Тайны и мифы святых писаний. Н-Зав. Гл. 5 разд. 2

        Раздел 2

    Иудейские пересчёты,
         Ирод и
     "звезда волхвов"

Ну а теперь за работу. Давайте поставим себя на место монаха и попробуем сами решить возложенную на него задачу. Прежде всего, необходимо было проанализировать те хронологические данные, которые имелись в канонизированных документах Нового Завета и, конечно же, в исторических хрониках Римской империи. К тому времени Церковь уже разобралась с поддельными евангелиями и другой апокрифической литературой, так что все первоисточники по религиозной тематике были готовы к работе. Итак, анализируем данные, приведенные в 4-х евангелиях апостолами, близко знавшими Христа или почерпнувшими информацию о Нём от таких людей.

Евангелисты Матфей и Иоанн прошли рядом с Учителем весь путь Его земного Служения вплоть до Голгофы. Марк же был из числа последующих 70 учеников, но т.к. он являлся другом апостола Петра, то сведения о земной жизни Христа мог узнать, как говориться из первых рук. Евангелист Лука мог получить информацию от ап. Иоанна, с которым близко сотрудничал. Но мог и от того же Марка, находясь вместе с ним в Риме с 61 по 63 гг. по Р.Х.

В дальнейших рассуждениях, как уже было сказано выше, мы будем использовать года "от основания Вечного города". Однако, так как во всех справочных документах фигурируют даты "до н.э. " и после, то запомните, как это пересчитывается. Пример:

- Октавиан стал императором в 27 г. до н.э. Берём постоянную цифру "от Дионисия" равную "753" и отнимаем "27". Имеем  726 г. (от осн. Рима).
- Октавиан (уже Август) умер в 14 г. н.э. В этом случае к "753" прибавляем "14", - имеем 767 г. (от осн. Рима).

Как видите всё довольно просто. А сейчас давайте разбираться со следующим и очень для нас важным заявлением апостола Луки:

Лука 2.1-6  "… В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошёл также и Иосиф… в город Вифлеем… записываться с Мариею... которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей".

На основании вышесказанного, зададимся вопросами:

1.  Правда ли, что при императоре Октавиане Августе проводилась перепись "по всей земле", т.е. во всех подвластных провинциях?
2.  Правда ли, что некто Квириний на этот момент управлял Сирией?
3.  Почему Мария перед самыми родами вынуждена была отправиться на перепись из Назарета в Вифлеем?
4.  Раз эта перепись 1-ая, то была ли 2-ая и опять-таки при Квиринии?

По пункту 1.  Приведенные выше события происходили во время правления "Императора Гай Юлия Цезаря Октавиана Августа". Собственно, так сказать родное здесь только имя, остальное досталось со стороны. Титул "император" подчёркивал его непобедимость. "Гай Юлий Цезарь", – указывало на причастность Октавиана, как приёмного сына к роду Юлия Цезаря. "Август" от латинского выражения "auguo", т.е. "я увеличиваю, преумножаю". Это было призвано, подчеркнуть роль Октавиана, как "подателя благ, мира и благоденствия".

Данный, без сомнения великий император, возглавлял огромное хозяйство своей империи с 726 по 767 год (от осн. Рима). На каменных барельефных досках древней Анкары, носящих название "Анкорская надпись" упоминается о 3-х именно всеобщих переписях, проведенных императором за свою карьеру.

Первый так сказать пересчёт Октавиан, как и положено рачительному хозяину затеял при восшествии на трон, т.е. в 726 году. А вот когда были готовы результаты неизвестно. Такие мероприятия получались сильно растянутыми во времени и требовали огромных финансовых и военных усилий из-за обширности подвластных территорий. Дело тормозилось и тем, что жители практически всех провинций "не всегда" были лояльны к Риму и в подавляющем большинстве, пересчитываться не хотели.

Вторая перепись началась через 20 лет его правления, т.е. в 747 году.

Третью, уже ослабленный продолжительной болезнью и предчувствующий скорую кончину Август, начал при фактическом правлении своего приёмного сына Тиберия, - в 767 году. Собственно это был переучёт при передаче трона.

Из этих 3-х мероприятий нам наиболее интересна перепись 747 года. Сейчас давайте поближе познакомимся с человеком, о котором апостол Лука выразился следующим образом: "… Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею…".

Краткое резюме.  Квириний Публий Сульпиций. Реальная историческая личность. Военоначальник и политический деятель. Консул Римской империи. Официальный прокуратор Сирии с 759 по 764 год, т.е. уже после Рождения Христа.

