Тайны и мифы святых писаний. Н-Зав. Гл. 5 разд. 1

        Глава 5

    Церковные тайны
   "Рождества Христова"

        Раздел 1

Прежде чем мы приступим к нашему исследованию, прошу внимательно ознакомиться со схемой, на которой отображены главные периоды и исторические события, происходившие на территории Палестины. Эти сведения нам ещё будут нужны.
 
Современному даже не очень грамотному человеку, известно, что отсчёт годов в так называемой "Нашей Эре" (н.э.) ведётся от момента Рождения Христа. Всё то, что было в истории до этого, носит название "до Рождества Христова" (до Р.Х.), а всё последующее, естественно "от Р.Х".

Библейский подраздел "Апостолы и Евангелия Праздников Непереходящих" трактует, что праздновать это Событие надлежит: христианам-католикам 25 декабря, а православным христианам 7 января, т.е. на 13 дней позже. Откуда появилась эта логическая нелепица, мы выясним, но чуть позже. Итак, условной точкой отсчёта "Нашей Эры" является год Рождения Христа. Это принимается, как аксиома и прочно улеглось в нашем сознании.

Но давайте всё же, попробуем разобраться кем, когда и главное, как всё это было установлено? На основании, каких таких фактов были сделаны эти фундаментальные утверждения? У вас наверняка возникнет вопрос, а почему собственно в этом необходимо разбираться? Необходимо. Пока поверьте. Не всё так просто в этом вопросе, как кажется на первый взгляд. И далеко не всё соответствует положению вещей, преподносимому Церковью на сегодняшний день. Ниже я постараюсь вас в этом убедить.

Прежде чем приступить к нашему, так сказать расследованию или точнее исследованию прошу вас ознакомиться с кое-какой справочной информацией, касающейся летоисчисления в целом и общем.

                Календарные проблемы

У разных народов были созданы различные типа календарей:

Лунный.  Самый древний и распространённый. Основан на движении  Луны, предполагал согласование суток и лунного месяца.

Солнечный.  Более поздний. Согласовывал сутки и год.

Рассмотрим основные временные понятия, которые нам понадобятся:

Сутки:  Средние солнечные         –    24 ч 3 мин. 56,5 с  (звёзд. врем.)

Месяц:  Календарный средний    –    30 сут. 10 ч 29 мин. 4 с
            Лунный (между новолуниями)      –    29, 5305 (29,5) ср. солн. суток

Года: -  "Юлианский" (Старый стиль)       –  365, 2500  ср. солн. сут.
          -  "Григорианский" (Новый стиль)  –  365, 2425  ср. солн. сут.

Эта незначительная разница (0,0075) между Юлианским и Григорианским годами за каждые 128 лет накапливает ошибку отставания в одни сутки:  365.25 – 365.2425 = 0.0075 ; 128 = 0.96  ;  1 (ср. солн. сут.).

Юлианский календарь.  Юлий Цезарь находясь в Египте, не только придавался плотским утехам в объятьях любвеобильной Клеопатры, но как-то встретился с александрийским астрономом Созигеном. Тот ознакомил императора с разработанной им новой системой летоисчисления. Не будем вдаваться в подробности этого дела, не это сейчас важно. Главное то, что Цезарю предложение понравилось. Он приказывает ввести систему Созигена на подвластных Риму территориях, но правда уже под своим именем. Как позже рассчитали исследователи, это произошло между 45 и 46 гг. (до н.э.).

Вначале юлианское весеннее равноденствие  приходилось на 21 марта, что позже стало являться важным моментом в определении даты празднования христианской Пасхи. К 16 веку накопившаяся ошибка, о которой упоминалось выше, составляла уже 10 суток, и фактическое равенство дня и ночи перестало совпадать с календарным. Назрела необходимость "подтянуть" даты.

В 1582 году римский папа Григорий ХIII ввёл в действие календарь итальянского математика Луиджи Лилио, т.е. после 4 октября 1582 года наступило не 5, а 15 октября. Всё как будто бы стало на свои места. Но в результате появилось календарное двоевластие, которое способствовало ещё большему разъединению основных ответвлений некогда единого Христианства. Так появился Григорианский календарь, а имя папы вошло в историю. В копилке славных дел этого понтифика находится, и "тихая Варфоломеевская ночь" с 24-го на 25-ое августа 1572 года, где французские католики зарезали по разным источникам от 30 000 до 70 000 своих же протестантов. Однако такую мелочь по сравнению с календарём, стоит ли, и вспоминать рядом с именем папы Григория, а тем более 13-го.

