Заблудившийся звонок

 
       Рита с нежностью и грустью смотрела на дочь, раскрывшуюся во сне от жары. Лёгкое одеяльце оказалось на полу.

       Уже пришёл сентябрь, но дни и ночи почему- то стали очень жаркими. Наверное, в природе что-то там сломалось, поэтому летние месяцы были весьма прохладными, вода в море, в основном, холодной, а сентябрь - ни с того, ни с сего - задышал зноем.

       Молодая женщина всё-таки укрыла девочке ножки и тяжело вздохнула. Завтра утром, когда поведёт Олечку в школу, надо будет сделать так, чтобы не встретиться с её учительницей.

       Нет, нет, не подумайте ничего плохого. Оленька учится очень хорошо. Первый класс окончила на «отлично». Но Маргарита чувствовала себя неловко оттого, что до сих пор не сдала деньги на ремонт класса. Все родители раскошелились ещё весной. И ремонт, действительно, был сделан быстро и качественно. Рабочие, делавшие его, постарались, рассчитывая получить заказ и на следующий год. Теперь, в эти трудные перестроечные времена, найти работу, да ещё хорошо оплачиваемую, почти невозможно, а лишиться - очень легко, как это случилось недавно с ней.

       Она тоже раньше трудилась в школе, преподавала русский язык и литературу, даже имела звания: «Отличник народного образования», а затем и методиста. Несколько лет вела школу передового опыта, её открытые уроки чуть ли не каждый месяц посещали по сорок - пятьдесят учителей, съезжаясь со всей области, и, чтобы все могли поместиться, приходилось проводить эти уроки в широких школьных коридорах. Было трудно, но зато зарплату получала по высшей категории. Им с Олечкой на всё необходимое хватало.

       И вдруг, как гром с ясного неба, - русский язык стал в Украине иностранным. Преподаватели, учившие детей языку,на котором говорили и писали А.С.  Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов, А.П.Чехов и много других известных во всём мире русских писателей, лишились работы. Теперь в её стране стал модным английский язык. Даже вывески на многих магазинах и фирмах разного достоинства тоже написаны по-английски.
      
       Рита всё лето подыскивала себе хоть какую- нибудь работу. В положении безработных оказалась чуть ли не треть населения страны.

       Деньги таяли, хотя она экономила на всём. Надо было растить дочь.

       Маргарита опять взглянула на Олечку и тихонько поцеловала её русую головку. Хорошо ещё, что квартиру они снимали у родственницы, может, разрешит пожить в долг, пока найдётся работа.

       Недавно звонила подруга, сообщив, что вроде бы есть шанс устроиться санитаркой в областную больницу, но даже это низкооплачиваемое место досталось кому-то другому.

       Женщина не заметила, что слёзы непроизвольно катились по щекам, пока не
облизнула пересохшие губы, ощутив солоноватый привкус. Никогда не знала, что слёзы имеют какой- то вкус. Плакать она не любила с детства.

       «Ну вот, раскисла, - рассердилась сама на себя. - Или, может, это защитная реакция организма на неприятности и стрессы?»

       Рита пошла в ванную комнату, плеснула в лицо тепловатой водой из крана, по привычке взглянув в небольшое, потускневшее от постоянной сырости, зеркало, висевшее над старой раковиной. Оттуда на неё смотрела заплаканная молодая женщина тридцати двух лет с выражением отчаянья на симпатичном лице с огромными зелёными глазами.