Тогда возникает вопрос, почему евангелист высказался о нём, как о правителе Сирии на момент рождения Сына Божьего? Давайте разбираться. В 741 году Квириний избирается консулом. Тацит в своих "Анналах" (III, 48) упоминает, что спустя некоторое время он был удостоен замечательных почестей за то, что разрушил укрепления и заставил сдаться гомонадов, населяющих Киликию. Накануне переписи 747 года Квириний с 4-мя легионами находясь в Восточных провинциях, получает назначение на должность командующего римскими войсками в Киликии, Сирии и Финикии. И хотя на момент переписи Сирией номинально управлял Секст Сатурнин, но фактическим хозяином стал именно Публий Квириний. И все, в том числе и Лука тогда отлично знали этот момент.

Опять вопрос, почему же произошло это двоевластие? Дело в том, что официальные префекты провинций за годы своего правления утрачивали римский патриотизм и финансовую честность, а проще говоря, начинали заниматься воровством налоговых поступлений. Таким образом, казна империи терпела большие убытки. Поэтому при проведении таких важнейших мероприятий как перепись населения, император направлял в провинции своих доверенных лиц с абсолютной полнотой власти. И с момента их прибытия на места засидевшиеся префекты по существу считались отстранённым. Теперь их дальнейшая судьба напрямую зависела от результатов пересчёта и финансового аудита. Именно таким легатом императора Августа и стал в Восточных провинциях Квириний. Итак, перепись началась, но пока непосредственно в Сирии. Затем это мероприятие плавно должно было переместиться в Иудею.

Вывод.  Всеобщая перепись на подвластных Риму территориях действительно началась проводиться в 747 году от основания Рима. В Сирии и Иудее этим вопросом действительно руководил Квириний, как доверенный и полновластный легат императора Августа. Поэтому ап. Лука написал чистейшую правду.

По пункту 2.  Прежде чем приступить к прояснению вопроса, почему перед самыми родами Дева Мария была вынуждена отправиться в далёкий и нелёгкий путь, давайте уточним существовавшую на то время в Иудее политическую дислокацию. Всеобщая перепись должна была коснуться Рима, Италии и многочисленных провинций. Возникает риторический вопрос, а причём здесь собственно Иудея, которая "де факто" не являлась римской колонией, а была хотя и маленьким, но отдельным царством со своим правителем? Да, царство было, и царь был, но только на бумаге. Немного истории.

После успешной освободительной борьбы против сирийского господства Антиоха Епифана, начатой священником Матфием и его 5-тью сыновьями, Иудея обрела самостоятельность. Начался период независимости под управлением уже своих царей из династии Хасмонеев (Маккавеев), т.е. этих самых вышеназванных сыновей. Рим в это время, не спеша, но основательно становился "на ноги" и осваивал Испанию, Галлию и Британию. Однако время шло, и настала очередь Восточного региона. В 690 г. (от осн. Рима) Помпей, начиная свой Африканский поход вынужден "добираться" в заданную точку естественно по землям Иудеи. Другого сухопутного пути следования в Африку не было тогда, нет и сейчас. На это историческое время в земле обетованной царствовал Антигон 2 из Хасмонеев, который за оказанное его подданными сопротивление продвижению войск Пампея, был отстранён от власти.

Участь Антигона решалась в Риме. Как он не упрашивал Юлия Цезаря, но было принято решение прервать данную династию "чистых еврейских кровей" и отдать бразды правления Антипатру 2 Идумейцу. Сказано, - сделано. Однако в силу вступают фарсмажорные обстоятельства. "Брут и К; " в 709 году убивают Цезаря. Антигон понимая, что хозяевам сейчас не до мелочей, сговаривается с парфянами и с их помощью снова обосновывается в Иерусалиме. Участники 2-го триумвирата: Марк Антоний, Октавиан (пока ещё не Август) и Марк Лепид, разобравшись с внутренними проблемами, обратили взоры на периферию и надо сказать положение дел в еврейском царстве-государстве, их весьма огорчило. Принимается решение о начале парфянской войны.

Ирод, сын свергнутого Антипатра 2 отследив ситуацию, быстренько наносит визит в Вечный город, где tet a tet встречается с Марком Антонием. Участники задушевной беседы быстро находят консенсус. В результате Марк Антоний, втайне от остальных триумвиров получает весьма приличное вознаграждение, а "взяткодатель", - трон Иудеи. В этот же день новоявленный царь и его покровитель начинают отмечать это назначение, и через недельку Ирод уезжает из Рима на историческую родину.

