Герои нашего времени

Коммунисты вкладывали громадные усилия и средства в воспитание «нового человека», в создание «новой исторической общности» – советского народа. И, надо сказать, довольно преуспели  этом. Да, был  создан homo soveticus, о котором блестяще написал Зиновьев, но этот homo soveticus и в космос летал, и изумлял мир спортивными подвигами, и в области не только балета, но  и искусства в целом  был не то что впереди планеты всей, но держал вполне достойное, уважаемое место. Сегодня мы можем сравнить достижения Голливуда и достижения советского кинематографа, и сравнение обычно оказывается в пользу последнего. Мнооскароносные «Титаник» и «Миллионер из трущоб» сильно проигрывают «Калине красной» или «Бриллиантовой руке».

Целину осваивали, и БАМ строили не только зэки. Герои Великой Отечественной, да и простые солдаты отнюдь не были обманутыми и запуганными марионетками.

Когда мы, ввергнув мир в почтительное восторженное изумление, запустили первый спутник, то адмирал Лесли Гровс, руководитель Манхэттенского проекта, сказал, что русские обошли США в школе, в системе образования. Наше здравоохранение вызывало зависть во многих странах – больному ребенку не надо было собирать деньги на сложную операцию – если она была возможна в СССР, ее делали бесплатно.

Какого человека стремилась воспитать советская система? Трудолюбивого, честного, умного патриота. Герои советского кинематографа, литературы, театра все-таки были хорошими людьми, «не убий» и «не укради» для них было свято.

В целом искусство несло воспитательную функцию, стремясь поднять, улучшить зрителя и читателя. Те, кто появлялся на экранах телевизора, от ведущего до прохожего на улице, были не всегда то, каким есть, а каким должен быть наш человек Гомосексуализм, наркоманию, проституцию, стремились вынести за рамки реальности, за рамки общественного сознания. Средний выпускник школы не знал о прелестях однополой любви или о свойствах героина – откуда ему было знать? А если и узнавал, то это знание для него однозначно имело отрицательный характер. УК преследовал не только наркоманию, но и гомосексуализм. Проституции у нас практически не было. Было это плохо? Да, это было недемократично, но для общества в целом, наверное, полезно.

«Работай, трудись, люби, дружи, твори» - внушало тогдашнее искусство и СМИ. «Покупай» - внушают сегодняшние.

И вот мы обрели, наконец, демократию, свободу, получили доступ к сокровищам мировой культуры. Но…. Как сказал Михаил Ульянов, «мы жаждали припасть к роднику мирового искусства, а оказались подключенными к фановой трубе». Мы как-то упустили, что искусство в свободном обществе является товаром, и легче продать 1 000 экземпляров Донцовой, чем 100 экземпляров Цветаевой. Процесс превращения обезьяны в человека занял миллионы лет, обратный процесс возможен на протяжении пары поколений.

Сейчас  любой может купить Аксенова или Солженицына, смотреть Бергмана или Антониони и что, много покупают, много смотрят?

«Когда мужик не Блюхера,

И не милорда глупого,

Белинского и Гоголя

С базара понесет?» - вопрошал Некрасов.

Никогда. Хотя при советской власти носили намного активнее, чем сейчас. Мужику Белинский и Гоголь не очень нужны. Ему интереснее другое. Издается и снимается то, что покупается. Расчет – на среднего и простого потребителя, который, именно потому, что средний, не отличается особыми интеллектуальными запросами.  Уровень потребителя искусства стремятся не повысить, а понизить.  И результат – властители дум у нас не Чернышевский, Высоцкий, Сахаров или Солженицын, а Пугачева, Киркоров и Сердючка с Поплавским. Да, чем проще потребитель, тем проще ему впарить что угодно. «...Дурака лелеют, дурака заботливо взращивают, дурака удобряют... Дурак стал нормой, еще немного - и дурак станет идеалом, и доктора философии заведут вокруг него восторженные хороводы. А газеты водят хороводы уже сейчас. Ах, какой ты у нас славный, дурак! Ах, какой ты бодрый и здоровый дурак! Ах, какой ты оптимистичный, дурак, и какой ты, дурак, умный, какое у тебя тонкое чувство юмора, и как ты ловко решаешь кроссворды!». (А. и Б. Стругацкие. «Хищные вещи века».)

Вы заметили, как в наше довольно-таки страшное время, СМИ, особенно TV, переполнены юмором, искрятся весельем. Не будем оценивать его уровень, но «сердце мудрого в доме плача, сердце глупого в доме веселья» - говорит самая мудрая книга Библии.

Нам изо всех сил стремятся сделать хорошо. Да, есть люди, которым всегда хорошо, пока они не голодны или им не больно. Это клинические идиоты, но они долго не живут.

Что интересно – советская система тоже не очень приветствовала свободомыслие и способность мыслить вообще. Она старательно прятала от человека подлинные сокровища мировой культуры. Сейчас их прячут по-другому – под горами мусора. Кроме того, раньше невозможно было купить хорошую книгу, или пойти на хороший спектакль – их не было. Сейчас это тоже невозможно для многих – дорого.

И еще – вы не замечаете, как мы погружаемся в каменный век – неважно, палеолит или неолит? Татуировки, которые были  опознавательным знаком уголовного, блатного или приблатненного элемента, стали частью массовой культуры, пирсинг, кольцо в носу, которым место было разве что в этнографическом музее, стали частью культуры продвинутой молодежи. Пирсинг и татуировка не делают человека необычным, оригинальным, как, может быть, было раньше, они просто указывают на его принадлежность к все более широким социальным слоям.

Впрочем, в любом обществе интеллектуальная элита – 3 – 5 процентов населения. И быть в ней или оставаться частью безликой массы каждый решает сам.


Рецензии