Тайны и мифы святых писаний. Н-Зав. Гл. 5 разд. 3

         Раздел 3

     "Никейские тайны"
     Вселенского Собора

Теперь  давайте попробуем выяснить, в каком же всё-таки месяце мог бы родиться Иисус Христос. Официально принятая 1-ым Никейским собором дата "25 декабря", после математического беспредела монаха-архивариуса вызывает появление в этом "райском яблоке большого червя сомнений". Вернее, не сама цифра, уточнить которую из Новозаветных первоисточников просто невозможно да совсем и ненужно, сомнение вызывает именно месяц.

Римский император Константин первым официально утвердил Христианство новой религией в своей империи. Теперь предстояло проделать огромную работу в плане выработки основных христианских канонов, утверждения официальных праздников, их дат, и т.д. Короче, настало время от слов перейти к делу и приступить к строительству Церкви Христовой. В греческой части римской империи в те времена находился город Никея. Теперь этот город называется Изник и располагается он уже в Турции. В 325 году Константин созывает большое собрание своих ведущих священнослужителей для решения накопившихся проблем.
 
В общей сложности собралось 318 епископов, пресвитеров и дьяконов. И вот что интересно, римский папа Сильвестор не счёл для себя обязательным явиться на этот форум. От его святой вотчины присутствовало всего лишь 2 епископа-легата. Гордый Рим уже тогда пытался хоть как-нибудь, но себя обозначить. В данном случае согласно поговорке: "Дикий кабан в стаде со свиньями не ходит".

Одной из проблем, которая требовала решения, была "ересь Ария". Вот уже 7 лет в среде христианского священства шла полемика о том считать ли Сына Божьего "частью Единосущного Бога Отца" или же "Единосущим Отцу". Это довольно сложная философская проблема, от решения которой зависели важнейшие качества, как Бога Отца, так и Сына. Начал эту т.н. ересь пресвитер Церкви Александрийской Арий в пылу споров со своим начальником епископом Александром, который, кстати, был сопредседателем на этом соборе. Несколько дней священники "бились умами" над решением этой дилеммы, но логически доказать неправоту еретика Ария не получалось. И тогда в ход пошёл уже банальный, простите мордобой. Епископ Николай, исчерпав запас аргументом, начал доказывать Арию его ошибки кулаками. Кстати, этот самый драчун после своей кончины был причислен Церковью к "лику святых".

В конце концов, арианство было осуждено явным большинством. Какие же ещё вопросы рассматривало там Высшее духовенство под председательством самого императора и какие ещё постановления там принимались? Что бы прояснить такие моменты любой простой человек, не получивший соответствующего специально-духов-
ного образование, скорее всего обратиться к справочной литературе. Так поступил и автор этих строк. Но дабы не ползать в потёмках и поберечь время, я решил проконсультироваться у людей сведущих, т.е. у священнослужителей. На вопрос: "Кто и когда определял и утверждал дату 25 декабря, как день Рождества Христова? ", мною был получен ответ: "1-ый Никейский собор". Затем уже с каким-то даже раздрожением был задан встречный вопрос: "А зачем вам собственно это необходимо знать? ". Не приветствуется Церковью праздное любопытство со стороны непосвящённых, не любят они когда лезут "со своим уставом в их монастырь". Ну, очень не любят. Ладно, - это их дела.

Теперь оставалось покопаться в умных справочных книжках и найти искомое, но не тут-то было. Так в отношении Вселенских Соборов "Закон Божий" предлагает своим читателям следующую информацию (стр. 476): "Вселенских Соборов было семь. На первом и втором… составлен Символ Веры… Седьмой… защитил и утвердил почитание святых икон". И на этом всё. Родная Православная Церковь считает этого вполне достаточным для нашего с вами просвящения по данному вопросу.

Ничего, думаю, есть и другие источники. Решил посмотреть, что на сей счёт поведает поборница чистоты библейских истин и понятий, - Церковь Протестантская? Для этого заглянул в "Библейский справочник" пастора и христианского учителя Геллея. Читаю (стр. 759): "Никейский (325 г. по Р.Х.). Осудил Арианизм". Вообще поразительное многословие!

Различного рода справочная литература светского так сказать толка, пишет приблизительно одно и тоже: "Никейский (325 г.) принял символ веры в первой редакци, осудил арианскую ересь, определил время празднования пасхи, выработал 20 канонов".

