C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Старик Бенамуки. Наскальная мудрость. Часть первая

               
 "Затем я спросил его, что делается с людьми его племени, когда они уходят отсюда.Он сказал; "Все они идут к Бенамуки"."
 Даниэль Дефо
               

    Я – старик Бенамуки вождь маленького племени, которое живёт в дальних лесах у большой реки. Я многое видел, многое пережил, многое знаю. Но ни власть, ни опыт, ни знания не приносят мне радости. Радость я испытываю только тогда, когда мне удаётся кому-нибудь подарить своё сердце. Дети мои, возьмите в свою походную суму мою мудрость! Если она покажется вам смешной – я посмеюсь вместе с вами, если грустной – буду вместе с вами печалиться. А если вы посчитаете её пустой и никчёмной – я не обижусь. Это будет значить, что у вас достаточно своей мудрости и чужая вам не нужна. Но не забывайте: своей мудрости достаточно только Всевышнему.

                ____________

    Давно, очень давно знал я двоих мужчин. Один – всю свою жизнь старался быть сильным. Он изучал воинские искусства, укреплял своё тело, трепетно и с восхищением брал в руки оружие. Но когда пришло время подвига, он неожиданно для себя пал духом и струсил. И понял он, что вся его жизнь была напрасной.
Другой -  жил очень просто, как все. Растил детей, любил свою женщину и землю, на которой родился. Но когда пришло время подвига, он не раздумывая отдал свою жизнь во имя любви и справедливости. И успел ли он понять, что его жизнь была прекрасной – никто не знает.
    Вот таких двух мужчин я знал. А может, это всё было с одним человеком? А может, всё это было со мной? Не помню. Давно это было. Очень давно.

                _____________

    Однажды за советом ко мне обратился один молодой человек. Он не мог найти счастья в своей жизни и от этого она казалась ему мрачной и невыносимой. Я сказал ему тогда: «Делай то, что любишь делать и люби то, что делаешь». Молодой человек поблагодарил меня и ушёл. Больше я его не видел. Кто знает, возможно, он нашёл своё счастье…

                _____________

    Свобода для узника – долгожданная радость, свобода для раба – нежданное горе.
                ______________

    Жизнь – море. Страсть к земным благам – камни. Если ваши карманы набиты камнями, как вы переплывёте море?
                _______________

    Покорив человека силой меча – приобретаешь раба. Покорив человека добрым словом – приобретаешь друга.
                _______________
 
    Многие боятся смерти. Но сама смерть не страшна. Страшны её ожидание и предсмертные муки.
                _______________

    Человеческая кровь подобна вину. Если вино хорошо переиграет в молодости и не скиснет в зрелости, то в старости оно принесёт истинное наслаждение многим людям.

                ________________

    Один из мужчин моего племени долгие годы готовился к загробной жизни. Он считал, что всё самое лучшее ожидает его за порогом смерти. Пренебрежение к жизни настоящей привело его к тому, что он опустился и, казалось, вот-вот потеряет человеческий облик. Тогда я решил соврать, дабы попробовать спасти несчастного. Я сказал ему, что загробной жизни нет и никогда не было. Бедняга долго не хотел мне верить, осыпал меня проклятиями и приводил в доказательство предание предков. Но мой авторитет вождя всё-таки взял верх, и от дальнейшей подготовки к отходу в мир иной мужчина отказался. Со временем я стал замечать, как его настоящая жизнь начала улучшаться. Он женился, завёл детей, стал одним из лучших воинов моего племени. И однажды в бою с врагами он погиб. Думаю, что в царство теней он отправился вполне подготовленным…

                _________________

    Однажды к нам пришёл белый человек. Он принёс с собой много огненной воды и много папирусов, которые он называл книгами. Он утверждал, что все мы произошли от обезьян. Тогда я повёл его в дальний лес, где живёт старая обезьяна, которую мы называем "Пхе-пхе", что на языке белых означает "смердящий". Когда он увидел это старое, дурно пахнущее животное, то пришёл в недоумение. А я сказал, что помню ещё то время, когда эта обезьяна была вполне хорошим человеком. Эх, если бы не та огненная вода...

                _________________

    Помню, как-то к нам прилетели с неба на большой светящейся пироге похожие на нас существа. Я спросил их: "Что вам нужно?" Они ответили, что летают среди звёзд в поисках счастья. Тогда я сказал им: "Если вы не найдёте счастья в себе, вся ваша дальняя дорога может оказаться напрасной."  Возможно, они прислушались к моим словам, потому что мы их больше не видели.

                __________________


    Однажды ко мне обратилась одна семейная пара моего племени. Мужчина и женщина попросили меня разрешить им быть свободными друг от друга, ссылаясь на то, что жить вместе они больше не могут и вся их предыдущая совместная жизнь была недоразумением. Я сказал, что сделаю их свободными, но прежде должен уничтожить плоды этого недоразумения. И приказал своим воинам взять их единственного сына и скормить его крокодилам. Несколько дней и ночей на коленях, со слезами на глазах, эта женщина и этот мужчина просила меня пощадить их малыша. Я, конечно, и не думал убивать ребёнка и пощадил его, но этот жестокий урок вернул на место разум этой семейной паре. Никогда в жизни я больше не видел, чтобы они ссорились.