Это произошло в 714 году. Но Иудейская корона была пока на голове узурпатора. Началась гражданская война. В 717 году Ирод при помощи того же Марка Антония изловил Антигона и по указанию Рима последний Хасмонейский царь был казнён в Антиохии. Итак, Ирод (позднее Великий) приступил к правлению. Но обладал ли он действительной властью и свободой истинного повелителя? Нет, Рим уже тогда распоряжался Иудеей по своему усмотрению. Вот пару ярких примеров.

1.  После убитого Цезаря ложе любвеобильной Клеопатры досталось Марку Антонию. И вот как-то разомлевший от ласк искусной "в этом деле" царицы, Антоний с барского плеча отдал под территориальное управление Египта часть Палестины. Заметьте никакого согласования с иудейским, т.н. самостийным царём и никакого опасения за возможный в таких случаях вооружённый конфликт. Это было в начале правления его протеже.

2.  Накануне переписи 747 года Ирод принимает самостоятельное решение и приводит в чувство несколько арабских разбойничьих шаек, тревоживших границы его царства. Хотя это же было и в интересах Рима, но Август отбивает у вассала охоту впредь что-то решать самому. Он доводит до сведения Иудейского царя, что отныне будет держать его даже не за союзного князя, а за обыкновенного подданного. Зарвавшемуся Ироду указали на истинное место. Отныне ни одна его серьёзная "государственная фантазия" не могла быть претворена в жизнь без разрешительной санкции префекта Сирии, т.е. по существу Рима.

Таким образом, готовилось изменение государственного статуса Иудеи, и недолго ей оставалось носить вывеску с названием "Царство". Пора было вливаться в славную семью колоний. Именно по этой причине Августу и необходимо было знать финансовую выгоду от будущих иудейских налогов. А для этого требовалось выяснить количество платёжеспособных жителей и их имущественный ценз.

Теперь когда мы имеем представление о политической обстановке в Иудее накануне переписи 747 года, давайте выясним причину перемещения Иосифа с беременной супругой из Назарета в Вифлеем. В предыдущей главе мы вскользь касались этого вопроса, но думаю, будет не лишним углубить ваши познания.

По Иудейским законам женщины при ранее происходивших своих местных пересчётах, во внимание не принимались. Восток есть Восток. Однако сейчас вступали в силу римские правила, по которым представительницы прекрасной половины еврейского населения, начиная с 12 лет, должны были один раз в год платить подушную подать. Следовательно, для контроля поступлений средств по "женской" графе, всех данных особ необходимо было посчитать. И ещё очень важный для нас момент. Согласно обычаю, установленному два века назад во время правления консула Клавдия, личная перепись должна была производиться по месту происхождения и рождения данного лица. Именно по этой причине беременной Деве Марии практически накануне родов и пришлось отправиться в нелёгкий путь. И хотя в евангелиях не сказано о месте рождения, как Иосифа, так и Богородицы, но факт их совметсного похода на перепись в Вифлеем говорит сам за себя.

Теперь о времени проведения таких мероприятий. Вот что пишет Иосиф Флавий о продолжительности переписи еврейского населения, затеянной царем Давидом незадолго перед своей кончиной. Хочу заострить ваше внимание, что на женщин здесь время не тратили.

Иуд. Древ. Кн.VII гл. 13:1  "… Однажды царь Давид пожелал узнать, из скольких десятков тысяч человек состоит его народ…  Итак, Давид поручил своему полководцу Иоаву отправиться по стране и подсчитать население…  царь…  велел ему немедленно и без проволочек приняться за подсчет евреев. Тогда Иоав взял с собой старейшин над отдельными коленами и писцов, прошел по всей стране Израильской и, выяснив все количество населения, по истечении 9 месяцев и 20 дней вернулся к царю в Иерусалим и представил царю численность всего народа, за исключением колена Веньяминова, потому что как это колено, так и Левиино он не успел подвергнуть исчислению…".

Как видите, практически за 10 месяцев не удалось переписать всё население. Причём никому никуда не нужно было передвигаться по городам и весям, т.к. писцы ходили сами. Несомненно, что такие мероприятия требовали по времени не менее года или даже больше.

Вывод.  Согласно повелению императора Августа, в Иудее началась перепись населения, которая должна была проводиться не по местным, а по Римским правилам. А это предусматривало участие в данном мероприятии наряду с мужчинами и лиц женского пола, причём именно по месту их рождения. На основании выше оговорённых временных нюансов, с чистой совестью можно предположить следующее. Перепись, которая в 747 году (от осн. Рима) стартовала в Сирии, вполне могла начаться на территории Иудеи только в 748 или, даже в начале 749 года.

