Легенды и мифы новой Украины
Когда гибнет великая цивилизация, память о ней тоже порождает множество легенд и мифов – проходит несколько столетий, и Атлантида, Рим, Греция, Крит, царство короля Артура, государство Владимира Красное Солнышко становятся прекрасными легендами.
С развитием цивилизации, с появлением и развитием государства и его идеологического и политического обеспечения, в создание легенд и мифов все больше стали вмешиваться официальные идеологи. Переписывались, дополнялись и изменялись рукописи, летописи, положение бардов и сказителей в обществе определялось тем, насколько верно и верноподданнически они могли отразить мудрую деятельность очередного великого правителя.
Но фольклор есть фольклор, народное творчество, потому мифом и легендой имело право называться только то, во что верил народ, что бережно передавал из уст в уста, из поколения в поколение.
Крайней, и, наверное, абсолютной степени политизация и идеологизация фольклора достигла при советской власти. Ленин, Сталин, Киров, Свердлов, и многие другие были не столько историческими личностями, сколько богами и героями в понимании мифологии Древней Греции и Рима, и развенчивались они так же как развенчиваются ставшие неугодными боги – со свержением статуй, сжиганием портретов, греховностью самого упоминания имени.
Да и сама история стала собранием легенд и мифов. Но не фольклором. Подлинная история именно и переместилась в фольклор, – анекдоты и устное народное творчество в целом расцвело пышным цветом, и именно оно давало адекватную оценку личностям и событиям.
Крушение великой империи, СССР тоже не могло не породить легенды и мифы. Но мне казалось, что это процесс длительный, незаметный, исторический, так сказать, но все произошло бурно, быстро, на каком-то явном, бытовом уровне. Причем процесс шел и сверху, от властей предержащих, и снизу, от наивности и политической девственности народных масс.
Я не беру на себя смелость систематизировать эти мифы, располагать их в каком-то порядке, назову наиболее значащие из них, оказывающие влияние на современную политику и менталитет.
Итак:
Легенда I. Україна була колонією Росії, москалі їли наше сало. (Украина была колонией России, москвичи ели наше сало)
Пожалуй, самая распространенная, самая интересная легенда, определяющая сознание многих из нас. Возникла она во второй половине 80-х годов прошлого века. Возникла интересно и просто – жил-был, скажем, Тарасик, простой советский октябренок, потом пионер, потом комсомолец, и, может быть, и коммунист. Говорил по-русски, или по-украински, или на суржике, но искренне считал себя советским человеком, искренне гордился тем, что живет в великом государстве, и не имел никаких претензий к инородцам, с которыми учился в одном классе, служил в одной роте, жил в одном общежитии.
А потом появились добрые дяди, и объяснили ему, что он живет в самом богатом государстве Европы, обладающим богатой уникальной историей. Посмотрел Тарасик по сторонам и за голову взялся:
-А де ж воно, це наше багатство? (А где же оно, наше богатство?)
А что было сказать добрым дядям? Что это они, коммунисты, разворовали, уничтожили страну? Неудобно как-то. Тарасик и обидеться может.
Кстати, должен сразу оговориться, что «коммунисты» – тоже часть новой мифологии, которая постепенно трансформируется в образ внутреннего врага. Тут естественная терминологическая путаница – мы не привыкли к слову «номенклатура». Да и выговаривается оно сложнее, чем «коммунисты». Но были коммунисты, которые первые поднимались в атаку, и были коммунисты, которые ставили позади них заградотряды, были коммунисты, которые гибли в осажденном Ленинграде, и были коммунисты, которые в нем же занимались теннисом, чтобы согнать лишний жирок. Так вот, термин «коммунисты» я применяю для обозначения номенклатуры, тех людей, что поступали в партию не по велению обманутого сердца, а для решения своих шкурных проблем.
-…А це кляті москали, - отвечают коммунисты. (А это проклятые русские)
Откуда было знать Тарасику, который историю учил не по учебникам, а по легендам и мифам советской власти, что даже голодомор на Украине был организован не русскими, а грузином Сталиным и евреем Кагановичем, при поддержке украинских коммунистов, и что в 1932 году массовые голодные смерти были не только на Украине, а в СССР в целом. Тарасик просто твердо верил в то, что, как только Украина станет независимой, то сразу мимо гор и холмов из сала и колбасы, мимо кисельных берегов, потекут молочные реки…. Тем более, что очень уважаемый человек, II секретарь ЦК Компартии Украины, сменивший официальный партийный костюм на демократическую водолазку, небритый и усталый, как самый настоящий демократический диссидент, задушевным голосом говорит: «Как только мы станем независимыми, лет через пять мы будем жить как в Европе».
Политику, пока он не занял соответствующий пост, врать нельзя, и он не соврал – даже не через пять лет, а гораздо раньше, они стали жить как в Европе, и даже лучше. Слушать надо было, – он говорил «мы», а не «вы». Это он потом, в 92-м, мягко говоря, лукавил, говоря, что «мы» готовы отдать последнюю рубашку, чтобы сохранить независимость. Тут расхождения больше – не только путаница «мы» и «вы», но и пропуск слова «будьте» - «будьте готовы отдать», и вообще, умалчивалось, в чьи руки надо отдавать эту последнюю рубашку.
