Послесловие к рок опере Венок Афганских Сонетов

Послесловие к рок опере Венок Афганских Сонетов
Рокеш
         Рок-опера «Венок Афганских Сонетов». Это произведение я посвятил 25-летию вывода Советских Войск из ДРА. Сложная штука, которая, как мне представляется, нуждается в некоторых пояснениях. Хотелось бы сделать несколько пояснений к словесной составляющей этого произведения.  Всякий художник, на мой взгляд, стремится создавать вещи разного формата - от миниатюры до панорамных изображений.  И, если серьёзно относится к своему пути, всегда хочет сделать то, что ещё не было сделано до него.
          Среди музыкальных творений афганской тематики мне ни разу не попадались крупные формы.  Отчасти это веление века – эсэмэсочный формат. Изначально в своём творчестве я больше уделял внимания слову. Изучал поэзию, её основы, жанры, стили. Не стремился «перескочить» в количество, уделяя внимания качеству. Стих, как любое творение, требует две составляющие – труд и душу. И то и другое надо постоянно мониторить. Буквально по Заболоцкому – «душа обязана трудиться и день и ночь». Первую мини-рок-поэму я написал спустя больше 20-ти лет занятия творчеством, это была песня «Бой под Кобаем». В 2011 году меня «преследовала» фраза «афганская ссылка». С этой фразы начал рождаться «Венок Афганских Сонетов». Долгое время я ворочал в мозгах эту фразу и ничего не рождалось. Хотя я чувствовал информативную точность фразы. Однажды перед сном я от отчаяния)))) «поставил» фразу вертикально пытаясь понять возможен ли акростих (это когда первые буквы строк стиха составляют отдельное слово или фразу). В голову ничего умного не пришло. Я пересчитал буквы – их получилось 15 штук. Я подумал, что если бы букв было 14 штук, то получился бы сонет, так как сонет это твёрдая поэтическая форма, в которой стих состоит из 14 строк. Заменил слово «ссылка» на слово «сонет» и получилось ровно 14 строк. Тут же, среди ночи встал и до утра сделал наброски «Афганского сонета». Потом сделал песню. На самом деле в этом сонете много «вензелей» и «изящных изгибов», могу о них говорить часами)))). Дорисовал сонет в марте 2012 года. Осенью 2012 года я решил сделать Венок Афганских Сонетов. Работу начал 1 декабря 2012, закончил в начале января 2014 года.  Хотя уже в ноябре 2012 года я обдумывал «технические характеристики» стиха, музыки, изображения. Т.е. целиком примерно 14 месяцев… Эта цифра была символичной при создании рок-оперы изначально. Когда создавался Афганский сонет (в рок-опере он расположен посередине - 8-м по счёту) я сразу увидел эту связь между количеством строк в сонете и количеством погибших на Афганской войне. 14 тысяч…14 строк.. Оговорюсь, я знаю, что существует три цифры количества погибших на Афганской войне (официальных). Потери Советской Армии – 14.427 человек, вместе с 517 погибшими служащими КГБ (включая пограничников) – 15.031 человек. По данным профессора Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга Владимира Сидельникова – 26.000 человек. (данные из Википедии). Последняя цифра включает количество погибших от ран и болезней на территории СССР и представляется мне наиболее правильной. Однако и цифра 14 тысяч тоже является правильной по своей сути. Я знаю, в том числе и от друзей ветеранов, что они очень скептически относятся к этим цифрам, полагая, что умалчиваются реальные потери… Так было всегда, не надо далеко ходить – цифры погибших в Великой Отечественной войне ещё более разнятся… Для меня было главным в этой цифре совпадение (естественно, кратное) с количеством строк в сонете. Я наивный парень и до сих пор верю Александру Сергеевичу, который говорил: «…Рифма требует того…». Совпадение требовало от меня, как от художника, хотя и художника-кустаря))), обратить на это внимание. В 15 сонете, я отсылая к 10 сонету с названием «Баллада о 14-ти тысячах» говорю именно о 15-ти строках. И в Венке Сонетов предусмотрено 15 сонетов. Совпадения не бывают случайными… Фильм «Рок-опера «Венок Афганских Сонетов» по времени составляет 56 минут 14 секунд. Вообще я старался, чтобы многое в произведении соотносилось с этой цифрой. Время титров, отдельных фрагментов либо кратно 14 либо 7. И.т.д. Это определенный принцип, который придаёт специфическую форму всему произведению в целом. В фильме содержатся все фотографии из Книги Памяти погибших в Афганистане советских воинов. Эту мысль я изначально закладывал в создание фильма. Мне хочется, чтобы те, кто будет смотреть этот фильм,  увидели ВСЕХ из Книги Памяти. Творец не может судить об исполнении своего замысла: «получилось или не получилось»? Самое главное при создании использовать правило, о котором я говорил в самом начале: Душа обязана трудиться. Плюс своё представление о красоте))) И я пытался соблюдать это правило от начала до конца создания первой рок-оперы об  Афганской войне 1979-1989 г.г. – «Венок Афганских Сонетов».

