FlashMob
Конечно, места близ Залучино необыкновенно живописны, нетронуты цивилизацией, но и люди там тоже почти ею нетронутые.
Деревня, основанная без малого пятьсот лет назад бежавшими от царского притеснения крестьянами, затерялась в дремучих лесах северо-востока Руси. Добраться до неё можно по единственной дороге, пролегающей между больших и малых зеркальных озёр и непроходимых болот. Крутит, петляет дорога, пока не упрётся в холм. На холме покосившаяся церквушка со сломанным крестом, дырявой крышей, да пустыми, как глаза мертвеца, оконцами. Перед нею площадь, заросшая, загаженная. А вокруг – дома, хозяйственные постройки некогда богатой деревни. Избы хоть и старые, но просторные, рубленные в лапту, почерневшее дерево твердое, как камень.
Вот кому-то и показалось интересным провести семинар в этакой глухомани. Из района привезли сборный щитовой домик, установили его на берегу озера в двух километрах от деревни. На местную власть, которая, кстати, со времен революции передавалась по наследству, была возложена обязанность: снабжать участников семинара дровами и едой.
По этому поводу глава администрации – Иван Иваныч -16-тый созвал сход, объявив землякам о приезде будущих переводчиков - проводников иностранцев. Новость вызвала много пересудов и толков. Кто-то был категорически против, кому-то хотелось поглядеть: что за проводники-то такие и как их готовить будут? Кто-то по наивности надеялся на иностранные инвестиции...
В общем, постановили: гостей принять, как положено, провести митинг, площадь очистить и на время мероприятия запретить на ней выгуливать скотину. Еду и дрова поставлять исправно, тем более район обещал компенсировать все затраты.
А в это время молодое креативное гидовское поколение в качестве рекламы семинара решило провести в деревне в канун праздника всех святых ФлешМоб. Ребята закупили, а у многих уже были, костюмы и маски для Хэллоуина.
31 октября с утра моросил нудный дождик. С озера тянуло холодком. Голый лес, обступивший деревню, раскачивая ветки, тихонько напевал бесконечно печальную осеннюю песню. Но к пятнадцати часам дождь выплакал все свои слезы, ветер утомился и стих, и теплое солнце высушило площадь, убранную и обтянутую по периметру верёвками с красными флажками. Высохла и новая трибуна, которую специально сколотили для торжественной встречи. Народ, облачённый в свои лучшие одежды, встал за флажки.
Поглядеть на чужаков пришла вся деревня. Бабки занимали лучшие места; в надежде заработать, разложили перед собой тарелки с солёными огурцами, подносы с клюквенными ватрушками, рыбными пирогами , мисками мочёной морошки и брусники. Около них крутилась детвора. Девчата и молодухи в новых сарафанах, с убранными под цветастые платки волосами, щёлкали семечки, смеясь в предвкушении зрелища. Молодцеватые парни в пиджаках, накинутых на атласные косоворотки, в сдвинутых набок картузах, нервно курили самокрутки, переговариваясь раскатистым баском: «Поглядим, чо за птицы залётные; не дай бог, к нашим девкам сунутся». Бабы, стоя группками, надеялись углядеть образцы столичной моды, ну а старикам с окладистыми бородами очень хотелось побалакать с горожанами насчет международной обстановки. Деревня ждала. Наконец над площадью разнеслось: «Едут, едут!»