       В квартире раздался телефонный звонок, и Маргарита поспешила поднять трубку, чтобы Оленька не успела проснуться. Расстроенная женщина приготовила злую тираду по поводу такого позднего звонка, но мягкий, незнакомый мужской голос опередил её:

       - Простите ради Бога, за поздний звонок, но у меня нет другого выхода. Мне только что позвонили и дали номер вашего телефона. Дело в том, что мой сын пошёл в первый класс, а там наряду с основными предметами обучают немецкому языку. Я, к своему стыду, не владею никакими иностранными языками и помочь ему не могу. К тому же по роду своей деятельности часто отсутствую в городе. А мне сказали, что вы прекрасный учитель, и даже отъявленных лодырей и оболтусов научить можете. Я согласен на любые ваши условия. Деньги буду платить на месяц вперёд, чтобы не было задержек с оплатой из-за моих длительных отъездов. Соглашайтесь, пожалуйста, мне некогда искать другого хорошего преподавателя немецкого языка, - поспешно добавил он.

       - Но я...

       - Я всё понимаю. Мне сказали, что у вас, как у специалиста высокого класса, желающих хоть пруд пруди, но, прошу вас, дайте свой адрес и назначьте на завтра время, а я за ценой не постою, - быстро говорил настойчивый мужчина. - Вечером я должен буду уехать.

       «Сумасшествие какое-то ..., - подумала Маргарита, - но. помогаю же я своей дочке учить английский, хотя в школе учила немецкий, правда, совсем недолго. Потом его заменили испанским, потому что учительница немецкого вышла замуж и уехала, а заменить её было некем».

       Женщина молчала, обдумывая неожиданное предложение. 

       « Может, всё-таки попробовать? - закралась отчаянная мысль, - ведь первый класс только, сама я буду учить наперёд. Вдруг продержусь хоть несколь¬ко месяцев, а за это время расплачусь за квартиру и найду основную работу».

       - Хорошо, приходите с сыном в два, - и она назвала адрес.

       «Что это было? Какой-то заблудившийся звонок. Меня с кем-то перепутали, вернее, номер телефона, набрав, вероятно, неправильно всего одну циферку. Или звонок заблудился сам по себе в сложных, запутанных, загадочных телефонных
лабиринтах и, по какой-то странной случайности, прозвенел в моей квартире. Во что я ввязалась?» - копошились сумбурные мысли в голове у растерянной от неожиданного события Маргариты.

       Точно в назначенное время на пороге её съёмной квартиры стоял мужчина среднего роста и средней комплекции, но с весьма привлекательной внешностью, и подталкивал вперёд нерешительного, слегка полноватого мальчика.

       - Здравствуйте, это мы! - радостно сообщил вошедший. - Вот мой Сашка. Он будет стараться, правда, сын?

       Шестилетний малыш неуверенно кивнул головой и оглянулся назад, словно ища путь к отступлению.

       - Сколько по времени обычно длится занятие?

       - Час. Астрономический.

       - Я подсчитал, что если заниматься два раза в неделю, то получится восемь часов, а каждый следующий месяц девять. Давайте договоримся так: я вам всегда за месяц буду платить по сто долларов, чтобы не путаться. Если считаете, что этого мало, назовите свою сумму, - говорил он, явно торопясь.

       Ошеломлённая таким щедрым предложением (она никогда прежде доллары в руках не держала, к тому же такую фантастическую для неё сумму), Маргарита, наконец, произнесла:

       - Достаточно сотни. Он ещё маленький. Это старшеклассникам приходится платить дороже. Я напишу в его дополнительную тетрадь расписание, и вы будете знать, когда надо приводить ребёнка на занятие. А сейчас нам пора заниматься.

       - Да-да, - сказал отец Александра. - Спасибо, что не отказались от нас при вашей огромной занятости. У меня, кстати, тоже мало свободного времени, поэтому за сыном придёт моя сестра. Спасибо. Всего доброго.

       И, расплатившись новенькой стодолларовой купюрой, исчез за дверьми.

       «Я, оказывается, авантюристка!» - глядя на зелёный денежный знак с изображением Франклина - президента Соединённых Штатов Америки, -
подумала Рита.

       - Садись, Саша, - Маргарита указала на стул, стоявший рядом с круглым столом. - Покажи мне, пожалуйста, книгу, по которой вы занимаетесь немецким языком в школе.

       Малыш, сосредоточенно сопя, вытащил из тяжёлого, обклеенного разноцветными наклейками, ранца учебник.

