Сотник становился госудрем

В начале 1649 году в Киев  прибыли послы из Варшавы во главе с Адамом Киселём. Но  польскому комиссару  пришлось направиться в Переяслав, где находилась ставка Богдана Хмельницкого. Удивило поляков то, что приёма Хмеля ожидали послы   от крымского хана, турецкого султана, молдавского господаря, семиградского князя … Такого ещё в истории Речи Посполитой не бывало, чтобы послы польского короля ждали, когда их  примет бывший чигиринский сотник, ставший атаманом запорожских казаков. Ещё более обескуражены были они, когда им пришлось услышать из уст его:
 «…я маленький, незаметный человек, но Богом дано мне, и отныне я единовладец самодержец руський … Я освобожу из польской неволи весь руський народ, если я воевал раньше за себя, то отныне я воюю за нашу веру православную… … Свободно мне там распоряжаться, мой Киев, я хозяин и воевода Киевский, дал мне это Бог… с помощью моей сабли"
Но делать было нечего, пришлось смирить спесь польскую, чтобы выполнить поручение польского Сейма и короля. Они  принесли Хмельницкому королевскую грамоту на гетманство.
Хмельницкий созвал раду в Переяславле, и в присутствие её принял гетманское «достоинство» и благодарил короля. Это вызвало большое неудовольствие в среде старшины, за которой следовали и простые казаки, громко выражавшие свою ненависть к Польше. В виду такого настроения Хмельницкий в своих переговорах с комиссарами вел себя довольно уклончиво и нерешительно.
Комиссары удалились, поняв, что на полное примирение надеяться пока невозможно. Активных военных действий Хмель не вёл, но  отдельные казацкие отряды  продолжали непрерывно партизанскую борьбу с поляками. Польский Сейм, собравшийся в Кракове в январе 1649 года, ещё до возвращения комиссаров из Переяслава, постановил собирать ополчение.
Поляки, кажется, прозрели:
Не бунт казацкий, а война,
Не подавить за три недели,
Вся в напряжении страна…

Поляков режут и евреев,
Штурмуют крепости, берут,
Ряды повстанцев не редеют,
Таких не остановит кнут.