Итак, разница в 10 суток была до ХVIII века, в ХVIII – уже 11, в ХIХ   – 12 и наконец, в ХХ и ХХI – 13 суток. Что собственно сейчас и имеем. А вот в следующем ХХII веке эта разница будет составлять уже 14 суток. Католические и православные христиане разбегутся ещё на 1 день в праздниках, посвященных своему Единому Богу. Интересно, как Церковь будет отвечать на законный вопрос прихожан того времени (в отличие от нас пассивных): "А собственно, почему это так? Что это за цифири такие? И вообще кто и зачем нас развёл по Костёлам, Кирхам и Соборам?".

На Руси отсчёт годов велся от мифического сотворения мира, принятого в Византии – 01.09.5508 г. до н.э. В середине ХIV в. русские церковники всё-таки решились выполнить одно из постановлений 1-го Никейского собора и перенесли начало года с 1 сентября на 1 января. И только через полтора века после этого была выполнена вторая часть постановления, - введено христианское летоисчисление.

День после 31.12.7208 года по Византийскому варианту стал считаться 01.01.1700 годом от Р.Х. (7208 – 5508 = 1700 г.). Виновником этого христианского торжества на просторах просыпающейся Руси, конечно же, был неугомонно-разностатейный реформатор Пётр I. После октябрьского переворота в большевистской России был введён Новый стиль, сразу за 01.01.1918 г. наступило 14.01.1918 г. Самым последним членом этой дружной григорианской семьи в 1928 году стал Египет.

Священный календарь.  Библия использовала лунный календарь. 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного. Примерно раз в 3 года набежавшая разница добавлялась в виде 13-го месяца, что давало 384 дня. Таким образом, 1-ый месяц Священного год "Авив" (Нисан), на который приходилось равноденствие, всегда оставался весенним. Его название имеет дословный смысл, - "месяц зрелого колоса". По всей вероятности к этому времени ячмень в "ихних Палестинах" успевал дойти до полной "восковой спелости". В полнолунную ночь с 14-го на 15-ое Нисана евреи начинают праздновать Пасху, которая была установлена после выхода народа из Египта и является символом их освобождение от рабства. Вообще начало лунного месяца определялось по появлению видимого серпа новой Луны.
 
От одного новолуния до другого проходит 29,5 (синодических) cуток, поэтому месяцы имеют продолжительность в 29 и 30 дней попеременно. Дни недели, кроме субботы (шабат), названий не имели. Неделя завершалась именно субботой, поэтому библейский "день первый" соответствует христианскому воскресенью, а не тяжёло-похмельному современному понедельнику. Месяцы священного календаря имели древние хананейские, ассиро-вавилонские и финикийские названия. Гражданский же год начинался осенью в 7 месяце Афаним (Тишри), после уборки всего остального, надо понимать уже 2-го урожая.

                "Ошибка" монаха Дионисия
 
В настоящее время, как мы уже знаем, древнейшая из христианских Церквей, - можно "Римская", можно "Католическая" празднует Рождество Христово 25 декабря. Она собственно это утверждала, ей и отчитываться. Вообще в отношении числа "25" и тем более "декабря" в Библии нет никаких указаний. Эта дата, как мне было сказано служителями Церкви, впервые появилась на свет Божий в 325 г. на 1 Никейском соборе, тогда ещё единой Церкви Христовой.

Её окончательный раскол произойдёт позже в 869 г. Почему? А потому что Римский папа Николай I и патриарх Константинополя Фотий банально не поделят святую власть. Первый хотел быть самодержцем в Церковном мире, а другому претила роль вассала. Вот собственно главная причина развода христиан, произошедшая благодаря имперским амбициям Высших Отцов Церкви. Мы уже на этом останавливались ранее и, по-моему, не один раз.
 
Как на 1-ом Никейском синклите определили данные "число и месяц", мы выясним ниже. А пока попрошу запомнить, что "они" к истинной библейской дате Рождения  Сына Божьего не имеют абсолютно никакого отношения.

Однако свои "разборки" мы начнём не с "Даты", а с "Года". Общеизвестным (для теологов) фактом является ошибка в определении Года Рождения Иисуса Христа. Она составляет по разным версиям от 3 до 4 лет. Факт этот хотя и известен, но не афишируется, как Католической Церковью так, естественно и Православной. Зачем, как говориться "выносить сор из … ". Почему так получилось? Для этого заглянем в те библейско-исторические времена.

Когда христианство победило многочисленный древнеримский античный пантеон и стало доминирующей религией, император Восточной части разделённой римской империи Юстиниан приказал монаху-архивариусу Дионисию Эксигуусу (Малому) сделать новый календарь. Пора было начинать вести летоисчисление в христианском мире от года Рождения Сына Божьего. Указание самодержца было выполнено в 562 году (н.э.) и, как говориться принято к производству.

