Расправа на погосте

Трагедией со смертельным исходом обернулось намерение привести в порядок могилы на одном из кладбищ Бийска.
…Минувшей весной, как всегда, сразу после схода сугробов, оживленнее стало на Бийских кладбищах. В том числе, потянулись  близкие усопших и на погост, протянувшийся вдоль Солтонского тракта, чтобы привести в порядок могилы, ушедших в мир иной,  родственников.
Среди таких посетителей был и Юрий Бережняк. Только он пошел не со стороны ворот, как другие. Желая сократить пеший путь до нужного ему кладбищенского квартала, перебрался прямо через  ограждение. После чего с душевным трепетом прибавил шагу, спеша оставить позади чужие оградки со  скромными крестами, гранитными памятниками и просто безымянные, на которых по истечении времени уже  ничто не напоминало о личности покойника.
Вот  эта торопливость и подвела Юрия. Оступившись на заброшенной дорожке, он не удержался на ногах и вытянулся во весь рост прямо на сырую землю. Уже досадливо коря себя за проявленную неловкость и отряхивая с колен приставший сор, Бережняк внезапно замер, увидев прямо перед собой белого цвета вязаную женскую шапочку.
Головной убор лишь слегка пригнул собой прошлогодний стебель полыни и явно появился здесь совсем недавно – после таяния снега. Так как, на вид, был совершенно сухим. А еще через мгновение стали понятны причины его появления.
Буквально в шаге – между могил, лежала, уткнувшись лицом в опавшую листву, женщина, всем своим скорбным видом вызвавшая страх, какой обычно охватывает всякого живого человека, внезапно оказавшегося перед мертвецом.
Быстрее прежнего, уже не остерегаясь неровностей почвы под ногами, Юрий бросился туда, где увидел силуэт незнакомца, деловито работавшего  с граблями в руках, у кучи собранного мусора.
Откликнувшись на  взволнованный, а потому несколько сбивчивый  рассказ обо всем увиденном, тот без промедления согласился вместе с Юрием вернуться к трупу женщины. А когда оба  разглядели разорванную правую ушную раковину на фоне кровоподтека, имевшегося на голове жертвы преступления, на свет появился телефон мобильной связи, по которому позвонили в «Дежурную часть» полиции.
Прибывшие сотрудники правоохранительных органов тщательно изучили  место происшествия. Затем уже эксперты установили, что помимо черепно-мозговой травмы, переломов височной кости и нижней челюсти, причиной смерти мог стать и болевой шок, полученный при множественном переломе ребер.
При этом все телесные повреждения, как заключили специалисты, были прижизненными, потому что сопровождались многочисленными кровоподтёками при воздействии твердого тупого предмета. Химический анализ крови показал наличие этилового спирта в концентрации 3,2 промилле, что у живых людей соответствует сильной степени алкогольного опьянения.
Первой же ниточкой, приведшей к тому, кто совершил расправу на кладбище, стало определение криминалистами времени её совершения – не менее двух-трех суток назад.  Как раз тогда исчезла из дома Галина Рожкова, о пропаже которой заявила её дочь. В морге девушка опознала мать и подробно рассказала обо всех сторонах её жизни, в надежде помочь следствию установить истину.
Как оказалось, Галина Васильевна около шести лет назад, чрезмерно  увлеклась выпивкой. Оставила работу. Существовала за счет случайных приработков, помощи родственников и   на пенсию пожилого сожителя, который время от времени появлялся у неё, поссорившись со своей  законной супругой. Но ненадолго – на один-два месяца.  Возвращался обратно к официальной жене, когда наступало очередное примирение.
Особенно в этой истории  заинтересовало то, что нередко Пётр Кирюшин, как звали временного сожителя, на почве ревности распускал руки, избивая Галину Рожкову по первому подозрению. Вот и теперь, не исключалась версия о том, что именно он мог быть причастным к трагедии, разыгравшейся на погосте у Солтонского тракта.
Хотя вначале расследования данные, полученные  с места прежней работы Петра Николаевича, говорили в его пользу. На пенсию он вышел со званием «Ветеран труда», пользовался уважением в коллективе, даже  не скрывая того, что живет, как говорится, на две семьи.
Застали его по месту прописки. И по тому, как встретил пенсионер сотрудников полиции, было видно, что он подготовился к такой развязке своих отношений с Галиной Рожковой. Жене накануне  в красочных подробностях рассказал, что нанес несколько ударов сожительнице после того, как та сама накинулась на него с металлическим прутом в руках и оглушила ударом по голове.
На следствии Кирюшин  развил эту версию. По его словам, на кладбище пригласила Галина Васильевна, с просьбой помочь выровнять и укрепить, покосившийся  от времени, общий памятник, а вместе с ним  и надгробную плиту на могилах её отца и  сына. С собой они  взяли литровую ёмкость со спиртным. Начали распивать уже на остановке общественного транспорта, ожидая автобус. Прихлёбывали и по пути до кладбища. А когда, с помощью, прихваченной из дома стальной монтировки, Пётр Николаевич выполнил работу, допили оставшийся в бутылке алкоголь.
Пора было возвращаться на автобусную остановку, но тут, в результате наступившего опьянения, женщина потеряла контроль над своими чувствами. Разрыдалась над могилой родственников и не хотела уходить.
Кирюшин, поняв, что уговоры не действуют, отправился с кладбища в одиночку. А через десяток-другой шагов, вдруг, почувствовал жгучие удары, наносимые ему по голове и ногам.  Обернувшись, увидел перед собой сожительницу, вооружившуюся металлическим прутком, поднятым с дорожки.
Увернувшись от последующего удара, он перехватил пруток и хотел им проучить Рожкову, но та спряталась за ближайшим памятником. Вышла из-за укрытия лишь тогда, когда Петр Николаевич выбросил в сторону отнятое «оружие» и пообещал не трогать женщину.
И вот тогда, когда пошли вместе к выходу с погоста, боль от полученных ранее ударов показалась такой острой, что разозлившись, Кирющин достал из пакета завернутую в бумагу собственную стальную монтировку. Ею несколько раз в отместку и ударил обидчицу.
Оставив оглушенную женщину лежать посреди могил,  пенсионер уехал домой, полагая, что сожительница вернется сама. Но на другой день, торкнувшись в запертую дверь квартиры Рожковой, понял, что произошло непоправимое.
В заявлении о явке с повинной Кирюшин утверждал, что лишь защищался от действий потерпевшей. Но экспертиза доказала, что он лжёт, так как на его собственном теле не нашли следов телесных повреждений.
Не поверили ему и тогда, когда попытался предстать в качестве человека, охваченного внезапно возникшим сильным душевным волнением. Эксперты не нашли у  Кирюшина признаков расстройства психики, ограничившего бы осознание поведения в исследованной ситуации.
Следствие, в свою очередь, не нашло следов беспорядочных действий, которые характерны при состоянии аффекта, зато установило целенаправленность нанесенных им ударов в жизненно важные части тела жертвы. 
Действия обвиняемого правоведы квалифицировали  как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей. В качестве смягчающих вину обстоятельств были учтены положительные характеристики Петра Кирюшина с места прежней работы и противоправное поведение Галины Рожковой, явившееся поводом для преступления. А итоге приговорили осужденного к наказанию в виде лишения свободы сроком семь лет восемь месяцев в исправительной колонии строгого режима.


Рецензии