Новенький автобус, от крыши до колес расписанный иностранными словами, подкатил к церкви. С шипением открылись двери, выпуская вместе с белым густым дымом городскую молодёжь…
Словно «исчадия ада» один страшнее другого появлялись они из дыма, постепенно заполняя площадь. Кого тут только не было: человек-тыква, со светящимися глазами и женщина-кошка с пышным хвостом, подзабытый синий Фантомас и голубой Аватар, коричневый Голлум, и зеленый Лизун, клыкастые оборотни, крылатые вампиры, Ганнибал Лектор и Фрэди Крюгер и ... Фальшивые, обнаженные бюсты, неимоверной длины накладные ногти, заострённые уши, оторванные ноги и руки из латекса, болтающиеся на цепях, лысые пластиковые черепа и торчащие из-под лохмотьев, словно настоящие кости, искусно нарисованные кровавые язвы и раны… – Эта тёмная сила постепенно заполнила деревенскую патриархальную площадь. Народ оцепенел от ужаса, вытаращив глаза, уставился на гостей. Сама природа подыграла шутникам, заслонив солнце грозовой тучей. Еще бы немного и деревенские бросились бы в панике бежать. Но, словно исполняя высшую волю, солнце вырвалось из рваных чёрных косм, осветив божьим светом мерзких тварей. И они, как будто бы ослеплённые, поражённые яркими лучами, мгновенно рухнули на землю.
Наступила полнейшая тишина. Было слышно, как под Иван Иванычем скрипят доски трибуны, а у его жёнушки, стоявшей рядом с хлебом-солью, стучат зубы. Тишину нарушил голос мальчика Пети:
- Баба, они от солнца окочурились?
Но не успел народ облегчённо вздохнуть, как бесовские отродья вскочили на ноги, из автобуса грянул тяжёлый рок и ряженые заплясали, запрыгали, закрутились волчком. Хлопнув в ладоши, выбросив вперёд руки, гаркнули:
- Welcome to Russia!
И опять пустились прыгать, топать ногами, крутясь, заорали английскую футбольную речёвку.
- Two four six eight! Who do we appreciate!
Потом синхронно извиваясь, выпучивая глаза, высовывая языки, обратили свои страшные рожи к зрителям.
Народ за флажками сбился в кучки, малышня ревела в голос, старухи крестились и причитали, девчата попрятались за спины мужиков, а те, играя желваками, не знали, на что решиться. Всё тот же мальчик Петя, не растерявшись, схватил солёный огурец и, размахнувшись, запустил в ближайшего монстра. Огурец угодил «привидению» в глаз; оно взвыло, гремя цепями, схватилось за белое лицо. И уже в следующий момент на головы креативщиков обрушился град пирожков, огурцов, семечек, в общем, всего, что попадалось под руку. На трибуне не было ничего, чем бы можно было запустить в «демонов», поэтому Иван Иваныч, раскачиваясь и вытягивая трубочкой губы, стал плевать на них сверху. Но страшнее всего для переводчиков «великого и могучего» был отборный мат, которым местные, включая древних стариков и только что научившихся лепетать детишек, сопровождали свои неправомерные действия.
Нечисть дрогнула и, побросав реквизит, бросилась к спасительному автобусу, который, сорвавшись с места, умчал гидов-экстремалов под защиту щитового домика.
Ответственный за семинар оглядел флэбмобщиков: несмотря на угрожающие маски, вид у них был плачевный.
- Снимите-ка это с себя!
Ребята принялись разоблачаться. Когда они предстали в своём настоящем облике, ответственный грустно улыбнулся.
- Хрен редьки не слаще!
Перед ним сидели представители различных молодёжных субкультур: панки, готы, эмо, фрики, разукрашенные замысловатыми татуировками, проколотые пирсингами и продырявленные тунелями, с разноцветными волосами и в дредах…
- Нет, ребятки, хоть вы и переводчики, но в деревне вас не поймут.
- А что делать? – загалдела молодёжь. – Не сидеть же здесь из-за этих сектантов?
Неожиданно прибежал водитель автобуса, сообщив, что к ним движется толпа с зажжёнными факелами. Все прильнули к окнам. В наступивших сумерках хорошо была видна огненная лента, ползущая в их сторону. Толпа приближалась. Креативщики наспех забаррикадировались в домике, ожидая, что же будет: «Лишь бы не сожгли!»
Не доходя метров десять, толпа остановилась, и до напуганных гидов донеслись церковные песнопения. В свете факелов видны были мужики и бабы во главе с Иван Иванычем, несущим икону. Пропев молитву, деревенский народ пошёл налево, обходя по кругу «дьявольское» место.
