Дороги, которые никуда не ведут. О фильме, о нефти

Дороги, которые никуда не ведут. О фильме, о нефти и об Артёме Лоскутове.

О том, как в Томске тюменскую нефть делили. Съёмочная группа, снявшая фильм "Нефть в обмен на ничего", приехала 03.02.2012 г. в Томск. И вот что из этого получилось.
1) http://www.youtube.com/watch?v=BYzFSCPUZ8Q
2) http://www.youtube.com/watch?v=_9PTxq3yTw8
3) http://www.youtube.com/watch?v=ukM0gGVhlPg
4) http://www.youtube.com/watch?v=v2_sbZ8VTA8
5) http://www.youtube.com/watch?v=Cd7Npa9WB1w
6) http://www.youtube.com/watch?v=etONfTkumQs
7) http://www.youtube.com/watch?v=w-BGaDbEo94
8) http://www.youtube.com/watch?v=cjZfHUTkJmw

Дороги, которые мы выбираем.

Вечером 3 февраля 2012 года в одном из томских кафе проходил показ фильма "Нефть в обмен на ничего". О том, что событие состоится, я совершенно случайно узнал за несколько часов до этого ( http://vk.com/event34345513 ). И как я убедился, пришли туда люди далеко не случайные, человек 60, молодёжь. Были среди них журналисты телевидения и газет, помощники депутатов, свидетели Путина в Томске. Не исключено, что вкрапление незваных гостей с прокоммунистической и пропутинской политической ориентацией нарушило замысел организаторов: накануне митинга "за честные выборы" 4 февраля собрать своих - либеральную интеллигенцию. ("Все мы тут разные" - со вздохом сказала Держащая Микрофон.)

В ДК ТЭМЗ ("Килёв бар") я пришёл заранее, поэтому не был очевидцем шмона, который описан здесь http://globalsib.com/13593 Артёма Лоскутова не было видно. Я планировал записать ролик с его участием. Когда же он появился, его тут же перехватила журналистка ТВ-2: 20 минут он как истинный неформал переминался с ноги на ногу, держа руки в задних карманах своих джинс. Великий организатор новосибирской Монстрации (а собрать в одном месте несколько тысяч человек - это организационное достижение) производил впечатление сноба, преклоняющегося перед веяниями западных мод.

Конечно же я был субъективен. Наркотики Лоскутову подбросил тот же оперативник, что и годом-другим ранее - Вадиму Иванову (всероссийская акция ФСБ по запугиванию оппозиции - "Заслон", 5 июля 2006 г.) на тот момент экс-командиру новосибирского отделения "Авангарда красной молодёжи". Лоскутов пальцем о палец не ударил в защиту Вадима. И это ему аукнулось. Наркотики подбросили ему самому. Но и после месячной отсидки Лоскутов отказался вступиться за политзаключённых, включая Иванова, который отсидел в Мариинске в колонии-поселении при ЛИУ-33 около полутора лет и освободился в начале 2010-го. Прошло ещё 2 года, много воды утекло, но осадок остался... Вживую мы не виделись ни разу, изредка переписываясь по электронной почте. И вот теперь наши дороги пересеклись на его фильме о дорогах.

Перед фильмом.

Главной Командующей была Катерина Селиховкина. Организатором встречи Лоскутова и Ко с избранными оповещёнными выступил клуб томских блогеров http://blogclubtomsk.ru/ , http://vk.com/blogclub Надо полагать, Катерина была от этой организации. Она представила новосибирских гостей - создателей фильма и неких экспертов. Насколько я понял, фильм был снят Артемом Лоскутовым, Дмитрием Марголиным, Александром Бакаевым. Меня не покидало ощущение, что это Селиховкина сняла фильм и проводит встречу со своими студентами, которым объясняет, как надо отвечать и что делать.

Видеоролик "Нефть в обмен на ничего" продолжался минут 40.

