноосферой. Читатель, возможно, и сам пришел к еще одной догадке: семь измерений – не есть они те самые семь сфер небесных или просто семь небес, о которых говорит не только фольклор, но и философия очень многих (если не большинства) народов мира? Не исключено, конечно, и простое совпадение, но догадка выглядит весьма привлекательно.
Гипотеза «квантованной духовности», однако, не является самоцелью. Она позволяет приблизиться к теме, которая даже в свете вышеизложенного может прозвучать чистой мистикой – к теме существования и перевоплощения душ. Это вопрос слишком непростой, чтобы с материалистической самоуверенностью отвергать его с самого порога (чем, признаться, грешил до того  и сам автор данной статьи). Так же невозможно изложить вкратце и аргументацию «за». Коснемся лишь одной, но немаловажной стороны вопроса. Если (допустим) душа существует и покидает тело после его физической смерти, а потом, побывав в высших сферах, способна сама воплотиться в другое тело, то каким же образом она сохраняет себя, не растворяесь, подобно воздуху, выпущенному из сосуда и лишенному формы, в общем духовном пространстве? Являясь прообразом человеческого тела, душа должна была бы сохранять какую-то – хотя бы особую, семимерную – пространственную определенность. Естественным  объяснением такой определенности и самоиндентификации души является конечность составляющих ее элементов – аналогов физических квантов. Душа так  же должна состоять из семимерных духовных квантов, как ее материальный образ – тело человека – состоит в конце концов из квантов физических. Именно благодаря этому состоящая из неделимых «кирпичиков» душа занимает конечный объем в семимерном духовном подпространстве. Каким образом может проявлять себя духовное подпространство семи измерений в трехмерном? Возможен ли контакт между ними? Вопросы, пожалуй, исключительно интересные, но предполагающие, к сожалению, всевозможные спекуляции этой темой.  С большей или меньшей долей уверенностью можно лишь сказать, что контакт на физическом уровне вряд ли возможен, однако вероятен на уровне метафизическом, к каковому обе «стороны» имеют выход. В то же время наш физический мир должен быть, видимо, совершенно открыт для миров (3+n) измерений. Из популярных книжек по математике известно, что замкнутое двухмерное «тело» (например, треугольник, квадрат, круг и т.д. на плоскости) является открытым по отношению к третьему измерению. Можно только лишь предположить что будет, если абстрагироваться последовательно к четырем, пяти, шести и семи измерениям. Во всяком случае дистанция между ними гораздо более огромного размера, чем между нами и любыми представителями животного мира. Весьма заманчиво таким – «сверху вниз» – контактом объяснит существование НЛО и различных паранормальных явлений. Безинерционность НЛО – вполне нормальное явление в нефизическом мире, а непредсказуемость, внезапность их появления и исчезновения, невозможность   фиксации – следствия «их» (иной) логики и относительной открытости нашего пространства. В свою очередь, через ноосферу осуществляется обратная связь между человеком и «высшими сферами» – и таким образом человек имеет возможность «конструирования» Вселенной на том – квантовом – уровне, где пересекается физическое и духовное.
Но «ничто не ново под Луной». Как отмечал физик Мичиганского университета Р. Шпигель, «квантовая физика в своей развитии отчасти пришла к тому пункту, где до этого уже побывали теологи». В нашем случае имется в виду процесс «творения» природы человеком. Когда ученый – как ему представляется – проникает в тайны Вселенной, на самом деле он не открывает законы, а создает их. Иногда кажется, что математическая модель элементарной частицы вот-вот приблизит нас к абсолюту, к 100-процентной реальности, но никому не дано увидеть ни кванта, ни кварка – и их реальность никогда не выйдет за рамки этой модели. Элементарная частица не есть реальность нашего мира – и становится таковой лишь в совокупности с другими частицами. Частица объединяет два вида реальности, не принадлежа ни к одной из них и существуя в четырехмерном пространстве-времени. Человек же, в свою очередь, есть высшее проявление пространства трех измерений, для которого четвертое имерение – время – существует опосредовано, через сознание. И соответственно через сознание (и подсознание) человеку дан выход и в иные, более высокие измерения, приближающие его к Началу.
«Как на свидание, к Творцу
спеша тропой любви-печали,
мы возвращаемся к концу,
который был уже в Начале».


Рецензии
"Таким образом, сознание вторично, оно лишь отражает материальную реальность, но само реальностью не является..."

Господи, но каким образом эта несусветная чушь может быть эмпирически доказана...

Ленин был более прав, хотя, конечно же, он не смог уточнить, что воспринимаемое сенсорной системой тела человека всё же предполагаемая реальность, в неё нужно верить, а вот рефлексивный мир действителен до абсолютизма, невозможно доказать, что его нет, как нельзя доказать, что есть что-либо вне его.

))

Ева София Браун   24.10.2014 12:59     Заявить о нарушении