Это потом Тарасик, пробираясь с кравчучкой по неосвещенным колдобинам, кряхтел: «Бачили очі, що купували, їжте, поки не повилазите», (Видели глаза, что покупали, ешьте, пока не повылезаете), а в 91-м он голосовал как один и твердо верил в светлое капиталистическое будущее.
А была ли Украина колонией?
Колония отличается от метрополии:
Более низким уровнем жизни, а Украина и в составе Российской империи, и в составе СССР жила хоть и не лучше, скажем, Прибалтики или Кавказа, но ни в коем случае не хуже России.
Население колоний является гражданами второго сорта, их права ограничены. Канцлеру Безбородько, одесской плеяде, от Багрицкого до Жванецкого, Генеральному Секретарю ЦК КПСС лично Леониду Ильичу Брежневу нисколько не мешало их украинское происхождение. В паспортах Российской империи и туркмену, и украинцу, и грузину писали «россиянин». Были ограничены права евреев, но это совсем другая история. Это для поляков мы были быдлом, для немцев мы были унтерменьшами, а для России, надо признать, мы были младшей, но сестрой.
На «выборах» во все органы власти не менее 75% депутатов должны были быть украинцами.
Метрополия всячески стремится ограничить развитие промышленности, экономики колоний. Громадный экономический потенциал Украины был создан не только и не столько украинцами, сколько всем населением Российской империи и СССР.
И так далее.
В конце концов, после «развода» кризис и падение жизненного уровня на Украине было намного страшнее, чем в России, да и сегодня Россия менее зависима от Украины, чем Украина от России.
Легенда II . Москалі гнобили і переслідували українську мову і культуру в цілому. (Русские давили и преследовали украинский язык и украинскую культуру в целом)
Деканом истфилфака ДГУ в конце 60-начале 70-х годов был Василий Ильич Хоменко. Прекрасный, редкой души человек. Він носив запорізькі вуса і вишиванку, розмовляв виключно рафінованою українською мовою, а студентів-українців, які не володіли українскою мовою називав первертнями. (Он носил запорожские усы, украинскую национальную рубаху, разговаривал исключительно на рафинированном украинском языке, студентов-украинцев, которые не владели украинским языком, называл перевертышами). И ничего. Декан, коммунист, доктор наук, профессор.
Все, кто в те времена был близок к творческой интеллигенции, прекрасно знают, что писатель, поэт, пишущие на украинском, имели большие возможности для карьеры и творчества, чем русскоязычные творцы. Украинский театр им. Шевченко и русский театр им. Горького в Днепропетровске были построены в «колониальные» времена, но и по виду, и по вниманию властей, и по финансовому обеспечению первый всегда имел и имеет преимущество перед вторым. Толку, правда….
«А розстріляне відродження»? (расстрелянное возрождение) – скажете вы, потому что оно сегодня во всех учебниках. Но возрождение было во всем СССР, и везде оно было расстреляно, и опять-таки, это дело рук не москалей, а коммунистов, и уничтожались творцы не за язык произведений, а за их содержание.
Те, кто читал, а в СССР и в УССР читали практически все, прекрасно помнит, как тяжело было купить хорошую книгу на русском языке, хотя, надо сказать, проще, чем сегодня на украинском. Я сам был вынужден знакомиться с Воннегутом, с Лемом, Сименоном, со многими другими, на украинском. Украинский журнал «Всесвіт» легко давал фору общесоюзной «Иностранной литературе».
Украинские творцы 60-х - второй половине 80-х если и не говорили прямо, то прозрачно намекали, – вот кончится национальное гнобление, вот тогда мы покажем, что такое настоящее искусство. Гнобления давно нет, а где украинская литература? кинематограф? театр?
Пришлось мне недавно быть в святая святых украинского языка – на украинском отделении филологического факультета ДНУ. Во время лекций во всех аудиториях слышна прекрасная, рафинированная, украинская преподавательская речь. А на переменке студенты общаются исключительно на русском.
Попробовал бы любой советский преподаватель на экзамене запретить студенту отвечать на украинском – мало бы не показалось. Преподавателю.
Легенда III . Колбаса была по 2-20.
Это, наверное, самая фольклорная легенда, выросшая в основном в нашем сознании, правда, не без поддержки некоторых политических сил. Но тут тоже некоторые политические и семантические неточности. Я бы сказал так, – Колбаса на Украине быВАла по 2-20».
В России колбаса прочно исчезла с прилавков еще в 70-е.
«Что такое – длинное, зеленое и колбасой пахнет? – Электричка из Москвы в Ярославль».
«У вас нет колбасы? – У нас нет сыра. Колбасы нет в магазине напротив».
Неужели мы так быстро забыли, что на колбасу надо было натолкнуться, колбасу надо было «достать», за колбасой надо было отстоять длинную очередь, в которой давали не более, скажем, полкило в «одни руки»?
Но в целом легенда говорит не столько о колбасе, сколько о том, что все подорожало, а вот это не совсем легенда.
