Россия и табу

                РОССИЯ  И  ТАБУ
    Для обычного  человека данное эссе покажется более чем странным.
Вот скажет: архаизм и пережиток далёкого прошлого решил "приклеить"
к современной России.  И действительно, современность трудно совместить
с первобытно общинным обществом. Это так! Но есть то, что может совре-
менность и запредельное прошлое объединить.  Это единство кроется в
человеке, в его психологии.  Психология человека каменного века и сов-
ременного мало чем отличается, разве что незначительными нюансами.
Вот об этом и пойдёт речь.
     В любом  племени  каменного  века был тотем. Зигмунд Фрейд опреде-
лял тотем, как праотца племени, рода, семьи; он играл роль охранителя.
Этим охранителем могло быть животное, растение и т.д. Есть предположе-
ние, что в этих животных или растение переселился после смерти вождь
племени, шаман или хороший войн ( в литературе подобной трактовки не
встречал).  Люди одного тотема были более родственниками, чем связь
по крови. Допустим, тотем медведя передавался по линии матери.  Дети
рождённые в браке становились братьями и сёстрами всем, кто  принадле-
жал племени медведя, откуда пришла мать.  Отец мог быть из племени
кабана, но дети уже не будут родственниками этому племени, хотя по
линии отца у них там могут быть дяди и тёти.  Сразу отметим, что Фрейд
видел в тотемах и табу лишь запрет на инцест. Иначе скажем: у тотема
по Фрейду была узкая специализация (немного неверное определение,
но другого не смог подобрать). Я же вижу в тотеме как и табу более
широкую психологическую основу.  В. Вундт ( "Миф и религия") рассматри-
вал тотем, как начало религиозного культа в племени, то есть в более
широком аспекте, но он не увидел в тотемизме психологии.  На деле,
вожди племён, шаманы, жрецы прекрасно уже в каменном веке  знали
психологию человека. Если представим образно психологию человека
в виде линейного отрезка, то на одном конце будет тотем, а на другом
табу.  Для тотема молитвы, жертвоприношения, ритуалы строго в опреде-
лённое время. Для табу постоянный запрет, то есть вечное - "Нет", даже
в мыслях.  Под запреты в первобытно общинном обществе могли попасть
вещи, люди, животные растения или определённые действия. Допустим,
в племени зулусов нельзя было зятю встречаться с тёщей. Отголоски этого
табу в современных анекдотах об этих родственниках. У многих племён
не допускалось общение с женщинами во время родов и менструаций.
Были вообще самые нелепые табу. Табу на закрытие лица было у некото-
рых племён Африки, перешедшее в ислам.  Табу на приёмы пищи или
на питьё и т.д. Я не буду останавливать подробно на этом, ибо любопытный
читатель найдёт это у Д. Д. Фрэзера в "Золотой ветви". 
     Одним словом: психология человека качается между "Да" - тотемом и
"Нет" - табу.  Если член племени, рода, семьи не чтил тотем и нарушал
табу, то чаще всего следовало наказание - смерть, или исключение из
племенного союза. Если член племени не мог побороть свои желания, страсти, побуждения, то есть не мог сказать себе:"НЕТ" - он не член племени и иного
здесь не дано. У манси проживавших ранее в нашем районе были очень сильные табу на сроки охоты и убийство детёнышей животных или старого бобра,
который был предводителем нижних людей. Нарушившего члена
племени зарывали в могилу вниз головой, чтобы его  Душа вновь
не появилась в среднем мире.  Тотемом у них была берёза, обычно
с семью стволами , символизирующими семи уровневое устройство мира.
К этой берёзе манси складывали самые лучшие и дорогие вещи: сабли,
золотые изделия и монеты.  В этой связи возникает вопрос: для чего
древнему психологу (жрец, вождь) нужны были тотем и табу?
Ответ на поверхности: для того, чтобы сохранить единство и целостность
племени, его боеспособность в борьбе с природными напастями и воинст-