       - Что вам задали на дом? - поинтересовалась новоиспечённая преподавательница немецкого языка. - У тебя школьная тетрадочка есть? Достань её тоже.

       Конечно же, первоклассники начали с азов, то есть с букв и их произношения. А это она ещё помнила. Просмотрев книгу и убедившись, что её нынешних знаний хватит на несколько ближайших месяцев, чтобы помочь малышу, облегчённо вздохнула и принялась за работу.

       Ребёнок, к счастью, оказался сообразительным и быстро справился со школьным заданием. Оставалось ещё несколько минут до конца урока, и можно было просто поговорить со своим первым учеником.

       - Как зовут твоего папу?

       - Папа Володя, - солидно ответил малыш.

       - А какое у него отчество?

       - Не знаю, - смутился ребёнок.

       - А маму как звать?

       - У нас с папой мамы нет. Есть только тётя Вера. Она за мной сюда придёт.

       «Но почему у малыша нет матери и Владимир растит сына один? Хотя... у каждого свои проблемы. Я же Оленьку тоже сама воспитываю. И ничего - держимся».

       Размышления прервал противно дребезжащий дверной звонок. Пришла сестра Владимира. Она была шумной и суетливой. Быстро собрала Сашины вещи, на ходу интересуясь его успехами и слушая вполуха, а застегнув последнюю пуговицу на его школьной форме, спросила:

       - Когда следующее занятие?

       - Через два дня в это же время. Устраивает?

       Вера закатила глаза, что-то подсчитывая в уме, и мотнула головой в знак согласия. Потом их как ветром сдуло.

       И брат, и сестра - сангвиники в чистом виде - решила Маргарита.

       Она вынула из кармана зелёную бумажку, сулившую им с Оленькой, что всё будет в прядке, по крайней мере, на ближайшее время, и старательно разгладила купюру, хотя на ней не было ни единой морщинки. Надо было решить, на что потратить её в первую очередь, обменяв на отечественную валюту. Ну, конечно же, отдать долг за квартиру. Муж тёти тоже недавно потерял работу, им эти деньги очень пригодятся. Потом отнести нужную сумму в школу на ремонт класса, а то оглянуться не успеешь - на следующий скоро собирать будут. И ещё пора купить тёплую курточку дочке на зиму.

       «Ох, размечталась, - остановила себя женщина. - Лучше сходи в книжный магазин и купи учебники для изучения немецкого языка и кассеты тоже, тогда продержишься дольше и заработаешь больше», - мысленно посоветовала сама себе.

       Как ни странно, всё шло хорошо. Они с Сашей справлялись с предметом отлично. Во всяком случае, школьная учительница была довольна Александром, а посему был доволен и его отец.

       Однажды, вернувшись из очередной поездки, он опять сам привёл сына на занятие и, поблагодарив за хорошие результаты, предложил:

       - У моего друга есть дочь Маша. Учится в шестом. Немецкий для неё - просто проклятье какое- то. Очень просим вас, возьмите её. Платить они, конечно, будут больше, чем за обучение Саши. Выручайте!

       - Нет! - решительно отказала Маргарита,
испугавшись, что с шестиклассницей ей не справиться, и она будет разоблачена, а, значит, потеряет даже тот заработок, который у неё пока ещё есть.

       Посмотрев на расстроенного Владимира, добавила:

       - Извините, у меня нет свободного времени.

       - Пожалуйста. Оплата за Машу будет двойная. С ней надо начинать с азов, как с Сашей. Может быть, их поначалу вместе объединить? У них сейчас уровень один и тот же. Семья Маши переехала с посёлка городского типа, а там немецкий язык не преподавали. Вот теперь мучается девчонка. Ну, пожалуйста, давайте объединим их всё-таки с Александром. Пусть занимаются вместе в то время, когда учится у вас Саша. Я ведь понимаю, что у хорошего учителя, а это видно по моему сыну, учеников всегда много и, соответственно, свободного времени мало.

