Карл Орф

С творениями этого гениального немецкого композитора знакомы все, кто смотрит фантастические фильмы, фильмы-катастрофы, фильмы мистики и ужасов — особенно готической тематики, сопровождает его музыка и бессчетное число рекламных роликов1. Считается, что произведения Орфа ярче любых иных создают в душе человека атмосферу трагедии, страха перед всеобщей гибелью и просто смертью. Потому и любят современные тяготеющие к философским выплескам режиссеры сопровождать свои детища музыкой Орфа. Достаточно вспомнить финальные сцены шедевра Паоло Пазолини «Сало, или 120 дней Содома». Согласно официально опубликованным исследованиям, последние 75 лет фрагмент из кантаты Орфа «К;рмина Бур;на» под названием «О, Фортуна» занимает первое место в списке самых исполняемых в Великобритании (читай: в англоязычных странах) классических произведений. (http://en.wikipedia.org/wiki/O_Fortuna)*

* Наиболее знаменитые сочинения Карла Орфа можно прослушать на сайте
http://classic-online.ru/ru/composer/Orff/794.
На Youtube размещены грандиозные ролики по произведениям композитора, в частности, Carmina Burana in Paris — http://www.youtube.com/watch?v=7LzMtqcI-nI


К сожалению, имя великого композитора знают у нас далеко не все. В России публично о нем упоминали редко и преимущественно в профессиональной среде, да еще особо въедливые любители рассуждали между собой о его творчестве, как о чем-то феноменальном, не запрещенном, но не желательном. Как же, самый выдающийся композитор фашистской Германии, европейская альтернатива гениальным Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу и Сергею Сергеевичу Прокофьеву, в добавок, некоторые темы его с успехом, мягко говоря, развивал Арам Ильич Хачатурян.
Карл Генрих Мария Орф (Carl Orff) родился 10 июля 1895 года в Мюнхене в интеллигентной семье. Дед его по отцовской линии генерал-майор Карл фон Орф занимался геодезией, был не чужд математике и астрономии. Дед по материнской линии, Карл Кёстлер, был историком. Отец будущего композитора, Генрих Орф (1869—1949), служил армейским офицером, а в свободное время любил музицировать, причем играл на нескольких музыкальных инструментах. Матушка Карла, урожденная Паула Кёстлер (1872—1960), получила музыкальное образование, была профессиональной пианисткой. Она-то первой и заметила музыкальный талант в своем пятилетнем сыне.
В школьные годы музыкой с Карлом занимались частные преподаватели, а в сентябре 1912 года он с успехом поступил в мюнхенскую Академию музыкальных искусств. К этому времени юный Орф уже создал ряд песен для голоса и фортепиано (оп. 1—19) и работал над хоровым произведением для баритона, трех мужских хоров и оркестра — «Заратустра», по мотивам неоконченного романа Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» (оп. 14). Сборник песен композитор опубликовал весной 1912 года, накануне поступления в Академию, а вот своего «Заратустру» он не закончил. Однако уже в 1913 году Орфом была написана первая его опера — «Жертва».
По окончании учебы выпускника взяли капельмейстером в Мюнхенский Камерный театр. Правда, проработал он там всего один сезон 1916—1917 года. Тогда же композитор приступил к созданию музыки по пьесе Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». В тот раз работа была не завершена.
В августе 1914 года началась Первая мировая война, но Карла в армию не призывали. В 1917 году Орф пошел воевать добровольцем. Его определили рядовым в Первый Баварский полевой артиллерийский полк, который тогда же направили на Восточный фронт — против русских. Через несколько месяцев блиндаж, где находился композитор, накрыло взрывной волной во время артобстрела, и Орф оказался заживо погребенным под землей. К счастью, пребывавшего на грани смерти парня откопали. По причине контузии к дальнейшей службе он оказался непригоден.
