Перелёт в Америку

(Из автобиографической повести в миниатюрах «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю»)

…Мне всегда хотелось побывать за границей: посмотреть на разные страны, почувствовать, как живут другие. Были мечты – Ниагара, Пирамиды, Перу и ещё много…

Но – никаких возможностей не было.

Неожиданное предложение руководителя лаборатории по проблемам слепоглухих – Леонида Шавельзона – поехать с делегацией в Америку – обрадовало. Всеми документами занимались его люди…

Мама купила «русских сувениров» – матрёшки маленькие, духи «Красная Москва», и мне дали с собой несколько банок шпрот и другие похожие консервы – на первые дни, денег у меня с собой не было.

Утром меня с чемоданом на такси довезли до Суворова, туда же приехал и Шавельзон. И наше путешествие началось…

Всё было интересно, внове, и – радостно. В Шереметьево встретили нашего переводчика – Константина Кравцова – директора 1-го интерната для слепых. И там же собралась вторая часть нашей группы – Людмила Обухова, профессор МГППУ, Феликс Михайлов – философ, Максим Тоногин – предприниматель и Марина Андреева – слепоглухая.

У них был свой проект, который они назвали «Родник». Наш проект на тот момент конкретного названия не имел, это была идея, в подробности которой я вникла только в полете, с помощью Суворова… Рабочим названием было – «Хэлп».

На посадку мы прошли без всяких очередей, сотрудники компании «ПанАм» были очень вежливы и внимательны к нам.

В салоне самолета я оказалась рядом с Кравцовым. Он показывал, как пристёгиваться, но так нервничал (человек, переживший несколько небольших авиакатастроф…), и я так и не пристегнулась.

..Взлет…

Заложило уши. Кравцов сказал, чтобы открыла рот и расслабилась. Стало полегче.

А потом просто начали общаться. Я учила Кравцова говорить дактильно, потом рядом оказался какой-то его знакомый, а я пересела к Суворову, мы болтали, с ним же рядом пообедала. Я уже была вегетарианкой, и просила «без мяса», мне дали коробку непонятной еды.

Макароны я расшифровала, а вот чем они были политы – нет. И из ингредиентов салата угадала только черри и кедровые орешки.

Летели мы 9 часов. Несколько раз звучала команда пристегнуться, и один раз нас довольно сильно потрясло, но мне не было страшно…

В иллюминаторах – горы белых облаков и – синева. Невообразимая яркая синева. Ничего кроме белых пушистостей и синевы… Казалось, что мы очень медленно плывем в этой белой и мягкой пене. Несколько раз мимо иллюминатора пронеслась белая масса облака – и это было похоже, как если бы мы летели через мороженое.

Солнце было где-то с другой стороны, я его не видела, мало иллюминаторов было открыто, горел свет, работали огромные телевизоры…

В Америку летело очень много народу, весь салон был занят.

В облаках были и просветы. И тогда я видела землю. И это – завораживающее зрелище вспоминаю всегда, когда думаю о полётах на самолете…

Садились мы не сразу. Несколько долгих кругов по спирали над аэропортом Нью-Йорка – каждый раз снижая высоту. Я видела ещё самолеты кроме нашего, опять же было дико интересно. А Константин боялся…

Момент посадки – лёгкий щелчок и удар – я ощутила чётко.

Мне очень понравился момент аплодисментов экипажу. Сперва даже не поняла, зачем хлопают в ладоши все вокруг, но с удовольствием присоединилась.

…Обратный перелет был ночью. И это была – потрясающая красота…

Мы взлетали, когда ещё был вечер. И тёмный бархат неба, серебристо-синие облака – и сполохи розово-оранжевой зари на них, отблески солнца, само солнце – без привычного ореола – четкая оранжевая, мандариновая масса – и позже – густая, тёмная чернота неба, и белоснежная подсветка снизу – всё это было совершенно восхитительно.

На обратном пути летели Аэрофлотом, там всё было проще, но всё равно – интересно – особенно то, что было за окнами. Я почти не спала… Хотя попутчики то и дело опускали жалюзи – им было страшно…

И в этот раз аплодисментов экипажу не было. Хотя летели гораздо мягче, чем первый раз…

Октябрь 2014 г.


Рецензии