Я понял, что меня обманули. Мыльный пузырь загнали по цене воздушного шара.
Я не снимал фрагменты фильма с экрана, потому что меня попросила этого не делать одна из Держащих Микрофон - Ксения Юдина. Понятная просьба, если учесть, что создатели фильма собираются его демонстрировать как некое откровение по городам России и заграницей. И я не сомневаюсь, что это им удастся: посредственность актуальна. Но если бы этот затянувшийся на 30 минут видеоролик выложить на томский ютуб - видеохостинг томск.фм, то больше 1000 просмотров за неделю он не набрал бы. Весьма скромный результат. Но если ролик показывать только избранным оповещённым (мало места в зале!, просмотр фильма по предварительной записи!) и каждый раз с придыханием называть его фильмом, то некоторое время ещё можно водить себя за нос.

О чём "фильм"? Различные официальные и не очень лица регионального значения попеременно говорят, что Сибирь, кормящая Россию, обделена деньгами (это правда), и что поэтому (???) надо увеличивать финансирование строительства дорог в Сибири. Это всё. Потанинские мотивы и областнические ассоциации - так и не озвученные - опустим. Что в сухом остатке? Заигрывание с сибирской обособленностью, грубое натравливание сибиряков на москвичей, однобоко (дайте нам, городам, порулить!) интерпретируемая говорящими в ролике идея децентрализации управления. И так из пустого в порожнее 40 минут с видами Новосибирска, Томска и ещё нескольких городов. Я не оговариваю ролик, честное слово. Он был пустой и однообразный. Ну, хорошо, я субъективен. Значит, таких категоричных выводов делать не вправе. Допустим. Но даже для написания этих строк, чтобы убедиться в том, насколько я не прав, у меня под рукой нет этого - хорошо, пусть будет по-вашему - ФИЛЬМА. Зачем зря кататься из города в город? Выложите фильм в интернет - пусть люди сами оценят. Вход на просмотр всё равно бесплатный. Полсотни человек в каждом городе - мизер. Не заработаешь. А на поездки авторской группы по городам требуются немалые деньги. Только расходы одни! Выложи в интернет, не томи душу, тебе же легче будет! Или перед авторами поставлена какая-то другая задача? Поставлена кем? Не теми ли, кому под прикрытием увеличения финансирования строительства дорог интересно пощупать Сибирь за вымя на предмет незалежности?!

Обсуждение.

Аудиторию лишили слова с самого начала. Как объяснила собравшимся Держатель Микрофона Екатерина Селиховкина, это связано с гигиеной дискуссии. Присутствующие преклонились перед мощью её интеллекта и упорно просили слова. Но строгая училка Селиховкина слово своим писающимся от преизбытка мыслей ученикам давала неохотно.

Провальный видеоролик Артёма Лоскутова имел и другую сторону - он был удачной провокацией. Он поднимал тему, на которую было наложено табу. А может правда нам стоит отделиться? Цепляла своей абсурдностью идея строительства новых дорог - дорог вникуда - без концепции, без стратегии. Эта идея-фикс цепляла именно необходимостью её опровергнуть - а бред, высказанный в форме утверждения, неопровержим! - провоцировала всё новые вопросы.

Кстати, я не брался освещать мероприятие. Это благородное дело я предоставлю людям объективным и своей технической видеосъёмке обсуждения. Причиной написания этой статьи явилось НЕВЫСКАЗАННОЕ там, в зале. И эти 15 вопросов не дают мне покоя. Может быть, они стоят того, чтобы вам познакомиться с ними? Когда Юдина покосилась на Селиховкину, предоставившей мне слово, и удивлённо передала мне микрофон, я сбивчиво и слишком эмоционально сказал часть из того, что записал во время просмотра ролика. Эмоциональность была вызвана долгой передержкой - мне около 20 минут не давали слова! И не только мне! Лоскутов парировал мою тирраду парой фраз, не акцентируя внимания на сути поставленных мной вопросов. Переиграем.

"Вадим Тюменцев, автор концепции "Смерть городов" http://vk.com/club35000764 и "Сексуальной доктрины" http://vk.com/club30504206 . При просмотре фильма у меня возникло 7 вопросов, и несмотря на то, что у ведущей нашей встречи хронически не хватает времени, чтобы предоставлять слово аудитории, но хватает времени, чтобы создавать его дефицит, я буду краток и озвучу все 7 вопросов.

