Кошмары Генриха Фюссли

Иоганн Генрих Фюссли (Фюзели) родился 7 февраля 1741 года в Цюрихе. Он стал вторым из восемнадцати детей живописца — портретиста и пейзажиста — Иоганна Каспара Фюссли и его жены Анны Элизабет, урожденной Везер. Лишь пятеро детей семьи Фюссли достигли совершеннолетия, ос-тальные умерли в детстве. Так что художнику особо не поза-видуешь: молодость его была наполнена гробами, слезами ут-рат и жалости.
Отец изначально решил определить Генриха в священ-ники. Однако когда в 1755—1757 годах он вознамерился со-чинять двухтомный труд «Жизнеописания лучших художни-ков Швейцарии», то помощником себе взял сына-подростка. Эта совместная работа определила дальнейшую судьбу Генри-ха. Особое впечатление произвела на мальчика переписка от-ца с великим немецким искусствоведом, основоположником наук антиковедение и археология Иоганном Иоахимом Винкельманом.
Способствовало этому и обучение в колледже, где Фюссли досконально изучил европейскую литературу, эстети-ку, греческий и латинский языки.
В 1761 году молодой человек был рукоположен в свя-щенники — воля отца свершилась. Но уже в 1762 году Генрих с двумя друзьями опубликовали брошюру, в которой обвини-ли судью Цюриха Феликса Гребеля во взяточничестве. Над беднягами сразу же нависла угроза расправы вплоть до смер-ти. Перепуганный Фюссли вынужден был бежать в Пруссию, где царствовал тогда великий король Фридрих II. В 1764 году, будучи в прусской столице, Фюссли получил приглашение от британского поверенного в делах в Берлине сэра Эндрю Митчелла переехать в Лондон и заняться чтением лекций и переводом немецкой литературы на английский язык. Генрих с легкостью согласился.
Первым делом он перевел в 1765 году книгу Винкель-мана «Размышления о живописи и скульптуре греков». А за-тем Фюссли опубликовал собственную книгу-исследование «Заметки о жизни и поступках Жан-Жака Руссо». Оба издания сделали имя автора широко известным не только в Велико-британии, но и во всей Европе.
В 1768 году Фюссли представили гениальному англий-скому художнику Джошуа Рейнольдсу, который только-только стал первым президентом новоучрежденной академии художеств Великобритании. Весьма чувствительный на таланты, Рейнольдс посоветовал Генриху заняться живопи-сью.
Приходится признать, что даже в наши дни редко мож-но встретить высокообразованного, начитанного художника. Тем более настоящего художника-философа. Профессия эта более опирается на данный мастеру гений, чем на интеллект. Но именно Генрих Фюссли оказался обладателем того редкого дара мыслителя, который ввел его в малый ряд творцов тайн и загадок. Впрочем, таков был век, в который довелось ему жить.
Сразу надо сказать, что обратясь к живописи, Фюссли не оставил изучение литературы, особенно античной, и изы-сканий в области искусствоведения, а это существенно помог-ло мастеру стать тем, кем он ныне для нас является.
В 1770 году Фюссли на долгие восемь лет уехал в Рим, где тщательно изучал технику живописи великих мастеров Возрождения и прежде всех Микеланджело Буонарроти и маньеристов*. С этого времени его произведениям стали свойственны основные приемы маньеристов: «взвинченность и изломанность линий (в частности, использование так называемой “змеевидной” линии), удлиненность или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и др.)».

* Маньеризм — литературно-художественный стиль в Западной Европе XVI — первой трети XVII веков. Зародился и получил особое распространение во Флоренции, в Мантуе и Риме, откуда перешел во Францию и распространился по всей Европе. Особенность маньеризма — спиритуализм (т.е. вера в реальность посмертной жизни и в возможность общения с ду-шами мертвых посредством медиумов) в сочетании с резко выраженным эротизмом. Зачинателями маньеризма считаются Рафаэль, Микеланджело, Тинторетто и Тициан, но классиками этого течения стали Франческо Пармиджанино, Якопо Пан-тормо, Джорджо Вазари и др. Со временем центр маньеризма переместился в Прагу, под покровительство императора алхи-миков Рудольфа II.

В Вечном Городе Фюссли не только занимался живо-писью, он предался бесконечному разврату, что нашло выра-жение в его творчестве — художник создал большой цикл графических рисунков остро эротического характера. Они стали первыми проданными им произведениями — рисунки купил знаменитый итальянский искусствовед Герберт Хорн для своего музея во Флоренции.
Только в 1778 году засобирался Фюссли обратно в Англию. Но по дороге он решил заехать на родину. В Цюрихе Генриха поразила безумная безответная страсть к двадцатиод-нолетней девушке по имени Анна Ландольт (Лафатер) фон Реч. Она была племянницей швейцарского богослова, писате-ля и поэта с европейским именем Иоганна Каспара Лафатера. Отвергнув бедного художника, девушка на долгое время отбила у него всякое желание обустроить свою личную жизнь.
Надо сказать, что дядюшка возлюбленной — Иоганн Лафатер был не только писателем, но и одним из столпов эзо-терического и оккультного учения физиогномики (прозопо-мантии, физиономики), которое по внешним чертам лица оп-ределяет тип личности человека, его характер и состояние здоровья. Лафатер занимался изучением черепов и особенно-стей лиц. Сам Гёте определил его труды как гениальную эм-пирею, т.е. как гениальный научный дилетантизм.
Фюссли вообще везло на великих оккультистов своего времени. По возвращении в Лондон он очень быстро и на всю жизнь подружился с одним из самых таинственных мистиче-ских творцов в мировой истории, поэтом и художником Уильямом Блейком, к которому постоянно являлся с того света призрак покойного младшего брата Роберта и давал творческие советы. В Лондоне Блейка считали свихнувшимся, а Фюссли искренне дорожил его обществом. Кстати, живописная манера Фюссли и Блейка очень близки.
К 1786 году художник завоевал себе прочную репута-цию как мастер исторической и мистической живописи. По-смертную славу ему принесла серия из четырех картин под общим названием «Ночной кошмар». Искусствоведы утвер-ждают, что благодаря именно этим картинам Фюссли приоб-рел имя предтечи эпохи романтизма в европейской культуре. Добавим также, что его живопись высоко ценил Зигмунд Фрейд, в приемной которого висела копия «Ночного кошма-ра».
Широкую известность получили многочисленные ил-люстрации Фюссли к мистическим шедеврам литературы — произведениям Данте, Шекспира, Мильтона и др.
Одновременно он выступал и как критик, и как теоре-тик искусства, создав более шестидесяти аналитических книг и множество культурологических обзоров в прессе. В этой области Фюссли предпочитал выступать как анонимный ав-тор.
В 1788 году пятидесятилетний художник женился на засидевшейся в девицах Софии Роулинз (1763—1832) — суп-руга была на двадцать лет моложе Генри. О любви здесь гово-рить не приходится. Буквально в год их венчания Фюссли встретил писательницу-феминистку Мэри Уолстонкрафт (1759—1797), которая сразу же стала его любовницей. Скры-вать о жены свое увлечение художник не стал. С этого време-ни женщины публично и мирно делили мужчину между со-бой. В истории нечто подобное случалось очень редко: скажем, в России подобным фактическим двоеженством прославился писатель-сказочник Н.Г. Гарин-Михайловский.
В 1790 году Фюссли был избран академиком Королев-ской академии. Через десять лет он получил звание профессо-ра живописи. Почет и уважение более никогда не обходили художника стороной.
Генрих Фюссли умер 16 апреля 1825 года в Лондоне. Похоронили его в соборе Св. Павла.


Рецензии