       Вот это был контрудар! Какой умный этот Владимир: за что ни возьмётся - всё у него получается! Хватка, как у бульдога. Не вырвешься.

       Рита неохотно согласилась. С этого дня она каждую свободную минутку тратила на изучение немецкого. Заучивала слова и целые фразы, отрабатывала произношение, учила правила, засиживалась над учебниками до двух ночи.
Маргарита хронически не высыпалась, стали болеть глаза, как будто в них кто-то злой, но невидимый, швырнул песок.

       Дети росли, а вместе с ними росла программная нагрузка.

       Даже летом, когда наступили каникулы, женщина продолжала учить язык. У неё появилась дерзкая мечта - заработать денег и купить квартиру.


       Когда мама занималась с детьми, Олечка сидела тихонько, как мышка, в другой комнате. Она понимала - мамочке мешать нельзя, но иногда так хотелось подойти к ней и обнять, прижавшись щёчкой к её щеке. И чтобы все ученики, которые у неё занимаются, видели, что она - не просто девочка, а дочка Маргариты Павловны. Пусть позавидуют!

       Иногда малышка всё-таки не выдерживала и, тихонько проскользнув в комнату для занятий, подходила к матери и обнимала её, победоносно глядя на очередного ученика.

       - Чего тебе, Оленька? - спрашивала Рита, недовольно нахмурившись.

       - Пить хочется, - выдумывала причину её хитрая дочь, посматривая на очередную жертву немецкого языка.

       Получив стакан с любимым апельсиновым соком, величественно удалялась в свою комнату.

       Из всех учеников мамы она почему-то выделяла Сашку. Ребята сразу нашли общий язык, тем более, что их школы находились рядом, и можно было поиграть после уроков вместе.

       Мальчик, несмотря на то, что был на год младше, выглядел старше, наверное, из-за высокого для таких лет роста и упитанности.

       Олю же, за маленький рост и хрупкое телосложение, хотя была, в общем-то, здоровым ребёнком, в школе прозвали Дюймовочкой.
Прозвище не обидное, и девочка к нему даже привыкла.

       Но Саша, теперь уже ученик второго класса, услышав, что какой-то мальчик назвал Олю Дюймовочкой, хорошенько наподдал ему и заставил десять раз подряд произнести имя Оля.

       - Запомнил? - зловеще спросил он, готовясь дать очередной подзатыльник.

       «Обидчик» отчаянно закивал головой и, улучив момент, стремглав убежал за школу.

       На одном из занятий Александр объявил вдруг:

       - Маргарита Павловна, вот я вырасту и сразу женюсь на вашей Оле. Она хорошая.

       -Чем же тебе так понравилась моя Олечка?

       - Во-первых, она не ябеда - один раз видела, как я списывал с книжки, когда телефон зазвонил и вы стали разговаривать, но не выдала меня. Во- вторых, - он призадумался, - во-вторых, сама умеет шнурки завязывать на ботинках. В-третьих, когда упадёт, никогда не плачет, хотя видно, что ей больно. В-четвёртых, совсем не жадная - недавно мне целую пачку жвачек подарила.

       Он хотел ещё перечислять достоинства её дочери, но Рита, едва сдерживаясь от смеха (какой обстоятельный жених!), перебила его:

       - А ты знаешь, что Оля на целый год старше тебя?

       - Ну и что? Вон папа мой почти на два года моложе вас, а собирается сделать вам. как это? ... ну. какое-то там предложение. Он у меня разрешения спрашивал.

       - Да? И ты. разрешил?;

       - Ну да. Вы будете моей мамой теперь, а мамы своим детям двойки не ставят.

       После таких слов юного поклонника Оли стало не до смеха. Вот так поворот судьбы! Рита давно знала, что нравится Владимиру. Он приглашал её в театр, покупал билеты на концерты эстрадных звёзд, дарил цветы... и даже привёз хорошего доктора, когда Оленька заболела ангиной. Она находила в нём всё новые и новые положительные качества, но никогда не думала о замужестве. Уже была один раз. Хватит! Объелась на всю оставшуюся жизнь.

