Я, просто, ближе всех

Позавчера.
В среду, заехал к братишке на работу, в его обувной магазин. Обувной магазин он держали на паях с 98 года, вместе с напарником Маратом, на главной улице Курска.
 Он сразу налил чай, присели. Он посмотрел на меня и сказал:
- Ты знаешь? Серёга Лунь, умер вчера. Завтра похороны и отпевание в Казанской церкви, в 12 00.
- Эх, ты же говорил , что он в коме лежал с четверга. Значит не выкарабкался. Всё таки, только второй инсульт. Мог бы всё таки ...
Братишка, пожал плечами, помолчал:
- Мы с Маратом, завтра на отпевание пойдём к 12.
- Я тоже буду, Казанская это которая у кладбища?
- Да.
Помолчали. Я вспомнил , как познакомил Серёгу с Братишкой и Маратом, когда они только открывали магазин. Им понадобилась вывеска, дизайн, название, реклама, стиль, бренд во общем всё то что в провинции открывали для себя в торговле предприниматели в середине 90-ых.
Серёгу я знал , через институтского сокурсника Олега Титова. Они поначалу были напарниками , организовали рекламное агентство, делали всё. Мотались в Москву за расходными материалами, фотографировали, дизайнерили на компе, искали где напечатать подешевле. Практики успехов и неудач у них было много. И они устали тянуть лямку вдвоём, уйдя на самостоятельные хлеба. Мирно разойдясь, поделив клиентов. Через год клиенты плавно перешли от Олега к Серёге.
Олег кровно обидевшись на Серёгу и всех клиентов, плюнул на рекламный бизнес и ушёл на работу в Облгаз.
Серёга Лунь, был рыжеватым блондином. Плотный, с широким лицом, усыпанным веснушками. Весёлая усмешка в глазах, (которые с возрастом закрепились паутинкой морщин в уголках глаз) и рыжие усы. Он был блондином, но вот усы у него были рыжие. Этакий рыжеватый блондин.
Был он спор и на язык и на дело и работал ответственно и надёжно. Потому и вернулись ему все клиенты от Олега.
Когда Братишка открывал магазин, то всё оказалось надо было делать срочно. Я позвонил Олегу он с Сергеем приехали, быстро поняв, что надо сделать, ударили по рукам и успели вовремя, всё благодаря Серёге, который в день открытия магазина приехал утром рано привинчивать вывеску магазина рано утром. При разделе рекламного бизнеса, Братишка тоже на правах моего сокурснничества с Олегом, попал в разряд клиентов Олега. Но Олег быстро не справился с задачами "Обувного магазина Евростиль", и братишка не долго думая набрал телефон Серёги. Олег потом долго со мной не разговаривал.
Серёга Лунь, так и сохранил своих клиентов от начала дел. Больше пятнадцати лет вникая в необходимое заказчику и творя то визуальное, на то что обращает клиент-покупатель, не задумываясь, кто его действительный творец.
Ценники, Буклеты, листовки, Штендеры, Вывески, Сувениры, Плакаты.... Всё.
Всё, вчера его не стало. Я поднял голову, посмотрел на Братишку
- Кто ж, Вам теперь рекламу будет делать?
Братишка пожал плечами, уставившись в чашку чая, вспоминая что то своё.

Вчера.
Я ехал к Казанской церкви у кладбища. Я опаздывал. Подъехал к 12 15. У церкви не одной машины. Сердце похолодело. Не та Казанская церковь? Та которая при морге городском? Или ещё какая то, у другого кладбища?
Набираю Братишку, не отвечает, телефон отключен. Да конечно, он в церкви отключает телефон. Вхожу в церковь.Пусто. Спрашиваю у бабушки убирающую церковь.
- Бабушка, а отпевание на 12 00 в Вашей церкви?
- Нет, нет никакого отпевания, в 12 нет, вот в десять было, женщину отпевали.
- Спасибо. Я понял, что ошибся, не в Вашей церкви.