По пункту 3.  Теперь давайте разбираться со второй переписью, которая также легла на плечи Квириния. Как мы уже знаем, в 717 году Ирод приступил к правлению в Иудее. Его царствование, продолжавшееся около 34 лет, закончилось в 750 году от основания Рима. Данный год неоднократно подтвержден различными прямыми и косвенными данными, поэтому сами заниматься арифметикой не будем. По завещанию Ирода Великого основная власть переходила к его сыну Архелаю. Смотреть за порядком в отдельных областях, ему помогали братья: Ирод Антипа и Филипп.

Правление нового царя, продолжавшееся 9 лет, было твёрдым и жестоким. Многочисленные жалобы и особенно из Самарии переполнили чашу терпения Августа. Архелай был отстранён от власти и сослан в галльскую Виенну. О дальнейших событиях в "Иудейских Древностях" Иосиф Флавий пишет так: "… Сенатор Квириний… пользовавшийся во всех делах огромным влиянием, явился в Сирию, куда его посылал император для того, чтобы творить суд и оценить все имущество населения. Вместе с ним был послан и Копоний… Ему была предоставлена верховная власть [прокуратора] над всею Иудеею. Затем в Иудею, которая тем временем вошла в состав Сирии, прибыл и Квириний, желая совершить общую перепись и конфисковать имущество Архелая".

Из сказанного следует, что в 759 году Квириний становиться официальным правителем Сирии. К ней территориально присоединяется Палестина, где за порядок, опираясь на мощь прикомандированных римских легионов, будет отвечать прокуратор Капоний. Таким образом, Август решил "еврейский вопрос", как и задумалось. Отныне Иудея приобретает статус колонии. Вот так и получилось, что Квириний управлял Сирий 2 раза и провёл 2 пересчёта еврейского населения:

- в 747 году в качестве доверенного лица императора Августа с полновластными полномочиями и
- в 759 году в качестве префекта Сирии.

Именно поэтому ап. Лука, владевший данной информацией, и написал: "… В те дни вышло от… Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею… ".

Теперь обратимся к автору первого евангелия, - Левию Матфею, который до встречи с Христом состоял на официальной государственной службе. Благодаря тем же двум переписям Квириния, будущий евангелист занимал должность "мытаря", т.е. выбивал с еврейского населения налоги для римского кесаря. Вот что у него написано по интересующему нас вопросу.

Матф. 2. 1,2,7-9,12-16,19-21,23  "… Когда же Иисус родился в Вифлееме…  во дни царя Иро-да, пришли… волхвы с востока и сказали, где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке… Тогда Ирод… выведал от них время появления звезды и… сказал: пойдите… разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня… Они, выслушав царя, пошли… И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода… Тогда Ирод… весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже… По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву".

Из сказанного делаем выводы и смотрим на верхнюю (более тёмную)схему:

1.  Иисус родился при жизни Ирода Великого;
2.  "Волхвы" связали рождение "Царя Иудейского" с появлением "звезды";
3.  Ирод ищет Мессию среди младенцев от 2-х лет и младше.

По пункту 1.  Иисус явился в наш мир между двумя историческими событиями, которые имеют чёткие временные координаты:
- Перепись населения в Иудее, как продолжение Сирийской переписи 747 года (от осн. Рима);
- Кончина царя Ирода в 750 г. (от осн. Рима).

По пункту 2.  В середине декабря 1603 года Кеплер наблюдает редкое космическое явление, - сближение Юпитера и Сатурна. Весной 1604 года к ним присоединяется Марс. В результате образовался весьма тесный и яркий планетный треугольник. Учёный зная, что моменты такого плана имеют периодичность, приступает к расчётам. Выясняется, что сближения данных 3-х планет повторяются каждые 20 лет и обходят зодиакальный круг за 8 веков. Тогда Кеплеру приходит мысль, а не это ли явление упоминается у апостола Матфея, как "звезда волхвов"? Вычисления дают поразительные результаты! Оказывается, что в декабре 747 г. (от осн. Рима) произошло соединение первых двух планет, а весной 748 года к ним приблизился Марс.

В отношении "волхвов с востока". Под этим термином в те времена подразумевались различного рода хироманты и астрологи. А раз они пришли в Палестину "с востока", то, скорее всего, следует понимать с берегов Евфрата. Кто-кто, а уж халдейские мудрецы умели увязывать редкие космические явления с важными земными событиями.

