Возможен ли единый учебник истории в России

21.10.2014 23:30:00.00

«Во что упрётся мысли стрела? Какой приговор живому? Моя, однако, уже обрела бессмертия вечный омут…» - Леонид Прокопьевич Черненко

ВОЗМОЖЕН ЛИ ЕДИНЫЙ УЧЕБНИК ИСТОРИИ В РОССИИ?

История и политика соседствуют рядом в незримом, но активном, взаимодействии. Именно поэтому всякое изложение истории упирается в политический процесс, согласно которому молодое поколение общества вовлекается в жизнь, иное означало бы, что история – это забава, оставить которую всё равно, что переключиться к более важным делам. Последнее в виде забавы занятие историей, кстати, происходит, когда молодое поколение, вступающее в жизнь, оболванивают, чтобы выключить из активного политического процесса.

Итак, если мы хотим, чтобы молодое поколение активно вовлекалось в жизнь общества, нам нужно его учить, и учить на исторических примерах, так как эти примеры есть аккумулированный опыт, практика человечества. Мы не должны отказываться от тезиса о том, что практика есть критерий истинности положения вещей рассматриваемых в проблеме. Проблем в обществе видимых и невидимых огромное множество, исчерпать которое в одном поколении людей невозможно, поэтому есть необходимость учиться у старшего поколения, прошедшего трудовую школу. Иногда, правда, можно поставить под сомнение опыт старшего поколения, то тогда наступает трагическая «минута» разрыва истории, преемственность поколений рвётся. Так рвалась преемственность в 19-ом веке, перешедшем в 20-ый век трагедий мировых войн, известных как 1-ая и 2-ая мировая война. Но это ещё пока не критический вывод о ходе истории. Преемственность может быть нарушена и по другим причинам, которых мы не знаем. Чтобы провести анализ причин нарушения непрерывности истории, необходима серьёзная философская подготовка, которая даётся многими трудами самостоятельного порядка, что выпадает из учебных задач, которых касается проблема создания единого учебника истории.

Ясно из сказанного, что единая политика в государстве требует создания единого учебника истории государства, так как единство в обоих предметах тождественное.

Каков же вид учебника, который мыслится единым учебником? Это, конечно же, не простое многотиражное издание на бумаге, так как объём информации, который приходится усваивать, огромен. Такой учебник должен содержать удобный поисковик необходимой темы, как это делается в сетевых ресурсах Интернет. Поэтому учебником может служить соответствующий портал информационной сети. Сегодня мы легко находим, например, в русской литературе поучительные истории нашего опыта, которые традиционно были самым надёжным источником информации. Задав в поисковике Интернет «Эпилог» романа «Война и мир» Льва Толстого, мы получим для чтения прекрасный урок размышлений об истории как таковой нашего великого писателя, из которого узнаем, что история – это всегда проблема, имеющая паллиативное решение.

Итак, век информатизации общества диктует создание такого единого учебника истории, который есть обучающий портал, доступ к которому разрешён по защищённому праву, потому что политически важно защищать информацию универсального значения, каким является аккумулированный опыт поколений в суверенном государстве.

Таким образом, мы не двусмысленно заявляем о том, что необходимо и в каком виде, если речь идёт о подготовке молодого поколения для творческого участия в жизни общества. Аминь.

+)))
[1] http://www.proza.ru/2014/10/15/243 - к 70-летию Нюрнбергского процесса


Рецензии