Обескураженно вышел на улицу. Мысль в голове, чем то рассердил Серёгу, не хочет он меня видеть. Сел в машину. Еду в сторону городского морга, там тоже церковь. Но Казанская ли? Что ? Кому звонить ? Что делать? Думай Саша, думай, кто может ответить. Остановил машину, смотрю на дворники утирающие дождевые капли. Беру в руки телефон. Листаю телефонную книгу. Олег Титов. Я с ним года два не встречался и не разговаривал. Набираю номер. Гудок. Голос Олега.
- Привет, Саша
- Привет, Олег, ты про Серёгу знаешь?
- Да, я вот на отпевании стою.
- Слышишь , а какая Казанская церковь? Я приехал у кладбища, а эта не та.
- Едешь по объездной и у депо сверни налево, там сто пятьдесят метров увидишь стоянку, напротив похоронный дом, при нём Казанская часовня.
- Ок, понял, там ещё долго, успею?
- Уже заканчивается служба, торопись.
- Еду.
Разворачиваюсь, объездная не далеко, 12 45, подъезжаю к стоянке у похоронного дома. Выскакиваю. Вижу Братишку и Марата у машины. Спрашиваю и пожимаю им руки на ходу.
- Там еще продолжается?
- Там прощание заканчивается, торопись - говорит Братишка
С обидой и укоризной, говорю братишке :
- Я тебе звонил.
- Я отключил телефон.  Я сам не знал, что здесь. Мы уже поехали, нам надо.
Я, просто, машу рукой, поворачивая за угол и вхожу на территорию похоронного дома.
Стоит автобус, толпятся люди. Два входа надписи "Большой поминальный зал" и "Малый поминальный зал".
Вхожу. Близкие стоят у гроба. Плачут женщины заламывая руки. Я знаю, что его семья, это жена и дочь, которую он выдал замуж весной. Много близких родственников, человек двадцать у гроба. Я никого не знаю в лицо. И вдруг меня охватывает ужас, я не могу подойти к гробу и попрощаться. И меня вдруг охватывает сомненье , а может не в тот поминальный зал вошел и тут прощаются с другим человеком не с Серёгой Луньём, не с его усмешкой в уголках глаз. А кто то другой, чужой мне.
Женщин начали уводить силком на улицу. Подошёл организатор от похоронного дома к старшему мужчине и спросил :
- Гроб, здесь будем закрывать  или на кладбище?
Родственники , чуть отступили, кто то начал теребить рукав другого старшего мужчины. У гроба стояли люди, но уже чуть менее плотнее.
Вытянув голову, я сделал шаг ближе.
Я не узнал его. Увидел только рыжий ус. И на сердце отлегло. Это он, Серёга Лунь. Я его не узнаю, но это он , он всё таки, попрощаться дал с собой.
Быстро выхожу на улицу. У входа стоит группа рекламщиков. Среди них грузный, раздобревший Олег Титов. Подхожу здороваюсь с ним и со всеми остальными по очереди. Все владельцы рекламных агентств, типографий. Стоим молча. Родственники постепенно выходят на улицу, идёт октябрьский снего-дождь. Плач усилился, открыли багажник автобуса. Понесли гроб, он уже закрыт. Молодая девушка в объятиях молодого парня, громко и высоко кричит;
- Аккуратнее, осторожнее, прошу Вас!
По крику понимаешь , что это дочь Серёги. Люди начинают посадку в автобус. Рекламщики пожимают руки в своём кругу и мы молча идём на стоянку при похоронном доме.
Стоим с Олегом Титовым у своих машин. Перебрасываемся фразами прощания с проходящими общими и не общими знакомыми. Мимо нас проехал автобус и вереница машин на кладбище.
- Вот так , планируешь жизнь, кажется ещё много можешь успеть. А вот , так внезапно уйдёшь и всё , что хотел, то не сделал - внезапно говорит Олег.
- Приезжай в гости в субботу, давно у меня не был - говорю я.
- Нет - твёрдо отвечает Олег, - дел дома не впроворот, занят - рубит он в конце.