По пункту 3.  Итак, в 747 году вавилонские астрологи наблюдают "яркую картину" начавшегося сближения Юпитера, Сатурна и Марса. Зная Иудейскую мифологию в отношении ожидаемого там рождения Мессии, они понимают, что пора собираться в дорогу. По приходу в Иерусалим происходит их встреча с царём Иродом, который выведывает время появления небесного предзнаменования. Затем волхвы уходят в Вифлеем, и оказывается, что Святое Дитя рождено совсем недавно, буквально перед их приходом. Ирод, не дождавшийся возвращения чужеземцев и не знающий истинное время рождения Иисуса, ориентируется на выведанное время появления "звезды", т.е. на 747 год. Так как он приказывает лишить жизни мальчиков от 2-х лет и младше, то все описанные выше события, в том числе и "избиение младенцев" должны происходить где-то в конце 749 году (747+2). Иосиф со Святым семейством к этому времени уже в Египте. В 750 году Ирод умирает, и ангел разрешает всем Им вернуться.

                Тиберий, Пилат и "Земное служение Христа"

Теперь мы вновь вернёмся к апостолу Луке и поработаем над его следующим важным для нас высказыванием.

Лука 3.1-8 "… В 15-тый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее… был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии… И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение... крестился… и Иисус… начиная своё служение, был лет тридцати".     [ Именно отсюда Дионисии взял цифру "30 лет". Прим. авт. ]

Сразу сделаем пару важных акцентов:

1. Фраза: "… В 15-тый год правления …" подразумевает, что Тиберий уже процарствовал полных 14 лет и начал год 15-ый.

2. Пусть вас не смущает кажущаяся приблизительность выражения "… Иисус… начиная своё служение, был лет тридцати…". Такая же манера изъяснения была присуща и апостолу Павлу, с которым данный автор был дружен и манеру изъяснения которого перенял. Вот пример из речи Павла перед прихожанами синагоги в Антиохии Писидийской, где он в своей проповеди касается еврейской истории:

Деян. 13.21,22  "… Потом просили они царя, и Бог дал им Саула… Так прошло лет сорок. Отринув его, поставил им царём Давида…".

Та же обтекаемость, но смысл конкретен, Саул царствовал сорок лет. Итак, – на момент крещения Христу было не менее 30 лет.

Теперь давайте поближе познакомимся с 2-мя римлянами, упомянутыми
евангелистом Лукой:

Тиберий Клавдий Нерон.  (42 г. до н.э. ; 37 г. н.э.) Принадлежал к древнему патрицианскому роду "Клавдиев". Отец Тиберия волею судеб всё время находился в вооруженном противостоянии с будущим императором Августом. Сначала он поддерживал республиканцев, затем воевал на стороне Помпея, а позже и Марка Антония. Но везде везло его противнику. Нерон Старший и его красавица жена Ливия с младенцем Тиберием опасаясь преследования, сначала бегут на Сицилию, а затем в Грецию. Но заступивший на императорский пост Август, провозгласил амнистию своим бывшим врагам. Родители Тиберия возвращаются в Рим. И вот здесь происходит непредвиденное, - Август влюбляется в мать Тиберия Ливию. Дальше – больше. Император разводится со своей женой, которая через несколько дней рожает ему дочь Юлию. Отец Тиберия в свою очередь понимая ситуацию, даёт развод жене, которая находится на шестом месяце беременности. Через 3 месяца у Тиберия появляется брат Друз, а ещё не совсем окрепшая Ливия идёт под венец и становиться официальной женой императора Августа. Ходили вполне оправданные слухи, что Друз был на самом деле "от Августа". Вот так женская красота превратила "трагедию опалы" в "улыбку фартуны". Кстати, отец Тиберия на свадьбе бывшей супруги присутствовал в качестве "посажённого отца невесты". Как здесь не процитировать Цицерона: "O tempora, о mores!" (О времена, о нравы!).

Военно-политическая карьера Тиберия начались рана и успешно. Но он никогда всерьёз не рассматривался Августом в качестве будущего императора. Однако фортуна улыбнулась ещё раз и всё расставила на свои места. Предполагаемые приемники Марк Клавдий Марцелл и Агриппа отходят в мир иной раньше Августа. Такая же участь постигает и Друза. Внимание Августа переключается на своих внуков от дочери Юлии: Гая и Луция. Но оба были пока, "случись что" весьма юными. Вдобавок ко всему через некоторое время в Галлии от неизвестной болезни умирает Луций. А позже во время похода в Армению был убит и Гай. Августу ничего не оставалось, как согласно появившейся традиции усыновить везунчика под именем "Тиберий Юлий Цезерь" и назначить его престолонаследником на императорский трон.