1. Почему именно дороги выбраны стержневой идеей фильма? Если говорить о развитии Сибири, впрочем как и о развитии России, за исключением разве что столичных городов Москвы и Грозного, то о развитии как таковом говорить не приходится. Устоять бы. И главной проблемой городов, в том числе и Сибирских, является износ коммунальных сетей - холодного и горячего водоснабжения, отопления, водоотведения. Срок службы трубы в благоприятных условиях составляет лет 40. В 90-е годы трубы почти не менялись. А те замены, которые происходят сейчас едва ли компенсируют текущий износ. Кроме того, есть сомнения в качестве этих недостаточных замен. Например, на улице Усова, рядом с которой мы сейчас с вами находимся, трубы меняют из года в год. Нормальное такое освоение бюджетных денег. В результате российские города рискуют оказаться положении блокадного Ленинграда уже в ближайшие 5 лет. В Сибири ситуация с заменой труб усугубляется промерзанием почвы на метр, усугубляется морозными зимами. Менять зимой трубы - очень накладно. И угроза смерти десятков тысяч человек в замерзающих квартирах - это новая российская реальность. Не говоря уже о том, что гораздо логичнее сначала прокладывать трубы, а только потом заниматься дорогами. У нас даже примета такая есть: если кладут асфальт, значит скоро будут менять трубы.

2. Почему авторы фильма рассматривают сибирские недра как собственность живущих ныне? Продолжительность жизни человека как животного исчисляется миллионами лет. Человеческая цивилизация молода - ей всего лишь около 10 000 лет. Своего рассвета она достигла с отступлением ледников - в межледниковый период. Очевидно, что это периодический процесс и ледниковый период не за горами. По оценкам учёных, мы в обозримом будущем будем вынуждены выживать в эпоху ледника - первого ледника в истории земной человеческой цивилизации. В 2011 году ещё только-только засбоило тёплое океаническое течение Гольфстрим, обогревавшее ранее Европу. Так на каком основании, находясь в оптимальных климатических условиях, мы распечатываем стратегический запас ВСЕЙ земной цивилизации? Наиболее доступные для добычи полезные ископаемые хищнически переводятся в загрязнение воздуха, воды, почвы. Идёт гонка потребления. У кого машина быстрее. Кто одет дороже. У кого дом больше. В результате этого перемолота ресурсов мы не только воруем у будущего, но и плюём в настоящее. Авторы фильма ставят вопрос о "честном" дележе украденного из изнасилованных земных недр, то есть не задевают сути вопроса. Но можно копнуть ещё глубже - надо перестать копать под Землю уже потому, что она принадлежит не только нам - людям.

3. Зачем нужны дороги? Я сам отвечу. Чтобы из одного города добраться в другой. Зачем нужны города? В значительной степени это явление самоорганизации человеческой биомассы. И как явление эволюционное подчиняется системным же закономерностям и находится в ведении природы. Но об этом, не зная сто тысячелетнего опыта других - пусть и внеземных цивилизаций - судить трудно. Мы как инженеры своего будущего не состоялись, живём вслепую. Но даже на основании куцой, на десять раз переписанной истории земной человеческой цивилизации, мы знаем, что городами на каждом историческом этапе назывались разные по своему внешнему виду и функциональной сути массовые селения людей. Одни города - города-остроги - были для защиты от набегов иных племён. Города-государства имели свою, неизвестную мне, функцию. Города-базары вырастали на перекрёстках дорог. Стяжательство их цель. Города-заводы принимали участие в промышленной революции. Их целью было производство. И вот сейчас мы выбились из канвы. Для чего нужны наши города, в которые один из героев фильма предлагает ехать по четырёхполосным дорогам? Население, потерявшее цель, деградирует. Генетическое оскуднение крови, однообразие событий, призматичность маршрутов и камер-квартир. Города "поедают" население деревень (73% населения РФ живёт в городах, перепись 2010 г., в 1955 г. в СССР - 50 на 50) и притоку свежей крови просто неоткуда взяться - только из-за границы, из тамошней сельской местности (в мире население городов и деревень относится как 1:1 в 2010 г. с тенденцией роста доли городского населения). Строительство дорог едва ли отдаляет тот главный упадок, после которого уже не подняться - генетически-демографический конец. Лоскутный подход не позволяет составить стратегический замысел. Зачем нужны дороги, которые ведут в города, которые не имеют цели?