Возникает вопрос: "Почему же нигде нет даже слабого намёка на информацию, что данный Вселенский собор рассматривал и утверждал такой важный для Христанства момент, как дату Рождения Сына Божьего? ".

В начале я предположил, что это должно находиться где-то в одном из 20 упомянутых Никейских канонов, но ведь про такое можно было бы сказать и отдельной строкой. Однако почему то не сказано? Пришлось сходить в библиотеку одного церковного Вуза и проштудировал по данному вопросу следующие учебники:

-  "Деяния Вселенских соборов". Том 1. Изд. 5 (испр.) С- Петербург 1996 г.
-  "Вселенские соборы". А.В. Карташёв. Клин  2002 г.
-  "Вселенские соборы 4 и 5 веков. А.П. Лебедев. Изд.2 С-Петербург 2004 г.

Обратно полная тишина. Делаем вывод, - в официальной повестке собора установление даты Рождества не рассматривалось. А вот уважаемый историк русской церкви, последний обер-прокурор Священного Синода и автор выше названного учебника Антон Владимирович Карташёв (1875-1960), пошёл дальше и имел смелость заявить, что мол никакие протоколы там вообще не велись. Антон Владимирович, я вас очень уважаю, но "истина дороже Платона". Неужели можно поверить, что на первом Церковном форуме, где преседательствовал сам император не велись никакие записи? Извините, а что не было грамотных дьяков или чернила закончились?
 
Не забывайте, что люди достигшие высшей власти, все без исключения очень тщеславны и всегда желают оставить потомкам память о своих деяниях. Раньше для этих целей использовали барельефы на камнях, а позже папирус и простую бумагу. Интересно, а как же мы узнали о принятом там "Смволе Веры" из 7 пунктов, о 20 канонах и о новом времени празднования Пасхи? Ведь что то же писали? Уважаемый Антон Владимирович, я извиняюсь ещё раз, но не надо "наводить тень на плетень", всё там фиксировалось и протоколы были.

Тогда по поводу всей этой таинственности возникло предположение, что Церковь просто не желает акцентировать наше внимание, что конкретно не указанная в Новом Завете дата Рождения Сына Божьего высчитана людьми. Почему? А потому, что "Errare humanum est" (эррарэ хуманум эст) – "Человеку свойственно ошибаться". Ведь ошибся же (?!) много позже монах Дионисий с своим определением "Года".

Но дело оказалось вовсе и не в этом. Всё гораздо проще – никто тогда и не высчитывал дату Рождения Сына Божьего! Церкви эти "точности" были абсолютно не нужны, Гораздо важнее было решить другие назревшие на то время церковно-поли-
тические вопросы. А вот как это всё происходило, наверняка отражено в секретных документах 1-го Никейского собора. И лежат сейчас эти самые бумаги в архиве Ватикана "под семью замками" с грифом "Для служебного пользования" или вообще "TOP SEKRET". Какие уж здесь справочники и учебники!?

Вначале давайте поближе познакомимся с числом, которому Церковь уготовила честь называться "Рождеством". В мифологии различных народов "25 декабря" в качестве даты рождения особ, которые были позже обожествлены, встречается не единожды. Это так называемые "светлые боги". Практическая каждая цивилизация в своей религии отдавала дань уважения Солнцу и создавала божества, которые собой это самое светило и олицетворяли. Вот несколько примеров из древних языческих пантеонов некоторых народов мира. Смотрим схему.

Однако к нашему расследованию никто из выше перечисленных светлых небожителей отношение не имеет. Виновником "Рождественских праздников" является божество из персидской мифологии, - Солнечный бог Митра. Воинствующие персы создали огромную империю, которая простиралась от Индии до Греции. Более 200 лет происходило внедрение персидской культуры, обычаев и, конечно же, религии в жизнь покорённых народов. Победа Александра Великого над Дарием III разрушила его царство, но не смогла изменить ситуацию. Греция вышла на мировую имперскую дорогу, но очень уж коротким был век Александра. Влияние персидской культуры продолжало оставаться довольно сильным.

Основные черты бога Митры, которого приняли в свои пантеоны многие народы того региона, сформировались к III веку (до н.э.). Он стал почитаться как бог, покровительствующий праведно сражающихся, что весьма прельщало воинов. Ведь любая из противоборствующих сторон считает именно себя незаслуженно обиженной. Ему поклонялись и как великому судье, справедливо оценивающему поступки людей, так как он судил души мёртвых на таинственном "мосту-разлучителе". За ним закрепилось покровительство над сельским хозяйством и плодородием. Основным проводником его культа в Римской империи была в первую очередь армия.