Непросто справиться с Богданом,
И в Крым направлены послы,..
Чтоб помириться с крымским ханом,
Поляки золото несли…
Весной польские войска стали стягиваться на Волынь. В ответ, Хмельницкий разослал по Украине универсалы, призывая всех на защиту Родины. Все, стар и млад, горожане и селяне, бросали свои жилища и занятия, вооружались чем попало, брили бороды и шли в казаки. Образовано было 30 полков общей численностью около 120—150 тыс. человек. Войско было устроено по новой, полковой системе, выработанной казачеством при походах в Сечи Запорожской. Хмельницкий выступил из Чигирина, но двигался вперед чрезвычайно медленно, поджидая прибытия крымского хана Ислама III Гирея. Объединившись Хмельницкий с татарами подступил к Збаражу, где осадил польское войско численностью в 15 тыс. жолнеров.
Штурм крепости результатов не дал. Пришлось перейти к осаде., Продолжалась она  больше месяца . В польском лагере начался голод и повальные болезни. На помощь осажденным выступил сам король Ян Казимир во главе двадцатитысячного отряда. Хмельницкий знал маршрут движения польского войска и устроил засады вблизи Зборова. 5 августа, произошла битва… Поляки отступили и окопались рвом. На следующий день  казаки ворвались уже в лагерь. Гибель или  пленение короля казались неизбежными…  объяснить эти действия  Хмельницкого историкам  трудно. Возможно, это была попытка окончательно договориться с  поляками о  будущем  Малороссии?  Переговоры состоялись, но  на них гетман Богдан  не был даже приглашён!
Договоренности были достигнуты, но они касались только татар и Польши Речь Посполитая соглашалась с выпасом татарских табунов на нейтральной полосе между речками Ингул и Большая Высь. Кроме того поляки обещали 200 тыс. талеров за отвод  своих войск в Крым и дополнительно 200 тыс. талеров за снятие осады Збаража. Правда, ханский визир, ведущий переговоры, настаивал на признании поляками 40 тыс. реестрового списка Войска Запорожского.
Предательство татар поставило Хмельницкого в тяжелое положение. Вечером 19 августа Хмельницкий вынужденнг согласился с условиями Зборовского мирного договора. Договор имел 17 пунктов. Казацкая автономия охватывала только  три воеводства — Киевское, Брацлавское, и Черниговское. Администрация этих воеводств назначалась из местной православной шляхты, все евреи и иезуиты должны были быть выселены. Объявлялась амнистия шляхте, крестьянам и мещанам, которые выступали против коронной армии. 23 сентября была снята осада Збаража.
Осенью 1649 года Хмельницкий занялся составлением казацкого реестра. Оказалось, что количество его войска превышало установленные договором 40 тысяч. Остальные повстанцы должны были снова сделаться крестьянами. Это вызвало большое недовольство в народе. Волнения усилились, когда польские паны стали возвращаться в свои имения и требовать от крестьян холопского повиновения. Крестьяне восставали против панов.Паны с толпами вооружённых слуг разыскивали и бесчеловечно наказывали зачинщиков мятежа. Ожесточение нарастало. Хмельницкий по жалобам помещиков вешал и сажал на кол виновных, этим самым стараясь не нарушать договор. Казалось, что гетман не замечает, что  поляки не придают серьёзного значения Зборовскому договору. Польские военачальники, не стесняясь, переходили черту, за которой начиналась казацкая земля. Скажем Николай  Потоцкий, освободившийся от татарского плена, расположился в Подолии и занялся с исключительной жестокостью истреблением повстанческих отрядов.  Мало того, сам Зборовский договор не был Сеймом утверждён. Шляхта решила продолжать войну с казаками!
В декабре польский Сейм  назначил всеобщую мобилизацию шляхты на 1651 год. Положение Хмельницкого становилось всё более  затруднительным. Его популярность значительно упала. Народ был недоволен союзом гетмана с татарами, так как страдали  от их  своеволия. Между тем Хмельницкий  считал, что без помощи татар не обойтись… . Он отправил своего посланника к турецкому султану и склонил его  на свою сторону. В свою очередь, султан приказал крымскому хану , как своему вассалу, всеми силами помогать Хмельницкому. Татары повиновались, но эта помощь была уже не добровольной.
19 июня 1651 года войска сошлись. Армия Хмельницкого оставляла  140 тысяч человек,  в том числе 40 тысяч татар. Польша выставила 120 тысяч. Оба войска сосредоточились вблизи местечка Берестечко  на Волыни. Поляки первыми вступили в битву. Время битвы совпало    с празднованием мусульманского  праздника Курбан-Байрам
 На другой день поляки начали Берестецкое сражение. Дни боев совпали с мусульманским праздником Курбан-Байрам. Татары понесли  большие потери. В бою погиб и Тугай-бей, ставший побратимом Хмельницкого. Потери в праздничные дни были восприняты татарами  карой Божьей. А тут ещё на беду, на третий день сражения  под крымским ханом убили коня .Это было для татар «прямым  знаком предупреждения аллаха» -  орда после этого обратилась в бегство. Хмельницкий бросился вслед  за ханом, чтобы убедить его повернуть коня. Хан не только не вернулся, но и задержал у себя Хмельницкого и Выговского. На место Хмельницкого был назначен начальником полковник Джеджалий, долго отказывавшийся от этого звания, зная, как не любит Богдан Хмельницкий, когда кто-нибудь вместо него принимал на себя начальство. Джеджалий некоторое время отбивался от поляков, но, видя войско в крайнем затруднении, решился вступить в переговоры о перемирии. Король потребовал выдачи Хмельницкого и Выговского, а также выдачи артиллерии.
 Переговоры остались без успеха. Недовольное войско сменило Джеджалия и вручило начальство винницкому полковнику Ивану Богуну.. Лагерь казаков в это время был расположен возле реки Пляшевой; с трех сторон он был укреплен окопами, а с четвёртой к нему примыкало непроходимое болото, через которое были сооружены мосты из подручного материала, по которым армия снабжалась водой и провиантом, также казаки водили на другую сторону выпасать коней и хоронили там погибших. Десять дней выдерживали здесь осаду казаки и мужественно отбивались от поляков. Поляки узнали о мостах через болото и польская кавалерия Конецпольского переправилась через реку ниже по течению для того, чтобы отрезать казацкую армию. Богун, когда узнал об этом, взял с собой 2 тысячи казаков и в ночь на 29 июня переправился на другой берег, чтобы их выбить. Надо отметить, что Богун оставил в лагере и пушки, и гетманские клейноды (включая печать) — отступать или бежать он не собирался. Поскольку рядовым казакам было непонятно, куда переправился Богун, в лагере возникла паника. Толпа в беспорядке бросилась на плотины; они не выдержали и в трясине погибло много людей. Для поляков эта паника была неожиданной и они поначалу боялись атаковать лагерь. Сообразив в чём дело, поляки бросились на казацкий табор и стали истреблять тех, кто не успел убежать и не потонул в болоте. Польское войско не сумело воспользоваться… Только малая часть двинулась на Украину, опустошая все на пути и давая полную волю чувству мести.
Под Берестечком бой начался,
Нанесен в спину был удар,
Мурза татарский прочь подался,
С собою уводя татар.

Случилось это – среди боя,
Такого Хмель не ожидал,
Кто заменить его достоин?
Он Джеджалия им назвал.

Власть передал. А сам за ханом…

С ним Выговский один…
Татары шли домой упрямо…
Хмельницкий схвачен, едет в Крым!

Остались казаки  без Хмеля,
Поляков – явный перевес,
К тому же ядра смерти сеют,
Отрезан от казаков лес.

Была из воинов стена -
Теперь толпа, баранье стадо,
Надежда только лишь одна,
Уйти бы, оторваться, надо!