А как же считали в Римской империи "вообще" и во времена Христа в "частности"? Многие древние историки в своих сочинениях ссылаются на "Олимпийскую" систему, где отсчёт начинался с 776 г. (до н.э.), хотя сами "прыжки и забеги" нагишом по Олимпу впервые произошли аж за 7 веков до этого.

Иногда использовалась система "fasti consulares". Здесь отталкивались от списков римских консулов, которые избирались по двое сроком на год, который и носил их имя. Например: "В год консульства Марка Красса и Гнея Помпея", что в пересчёте на монаха Дионисия даёт 55 г. (до н.э.).

Наряду с датировкой по консулам, также можно было встретить исчисление от предполагаемого "года основания Рима" – 21.04.753 г. (до н.э.). На вопрос применялось ли это на самом деле в той "повседневной жизни", - точного ответа нет? Многие исследователи подозревают, что она, как и олимпийская система в действительности никогда не существовала на берегах древнего Тибра. Скорее всего, это было выдумано поздними историками. Но, тем не менее, все христианские расчёты по нашему вопросу отталкиваются именно от "года основания Рима". Поэтому и мы будем сражаться, так сказать на поле брани этой системы временных координат.

Почему же ошибся Дионисий? Было ли это просчётом по недомыслию или из-за недостатка хронологических данных? Так и подмывает спросить: "А был ли ребёнок в том тазике, воду из которого выплеснули? А может, никакой ошибки и вообще не было? ". И вот что интересно, некоторые исследователи склонны именно так и думать. Они предполагают, что монах, выполняя церковно-государственный заказ, подгонял Рождение Христа под утверждённую в Никее дату "25 декабря". Всё это могло выглядеть приблизительно так.

Работая над вычислением Пасхалий, Дионисий обратил внимание на Пасху 25 марта 563 года, которая уже была не за горами. На эту дату приходилось редкое событие, совпадали: еврейский Песах, христианская Пасха и Благовещение. К этому времени церковные счетоводы уже знали о "Великом Индиктионе" или "Пасхальном цикле". Это был период в 532 года, через который фазы Луны повторяются в одни и те же числа месяцев и в одни и те же дни недели. Не мудрствуя лукаво, этот архивариус от "25 марта 563 года" вычел "532" и получил, что 25 марта 31 года также был главный еврейский праздник. Если принять его за "Пасху казни" и вычесть отсюда 30 лет, то выходило, что 25 марта 1-го года произошло святое зачатия Сына Божьего, т.е. Благовещение. А вот теперь, если 9 месяцев беременности прибавить к полученному результату, то Рождество приходиться именно на "25 декабря". Всё здесь было бы и ничего, но… .

Вы, конечно же, обратили внимание на выделенную цифру "30". Откуда она появилась и что означает? Появилась она из евангелия "от Луки" и означает возраст Христа на момент принятия им Крещения от Иоанна Предтечи. А вот здесь вся "соль" рассчитанная на невнимательность современных читателей и на необразованность предшественников. Ведь не зря же Церковь "вырывала" Библию из рук прихожан, а вдруг увидят все несуразицы, в том числе и эту? Да, Христос был крещён в Иордане 30-ти лет от роду, но ведь на Голгофу он взошёл практически в 33 года. Почему же тогда Дионисий работал с цифрой "30"?

Нет, что вы мне не говорите, а монах точно занимался арифметическим очковтирательством. Тогда результат Эксигууса по горячим следам никто "из гражданских" не заметил, а скорее всего, была дана "отмашка не замечать", а позже и прижилось.

Сейчас немного пофантазируем. Давайте представим гипотетический диалог с Дионисием. Скорее всего, это облеклось бы в следующую словесную форму:

- Почему же ты родной так поступил, ведь знал же о 33-х годах?
- Я то знал. А собственно где про них сказано в евангелиях? Это ведь надо высчитывать, а про 30 лет есть "у Луки". И потом, если вычесть "33", то все праздники "разбегутся".
- Но ведь Год получился с ошибкой? Не стыдно было, как ни как учёный?
- Успокойся потомок. Я в первую очередь церковник и точность "Года" нам была не важна, главное было обосновать "Рождество".

Собственно, таким вот образом. А теперь за работу. Как бы там на самом деле ни было, но Дионисий высчитал, что Рождение Христа произошло через 753 года после закладки Ромулом и Ремом первого камня в фундамент будущего города на берегах Тибра.


Рецензии