4. К чему приведёт строительство дорог в самих городах, в том числе и сибирских? Расширение улиц стало "национальной идеей" Томска, начиная с 2000-х годов. Это был ответ на автомобильные пробки - закупоривание, прежде всего, частным транспортом Иркутского тракта и улицы Пушкина. Но по опыту Европы известно, что сколько улицы не расширяй, а машин всё равно на них будет больше. От хаотичного непродуманного закупания населением личного автотранспорта предлагается такая же панацея - хаотичное строительство дорог между городами городами, объездных, мостов, транспортных развязок, улиц. Системным планированием и концептуальным целеполаганием никто заниматься не хочет. Зато очень хочется найти простое решение. Однако результат будет удивителен своей гибельностью для всех, даже для тех, кто сегодня выступает за строительство дорог. Машин будет ещё больше. Возрастёт аварийность. Воздух станет грязнее. Возрастёт заболеваемость. Возрастёт смертность. Снизится суета, имитирующая деловитость. Появится новая идея. И все вложения, сделанные в города, будут возвращены природе. Это явление называется саморегуляция. Но если мы считаем, что люди - разумные существа, то нам следует предвидеть последствия своих действий. В противном случае, человечество следует рассматривать как биомассу, что снимает всякую ответственность с лидеров, реализующих проекты по уничтожению миллионов людей с целью спасения как человеческого рода, так и планеты Земля.

5. Почему в фильме "Нефть в обмен на ничего" главной сюжетной линией является провокация ненависти сибиряков к остальной России, прежде всего к Москве? Кому выгодна эта попытка привить сибирякам комплекс неполноценности? Как бы мы не относились к москвичам, они - россияне. Бездушие москвичей - это проклятье всех больших городов, а не только Москвы. И если мы будем "развивать Сибирь" - кстати, что это в твоём понимании? - строительством дорог между городами и особенно внутри городов, то это неминуемо приведёт к увеличению численности населения городов, к возрастанию плотности населения на каждый квадратный километр города, к росту количества взаимодействий между людьми, низводящее это взаимодействие до статуса информационного шума, к утрате человеческой индивидуальности, к обесцениванию межличностных отношений. Нужно ли нам такое "развитие"? Здесь, в этом зале, где находятся 60 человек, вы торопите меня говорить быстрее. Нам уже сейчас в пятисот тысячном Томске образца 2012 года не хватает времени. И это очень сомнительная затея с нагнетанием людей в города через строительство новых дорог. Ведь тогда дефицит времени ещё более усилится. Тогда у нас станет ещё меньше возможностей услышать и понять друг друга. И ещё. Провоцируя сибирский сепаратизм следует помнить, что Россия входит в состав Сибири. Две трети площади России составляют Сибирь с Дальним Востоком. Но в Сибири живёт только 18 млн. человек, на Дальнем Востоке - 7, вместе - 25 млн. человек. Всего в России - 143 млн. человек. И Россия - это не только территория. Россия - люди. И 25 млн. человек не способны удержать такую огромную территорию. Об этом тоже стоит помнить. Тем более, что мы помним какие иллюзии питали республики Советского Союза по поводу своей независимости. Теперь счастливые беженцы из незалежного Узбекистона торгуют трусами и варежками на центральном рынке Томска. Отделение Сибири от предприятий перерабатывающей промышленности будет ещё более болезненным.

