Гл. 6. Пб.. 7. 1968-й, такое вот окончание

    Где то в начале осени этого года, командир полка , пригласив к себе в кабинет, спросил меня:
- Ты готов жить в отдельной квартире?
- Конечно, давно готов!
Все-таки пол-года в гостинице, год – в коммуналке, дочь в четвертый класс пошла. Но, понимая, что всем трудно, я никого ни о чем не просил. И это стало для меня приятной неожиданностью. Командир продолжил:
- Замполит за тебя хлопотал. Нашли в нашем городке. Правда, на первом этаже, но двухкомнатная.
Конечно, вся семья была рада этому, и мы, вскоре, переехали.

     Встретившись с Л.А. Кривенковым, поблагодарил его. Я знал, что служит он в полку последние дни, ибо должен уехать в другую часть, с повышением. Выразив сожаление по этому поводу, спросил, кто будет вместо него. Помолчав немного, он ответил:
- Я думал, будешь ты… 
- Как я?!
- Мы обсуждали твою кандидатуру и с руководящим составом полка, и на парткоме. Все поддержали. Но, вот начальник политотдела – не согласился. Сказал - не то образование у тебя – командное, а нужно – политическое.
    Эта новость меня очень удивила. Конечно, стать заместителем командира полка было лестно. Но, заниматься партийно-политической работой, страшно не хотелось. Там ведь часто нужно было говорить то, с чем ты внутренне не согласен. А это для меня было просто невыносимо. Поэтому я даже обрадовался тому, что начальник политотдела «зарезал» мою кандидатуру.

    Накануне своего отъезда Леонтий Александрович решил поучаствовать в полетах. Объяснил это так: «На той должности мне летать уже не дадут. Хочу на прощание посмотреть на матушку-землю сверху». Как я уже писал выше, летал он штурманом в экипаже командира звена майора Шерстобитова С. М.
    Сергей Максимович был одним из лучших летчиков – бомбардировщиков. Спокойный, абсолютно не конфликтный, очень скромный. Правда, дома у него не все было в порядке. Возможно, болела жена, или была чем-то недовольна. Коллеги говорили, что он редко бывал с ней вместе на людях, а предпочитал отдыхать  отдельно, но с бутылочкой крепких напитков. И мне пришлось это заметить.
    В один из нелетных дней я задержался на службе, и довольно поздно возвращался домой, хотя было еще светло. Проходил мимо дома, в котором он жил. Сергей стоял на выходе из подъезда и с грустью смотрел куда-то вдаль. Я подошел, поздоровался. От него шел сильный запах алкоголя. Он смутился и начал оправдываться:
- Вот, зубы болят, решил прополоскать спиртиком.
Однако на службе и в полетах все у него было нормально. Если бы… .

    В ту летную смену погода была безоблачная, землю укрыл ослепительно белый свежий снежок. После взлета, на высоте малого круга, Шерстобитов доложил, что на самолете остановился один двигатель, - он прекращает задание, и будет заходить на посадку.
    Самолет Як-28 мог лететь на одном двигателе, но запаса тяги было не так уж много. Потребная тяга зависит от  скорости полета, и конфигурации самолета. После выпуска шасси и закрылков сопротивление воздуха значительно возрастает, скорость, если не увеличивать обороты двигателя, начинает уменьшаться.
    Но, это входит в программу заданного режима предпосадочного снижения. Однако темп торможения неодинаков. Сначала скорость уменьшается медленно, неохотно. Затем, начиная с определенного значения (которое тем больше, чем больше масса самолета), этот темп резко увеличивается. Это означает выход самолета на так называемые «вторые режимы». Если не принять энергичных мер по увеличению тяги двигателя, самолет, потеряв скорость, может просто рухнуть вниз.

    У Шерстобитова, пока он заходил на посадку в горизонтальном полете, все было нормально. Он даже сделал попытку запуска остановившегося двигателя. Но это ему не удалось, видимо в нем были серьезные разрушения. При этом он затянул с третьим разворотом (выполнил его позже, дальше, чем обычно от ВПП). В результате был вынужден снижаться по более пологой глиссаде, что требовало также большей тяги.
    Сергей начал ее увеличивать, чем добился снижения темпа торможения. Однако, скорость продолжала уменьшаться, а до полосы еще было далеко. Он увеличил режим работы двигателя до максимального. Скорость прекратила уменьшаться, но самолет находился слишком низко. Попробовал уменьшить угол, чтобы снижаться в начало полосы – скорость опять стала падать. Он попал в ловушку.

Что делать? Катапультироваться поздно, да и нельзя – заход был через окраину города Липецка, под ними – жилые дома. И вдруг впереди Сергей увидел глубокий овраг, в котором не было никаких построек. Туда и направил свой самолет.

    В сохранившихся записях регистратора речевого обмена был зафиксирован голос Кривенкова:
- Максимыч, что ты делаешь?! И тот ответил:
- А что я могу?