Но подорожало не все. Водка раньше стоила приблизительно 20 буханок хлеба, сейчас….
Легенда IV. Заграница нам поможет, Европа, в частности, мечтает о сильной, независимой, процветающей Украине.
Да, европейские политики и руководители говорят об Украине только в самых доброжелательных, уважительных тонах. Но если начальник назвал вас глубокоуважаемым, это вовсе не значит, что он вас глубоко уважает. Украинская карта все-таки довольно много значит в Европе, она может склонить чашу весов в ту или иную сторону. Украина в силу, внутренней и внешней политики руководства, едва ли в ближайшее время станет независимым нормальным государством. Америка тоже зависит от Ближнего Востока, но это несколько другая зависимость, чем зависимость Украины от России. Для Европы Украина неизбежно будет (и уже есть) поставщиком сырья, дешевой и в то же время относительно квалифицированной рабочей силы и дешевых мозгов, свалкой отходов, ненужных товаров, живой силой для военных операций, ( и это до вступления в НАТО!) способом реализовать свои геополитические амбиции.
Дальше будет больше. Нам не будут поставлять ни энергоносители, ни памперсы по ценам ниже мировых – какой смысл? Нам не будут давать товары в долг, – какой смысл? Наши конкурентоспособные товары, если они у нас появятся, будут крайне неохотно пускать на западный рынок, – продадим мы, скажем, пять самолетов, - на пять самолетов меньше продаст «Боинг», продадим мы пять автомобилей – на пять автомобилей меньше продаст Фольксваген, и так далее.
Легенда о том, что Украине крайне необходимо как можно быстрее вступить в ВТО, ЕС и в НАТО является частью этой легенды. Мы забываем о том, что еще советская Украина стала членом МОТ, Международной организации труда, подписала ее декларацию, в которой написано, что минимальная заработная плата должна превышать прожиточный минимум работника и членов его семьи. Стандарты технологий и цен ВТО и ЕС рассчитаны на развитые страны, и именно с ними, к примеру, связан рост наших коммунальных расценок. Мы будем вынуждены покупать западные товары, а вот Запад наши будет покупать наши только тогда, когда их качество будет соответствовать мировому уровню.
По Конституции Украина – внеблоковое государство, но НАТО обещает гарантировать нам безопасность. У военных есть такое понятие – "потенциальный противник", и боевая подготовка армии строится именно на возможности противостояния ему. Есть у Украины потенциальный противник, – спрашивал я у военных. Оказывается, нет. И в самом деле, кому сегодня может придти в голову напасть на Украину? Ее намного дешевле купить, что сегодня и делается. Но, вступив в НАТО, мы мгновенно получим сильного потенциального противника, против которого оказались 11 сентября бессильными США, которому с большим трудом противостоят Англия, Франция, Германия, другие мощные мировые державы. А сколько заработает военно-промышленный комплекс Запада от перевооружения Украины по НАТОвским стандартам? Где будет украинский ВПК, который пока еще жив?
Мы не можем решить свои проблемы самостоятельно? Можем, но не умеем и не хотим даже пробо-вать. Тогда нужно искать наиболее близких нам союзников, партнеров. А они, как бы нам ни хотелось, не на Западе. Украина была и есть европейским государством, но никогда не принадлежала западной Европе. И менталитет у нас не западный, и экономика, и история, и быт, и традиции.
Украинский миф V. УПА воювала. (воевала)
Это самый грязный миф.
Я не говорю, что воевала с большевиками или немцами. Хотя, когда захотели выяснить, сколько же немцев погибло от руки УПА, оказалось – 0. «Воевала» - вообще. По-моему, воевать – брать и защищать города, освобождать завоевывать территории, совершать подвиги.
Как-то я сказанул студентам, что УПА – уникальная армия, не выигравшая ни одного сражения, и мне принесли книгу. «История УПА», Львов, написанную только по документам УПА. Не участвовала ни в одном сражении, если не считать дивизию СС (!) «Галичина», разбитую в первом же сражении – под Бродами. Чем славен Герой Украины генерал Шухевич? Найдите его ратные подвиги. Не найдете.
Не было военных операций, не было «освобожденных» территорий, были налеты, участие в немецких операциях против партизан и мирных жителей. Налеты – это к бандам. Воин,– тот, кто воюет с вооруженным противником, но УПА если стреляла по вооруженным – то в основном из-за угла.
Собираются ветераны, вспоминают подвиги. А что вспоминают вояки УПА? Как удачно Павло бросил гранату в окно клуба, а Петро кончил москальскую врачиху? Как косили из автоматов в Бабином Яру? Сейчас мало публикуют фотографий массовых расстрелов, там почти обязательно наши полицаи.
Это позорный миф, - результат тупого стремления вбить клин между братскими народами. Дружба бесплатна, а предательство оплачивается.
В будущем фольклористы, историки, социологи, психологи и психиатры еще разберутся с процессом мифотворчества в современной Украине. Но правду от вымысла мы должны отличать уже сегодня. Чтобы в очередной раз не оказаться в дураках.
Свидетельство о публикации №214102300575