От ворот поворот...

От ворот поворот.
О том, как Петрозаводск не стал центром современной музыки.


Сразу оговариваюсь: сейчас-то, конечно, стал, но вот раньше...
Недавно из моей очень старой записной книжки вылетел листок с музыкальной программой, написанной рукой моего давнего знакомого Бориса Бермана. И я вспомнил лето 1968 года.
На острове Кижи тогда еще был палаточный городок — небольшая турбаза, куда каждое лето приезжали люди, которым очень хотелось здесь просто пожить. В палатках можно было устроиться очень недорого. Ресторан-поплавок был еще общедоступен.
Палатки населяли в основном пока еще никому не известные представители свободных профессий. Единственный в моей жизни квартет банджо я слышал у костра на турбазе в Кижах (тогда на турбазе были сделаны специальные места для нескольких костров). Здесь же, у костра, состоялась, как теперь сказали бы, авторская презентация живучего шлягера Валентина Вихорева «На Соловецких островах дожди, дожди...» У костра был опознан актер МХАТа Михаил Зимин, пришедший с друзьями на яхте. А развеселая компания молодых киношников всем представлялась как родственники и друзья юной звездочки Лены Прокловой:
У кижского костра мы и познакомились со студентом Московской консерватории Борисом Берманом. Мы моментально подружились. Я и моя жена Виола рассказывали Боре о том, какая у нас полнокровная и чуть ли не авангардная музыкальная жизнь в Петрозаводске: и симфонический оркестр, где почти на каждом концерте Прокофьев с Шостаковичем, и «Спираль» Бартока в балете, и знаменитый джаз-клуб, где раз в месяц кроме обычного джаза вас еще и просвещали, начиная с азов, блестящий джазовый музыкант и просветитель Лев Забежинский и музыковед Владимир Фейертаг, да и консерваторию у нас открыть собираются.
Наверное, мы переусердствовали в своем мелопатриотизме, так как через пару месяцев после отъезда Бори от него пришло письмо, где он писал, что после окончания консерватории решил связать свою жизнь с самым музыкальным городом СССР Петрозаводском, и не только он, а еще пианист Алексей Любимов и мастер на все руки Марк Пекарский. Еще двое-трое ребят были тоже не прочь приехать в Карелию.
На отдельном листочке была программа, с которой он просил ознакомить министра культуры КАССР Л.Н. Колмовского, и переговорить с ним об их возможном появлении в Петрозаводске.
Мы с Виолой пошли к Льву Николаевичу. Демократичный, вальяжный Колмовский был сама любезность. Он встал из-за стола, протянул нам обе руки и начал внешне светский, хотя и достаточно конкретный разговор о нашей работе в Кижах, в то же время понимая, что пришли мы за чем-то другим.
Лев Николаевич внимательно и доброжелательно прочел письмо, потом отдельно программу... Помолчал... И дал нам воистину ленинский ответ:
— Я в музыке не очень-то разбираюсь. Сходите-ка вы к Георгию Ильичу Лапчинскому — он и директор филармонии, и теперь ректор консерватории, а кроме того, вообще композитором работает. Как он скажет, так и будет.
Прием Лапчинского был не менее радушным. Георгий Ильич прочел письмо и программу. Пауза после этого была более долгой, чем у Льва Николаевича. Ректор поговорил с нами о трудноразрешимых проблемах строительства общежития консерватории, об отсутствии жилья для артистов филармонии, и с сожалением сказал, что ребятам с такой интересной программой пока не найдется жилья в Петрозаводске. Вот бы года через два-три, да и то...
Пришлось нам писать Боре грустное письмо с отказом. Через год Боря Берман приехал в Петрозаводск с ансамблем старинной музыки «Мадригал». После отъезда основателя «Мадригала» Волконского во Францию он ненадолго стал не только солистом-клавесинистом ансамбля, но и его фактическим руководителем. А ударником «Мадригала» и заодно ведущим стал Марк Пекарский. Мадригальцы надолго стали друзьями острова и не раз пели в Преображенской церкви.
Через несколько лет приехал на гастроли в Петрозаводск и Алексей Любимов, уже лауреат международных конкурсов.
Боря вскоре уехал в Израиль и, естественно, тоже стал многократным лауреатом. Сейчас Алексей Любимов успешно концертирует. Ансамбль ударных инструментов под руководством Марка Пекарского знает весь мир.
А вот та программа, или, точнее, множество программ, которые мы не услышали и, к несчастью, никогда не услышим в исполнении молодых Бори, Марка, Алеши и кого-то еще из их талантливой компании:
— Классическая музыка ХХ века (Шенберг, Берг, Веберн, Стравинский, Барток);
— Клавесин. Прошлое и настоящее инструмента;
— Музыка внеевропейских цивилизаций и современное композиторское творчество;
— Музыка молодых советских композиторов (Шнитке, Губайдуллина, Денисов, Пярт, Мансурян);
— Современная зарубежная музыка (Штокхаузен, Булез, Кэйдж, Лигети).

                1994


Рецензии