Форт Росс оплот русской культуры в Америке
На культурном русско-американском небосводе кажется наметилось довольно любопытное мероприятие. Группа российских кинематографистов задумала снять в Америке, в рамках единого проекта, два фильма на одну и ту же тему: документальный – "Русская Америка", и полнометражный художественный – "Форт Росс", приурочив их выход к 200-летию Форта Росс, которое будет отмечаться летом будущего года. Презентация этого двойного кинопроекта не случайно проходила в Вашингтоне, в Российском культурном центре. В числе его спонсоров – президент компании Russian American, Андрей Шуранов.
Автор сценария писатель и журналист Дмитрий Полетаев, когда-то бывший диктором Центрального телевидения и ведущим программы "Спокойной ночи, малыши". Теперь он живет в Нью-Йорке, являясь ведущим канала НТВ Америка.
Его интерес к прошлому русско-американских отношений начался с ленкомовской рок-оперы "Юнона и Авось". Досконально изучив все, что было связано с русским Фортом, Полетаев написал историко-приключенческий роман "Форт Росс", вышедший в прошлом году в Москве. В романе причудливо переплелись события 200-летней давности с сегодняшним днем русских американцев. Именно этот сюжет он намерен воплотить в фильме.
Рассказывая о своих планах и идеях, Полетаев вопрошает: "Что было бы, если бы Николай Резанов не погиб, возвращаясь из Калифорнии в Петербург? Что было бы, если бы и Калифорния, и Гавайи, вместе с Аляской и Камчаткой были бы русской территорией? Что было бы?.." На эти вопросы видимо и попытается ответить его герой – наш современник, чудесным образом перенесшийся на 200 лет назад – в то самое прошлое, когда процветал Форт Росс и шансы России закрепиться на западных берегах Американского континента, никому еще толком не принадлежавших, были достаточно велики.
В кинопроекте принимает самое активное участие Народный артист РФ Дмитрий Харатян, взявший на себя роль продюсера и ведущего документальной части проекта. На презентации в Вашингтоне он рассказал, что они решили не затрагивать романтическую составляющую форт-россовской эпопеи и сосредоточиться на ее исторической основе. "Там есть любовь. Но любовь к новым землям, любовь к Америке и к России, – объясняет Харатян. – Это в общем такой культурологически-просветительский проект."
Съемки будут проходить, разумеется в самом Форте Росс, в Сан-Франциско, на Аляске, а также в России - в Санкт-Петербурге. Режиссер обоих фильмов Юрий Мороз.
Любопытная получается ситуация. До самого последнего времени американцы относились к историческим вехам русского присутствия на своей территории (даже во времена Холодной войны) с большей ответственностью и вниманием, чем россияне. О самом факте такого присутствия, оставившего после себя материальный след, наши люди могут узнать не из учебников истории и не из русской литературы, а из... американских туристических проспектов, да и то, если наткнутся на эти объекты по счастливой случайности. Так что тандем Харатян-Полетаев задумал действительно благое дело.
Русских следов на территории нынешней Америки не так уж и мало. Чего стоит одна Аляска. Но о ней все мы более или менее знаем. Можно было бы вспомнить еще целый отрезок истории Гавайских островов, связанный с русскими мореплавателями. Сосредоточимся однако на старой русской заставе, коли о ней уже зашла речь.
Форт Росс, многократно восстанавливаемый, охраняем американским правительством, как национальный исторический памятник, и нежно любим местной русской диаспорой. О том, какое отношение к России имеет клочок калифорнийской земли в 3300 акров с деревянным Фортом на возвышении, могут поведать уже одни только названия здешних мест: сам Fort (Ross – то бишь "Российский"), Russian River, Russian River Valley, улицы соседнего городка: Sevastopol, Fort Ross Road, Moscow Road.
История же эта берет начало с 1799 года – когда Павел I подписал хартию о торговой привилегии для вновь созданной колониальной компании, названной "Русско-Американской". (Аляска или "Русская Америка", как ее тогда называли, включала в себя Алеутские острова, саму Аляску и всю территорию ниже 51 гр.с.ш.)
Главным лицом со стороны России в той Компании был Николай Резанов, граф, действительный статский советник, камергер и т.д. Он отплыл из столицы русской Аляски, Ново-Архангельска, в тогда еще испанскую Калифорнию на торговом паруснике "Юнона" и в марте 1806 года вошел в залив святого Франциска Ассизского (чьим именем назовут позднее залив и город Сан-Франциско). Здесь, в далекой Калифорнии, русский вельможа, которому было уже за 40, влюбился в 16-летнюю дочь коменданта захолустного городка, красавицу Кончиту Аргуэльо.
По версии злословов, русский вельможа вынашивал далеко идущие планы: стать зятем коменданта, чтобы со временем объявить Калифорнию русской колонией, а себя – ее губернатором. По версии романтиков, это была действительно "любовь до гроба". Резанов отплыл на Родину за разрешением на брак – на бриге "Авось", попутно назвав в честь юной девы один из островков Аляски – Аргуэльо (его можно найти на карте), но назад, увы, больше не вернулся. Неожиданная болезнь оборвала его жизнь. А Кончита, так и не дождавшись возлюбленного, осталась ему верна и ушла в монастырь. Эта трогательная и грустная история и легла в основу сюжета рок-оперы Алексея Рыбникова "Юнона и Авось", которая уже несколько десятилетий не сходит со сцены московского "Ленкома".
