Таро Хейндля, Дурак

Итак, наконец-то, вот мы дошли и до сути. Господин Шут. Шут не является ни началом, ни концом колоды. Чтобы в этом убедиться, следует разложить Старшие Арканы по кругу. Тогд Шут будет и началом и концом и точкой перехода. Кстати, о футарке, который также все время фигурировал на арканах Таро Хейндля. Его тоже обычно раскладывают в круг. Что есть круг? Круг есть целостность. Иногда окружностью обозначают Бога или Вселенную, которая, как мы знаем, бесконечна.
Впрочем, мне показывали еще одну схему: младшие арканы выкладывали квадратом, внутри квадрата из Старших Арканов выкладывали треугольник, а в центре треугольника размещали Шута. К этой схеме мне дали пояснение, чт оШут может направляться куда угодно, в любую точку, в любой аркан, он абсолютная и непредсказуемая свобода. Так и просится фраза "Дух дышит, где хочет". Что особенно актуально, если вспомнить, что на каноническом изображении Шута на его одежде изображен знак Духа или Воздуха (колесико со спицами), которое так и называется Spiritus. Еще можно перевести как "дыхание". Шут относится к стихии Воздуха, а воздух имеет обычай проникать куда угодно.
Теперь о немного другом аспекте. Почему, собственно, Шут? Известно, что иногда шуты бывали мудрее королей, которым они служили. Вспомнить хотя бы такого исторического персонажа, как Станек. По слухам, мудрейший человек был. У Эжена Канселье упоминается такой образ посвященного: человек в шутовском наряде с зашитым ртом. Таковым он полагал Эттейла, который по мнению Канселье, лишь изображал из себя фигляра, на деле занимаясь серьезнейшей алхимией.
Меня несколько смущает рана на груди лебедя на данном изображени аркана. Что это значит? Отсылка к образу Пеликана, который кормит своей кровью птенцов?.. Я могу только догадываться.
В любом случае, в образе Шута я вижу образ Учителя. Вспомним, скольких мудрецов осмеяла толпа.
Теперь о букве Алеф. Регарди пишет, что буква Алеф означает "бык", и служит символом производящей природы. Алеф соотносится со свастикой, иероглифом, который выражает представление о первовзданном движении Большого Воздуха, закручивающего хаос в Творящий Центр. Свастика также соотносится с первой Сейфирой, Кетер. Алеф разделяет природу Кетер и называется "Сверкающим Разумом". Букве соответствуют Хоор-Паа-Краат, Зевс и Юпитер в аспектах стихийных сил природы.
Теперь о руне Вуньо. Согласно Неменьи, название руны означает блаженство, радость, колос ржи, также искать, гнаться за чем-либо, вожделение, стремление... Он уверен, что одинм из древних значений руны было "блаженство". И одновременно Неменьи пишет, что Вуньо очень похоже на слово Wunsch - желание. В некторых текстах Одина называют "Оски", исполнителем желаний. "Таким образом, мы можем считать персонифицированное Желание понятием, замещавшим в Средние Века фигуру Одина-Водана, поэтому то, что исполнение желаний занимает место в конце данного атта, предсавляется вполне закономерным". Речь идет о первом атте, посвященном Водану.
Вот после всего этого я и задаю себе вопрос: а не изображен ли в шутовском наряде на карте сам Бог? Сам Один?
Существо, которое изначально Богом не было, но стало им, пройдя Посвящение, пройдя весь круг футарка. В пользу этой версии говорят некоторые сказания, в которых Один появлялся под видом нищего бродяги, лишь потом проявляя себя как Бог...


Рецензии