       Хлопнула входная дверь, и в комнату впорхнула Олечка.

       - Привет, - кивнула она Саше. - Мам, а я сегодня победила в шахматном турнире, - похвасталась девочка.

       - Поздравляю. Есть будешь?

       - Не-а, - отказалась дочь и, обратившись к Александру, спросила:

       - Ну, как твои дела-делишки?

       - Нормально.

       - Тут Сашенька жениться на тебе решил. Можно сказать твоей руки у меня только что просил, - сказала, улыбаясь, Рита.

       - Ты что?! Я же Киркорова люблю! Он такой красивый. и поёт красиво. Я только за него замуж выйду, - объявила уверенно третьеклассница Ольга.

       Саша захлопал глазами, поняв, что ему дают отставку, и вдруг сказал:

       - А вот и нет, у тебя ничего не получится! Пока ты вырастешь, он совсем старым станет и, может быть, даже лысым, а я папу попрошу, чтобы отдал меня учиться туда, где учат петь, и буду выступать лучше, чем твой Киркоров.

       - Ты сначала научись, - резонно заметила Ольга.

       -Так, давайте-ка лучше мороженого поедим, - предложила Рита, чтобы сменить тему. - За тобой сегодня кто придёт? - обратилась она к Саше.

       - Папа. Он уже приехал.

       Дети съели мороженое и побежали играть в комнату Оли.

       На этот раз отец Александра, обычно пунктуальный и обязательный, опоздал, но пришёл нарядно одетый и с большим букетом чайных роз, зная, что Рите такие цветы очень нравятся.

       «Странно. Никакого праздника нет, и не намечается в ближайшем будущем», - подумала Маргарита, но какая-то неясная догадка мелькнула в сознании и заставила покраснеть.

       - Маргарита Павловна..., Рита, - необычно медленно и неуверенно начал Владимир, - выходите за меня замуж. Лучше жены, чем вы, мне не найти, а для Саши - мамы. Мне давно уже плохо без вас. Поверьте мне, пожалуйста, и соглашайтесь. Ну, не молчите, прошу вас.

       Рита налила воду в самую большую вазу, которая у неё была, и с трудом втиснула цветы, попутно решая, - рассказать ему всю правду или нет.

       - Думаю, что если бы вы знали одно обстоятельство, то вряд ли решились на такой шаг, - чётко выговаривая каждое слово, произнесла она.

       - Мне кажется, я знаю о вас всё. Вы удивительная, прекрасная женщина...

       - Нет, как оказалось, я - авантюристка. И когда-нибудь, тем более, если мы станем жить вместе, вы всё равно бы узнали об этом.

       И Маргарита рассказала Владимиру о его неожиданном звонке и о том, что из этого вышло.

       Он молчал, и было непонятно - осуждает или того хуже...

       -Знаешь, - Володя, незаметно для себя перешёл на «ты». - А ведь жизнь тебе устроила своеобразный тест на выживание. И, надо сказать, ты с блеском выдержала этот экзамен, поэтому достойна не только уважения, но и восхищения. Ведь твои ученики знают немецкий отлично. А что касается заблудившегося звонка... моего
заблудившегося звонка, то это лишь подтверждение того, что я очень хотел найти тебя в этой непростой жизни, - сказал её будущий муж.


Рецензии
Все бы хорошо, но концовка приторная, и я ей не до конца верю.

Григорий Дерябин   30.04.2015 22:23     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв,Григорий.Непременно поработаю ещё над "концовкой". А что касается "не верю",то(как это ни странно) такой финал преподнесла сама жизнь,т.е. так и было в действительности. С уважением Лукинцова Нелля

Лукинцова Нелля   30.04.2015 22:58   Заявить о нарушении