Восстанавливался Карл почти год, благо, молодой организм полностью одолел тяжелейшее нервное потрясение. Затем Орф недолгое время работал капельмейстером в Национальном театре Мангейма и в Придворном театре великого герцогства Дармштадтского. Однако уже в 1919 году он вернулся в Мюнхен, где занимался сугубо творческой работой, правда, особого успеха не имел. Именно в этот период Орф разработал собственную концепцию, которой дал название «элементная музыка». Создавалась она под сильным влиянием творчества Игоря Федоровича Стравинского. Если говорить упрощенно, то речь идет о единстве искусства древнегреческих муз — о неразрывности музыки, танца, поэзии, изображения, сценического оформления (дизайна) и театрального жеста.
В 1920 году Орф женился первый раз — на Алисе Зольшер, через год родилась единственная дочь композитора — Годела (1921—2013), впоследствии актриса. В 1925 году Карл и Алиса развелись. Но это был далеко не последний брак композитора. Женился он еще трижды: на Гертруде Виллерт (состояли в браке с 1939 года и развелись в 1953 году); на знаменитой немецкой писательнице Луизе Риснер (поженились в 1954 году, развелись в 1959 году); последний брак с Лизелоттой Шмиц (1930—2012) был заключен в 1960 году. После кончины супруга в 1982 г. Лизолетта до своей смерти возглавляла Фонд Карла Орфа. Детей у композитора больше не было, а с единственной дочерью он периодически конфликтовал.
В 1924 году Орфа пригласила к сотрудничеству Доротея Гюнтер (1896—1975), известная немецкая гимнастка, преподавательница танцев, а заодно профессиональная писательница. Они совместно открыли знаменитую школу гимнастики, музыки и танца Гюнтершуле (G;nther-Schule), где детей обучали ритму и танцам в соответствии с творческой концепцией Орфа. До закрытия школы в 1944 году композитор руководил там творческим отделением.
В Гюнтершуле Карл Орф воплотил в жизнь собственную идею синтеза музыки, слова и движения. При этом музыка является базой, на которой объединяются движение, пение, игра и импровизация. Система его получила мировое признание и называется ныне системой Орф-Шульверк. Шульверк (Schulwerk) переводится как «школьная работа». В 1930—1935 годах композитор выпустил под таким названием методическую книгу, которая стала весьма популярной и принесла своему автору международный авторитет в педагогических кругах. В книге много места отведено нотам, а её простая музыкальная инструментовка позволяет даже необученным музыке детям исполнять части произведения с относительной легкостью.
Особой поддержки у властей поиски композитора не нашли, но имя его стало известно музыкальной общественности. Где-то около 1927 года Орф вернулся к замыслу «Сна в летнюю ночь» и опять отложил неготовое произведение.
Зато в 1931—1932 годах композитор приступил к созданию своего величайшего мистического, как называют — «колдовского» произведения, триптиха «Триумфы» («Trionfi»). Состоит оно из трех кантат: «К;рмина Бур;на» («Carmina Burana») — на стихи вагантов и гистрионов, «Катулли К;рмина» («Catulli Carmina») — на стихи Катулла и «Триумф Афродиты» («Trionfo di Afrodite») — на стихи Катулла, Сафо и Еврипида.
Начинал композитор с «Катулли К;рмина» — «Песен Катулла», но в 1934 году в руки Орфа случайно попал каталог вюрцбургского антиквариата, где его привлекло название «Carmina Burana, латинские и немецкие песни и стихи из бенедикт-бойернской рукописи XIII века, изданные И.А. Шмеллером». «Название с магической силой приковало мое внимание», — рассказал в воспоминаниях композитор.
Не меньшее впечатление произвели на него и уникальные иллюстрации манускрипта. На первой странице было изображено колесо Фортуны. В центре колеса располагалась сама Фортуна — богиня удачи. Наверху красовался человек со скипетром и в короне — под ним была подпись «царствую»; справа был человек, спешивший за упавшей короной — при нем надпись «царствовал»; внизу валялся человек при надписи «есмь без царства»; слева человек взбирался вверх, его сопровождала подпись «буду царствовать». Гравюра произвела на Орфа такое впечатление, что он в тот же вечер засел за кантату и в течение нескольких часов сочинил самую прославленную ее часть и главное произведение своей жизни — «О, Фортуна». Вся кантата была завершена к июню 1934 года. Потом два года композитор работал над партитурой. Правда, он не раз исполнял фрагменты из «К;рмина Бур;на» на рояле перед друзьями и знакомыми, так что произведение стало известно в Германии, да и в Европе, задолго до его первого публичного исполнения.