 P.S.  Венок Афганских Сонетов построен не в точности с канонами поэтического жанра – венок сонетов. Это было определено тем, что  поэтическая часть создавалась на основе музыкальных тем. И если бы следовать классическому стандарту венка сонетов, то каждый стих должен быть «равным» по размеру всем остальным. Музыкальное оформление получилось бы тоже ровным. Без перепадов и изгибов, - «пузатым», как скажет мой друг, композитор России Павел Плаксин, аранжировщик практически всех моих песен.  Отсюда отступление от классического формата венка сонетов (что, кстати, допустимо даже без музыкальных наложений, так как с некоторые строки всё-таки совпадают (последняя строка предыдущего сонета точно такая же, как первая следующего имеется ввиду) или, во-всяком, случае есть несколько одинаковых слов с максимальным совпадением по смыслу, т.е. больше такой посыл от строки к строке. Особенно магистральном 15 сонете, там вообще мало совпадений точных с каждой первой строкой всех 14 сонетов. Но посыл, ауканье между строками максимально сохранено)))))).. Из википедии (по-моему очень точное определение понятия «венок сонетов»): Вено;к соне;тов — архитектоническая форма (твёрдая форма) поэтического произведения, а также поэтическое произведение, написанное в этой форме.
Венок сонетов состоит из 15 сонетов. Первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего — с последней строкой второго и т. д. Четырнадцатый сонет завершается первой строкой первого сонета (как бы первый сонет начинается последней строкой четырнадцатого). Пятнадцатый сонет (магистральный сонет, магистрал, мадригал) состоит из первых строк предшествующих 14 сонетов.
Магистрал является тематическим и композиционным ключом (основой) венка; обычно он пишется раньше других сонетов венка.
Венок сонетов изобретён в Италии в XIII веке. Это весьма трудная поэтическая форма, требующая от поэта исключительного мастерства (особенно в подборе выразительных рифм). Первый венок сонетов на русском языке принадлежит филологу Фёдору Коршу, который в 1889 году перевёл венок сонетов словенского поэтаФранце Прешерна. Оригинальные венки сонетов написали: Вячеслав Иванов (в сборнике «Cor ardens»), Валерий Брюсов («Роковой ряд»), Максимилиан Волошин («Corona Astralis», «Lunaria») и другие. Бывший футурист Илья Зданевич (Ильязд) написал и издал в Париже в 1961 году венок сонетов «Приговор безмолвный» с иллюстрациямиЖоржа Брака и Альберто Джакометти.
Венок сонетов — одна из немногих твёрдых форм, к которой обращались поэты и в советское время (Татьяна Гнедич, Семён Кирсанов, Кирилл Ковальджи, Юрий Абрамов и Александр Павлов). К форме венка сонетов прибегают в современной рок-музыке (Сергей Калугин, Rosarium, альбом «Nagelreid» проекта Nitberg, исполненный в жанреBlack Metal).


Рецензии