- Ты все там же , в Облгазе?
- Да.
- Как сын? Учится?
- Да, пошёл за юбкой в пед, говорил ему, ведь поступить бы мог в такие места, ведь везде прошел по баллам - вдруг взрывается он.
Понимаю , что задел больную мозоль. Внутренне усмехаюсь, так как знаю, что он так и не окончил пед. Жизнь повтор ошибок...
Ещё обменялись парами семейных новостей и разошлись. Разъехались под октябрьским холодным дождём.
Вечером зашёл к Братишке в магазин. Братишка молча налил чаю. Взял в руки обувной молоток, достал из коробки бракованную туфельку и стал её править. Зашёл Роман - его администратор в магазине, работающий уж больше пятнадцати лет, знакомый ещё с рынка на Революционной.
- Тимофей Николаевич - вот содрал пол пальца с кожи - показывая перебинтованный указательный палец, Братишке:
- Не расстёгивался сапог, я дёрнул, а он как зажал, я дальше, а вот и не заметил . Ободрался здорово. Вот он в той коробке, сверху, да и второй бы посмотреть, я уж другие не смог чинить, вон палец весь кровянит - заключил тираду он.
- Посмотрю - сказал братишка, откладывая туфельку и раскрывая коробку с сапогами.
Братишка сидел между столами, у стола на котором стоял чай с вазочкой конфет и печенья, и сапожным верстаком заваленный подошвами, клеем, стельками в ногах сапожный каблук. Он внимательно изучал сапог, приговаривая:
- Хм, странно.
Мой братишка с золотыми руками, он мог чинить обувь, велосипеды, машины, ракетные установки (не шучу)и все механизмы созданные человеком. Его напарник Марат, был мастером юридических афёр, переговоров, покупок, вхождение в доверие арендодателю, проверяющих органов, налоговых инспекций, но как только речь заходила, а как собрать новую витрину, провести свет и звук, сигнализацию, что делать с браком, как доставить партию товара. Тут они дополняли друг друга. Один был ушл в торговых разводках, другой был рукаст и мог создать стопэффект из ничего на витрине.
Он поколдовал над сапогами минут пять, куда то вставил стамеску, погнул, стукнул молотком, дунул, проверил, как работает молния и сложил в коробку, отставив её в стопку починенных пар. Он делал это не от хорошей жизни, торговля падала с 2008 года. Тогда у него было шесть магазинов обуви по Курску, когда осенью 2008 наступил кризис, они с Маратом закрыли пять в спальных районах, оставив только самый большой в центре и лучших продавцов, уволив и технический персонал. С каждым годом потом теряя обороты, так как на рынок выходили сетевые обувные магазины из Москвы, Питера и Воронежа.Но они с Маратом храбрились, работали наизнос, Марат разъезжая по закупкам, а Тимофей контролируя процесс изнутри.
Я смотрел на него с радостью и улыбкой прихлёбывая чай. Потом вспомнил Серёгу Лунь, как в сорок девять спустя два года после первого инсульта не пережил второго и сейчас лежит в земле.
- Без тебя , всё рухнет, на тебе всё держится, неужели Роман не мог починить. - внезапно сказал я, подразумевая, что весь обувной магазин, держится на нём.
Братишка посмотрел на меня, пододвигая к себе остывший чай:
- Незаменимых людей нет. Я, просто, ближе всех. - ответил он помешивая чай.

Знаете в этой фразе, все стало понято, что со мной случилось , сегодня. Хороший человек, он просто всегда. Всегда, ближе всех. Поэтому так, горько терять близких людей, они самые хорошие на земле. Нет профессии - хороший человек. Конечно нет, но хороший человек, он всегда близок. Близок ментально, душевно, он всегда помогает.
Мы допили чай, помянули Серёгу. В рекламном деле он, был ближе всех, но он стал не просто хорошим профессионалом, он стал близким человеком.

Сегодня.
Пришла мысль, что Бог помогает нам, всем, потому, что он, просто ближе всех.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.