Тем временем Карла Орфа назначили композитором XI летних Олимпийских игр 1936 года в Берлине. Более всего этому поспособствовала Доротея Гюнтер. Поскольку еще до прихода к власти фашисты заметили резкое отличие индивидуалистической педагогической концепции Орфа от их коллективистских идей, с первых дней победы фюрера на выборах гитлеровские власти отнеслись к Гюнтершуле с великим подозрением. Чтобы снять напряжение, директор школы Доротея Гюнтер вступила в 1933 году в национал-социалистскую партию. Именно ей, как верному партийцу, известной гимнастке и педагогу, в 1936 году поручили постановку танцевальных номеров на празднествах, посвященных открытию Олимпиады, а хореографическая группа Гюнтершуле выступила костяком этих номеров. Аранжировкой музыки и сочинением нескольких танцев занялся Орф. На открытии под руководством Доротеи изумительно танцевали 3000 детей и 1500 молодых девушек. Прямо в вечер этого грандиозного праздника Гитлер приказал правительству оказывать всемерную и постоянную поддержку коллективу Гюнтершуле. Правда, потом Доротее Гюнтер не раз намекали, что школа получала бы гораздо большие средства, если бы она избавилась от Орфа, но женщина категорически отказалась.
В июле 1944 года здание Гюнтершуле было реквизировано гауляйтером Мюнхена в военных целях, и школу закрыли. В январе 1945 года все учебные пособия, инструменты, костюмы и весь архив заведения полностью сгорели во время пожара. Более Гюнтершуле не возобновляла работу, а Доротея Гюнтер перебралась на постоянное жительство в Италию.
По словам самого Орфа, в дни Олимпиады в августе 1936 года он завершил работу над партитурой своей великой кантаты и объявил это событие первым днем его истинного творческого рождения. Исполнение шедевра задержалось. Партийные бонзы от культуры объявили «К;рмина Бур;на» дегенеративным произведением. А знаменитый немецкий дирижер Вильгельм Фуртвенглер (Wilhelm Furtw;ngler) (1886—1954) даже сказал: «Если это музыка, то я вообще не знаю, что такое музыка!»
К счастью, иного мнения придерживалось руководство оперного театра во Франкфурте-на-Майне: дирекция уговорила партийное руководство разрешить сценическую постановку кантаты. Премьера с великим успехом прошла 8 июня 1937 года. Однако уже через четыре дня особая партийная комиссия объявила «К;рмина Бур;на» «нежелательной», ее сняли из репертуара, и на протяжении трех лет кантата находилась под негласным запретом. А потом шедевр прорвал кордоны цензуры и стал необычайно популярным и в стране, и в мире.
Что же так смущало нацистов?
Не содержание, это уж точно. «К;рмина Бур;на» состоит из 24 переложенных на музыкальный язык стихотворений из уникального рукописного поэтического сборника «Кодекс Буранус» («Песни Бойерна»). Всего в кантате пять частей (1. Фортуна — повелительница мира; 2. Ранней весной; 3. В кабаке; 4. Двор любви; 5. Царица эльфов Бланшфлёр и Елена Троянская), в каждую из них входит несколько музыкальных действий.
Именно из «Кодекса Бурануса» человечество наиболее полно узнало творчество странствующих поэтов средневековой Европы — вагантов (стихотворцев) и гистрионов (шутов, скоморохов). Манускрипт был создан в Южной Германии примерно в первой трети XIII века. В него включено 315 текстов более десяти авторов XI—XII веков, из которых известны имена четырех — Вальтер Шатильонский, Петер из Блуа, Филипп Канцлер и анонимный поэт под прозвищем Архипиита. Стихотворения эти различного объема и различной тематики — сатирические, назидательные, любовные, застольные, религиозные. Россияне имеют представление о «Кодексе Бурануса» по знаменитой песенке студента («Прощание со Швабией») из альбома композитора Давида Тухманова («Во французской стороне,/ На чужой планете / Предстоит учиться мне / В университете…» Перевод Л.В. Гинзбурга)
Манускрипт был найден в 1803 году в библиотеке баварского бенедиктинского монастыря Бойерн (по-латыни пишется и произносится как Буранус). Отсюда и такое название.
Открывает и закрывает кантату Орфа музыка на стихотворение неизвестного гистриона «Колесо Фортуны». Иногда автором объявляют Архипииту. Сперва приведу текст в переводе Л.В. Гинзбурга.

