Эссе. Образовательная среда

Для ученика и учителя  образовательная среда - это своего рода среда обитания, где  они чувствуют себя защищёнными.  Здесь каждый занимает свою нишу.
Начинается утро. Мчится вприпрыжку по тропинке школьник. Радость переполняет маленькое сердце. На лице застыла улыбка. Учёба, друзья, увлечения.  Ребёнку это интересно! Каждый день он открывает новое.
А вот торопится в школу учитель. Он должен прийти в школу первым. В классе аккуратно сложены тетради по окружающему миру. Надо проверить.
Цель  современного образования – вырастить настоящего человека. Каждый день учитель  начинает с мысли о том, что ребёнок – это волшебный сосуд, в который  по крупицам вкладывается  самое лучшее. Для учителя важно беречь и наполнять  этот  хрупкий сосуд. Учёба и воспитание, которое получит ребёнок в школе,  помогут ему в будущем.
И такая картина повторяется каждый день: учитель, вооружившись новыми технологиями,  открывает дверь в школу. Материала так много, хочется обо всём на свете рассказать детям.
Каждый школьный предмет  открывает ученику новые  горизонты.  Столетиями учёные писали новые страницы учебников, бережно передавая знания потомкам. Современному школьнику остаётся овладеть этими знаниями, чтобы стать успешным. В течение обучения ребёнок познаёт мир и себя в нём. Каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свое собственное пространство вхождения в историю и культуру, свое видение ценностей и приоритетов познания.
  Специфика труда учителя такова, что рабочее время не ограничивается рамками урока. Чтобы урок был интересным, надо перелопатить кучу литературы, разобрать множество методов, да ещё и с компьютером надо дружить. Нелегко… Никто не говорит, что  это просто, но воспитать  гармоничную личность, согласно ФГОСам второго поколения, необходимо. Что сделать, чтобы состоялось диалоговое общение «на равных»? Что нужно сегодняшнему школьнику? Только ли одни знания? Или обретение своей системы ценностей, которая будет определять и цель, и смысл его жизни? Как наполнить жизнь ребёнка глубоким духовным содержанием? Надо искать те самые духовные скрепы, которые были утеряны. Черепаха Тортилла не подарит ключ от потайной дверцы.  Придётся искать самим. Дорога тернистая. Будут шишки и мозоли…Но "дорогу осилит идущий".
Пожалуй,  самое главное в образовательной среде -  создавать условия для духовного самоопределения, для выстраивания своего жизненного пути, для раскрытия индивидуальных  способностей. Задача учителя – помочь ребёнку реализовать все свои возможности  как в учёбе,  так и в социально значимой деятельности,  научить  его   понимать  самого себя,  слушать других, учиться, удивляться, узнавать и открывать.  А поскольку всякое знание личностно, постольку образовательная среда каждого есть, в конечном счете, особое, личностное пространство познания и развития.


Рецензии