Паспорт

Он начал издалека.Сначала,как всегда в пути, о погоде,о природе.Кто-то о своих замечательных внуках. Седой старик долго смотрел в окно,прежде чем вступить в разговор. Затем, вздохнув,сказал:" Внуки- это хорошо. У меня трое сорванцов,вот везу им подарки с юга. Старшенький совсем большой,паспорт получил. А я вот свой первый паспорт в пятидесятом только получил. Да и не мой он был,паспорт-то"-" Как это,не ваш ?" -Переглянулись соседи." Да,так вот получилось. Мы в деревне тогда жили,голодно было.
Я совсем пацаненок был,когда батьку нашего лесиной придавило. А мамка за трудодни хребет гнула."-" Как это ,за трудодни?"- переспросил рыжый парнишка."А вот так. Ты работаешь,а тебе галочку заместо денег. А кушать- то чего? А кушать?Кушать мы всегда хотели. Вот мамка и пошла в поле осенью,там после уборки еще кое-где картоха осталась. Она и насобирала полведра мерзлой картошки.Ее и поймали. И всю нашу семью сослали,как врагов народа. Долго мы ехали в теплушке в ссылку."-"Это когда было,дед ?"- cпросил пассажир с верхней полки. А аккурат в тридцать пятом ,милок. Мне тогда девять годков было. Мама в дороге заболела,померла. Остались мы с сестрой вдвоем,среди таких же бедолаг. И тогда нас в детский приемник отправили. Сестренка всю дорогу плакала. Маленькая она еще была. Ничего не понимала. А там нас разделили,ее куда-то увели,и больше я не видел никогда. Только и запомнил ее заплаканные глаза."-" Ох."-Вздохнула какая-то бабулька." Тяжело жилось в теи-то годы. А как же ,ты потом-то?"-"Потом?"
`  Принесли чай.Народ закопошился.С верхней полки слез пассажир."Давай ,отец чайку? У меня тут колбаска домашняя,угощайся"-."Благодарствую"-ответил старик.       Так странно и необычно было  слышать это давно забытое слово. Пассажиры попили чайку.И пассажир с верхней полки спросил."А дальше-то,что?"-" Дальше жизнь покатилась,как салазки,под гору,не удержишь.Сестренку увели, значит.А меня в колонию для малолеток.За что? Да я в детском-то приемнике хлеба кусок  утянул.Голодно было и холодно.У нас в группе парнишка был,всегда есть хотел.Вот я и подумал,что возьму ему хлеб, пусть поест- и попался. Ну, значит, и упекли меня за расхищение. Мне тогда уже тринадцатый годок шел.Попал я на" малолетку".Мы, мальчишки, мешки дерюжные шили,а девочки-те рубашки для военных." "А что? И девочки были?"-спросила какая-то дама.
"Как не быть,были они-в отдельном бараке жили. А работали вместе.Цех большой и теплый. Бараки- то не топились. Стояли посередине две буржуйки,а к утру волосы к койке примерзали.Так я до шестнадцати и пробыл там. Потом меня выпустили. В крупных городах жить-то нельзя было.Справка об освобождении, вот и весь документ.Война тогда шла лютая.Я, было, на фронт хотел.Да мал еще,да к тому же- судимость.Вот и устроился я при какой-то фабричке к кочегару в помощь.Он меня пригрел,а то бы я совсем пропал.Хороший человек был. А в сорок третьем у него внук заболел,помирал уже.Он мне и говорит":"Вот что,паря,внук мой все едино помрет,а ты на чуток его моложе".И принес мне бумагу."Ты теперь,говорит,за него жить должон,так что не осрами".-"Плакал я тогда и, словно слезы те все горе мое смыли.Так и стал я Павлом.В сорок четвертом меня призвали.Не осрамил я отца приемного и того, за кого жить довелось". Старик полез в хотуль и достал коробку."Вот, внукам везу,чтобы помнили".                В коробке были военные ордена.А их за так не давали.


Рецензии