Понтий Пилат.  Реальная историческая личность во времена правления императора Тиберия. Пятый прокуратор Иудеи, Самарии и Идумеи (26 ; 36 гг. н.э.). Сменил на этом посту Валерия Грата. По свидетельству Филона Александрийского правление Пилата было жестким, безжалостным и коррумпированным (О посольстве к Гаю, De legatione ad Caium 38). Он умышленно провоцировал ситуации, оскорбляющие религиозные чувства евреев. Позволил себе использовать часть средств из сокровищницы Храма, (якобы) на строительства акведука. В начале 36 года учинил жестокую расправу над жителями той самой Самарии, о которую в своё время сломалась карьера царя Архелая.

Дело было так. Некий объявившийся в этих местах лжепророк, уверял самаритян, что в своё время Моисей закопал на горе Геризим священные сосуды. Народ, недолго думая, толи с чисто археологического любопытства, толи с целью поживиться, -  взялся за лопаты. Пилату доложили, что на вверенной ему территории начались какие-то массовые волнения. Особо разбираться прокуратор не стал и в ход пошли преторианские мечи. В Рим полетел донос, переполнивший, как оказалось чашу терпения Тиберия. Следствие провёл легат Вителлий, который отстранил Пилата от должности и отправил его в столицу.

По поводу психологического портрета и дальнейшей судьбы этого библейско-исторического персонажа версий напридумывано много. Единственное, что вообще достоверно известно, это следующее. В наше время (1961 г.) во время раскопок в Кейсарии, где находилась главная резиденция Пилата, археологи нашли каменную плиту с надписью: "Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам".
 
Теперь "окунёмся с головой" в пилатовские легенды, но по частям.Итак:

Часть 1.  Что может скрываться под понятием "Понтий"? Как-то сама собой напрашивается мысль, что это намек на название местности рождения данного лица или района его проживания в дальнейшем, - Пилат "Понтийский". Аналогично, как: Филон Александрийский, Ириней Лионский, Ипполит Римский и, конечно же, Александр Македонский. Что же это тогда за "Понт" такой? Вообще так древние называли Чёрное море, - "Понт Эвксинский". Государство в северо-восточной области Малой Азии, непосредственно примыкавшее к этому "водоёму" также имело название "Понт". Однако к нашему объекту исследования" эта черноморская" версия никакого отношение не имеет.

Часть 2.  Устное народное творчество связывает место рождение данного персонажа с германским Понтом, что находиться недалеко от Бамберга. Тогда получается, что в жилах прокуратора текла далеко не "римская "кровь. И надо сказать, факт его германского происхождения отражён в их средневековой легенде. Она повествует, что король одного племени, проживавшего на берегах Рейна, хорошо разбирался в астрологии. И вот как-то раз этот звездочёт узрел на ночном небе намёк, что сейчас же зачатый им ребёнок станет могущественным и знаменитым. Дела эти происходили во время военного похода, и в лагере с женским полом наблюдался дефицит. Адъютанты оседлали лошадей и проехались по округе. В результате честь родить сына короля досталась прехорошенькой дочери местного мельника, подвернувшейся под руку. Как говориться "не думала, не гадала и на ж тебе зачала"! Так вот, мельничиху звали Пила, а короля величали Ат. Собственно, таким образом, и получился мальчик "Пилат". Но как сами понимаете, этот миф, появившийся гораздо позже всех наших Новозаветых событий, особого доверия не вызывает.

Часть 3.  Как человек германского происхождения мог стать прокуратором Иудеи? Возможна ли была для Пилата метаморфоза "из грязи в князи"? Да, вполне. Для этого было необходимо: отличиться на службе в армии, занять там же командную должность, получить римское гражданство, попасть в сословие "Всадников" и заслужить доверие власть имущих. Исторический пример на данную тему. Римский полководец Германик, доводившийся племянником императору Тиберию около 16-го года н.э. проводил военную компанию по усмирению германских племён. В Долине Дев при реке Везер он наголо разбил войска Арминия, предводителя племени хеврусков. Значительная часть кавалерии Германика состояла из тех же хеврусков не подчинившихся власти соплеменника. Так вот, оказывается, что этот самый Арминий в молодости, служил в римской армии и отличился в походе против паннонцев. За доблесть в ратной службе он был удостоен звания римского "Всадника". Как видите, ничего не мешало и Пилату из германского Понта, пройти такой же карьерный путь в легионах родственника императора и в дальнейшем заслужить их обоюдное покровительство.