Митра хотя и явился в Рим позже других восточных и египетских богов, но в отличие от них не встретил противодействия. Более того, культ Митры начал усиленно внедряться императорами в сознание народа, как альтернатива учению Христа, пришедшему в Рим с первыми еврейскими апостолами. Эта работа началась гонителями христианства: Нероном (54 ; 68 гг. н.э.); Марком  Аврелием (161;180 гг. н.э.); его сыном Коммодом (180 ; 192) и др. Перед приходом к власти Константина Великого (307 ; 337 гг. н.э.), т.е. за 18 лет до 1-го Никейского собора могущество Митры затмило всех античных богов. Он единолично, если можно так выразиться, царил в небесах над римской империей.

Теперь начнём разбираться с датой "25 декабря", которая являлась днём рождения этого индоиранского бога (и не только его). Что же это за удивительное такое число и почему различные народы, разделённые пространством и временем, отдавали ему предпочтение? Ларчик открывается весьма просто, и ничего таинственного здесь нет. Все древние народы весьма неплохо могли отслеживать движение звёзд и делать из этих наблюдений определённые выводы. Естественно, что первоочередным объектом их наблюдений было Солнце, дающее свет, тепло и жизнь.
 
Так вот, древние определили, что 22 июня в нашем северном полушарии наступает самый длинный день и самая короткая ночь. Затем Солнце начинает потихоньку перемещать точку своего восхода на юг и уменьшать высоту своего подъёма на небосклоне. Поэтому дни становятся короче, а ночи длиннее. Так продолжается вплоть до 22 декабря, когда наступает самый короткий день и самая длинная ночь. Эти даты носят названия дней летнего и зимнего "солнцестояний". Почему именно солнцестояний? А потому что Солнце в течение 3-х дней, т.е. 22, 23 и 24 не меняет точку своего восхода, оно просто стоит на этом азимуте.
 
Но вот наступает 25 декабря, и наше родное светило восходит на 1 градус севернее, начиная уже постепенное движение в обратном направлении, увеличивая день и высоту своего подъёма. Метафорически эта дата у древних народов являлось днем Рождения Солнца в его годичном круге изменений. Теперь становиться понятным, почему у различных народов боги, деятельность которых связана со светом и теплом рождались именно 25 декабря.

Император Константин, полюбивший евангелические заповеди, отказался от силовых методов насаждения новой религии в своей империи. Следовательно, необходимо было искать другие способы внедрения Христианства в языческое сознание своих граждан. И нашли! Была выбрана беспроигрышная тактика, - на месте разрушенных храмов индо-иранского небожителя строились новые, но уже христианские. А дни его почитания и прославления были отданы новому христианскому Богу. У народа в принципе ничего и не менялось. Ну, кто при правильно поставленной работе, будет помнить о каком-то Митре, разве что поколение-современник этого процесса, а вот последующие?

Итак, День Рождения Христа был выбран и назначен. Следовательно, 9-тью месяцами ранее полагалось быть Благовещению Девы Марии. А так как это событие наступило на 6-ом месяце беременности Её двоюродной сестры Елисаветы, то не составляло труда определиться и с месяцем рождения Иоанна Крестителя. Ну а так как он все-таки "Предтеча" и обязан быть ранее "Мессии", то ему назначили родиться 24-го числа. Вот собственно такая предыстория данного вопроса. Церковная политика взяла верх над истиной, положив тем самым начало вольностей и импровизаций в обращении со многими библейскими положениями и понятиями. Постараюсь вам это показать и доказать в других главах.

До конца ХVII века западноевропейские историки в определении событий, произошедших в Христианской эре использовали дату предполагаемого Рождение Иисуса Христа, как 1 января, игнорируя утверждённую Церковью, – 25 декабря. Историкам это можно простить, им так легче считать, но в богословии такие вещи просто не допустимы.

Сейчас мы сами попробуем определить истинный месяц когда мог бы Родиться Сын Божий. В конце то концов ведь должна же появиться эта дата! Раз Отцы Ранней Церкви не удосужились потрудиться над этим вопросом, то займёмся им сами. Честно говоря это окажется не так уж и сложно, главное внимательно анализировать документы Ветхого и Нового Заветов. Далее советую держать под рукой открытую Библию и контролировать читаемое, т.к. верить в этом вопросе, как вы смогли убедиться, нельзя никому.


Рецензии