Рим. В церкви Святой Марии на Тополиной площади

 Иногда последовательность написания путевых заметок или, как я их называю, мозаики путешествий, изменяется после публикации очередного репортажа.

 Так и на этот раз. После появления в сети заметки под названием "Рим. Чудны дела Твои…", внимательные читатели начали  спрашивать, где именно находится картина Караваджо "Распятие апостола Петра", фотокопию которой я поместил в  коллаже на фоне Собора Святого Петра в Ватикане.

 В предлагаемой заметке содержится ответ на этот вопрос.

 Тот, кто прочёл мою заметку "Рим. Чудны дела Твои…", знает, что после посещения Собора Святого Петра в Ватикане мы чуть не попали в настоящую автокатострофу, которая каким-то чудом закончилась заурядным мелким ДТП.

 Это произошло, когда мы ехали на Тополиную площадь, которая в итальянском оригинале называется  пьяцца –дель-Пополо.

 Кстати, пьяцца –дель-Пополо можно перевести и как "Народная площадь", что часто и делают. Но мне больше нравится "Тополиная", тем более, что в древности там действительно была тополиная роща.

 Название  площади дала церковь  Санта-Мария-дель-Пополо  (итал. Basilica di Santa Maria del Popolo), посещение которой было логическим продолжением нашей  экскурсии в собор Святого Петра, так как именно в этой церкви хранится знаменитая картина Караваджо "Распятие апостола Петра".
 
 Это полотно, как и "Обращение Савла", были заказаны у живописца специально для
церкви  Санта-Мария-дель-Пополо.
    
 Прежде чем ступить на  камни знаменитой  площади, хочу напомнить читателям имя выдающегося итальянского архитектора, художника и скульптора Джованни Лоренцо Бернини.

 Бернини была посвящена моя заметка из Лувра  "Бернини – гений во всём", касающаяся  вроде бы крохотного штриха-эпизода из его творчества.   

 После экскурсий по Риму мы можем гораздо полнее  оценить  масштабы его деятельности –  увидели самое известное произведение Бернини — пьяццу Сан-Пьетро в Ватикане и даже гуляли по ней.

 Он же автор и  этой великолепной  пьяцца –дель-Пополо и зодчий, реконструировавший  здание церкви  Санта-Мария-дель-Пополо.

 На том месте, где стоит  церковь,  в конце  XII века по приказу папы Пасхалия II была воздвигнута романская часовня "в тополях".

 Как утверждают  исторические источники, в 1472- 1477 годах на её фундаментах было возведено нынешнее здание церкви – вплотную к Северным воротам Рима (читатель видит на моём снимке  и церковь, и ворота).

 Примерно в 1665-67 годах под руководством Бернини здание церкви, в основном, интерьеры  были капитально обновлены.

 С художественными ценностями "церкви в тополях" можно ознакомиться в многочисленных статьях, многие великие оставили в ней свой след. В частности, считается, что вся мозаика выполнена Рафаэлем.

 Нам же надо сказать и о другом полотне Караваджо, хранящемся в этой церкви и выполненным специально для неё.

 Это "Обращение Савла", известного в христианстве как апостол Павел.

 И апостол Пётр, и апостол Павел занимают особое место в христианской иерархии.

 О деяниях Петра – Шимона упомянуто в моём репортаже "Рим. Чудны дела Твои…"  Здесь, наверно, следует сказать пару слов о Павле-Савле.

 Считается,  что Савл был убеждённым фарисеем (не буду здесь писать о трёх сектах в иудаизме – саддукеях, ессеях и фарисеях), последовательно преследовавшим первых христиан из евреев.

 Он даже отправился в Дамаск, чтобы выискивать тамошних христиан и отправлять их на расправу в Иерусалим.

 Когда приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?" Он сказал: "Кто Ты, Господи?" Господь же сказал: "Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна!" Он в трепете и ужасе сказал: "Господи! Что повелишь мне делать?" И Господь [сказал] ему:"Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать".

 Именно это "внушение с небес" и изобразил Караваджо – поверженный с коня на землю Савл и парящий над ним Иегошуа.

 Сегодня некоторые астрономы предлагают научную версию события: Савл со спутниками стал свидетелем воздушного взрыва метеорита наподобие Челябинского!