Часть 4.  "Всадники" (эквиты) являлись вторым после "Сенаторов" привилегированным сословием. Первоначально это была сражавшаяся верхом патрицианская знать. В дальнейшем их ряды стали пополнять богатые плебеи и отличившиеся в сражениях командиры римской армии, так сказать "из низов". На гражданском поприще они применяли свои способности в различных сферах деятельности. Но важным для Пилата являлось то, что представители этого сословия весьма часто привлекались к управлению провинциями. Именно там, как нигде лучше были востребованы их организаторские способности и богатый боевой опыт. Иудея, вошедшая в состав Сирийской колонии, вполне могла стать местом дальнейшей службы Пилата Понтийского в качестве её 5-го префекта.

Часть 5.  Теперь посмотрим, что повествует устное народное творчество о судьбе нашего героя после его отстранения от должности. Один из мифов говорит приблизительно следующее: "Выскочил как-то на лбу императора Тиберия не заживающий прыщ. И женщина по имени Вероника как-то подала ему платок, которого толи касалась рука Христа, толи там даже отпечаталось его изображение. Император отёр чело и естественно исцелился. Узнав судьбу этого платка, он приказал доставить к себе прокуратора Иудеи, казнившего "столь искусного врача". Пилат понял, чем закончиться аудиенция и, как это было принято у гордых римлян, - сам бросился на меч. Тело, тем не менее, доставили в Вечный город и предали водам Тибра. Однако воды "взбунтовались и не приняли" злодея. Потом тоже и с таким же успехом делали в других водоёмах империи. В конце концов, останки Пилата нашли приют в глубоком колодце, окружённом горами, где и прибывают по сей день". По другой версии этого мифа, тело после Тибра пытались утопить в Роне около Вьенна. – так же не вышло. Дело закончилось в бездонном озере где-то в Альпах.

По версии Евсевия Кесарийского, Пилат после отстранения от должности за резню в Самарии, был сослан во Вьенн, что в Галлии. Все эти "гримасы" судьбы, в конце концов, привели его к самоубийству. Но французы придерживаются несколько другого мнения в отношении, как места рождения, так и жизненного финала прокуратора. Они считают, что он родился в 10 году до н.э. в Лугдунуме, а после своей службы спокойно и тихо скончался во Вьенне, что рядом с Лионом. По их версии тело, как и положено, было предано не воде, а земле и могила имеет место быть.

А вот из германского фольклора следует следующее. В Швейцарских Альпах есть гора, носящая имя нашего героя. В отношении её у немцев имеется пословица, по-русски звучащая так: "Когда Пилат покрыт шапкой (облаков), погода хорошая". Так вот якобы там "прокуратор и доселе появляется в великую пятницу и умывает себе руки, тщетно стараясь очистить себя от соучастия в ужасном преступлении". В самой же Швейцарии бытует мнение, что в горах на краю бездонной пропасти имеется высокая башня. И именно в ней Пилат долгое время сидел в одиноком заточении, пока не бросился в пропасть от отчаяния.

На основании выше прочитанного, вы можете без стеснения в любой компании (даже в бане) заявить, что знаете, чем руководствовался Михаил Афанасьевич, написав о Пилате: "… сын короля-звездочета и дочери мельника красавицы Пилы… всадник Золотое Копье…". Да, кстати о копье, чуть было не запамятовал. Почему спросите копьё, а в придачу ещё и золотое? Дело в том, что многие исследователи связывают имя нашего героя с латинским названием копья, – "pilum". В таком случае к имени "Пилат" образно применимо понятие "Копьеносец". Ну а "золотое" можно отнести к меткости прокуратора в бытность воином или его любви к данному металлу уже "на гражданке".

В заключение о христианских мотивах в судьбе Пилата Понтийского. У евангелиста Матфея и, кстати, только у него одного мы можем прочитать о жене Пилата, присутствовавшей на суде в Иерусалиме.

Матфей 27.19  "…как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не де-лай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него…".

Так вот эта самая жена позднее получила имя Прокула и за участие в судьбе Христа была канонизирована Греческой Церковью. А вот Коптская и Эфиопская церкви считают, что после содеянного, Пилат раскаялся и стал христианином. Это дало им основание (?!) причислить к лику своих святых человека, отправившего Сына Божьего на крест. Теперь, когда знакомство с римскими участниками евангельских событий состоялось, вернёмся к нашей основной линии.