венными соседями.  Человек, который не соблюдает табу, уже чужой,
не родной по тотему. Тотем устанавливал социальное родство, а не кров-
ное.  И  табу и тотем работали в одном направлении: психологическая
устойчивость племени, семьи, рода.  В современном мире данная
психология не утратила своего значения. Во всех религиозных системах
есть ритуалы и определённые запреты: "Да" и "Нет", или плюс и минус.
     Для России это более чем актуально. Сегодня у нас нет объединяющего
все народы страны "тотема". Кремль не тот тотем. В этом тотеме должно
выражаться чаяние все народов государства: и тунгуса и друга степей -
калмыка.  Однозначно, что такой тотем должен символизировать Россию,
допустим в виде женщины, у ступней которой стоят её народы...  Что -то
подобное  было у фонтана "Дружба народов" на ВДНХ. Вообще этот
образ должен жить в Душе каждого россиянина, а не быть просто скульпту-
рой, хотя для исполнения ритуалов подобное необходимо.  Пока этого
я лично не вижу и не чувствую. В советское время такой тотем был - учение
Ленина. Ради этого дети отказывались от родителей, вспомним хотя бы Павлика
Морозова, даже высшее окружение Сталина отказывалось от своих жён: социаль-
ность и преданность партии коммунистов побеждала кровное родство.
     В этой связи гораздо сложнее с табу. А их должно быть несколько:
во - первых, нельзя производить какие - либо действия или помышления,
направленные на разрыв территориальной целостности страны;
во- вторых, не допускается межнациональная рознь, которая также
приведёт к разрыву целостности России;
в- третьих, нельзя допустить межконфессиональной вражды, ибо  послед-
ствия  так же ведут к распаду страны.
в - четвёртых, не допускается поносить армию, ибо она цементирует
целостность страны - без боеспособной армии нет России.
      Эти табу должны быть неукоснительны для каждого гражданина страны.
Если гражданин России их не соблюдает, то  пусть ищет другой тотем, без
 таких табу.
    Могу представить, как отнесутся к этому эссе либералы. Обвинят в
махровом консерватизме, играющему на руку власти и т.д. Скажу,
что отношение к власти у меня не такое как тотему, ибо считаю:
власть только инструментом для улучшения жизни народа и его сохране-
ния( об этом писал А. Солженицын). Конечно инструмент живёт лучше,
чем мастер , который им владеет. Если инструмент плохой, то мастер - на-
род должен его или выбросить на свалку истории или отремонтировать.
Но это уже другой вопрос, то есть власть не должна быть вне критики,
но это никакого отношения не имеет к табу для России. Тот же В. Вундт
писал: табу- самый древний моральный кодекс. Так почему бы нам не иметь моральный Кодекс гражданина России; он особенно необходим лицам, которые
принимают наше гражданство из стран СНГ и т.д. Думаю, что в этом есть
рациональное зерно. Скептики будут утверждать, что был моральный Кодекс
строителя коммунизма, который так и не построили, но признать его бесполезным
тоже нельзя.
         
 

 


Рецензии
Интересные рассуждения, Павел!
Они гораздо глубже, чем может показаться
на первый взгляд.Спасибо,с уважением и
наилучшими пожеланиями,

Эльвира Гусева   27.10.2014 21:40     Заявить о нарушении
Любая личность состоит из активных действий - это трудно отрицать, но и из
принципиального отказа от определённых желаний, побуждений, намерений, то есть
табу. По этому принципу все религии определяют степень религиозности. Допустим
у старообрядцев мужчинам нельзя брить бороду, а женщинам делать стрижку и макияж... Общее дело всегда важнее, чем частные желания. Одним словом табу -
индикатор человека. Если женщина не умеет говорить: нет, то становится прости-
туткой. Рассуждать на эту тему можно ещё много.
С уважением Павел Патлусов.

Павел Патлусов   27.10.2014 21:53   Заявить о нарушении