6. Перенос столицы России в Сибирь? Думаю, это единственное решение для достижения гармонии между геометрическим центром территории страны и центром притяжения населения. Поиск справедливости, то есть передел финансовых потоков в пользу Сибири невозможен уже потому, что в Сибири живёт меньшинство населения страны. Но даже если свара удастся, это подорвёт страну изнутри через взрыв внутренних противоречий. И тогда у нас будет уникальная возможность сравнить полуколониальную русскую Сибирь с колониальной сибирской "автономией" КНР. Но сама по себе идея переноса столицы не нова и не невыполнима. Нужна многоярусная стратегия, при которой перенос столицы будет вынуждаться самим ходом событий. Скажу больше. Столицу Сибири нужно строить наново, с чистого листа. На базе в лучшем случае деревни, но никак не города. Выглядит убедительным наблюдение русского биофизика Александра Чижевского (1897-1964) о том, что наиболее благоприятная изотерма для строительства городов, как мы видим из прошлого и настоящего земной цивилизации - это изотерма среднегодовой температуры с интервалом между +4С и +16С. В Томске среднегодовая температура -0,6С, в Новосибирске +0,2С, в Барнауле что-то вроде +4С. Кроме того, нам необходимо рассмотреть вопрос не только о строительстве новой столицы, но и о строительстве новых небольших городов (их функцию надо продумать заранее) вдоль южных границ Сибири. Помимо этого отдельная проблема - продуманная децентрализация городов России, которая обеспечит населением новый Проект, позволит людям жить полноценной жизнью, а не жизнью крысы в клетке, и уравновесит Восток России оттоком населения с Запада НАШЕЙ страны.

7. Почему в фильме не вскрываются корни социальной несправедливости? Проблема ведь не в том, что существует перекос потребления в пользу Москвы, а в том, почему такие отношения стали возможны. Во многом сильна историческая инерция смотреть из Москвы и видеть в Сибири источник несметных богатств. Но есть и более мощный фактор. Полным ходом идёт процесс глобализации. Глобализация по К.П.Петрову (КПЕ) – это процесс концентрации управления всем человечеством в одних руках. Это означает ограбление мира в глобальном масштабе, простроенное сверху вниз. Насос качает ресурсы, лишая необходимого многих, ради избыточного для узкого круга лиц на самом верху. Неравенство между городом и деревней, между мегаполисом и городом, между столицей и мегаполисом, между столицей мира и столицами других стран, между корпорацией финансовых центров и столицей мира - это звенья одной цепи. И вступление России в ВТО в декабре 2011 года лишь подчёркивает формальную сущность её суверенитета. Понимая, как работает эта конструкция по концентрации управления, трудно рассчитывать на целесообразность локального действия возмущённой провинции против всесильной столицы, политическая верхушка которой имеет ярлык на княжение от Вашингтонского обкома и финансовой мафии выше. Против глобальной концентрации ресурсов эффективным средством является только глобальная революция. Но революция в любой стране, как правило, не проходит без внешней поддержки. По отношению к Земле, где утверждается единый античеловеческий мировой порядок, такими внешними силами могут быть только внеземные цивилизации. Если же смотреть приземлённо, то по аналогии с восстанием в столице страны следует возлагать свои надежды на революцию в центре мира - в Вашингтоне. Но там ли центр? И достигла ли глобализация такого однозначного единства? Нет, не достигла. Но всё идёт к этому - к тотальной централизации, где Земля - подводная лодка, а каждая страна - отсек в этой лодке, выполняющий конкретную функцию. Насколько разумно говорить о децентрализации по отношению к Москве (в пользу остальной России и Сибири в частности) в контексте тотальной мировой централизации? За скобками можно даже оставить вопрос об избирательной справедливости, которую ищут создатели фильма в перераспределении ресурсов в пользу сибирских городов, умалчивая об ограблении этими сибирскими городами сибирских же деревень.

Поднятые мной темы гораздо глубже вашего поверхностного фильма, отражающего ваш - мегаполисный! - мир и его поспешные интересы. Я могу ожидать только ответов того плана, которые я уже слышал. И вопросы аудитории были сильнее ответов создателей фильма. Возможно, авторов фильма это удивит, но многие умы человечества задумывались над проблемой перспективы человеческой цивилизации. И не прятали стыдливо глаза, говоря об этом. Потому что нелепо совершать затратное действие и ошибаться по поводу последствий, к которым это действие приведёт. Адаптация дискуссии к посредственности не делает чести её организаторам. И если большая часть представителей "культурного" Томска способна только барахтаться на мелководье, то это проблема самих интеллигентов, но никак не дефект глобальной постановки вопроса. Спасибо за внимание."

10.02.2012 Вадим Тюменцев, Томск.
http://vadim1980.livejournal.com/146568.html


Рецензии