Колесо Фортуны

Слезы катятся из глаз,
арфы плачут струны.
Посвящаю сей рассказ
колесу Фортуны.
Испытал я на себе
суть его вращенья,
преисполнившись к судьбе
чувством отвращенья.
Мнил я: вверх меня несет!
Ах, как я ошибся,
ибо, сверзшийся с высот,
вдребезги расшибся
и, взлетев под небеса,
до вершин почета,
с поворотом колеса
плюхнулся в болото.
Вот уже другого ввысь
колесо возносит...
Эй, приятель! Берегись!
Не спасешься! Сбросит!
С нами жизнь — увы и ах! —
поступает грубо.
И повержена во прах
гордая Гекуба.

При исполнении кантаты на русском языке, дается более близкий к оригиналу подстрочник:

О Фортуна,
Лик твой лунный
Вечно изменяется:
Прибывает,
Убывает
Дня не сохраняется.
То ты злая,
То благая
Прихотливой волею;
И вельможных,
И ничтожных
Ты меняешь долею.

Сам композитор и его апологеты изначально утверждали, что «К;рмина Бур;на» — произведение оптимистическое, преисполненное радости жизни и света. Однако даже несведущему слушателю с первых же минут становится ясно, что речь идет о гениальном инфернальном произведении, до мощи которого удавалось подняться лишь единицами великих композиторов, и более других Рихарду Вагнеру с его «Полетом валькирий». Высказывается версия, что Орф столь быстро создал шедевр такой великой силы исключительно благодаря сохранившемуся в его подсознании глубочайшему ужасу заживо погребенного, осознавшего невозможность своими силами выбраться из могилы. Мистики утверждают, что если величайшие классические музыкальные шедевры навеяны их авторам небесными сферами, то «К;рмина Бур;на» услышана автором за гробовой чертой. Ведь известно, что биологическая смерть организма происходит не в момент гибели мозга, но длится более месяца после нее — сорок дней. Предполагают, что органы слуха умирают в числе последних. Отсюда и возникла версия, будто в течение этого времени погребенный в могиле продолжает слышать звуки — вопли, стенания и шептания, переданные человечеству гением Карла Орфа.
Вряд ли нацистские бонзы философствовали на данную тему, но инфернальность кантаты пугала и от нее бессознательно сторонились. Мистическим фактом стало то, что «К;рмина Бур;на» получила разрешение на широкое исполнение в Германии в первый же год Второй мировой войны и особенно после нападения на Советский Союз, что по общему признанию историков всего мира стало эрой холокоста и немыслимых зверств в концентрационных лагерях.
Прямым продолжением первой части является вошедшая в «Триумфы» вторая кантата — «Катулли К;рмина», созданная в 1940—1943 годах. Кантата «Триумф Афродиты» впервые была исполнена в 1951 году и стоит особняком от первых двух.
«Кармина Бурана» оказалась столь популярной, что Орфу неожиданно поступил государственный заказ — написать музыку к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Как уже говорилось выше, композитор мечтал об этом многие годы. К сожалению, заказ был политический: фашисты запретили исполнение в Германии сюиты «Сон в летнюю ночь», сочиненной в 1826 и 1843 годах евреем Феликсом Мендельсоном1, и искали композитора — истинного арийца, кто взялся бы за написание альтернативного произведения по бессмертной комедии. Орф стал единственным немецким композитором, кто дал свое согласие. Не сказать, что он создал шедевр или будто сочинение музыкального произведения на одну и ту же тему разными композиторами является чем-то необычным в мире музыки — так поступали часто и многие. Но впоследствии Орфу пришлось оправдываться и доказывать, что его музыка ко «Сну в летнюю ночь» вовсе не является акцией антисемитизма. Сам он в очередной раз счел свою музыку к пьесе несовершенной и переписал ее в 1964 году.