В 750 году от основания Рима Ирод Великий умирает. Власть в Иудее на 9 лет переходит к его сыну Архелаю, а затем к Ироду Антипе, который позже обезглавит Иоанна Крестителя, поддавшись уговорам дочери и жены. Кстати, бывшей жены своего здравствующего брата Филиппа. Здесь так же, как и у славных римлян был полный набор гамлетовских семейно-бытовых страстей. Позже к этому Ироду Антипе прокуратор отправит Христа, стараясь уйти от единоличного принятия решения о Его казни. Более подробно мы коснёмся этого в главе "Загадки Голгофы".

Сейчас мы с вами займёмся арифметикой. За отправную точку наших рассуждений возьмём следующее.

Иоанн 2.13-15;18-21  "… Приближалась Пас ха Иудейская, и Иисус при-
шел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали… и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех… На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что [имеешь][власть] так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего…".

На момент событий произошедших в Храме, последний уже 46 лет, как находился на основательных перестроично-реставрационных работах. По свидетельству Иосифа Флавия (Иуд. Древн. XV;II;1 и XX;9;7) Ирод начал обновление Храма на 18 году своего царствования, т.е. после 17 лет фактического правления. А закончились работы незадолго до "Иудейского восстания", т.е. уже после казни Христа. Отсюда получается, что перестройка была начата в 734 году (717 + 17). Следовательно, разговор Христа со священниками происходил на Пасху 780 года (734 + 46).

Иисус принял крещение от Иоанна Предтечи в 30 лет, но после этого и до событий в Храме прошло некоторое время, т.е. его возраст находился ближе к 31 году. Следовательно, Рождение Христа обратно приходиться на 749 год от основания Рима (780 – 31).

Мы не будем что говориться "ловить месяцы", и высчитывать произошло это в середине года или же в конце. Не это главное. Мы доказываем, что монах Дионисий "ошибся" (?) и довольно существенно.

Теперь попрошу вас вспомнить такое выражение, как "возраст Христа". Любой скажет, что это соответствует 33 годам и, что в этом возрасте Сын Божий закончил Земной Путь. Откуда же появилась эта цифра? Давайте разбираться. Как мы установили у апостола Луки, на момент начала земного Служения Христу было 30 лет. Далее к этому необходимо добавить продолжительность этого самого Служения до момента казни. Этот период занимает от 3 до 4 лет. Почему такая разбежка? Постараемся это выяснить, анализируя сказанное в евангелии "от Иоанна".

Через некоторое время после Своего крещения Иисус приходит в Иерусалимский Храм и, как мы уже знаем, выгоняет оттуда менял и торговцев. Это
произошло на "Пасху № 1" Его общественного Служения в 780-м году.

Далее у Иоанна (5.1) сказано: "… После … был праздник Иудейский, и
пришёл Иисус в Иерусалим...". Здесь конкретно не указано, что "отмечали". Некоторые считают, что речь идёт о "Пасхе № 2", рассуждая приблизительно так.
В главе 7.2 сказано: "Приближался праздник Иудейский – поставление кущей".

Здесь ап. Иоанн назвал его по имени, как менее значимый, а вот главный Праздник, по его мнению (видимо)  этого не требовал. Другие же, основываясь на логических и математических расчетах, утверждают, что это был "Пурим". Если это всё же принять за Пасху, то получается, что всех их за время Служения Христа было "4". Если нет, то "3". Вот собственно, откуда и появляется разбежка в годах. Но логичнее предположить, что это всё-таки был Пурим, а вот через месяц после него была именно "Пасха № 2":

Иоанн 6.4:  "… Приближалась же Пасха, праздник Иудейский…".

На этот раз Иисус не ходил в Иерусалим, а проповедовал в Иудее и Галилее. И, наконец, "Пасха № 3", - Пасха Страданий. В результате имеем:

в 30 лет (начало Служения)  +  3 года (до казни)  =  33 года (жизни Христа)

Все наши рассуждения отображены на второй части совмещённой схемы.

Вот собственно мы и разобрались с вопросом определения "Года Рождения" Иисуса Христа. Все наши расчёты показывают, что это знаменательное для всех событие приходиться на 749 год от основания Рима, а не на Деонисовские "753". Таким вот образом мы, извините, и "заимели ситуацию", при которой Христос официально появился на свет Божий позже своего Истинного Года Рождения. Теперь можно представить, насколько исторически точны все остальные древние не столь значительные вехи с точки зрения их календарных привязок.

Переходим в следующий раздел.


 


Рецензии