Один лишь путь – через болото,
В болоте проложили гать,
Пройти по гати лишь пехоте,
Коней приходится отдать…

Болотная вздымалась гладь,
Когда ядро, шипя, взрывалось,
Трещала, разлеталась гать,
Болото жижею плевалось.

Повсюду крики, стон и вой,
Тела засасывает жижа,
Немногие пришли домой,
Из тех, кто к берегу поближе.

Там где Богун, идет борьба,
Казаки продолжают биться,
Пусть будет тяжкою судьба,
Казаку плакать не годится.

Там тоже трупы, тоже смерть,
Безмерные страдания,
Попробуйте понять суметь
Казака состояние.

Я трижды славлю Богуна,
В таком то положении,
Когда судьба предрешена,
Взять на себя решение.

В конце июля, Хмельницкий, пробыв около месяца в плену у крымского хана, прибыл в местечко Паволочь. Сюда стали к нему сходиться полковники с остатками своих отрядов. Все были в унынии. Народ относился к Хмельницкому с крайним недоверием и всю вину за  поражение  под Берестечком сваливал на него. С другой стороны разброд в польской армии после победы позволил Хмельницкому в том же году собраться с силами и становить продвижение поляков под Белой Церковью. Предшествовала битве  жестокая партизанская война с поляками: жители жгли собственные дома, истребляли припасы, портили дороги, чтобы сделать невозможным дальнейшее движение поляков вглубь Малороссии. Взаимная ненависть между малороссиянами и поляками сделала невозможным совместное проживание Польши и Казацкой Руси под одной государственной крышей.
Хмельницкий был отпущен ханом,
Он снова в Запорожье,
Теперь решать не может сам он,
События так сложны.

Он с двух сторон врагом зажат,
Один  в Бахчисарае,
Устал он хана ублажать,
И старые враги в Варшаве.

Вновь у разбитого корыта,
Все начинать сначала,
Пути на Польшу перекрыты,
Союзников не стало

На берегу Днепра, на правом,
Разбиты польские войска,
Опять он – баловень славы…
По дому мирному тоска.
Сын Хмельницкого Тимофей весной 1652 года отправился с войском в Молдавию, чтобы жениться на дочери молдавского господаря Василия Лупу Розанде. Польский гетман Калиновский загородил ему дорогу, после чего к этому месту подтянулся Богдан Хмельницкий с полками и с татарами. Около местечка Ладыжина 22 мая произошла крупная битва, в которой 20-тысячное польское войско погибло, а Калиновский был убит. Попав в окружение в этом бою, погибла вся польская кавалерия, даже татары отказались брать пленных и уничтожили всех кто сдавался поголовно. Войны на территории Малороссии сопровождались уменьшением числа населения. Брацлавщина, Волынь и Галичина потеряла около 50 % населения. Большинство православного населения бежало в Молдавию и Московское государство. Именно в это время были заселены окраины Московского Государства на левом берегу Днепра, которые значительно позднее стали называться «Слободской Украиной»
Семь лет войны, немалый срок,
Чтоб оценить последствия,
Какой для каждого урок,
Какие будут действия?

Окинем все бесстрастным взором,
Не с точки зрения невежд,
Для Польши – временем позора,
А для казачества – надежд

Евреям скорби и страданий,
Татарам – грабежей, налетов,
Москвы – свершенье ожиданий,
Но только с явной неохотой
На ранее цветущей Малороссии наступил голод. Москва, сочувствуя соплеменникам и единоверцам, отменила таможенные сборы на завоз хлеба, а турецкий султан снял пошлины при торговле в османских портах. Однако, цены на хлеб поднялись так быстро, что вскоре населению нечем было платить. Уже в ноябре 1649 года казаки и мещане снова жаловались российским дипломатам, что они снова помирают от голода.
Начались эпидемии болезней. Пришла и самая страшная из них – чума. От чумы умер знаменитый полковник Максим Кривонос.
…1650 год. От Днестра до Днепра «люди падают, лежат как дрова, и нет  милосердия между людьми»- свидетельствует очевидец того времени. …Поляки сажают  бунтующих  «руських» на кол, местные площади  уставлены виселицами, рубят  руки, ноги, головы, выкалывают глаза… Восставшие  руськие  забивают жен, детей шляхты, жгут поместья и костелы. Режут ксёндзев иевреев,… «Редко кто в той крови своих рук тогда не намочил»…]

Хмельницкий давно уже убедился, что Гетманщина не может бороться одними своими силами. Он вел дипломатические отношения со Швецией, Османской империей и Московским Царством. Ещё в феврале 1651 года земский собор в Москве обсуждал вопрос о том, какой ответ дать Хмельницкому, который тогда уже просил царя принять его под свою власть и воссоединить все русские земли. Но Московский собор  не пришёл к определённому решению.  Не ко времени вопрос пришел?!
Но придет он!
Бои при Батоге и Жванце,
Войне не видится конца,
Хоть на победу есть и шансы,
Но лучше подождать гонца…
 
Вот, наконец, пришло известье,
Сам Бутурлин сюда идет
И рада не уронит чести,
Судьбу решает сам народ


Рецензии