Самолет упал на дно оврага. Возник пожар. Горючего были полные баки, сгорел самолет и его экипаж. Не было установлено, оставались ли живыми Шерстобитов и Кривенков после грубого приземления. Но в любом случае полыхавший огонь не оставлял им шансов на спасение.
   
    Они повторили подвиг, совершенный нашими летчиками над территорией ГДР. Капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов отвели самолет Як-28, у которого отказали оба двигателя, от жилого массива города Берлина и направили его в озеро. Оба погибли.
Это в их память была написана песня «Огромное небо». Она в равной степени относится и к нашим однополчанам – майору Сергею Шерстобитову и подполковнику Кривенкову Леонтию Александровичу.


Рецензии
Максим, привет!
Последнюю главу прочитал вчера. Итак, перевёрнута последняя страница. Послевкусие от прочтения воспоминаний в целом отличное. Жили мы в описываемые тобою годы хорошо, а главное- интересно, да и служба, не смотря на отдельные вывихи, была интересной. Понравилось твоя наблюдательность и дотошность, ты очень доходчиво, в подробностях, показал службу лётчиков изнутри и тем ценен твой труд. Жаль, конечно, что читателей мало интересует армейская жизнь. Впрочем, как я давно уже заметил, объёмные произведения на Прозе читатели обходит стороной. У меня такая же история. Так, к примеру, мои воспоминания о поездке в Аргентину, которые я считаю интересными и познавательными, тоже мало читают, а если и читают, то не целиком, а отдельные главы. Такая же картина и с другими моими объёмными опусами.
Однако, не будем скулить и жаловаться.
Надеюсь, что ты на этом не остановишься и порадуешь читателей новыми публикациями.

Твоим последним местом службы был Липецк. Ты в Липецке остался или после увольнения сменил место жительства? Дело в том, что я уже девять месяцев живу в Липецке. Если ты знакомился с моим резюме, то должен об этом знать.

Максим, сердечно поздравляю тебя и твоих родных и близких с Новым 2018 годом. Желаю в Новом году успехов во всех делах, благополучия и, конечно, доброго здоровья. И пусть Новый год принесёт много радостных и светлых дней. Аминь!

Жму руку.
С уважением -

Вадим Прохоркин   08.02.2018 11:48     Заявить о нарушении
Привет, Вадим! Хотя и с запозданием, но поздравляю тебя с Новым годом!
Желаю всего самого замечательного, а главное, здоровья!!!
Извини, не выходил на Сайт. Сделали в декабре операцию на глазах -
катаракта и ещё пара диагнозов в придачу.
Насчёт Липецка... Оттуда, в начале семидесятых, перевелся в Черниговское лётное высшее. Был начальником кафедры аэродинамики, там же полковника получил, доцентом стал. Писал или был соавтором учебников по технике пилотирования.
Дружил с Мариной Попович. Мы с ней ещё по Оренбургскому аэроклубу знакомы.
Да мало ли чего было? Схоронил в 89 супругу. В 91 женился. Уже писал про это. Сейчас, сам заешь, какая обстановка между нашими странами? Хотя, в целом не все так страшно, как СМИ изображают.
В общем, если бы здоровье не подводило, то жизнь была бы вполне сносная.
А пока пишет под мою диктовку внучка. Она же мне из твоего что-то почитает.
Тогда и отпишусь.
Жму руку, друг! Думаю, нас, таких "ископаемых" не много на сайте осталось.
Тем более, будем держаться.
С теплом.

Максим Прямой   08.02.2018 10:37   Заявить о нарушении
Максим, привет!
Очень рад, что ты "объявился"! Надеюсь, операция пошла на пользу.
Совсем скоро будет год, как я в Липецке, но российское гражданство еще не получил, жду, что до выборов получу.
Я-то уехал, а невестка с дочерью и внуками остались там, там и внуки жены. Скорее бы всё наладилось, не должны два родственных народа враждовать.

До новых встреч!
Жму руку.
Вадим.

До очередных встреч!

Вадим Прохоркин   08.02.2018 11:58   Заявить о нарушении
Привет, Вадим!
Вот, какая ситуация у нас сходная с гражданствами. У меня жена - гражд. Укр. Когда был упрощённый приём гражданства, она не решилась менять неплохие жизненные условия на более худшие. Я имею в виду разницу в ценах на жильё. Теперь все усложнилось. Да и здоровье моё не предполагает резкой смены образа жизни, переездов и прочего. И сын с семьёй здесь, рядом...
Желаю тебе все желаемое получить без проблем.
Жму руку.
С уважением.

Максим Прямой   13.03.2018 11:05   Заявить о нарушении
Максим, здравствуй!
После развала СССР у многих родственные связи оказались разорванными. Даже родные могилы оказались в разных государствах. У меня в Житомире похоронены первая жена и старший сын, у супруги - отец, мать, первый муж и сестра. Хорошо, что там остались родственники, которые присмотрят за могилами.

Чтоб и у тебя всё было хорошо и без проблем!
С уважением :-)))


Вадим Прохоркин   14.03.2018 14:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.