Форт-Росс, заложенный экспедицией Ивана Кускова в 1812 году (в 80 км к северу-западу от Сан-Франциско), возник не как военная крепость, а как оплот сельскохозяйственной колонии России, призванный снабжать Аляску хлебом, торговать с испанской Калифорнией и налаживать вывоз пушнины (шкурок выдр) в Россию и Китай. Землю купили у местных индейцев – за "три одеяла, три пары штанов, два топора, три мотыги и несколько ниток бус".
Береговое укрепление строили по русской традиции – добротно, надежно, "на века". Крепость обнесли квадратной стеной, сложенной из толстых бревен секвойи, со сторожевыми 8-угольными башнями-блокгаузами по углам. Даже ставни на окнах домов делали из бревен. Все постройки были выполнены без единого гвоздя. Из России привезли 12 пушек, оконные стекла, которых Калифорния еще не знала, бронзовый колокол, чтобы подвесить его над входом в часовню Святой Троицы, и многое другое, включая рояль.
Во всех строительных и сельскохозяйственных работах русским помогали приехавшие с ними с Аляски алеуты и местные индейцы, весьма дружелюбно к ним относившиеся. Именно здесь, в Форте Росс, впервые появились в Калифорнии ветряные мельницы, фруктовый сад и виноградники. Скотоводство на прилегавших к Форту землях шло более успешно, чем земледелие – в конце 1830-х колония держала уже 1700 голов крупного рогатого скота, 940 лошадей и мулов, 900 овец. Заработали мастерские ремесленников, делавшие мебель, двери, рамы, черепицу из секвойи, телеги, колеса, бочки. В окрестностях Форта основали три русских ранчо. Одним словом, активно обживали Америку.
На судостроительной верфи русскими было построено четыре парусных судна – три брига и одна шхуна – для Русско-Американской компании, и еще два корабля для местных испанских миссий, водоизмещением до 200 т. Суда строили в удобной гавани залива Бодега, в 30 км от Форта, названной порт Румянцев. Археологи из Университета Калифорнии и Института приморской археологии западных штатов ведут в настоящее время раскопки той судоверфи – первой, как оказалось, в истории Калифорнии.
Однако просуществовала русская колония всего три десятка лет. Для России Форт-Росс, как и Аляска, был убыточным и как бы не имевшим почвы под собой. В 1841 году Форт был продан швейцарцу из Мексики, Джону Саттеру, который так за него и не расплатился. Сделка для последнего оказалась роковой. Несколько лет спустя на территории Форта обнаружили золото. В захлестнувшей штат Золотой лихорадке были убиты три сына Саттера, а затем погиб и он сам.
После этого Форт несколько раз переходил из рук в руки. В начале ХХ века его выкупила Калифорнийская Лига Исторических Объектов и перепродала штату Калифорния. Землетрясение 1906 года, разрушившее Сан-Франциско, обратило в руины и Форт-Росс. А потом через его территорию проложили РСН – Pacific Coast Highway № 1, что тянется вдоль всего тихоокеанского побережья США.
Своим вторым рождением Форт во многом обязан амереканцу русского происхождения, профессору Петрову, который создал Русское историческое общество и добился невозможного: шоссе было отведено в сторону, а Форт реконструирован. Необходимые для этого средства собрали русские американцы. В качестве стройматериала снова использовалась сверхпрочная секвойя.
Сегодня старая русская застава выглядит даже лучше, чем в годы своего процветания. С 1970-х всю прилегающую к ней территорию, площадью в 3300 акров (где раньше размещались русские ранчо), объявили Национальным историческим парком. Форт-Росс возвышается на холме, на берегу Тихого океана. Позади него Русская речка (поначалу называвшаяся Славянка), струящаяся по живописной, окутанной туманами Русской Долине. А дальше тянутся виноградники.
Форт открыт для посетителей. В его часовне по большим праздникам (в День культурного наследия, Memorial day) проводятся богослужения, а на территории – различные мероприятия, с выступлениями музыкальных и фольклорных коллективов, показательной стрельбой из исторического стрелкового оружия и из пушки. Гости в эти дни съезжаются в Форт Росс из Сан-Франциско, Сакраменто, Лос-Анджелеса и даже – из Рино, в Неваде. Сюда часто заглядывают туристы всех национальностей.
Когда экс-губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер, в целях экономии бюджетных средств, вознамерился закрыть большую часть парков штата, включая Форт Росс, наши соотечественники в какой-то степени всполошились. С Железным Арни встретился тогда посол РФ в США Сергей Кисляк, чтобы убедить его не трогать русскую деревянную реликвию, имеющую "значительную культурную, историческую и сентиментальную ценность для Кремля, русских и россиян, живущих в Америке". Нашлись и недостающие средства для ее содержания.
"Русские вернулись в Форт-Росс спустя почти два столетия после его основания, – не без иронии прокомментировала ситуацию "San Francisco Сhronicle".– Вернулись не ради охоты на выдр, а чтобы сохранить свое наследие."
Свидетельство о публикации №214102300936