 Тем более, что по-поводу слов, которые якобы слышал с небес Савл, имеются весьма противоречивые свидетельства его спутников. Вполне возможно, это был только очень сильный шум.

 А на землю  странников могла опрокинуть ударная волна взрыва - найдите описание падения и взрыва Челябинского метеорита. 

 Особое место Павла-Савла обуславливается тем, что он, в отличие от других первых христиан, в большинстве своём плохо разбиравшихся в вопросах религии, был хорошо подготовленным учёным-полемистом, поэтому после принятия им христианства его проповеди оказывали огромное влияние  на слушателей.

 Притча об обращении Савла  является первым в истории примером того, как новое учение или движение начинают стремительно развиваться и побеждать только тогда, когда к нему примыкают высокообразованные и упорные люди.

 Это подтверждается всем ходом истории, от древности и до сегодняшнего исламизма.

 Вот такие краткие сведения из "церкви в тополях"...

 На моих снимках:
  фоном является вид на церковь и Северные ворота старого города, при этом видна часть площади с Луксорским обелиском – близнецом установленного на площади Конкорд в Париже;

  в левом верхнем углу –  фрагмент стены с полотном  Караваджо "Распятие апостола Петра";

  в правом верхнем углу фрагмент стены с полотном Караваджо "Обращение Савла" ;

  между картинами - фото Челябинского метеорита (спасибо интернету!)

  внизу – вид на противоположную от Северных ворот часть пьяцца–дель-Пополо.

 
 Приложение - статья из Википедии:

 Пьяцца дель Пополо (итал. Piazza del Popolo — «Народная площадь») — площадь в Риме, от которой лучами расходятся на юг улицы Корсо (ведёт на пьяцца Венеция), Бабуино (на пьяцца ди Спанья) и Рипетта (на мавзолей Августа).

 Углы между улицами занимают весьма схожие по своему облику церкви-пропилеи Санта-Мария-деи-Мираколи (1681) и Санта-Мария-ин-Монтесанто (1679).

 Площадь имеет форму овала 100 ; 165 м. С севера она ограничена одноимёнными воротами — Порта-дель-Пополо. В античности ворота были частью стены Аврелиана и назывались Фламиниевыми, потому что к северу от них начинается древняя Фламиниева дорога, по которой на протяжении столетий прибывала в Рим основная масса путников.

 Этимология названия «Народная площадь» остаётся неясной. Существует две версии:
Название площади происходит от тополиной рощи, прежде росшей у гробницы императора Нерона. Слова «тополь» (лат. populus) и «народ» являются в латинском языке омонимами. Эта версия исходит из легенды о том, что призрак императора Нерона посещает место своей гробницы по ночам.

 Более исторически вероятной считается версия, что папа Пасхалий II построил в том месте, у стены, часовню на народные деньги (впоследствии, на ее месте была построена церковь Санта-Мария дель Пополо), что и дало потом название самой площади.

 В своём нынешнем виде Пьяццу-дель-Пополо разбил в 1811—1822 гг. архитектор Джузеппе Валадье. Он соединил площадь Наполеоновой лестницей со склоном холма Пинчио, за которым, в отдалении (по другую сторону Аврелиановой стены), простираются сады виллы Боргезе.

 Посредине площади возвышается 36-метровый египетский обелиск, надписи на котором восхваляют деяния фараона Рамзеса II. Этот обелиск был перенесён из Гелиополя в Рим по прихоти Октавиана Августа в 10 г. до н. э. На протяжении столетий он стоял в Большом цирке, а к северным воротам Рима был перенесён по указанию папы Сикста V в 1589 году.

 Помимо обелиска площадь украшают фонтана работы Джованни Чеккарини (1822-23): фонтан Нептуна и фонтан Ромы по сторонам площади, а также фонтан Обелиска в её центре.

 Исторически (до 1826 года) Пьяцца-дель-Пополо являлась местом публичных казней.

 В настоящее время площадь закрыта для автомобильного движения.


Рецензии
Спасибо, Борис!
Путешествуя с вами, всегда узнаёшь не только интересное, но и важное!
Заинтересовала притча об обращении Савла.
С благодарностью и уважением,

Светлана Петровская   01.10.2022 17:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана! Такова легенда плюс возможные правдоподобные уточнения...С уважением,

Борис Готман   01.10.2022 21:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.