# # 1 Седьмой частью этой сюиты является всегда исполняемый в нашей стране во время бракосочетаний Свадебный марш (длится 4 минуты).

После войны и всю оставшуюся жизнь над Карлом Орфом висело обвинение в сотрудничестве с фашистским режимом и в антисемитизме. Особо упорные энтузиасты-обличители искали доказательства его членства в нацистской партии. Композитор же, наоборот, будучи в свое время личным другом Курта Хубера (1893—1943), одного из руководителей подпольной антифашистской организации «Белая роза», утверждал, будто входил в число ее основателей. Только к 2004 году историкам удалось документально опровергнуть и обвинения против Орфа, и его спасительную выдумку об участии в движении Сопротивления. Американские оккупационные власти в 1945 году намеренно поверили в бездоказательные утверждения композитора, чтобы не запрещать ему свободно творить и преподавать.
В годы войны композитор создал две одноактные сказочные оперы по сказкам братьев Гримм — «Луна» (1939) и «Мудрая женщина» (1943). Ныне они довольно часто ставятся на мировой оперной сцене.
Оперу Орфа «Антигона» (1949) по одноименной трагедии Софокла историки музыки связывают с именем обезглавленной на гильотине героини «Белой розы» Софи Шолль (1921—1943), повторившей судьбу античной девы.
После войны, благополучно избежав процедуры денацификации, композитор жил в ФРГ, в родном Мюнхене. Он был руководителем в различных музыкальных учреждений. Так с 1950 по 1960 год Орф возглавлял мастер-класс в Музыкальной академии в Мюнхене.
В 1962 году в Зальцбурге открыли специальный Институт Орфа, где преподавателей и ныне обучают принципам творческой музыкальной педагогики. Система Орф-Шульверк взята за основу музыкального воспитания в более чем сорока странах мира, в том числе в Германии, Англии, США, Швеции, Дании, Финляндии, Португалии, Японии, Испании, Чехии, Корее, Австралии, Италии, Канаде, ряде стран Южной Америки, Таиланде, Китае и др. Пытаются ее привить и в России, где созданы Педагогическое общество Карла Орфа и ряд орфовских региональных объединений. Сам композитор преподавал в Институте своего имени со дня его основания до кончины в 1982 году.
Долгое время Орф не отказывался от творчества. Особый интерес представляют его мистерии — богослужения для посвященных: «Представление о воскресении Христа» (1955) и «Волшебное представление о рождении младенца» (1960).
Последним произведением композитора стало созданное в 1973 году ночное бдение о Страшном Суде «Комедия на конец времен» («De Temporum Fine Comoedia»). Оно сильно перекликается с «Триумфами» и особенно с «К;рмина Бур;на», но гораздо глубже по философскому замыслу и сложнее в музыкальном аспекте. Планетарная катастрофа здесь воспета на греческом, немецком и латинском языках.
С 1950-х годов к композитору пришло мировое признание, а потому жил он в великом почете. Орф удостоился ряда правительственных наград, международных премий, был избран почетным доктором университета Тюбингена, почетным членом Мюнхенской, Римской, Стокгольмской и Брюссельской академий.
Карл Орф скончался на восемьдесят седьмом году жизни 29 марта 1982 года в Мюнхене после тяжелой продолжительной болезни. Похоронен он в церкви Андексского аббатства под Мюнхеном.


Рецензии