                _________________

    Несколько лет назад недалеко от нас поселились белые люди. Ближайшее их селение находится на расстоянии двух лун пути отсюда. Молодые охотники моего племени с удовольствием навещают их. Раньше они жили очень далеко. Мало кому удавалось дойти до них. А если кто и доходил, то, как правило, он не возвращался к нам, а оставался у белых людей в услужении. Наверное поэтому мы не знали ни об их быте, ни об их нравах, ни об их обычаях. Мы жили преданиями и согласно заповедям наших предков. Отец передавал свои знания сыну, мать - дочери.
    Сейчас же всё изменилось. Ко мне часто обращаются молодые охотники, которые познакомились с белыми людьми. Они говорят: "О великий и мудрый Бенамуки! Почему мы и белые люди такие разные? С одной стороны, у них такие же руки, ноги и головы как у нас. Они также бояться холода, голода и гнева богов. А с другой стороны - они совершенно другие. У них другой язык, другие хижины, они по другому охотятся и возделывают землю. Они богаче нас и жизнь их легче нашей. Прости нас, о великий вождь! Мы бы хотели жить так, как живут они, но не можем. И не потому, что они нам не дают этого сделать, а потому, что у нас не получается. Самое большее, что мы можем - быть у них слугами. А жить так, как нас учили отцы - уже не хочется.
    Я отвечал им: "На долю иных земледельцев, охотников и воинов иногда выпадают подобные испытания. Переносить их нужно спокойно и твёрдо, как подобает мужчинам. Потерпите немного, время само расставит всё на свои места. Любите свою землю, свой род, своё племя. Остальное - уладится." А сам думал: "Бедные вы мои дети! Я думаю о вас и сердце моё скорбит. Моё поколение не знало ничего, кроме своего племени и своей земли, и мы были счастливы. Вы же вкусили яд сравнения и горечь зависти. Есть ли противоядие этому? О несчастные! Видимо, боги отвернулись от вас. Вам до конца своих дней уже не дано успокоиться. Вы не сможете вернуться в отеческую хижину, а в чужую так и не удастся войти. И вся ваша жизнь пройдёт в половине пути. Там нет счастья и нет покоя душе. Дети ваши, скорее всего, будут жить с белыми людьми. Станут забывать наши обычаи, наши обряды, наш язык. Примут ли их как братьев или как рабов - я не знаю. Знаю только то, что наше племя никогда и ни у кого не было в рабстве. Мы - дети свободной природы. Я, старый вождь Бенамуки, которому поклонялись вожди многих племён, не забуду и не оставлю вас. Ладонь моей мудрости прикроет вас от врага настолько, на сколько это возможно. Пока я дышу - я с вами. А после...

                _________________


    У меня было "вчера", у меня есть "сегодня". Будет ли у меня "завтра" - я не знаю.
                _________________

    Белые одежды могут украсить ваше тело. А в нашем лесу живёт один старый человек, которого люди называют "Сим-хе", что значит "чистый". Но у него нет ничего, кроме набедренной повязки.

                _________________

    Во время жестокой и беспощадной войны, когда люди моего племени были в отчаянии, я сказал им: "Дети мои!  Враги пришли захватить ваши поля и хижины, а вас превратить в рабов. Но вам нечего бояться. Они могут поработить только ваше бренное тело, которое и так рано или поздно будет зарыто в земле. У вас есть нечто большее. Ваш ум и ваше сердце враг поработить не сможет. Именно поэтому он так свиреп и жесток.
                __________________

    Если труд сделал из обезьяны человека, то тяжёлый труд - вернул всё на свои места.
                __________________

    За каждым человеком тащится груз прошлого. Не всегда человек о нём помнит, не всегда окружающие могут его разглядеть.

                __________________

    Нет ничего проще в этом мире, чем начать войну. И нет ничего сложнее, чем её прекратить.

                __________________

    Когда ко мне обращаются молодые мужчины моего племени за разрешением жениться, я всегда спрашиваю их: " Скажите, вы видели, как растут цветы на лугу?" Они всегда отвечают: "О да, вождь! Сначала они пробиваются сквозь траву, потом расцветают, становятся красивыми, а потом вянут и отмирают." Я спрашиваю их: "А вы могли бы сохранить увядший цветок в память о его былой красоте?"
- Мы не понимаем тебя, вождь, - говорят они.
- Дело в том, - заключаю я, - что женщина - это тот же цветок.

                ____________________

    Я видел много вождей, которые славно начинали и бесславно заканчивали своё правление. Их ошибка заключалась в том, что они не хотели вовремя уйти на покой.

                _____________________

    Женщины даже не догадываются о том, какую власть они имеют над мужчинами. Дать мужчине крылья орла, силу тигра, быстроту ветра, радость богов - всё это может женщина.
Убить надежду, разбить сердце, погрузить в пучину отчаяния, разрушить хижину и пустить её по ветру - и это всё может женщина.
   Я обращаюсь к мужчинам: "Дети мои! Ни в коем случае не говорите об этом женщинам. Дабы вы жили в спокойствии, пусть они и дальше пребывают в неведении."

                ______________________

   Однажды мне довелось услышать одну интересную историю из уст очень старого человека. Вот, что он рассказал:
   "Когда я был маленьким мальчиком, я ни в чём не нуждался. У меня было всё: бескрайняя земля, бездонное небо, ласковое море, густые леса, мягкая трава, сладкие плоды на деревьях.
   Когда был юношей, я мечтал покорить весь мир. Поэтому мне не нужно было ничего, кроме копья и набедренной повязки.
   Когда был молодым мужчиной, я уже хотел иметь огромную хижину, много женщин и рабов. Я хотел, чтобы на моих полях выращивалось маиса больше, чем у кого-либо, а моё имя проводило в трепет врагов.
   В зрелости - мне было достаточно небольшой хижины, одной не совсем старой женщины, небольшого участка земли, и чтобы дети мои не болели.
   А сейчас, когда я стар и немощен, мне совершенно ясно, что уже очень скоро я не увижу ни бескрайней земли, ни бездонного неба, ни ласкового моря, ни густых лесов, ни мягкой травы, ни сладких плодов на деревьях. Да и набедренная повязка мне, честно говоря, уже не очень нужна..."    


Рецензии