- Слава Богу, это они крестный ход затеяли, - сказал ответственный и перекрестился, - Но вы на всякий случай в окна не высовывайтесь!
Обойдя три раза домик, деревенские ушли, оставив на страже пятерых парней, вооружённых осиновыми кольями.
И пришлось будущим пропагандистам экстремального туризма всё дни семинара отсиживаться в домике, даже не помышляя выйти наружу.
Местное население, несмотря на негативное к ним отношение, всё же выполняло свои обязательства по доставке дров и еды. Молока же прислали на два бидона больше – пущай бесноватые отпиваются!
Как только автобус с «гАдами» скрылся за поворотом, Иван Иваныч вновь объявил сход, на котором предложил:
1. Сжечь щитовой домик.
2. Начать восстанавливать церковь.
3. Пригласить из соседнего села батюшку для очищения площади и воды в озере.
4. На повороте установить шлагбаум и будку для Егорыча, который будет охранять общество от заезжей нечисти. Выдать ему двустволку и патроны, окроплённые святой водой. А за службу платить с каждого двора соразмерно с количества проживающих, согласно установленной таксе.
Предложение приняли единогласно.
Сидит Егорыч в будке, сколоченной из досок разобранной трибуны. Приложил к уху слуховой рожок, сделанный из рога комолой коровы – слушает.
Всё слышит Егорыч; и как воет, высунувшись из омута, маясь зубами, бедолага водяной. Как жалуется он плещущимся рядом пышногрудым длинноволосым русалкам, водя по воде зелёной тинистой бородой.
-Это от рыбы у меня зубы ноют. Раньше, помню, мужики раз в год натрут лошадь мёдом и пустят её в озеро: «Кушай, батюшка водяной». А по весне да по осени жареного гуся поднесут. Ну, и само собой мельник и пасечник; то табачком угостят, то маслицем. А про рыбаков и говорить нечего, обязательно поднесут… и закусить сало с хлебцем. Уважали! Первую пойманную рыбку всегда назад в воду выпускали …
-Ишь, чего вспомнил, - ухает леший из кустов орешника. – Когда то было? Ступай лучше, брат, в баню! Отогрей зубы! Сегодня все наши соберутся!
И правда, на краю деревни, во вросшей в землю «хромине поганой», топит печку Банник-старичок: босой, с железными руками, с бородою дымчатой, чтобы с дымом сливаться. Помогают ему пять обдерих, по числу родившихся в бане детей. А в ночи уж идет- бредёт со всех сторон нечисть, спеша на помывку. Вот зашуршала осока на болоте, это ползет в баню, дуя в сопелку, скользкий, угрюмый, с закрученным хвостом Болотник – самый грязный из всей нечистой силы. С другой стороны, раздвигая пожухлую крапиву, топча Иван-чай, спешат Амбарник с Овинником, да Гумником.
Захотелось хитрой Кикиморе в первую очередь попариться, обернулась она черной кошкою, в предбанник лезет. Только учуял её Рижник , оборотился злобным псом. Глаза огнём горят, рычит на Кикимору, не пускает: «Знай, баба, свое место!» Отступила Кикимора, приняла свое настоящее обличие: скрючённой маленькой старушенции. Прислонилась к стенке, чтобы ветром не сдуло, сидит, поджидает подружек: Полуденицу, да Лесовиху, да Дуню Ригеницу, да русалок- красавиц… Подошла вся в белом Полуденица с детишками межевичками, спрашивает: «Придут ли Шуликуны, те, что из погубленных, некрещённых детей?»
-О нет, не придут. Они только на Святки освободятся, – отвечает Шишмора, что любит по ночам кур мучить.
А в бане печь уже истоплена, голики заготовлены. Оберихи выскочили. Первыми моются мужики, затем бабы с детишками, ну, а третий пар для чертей. Вековые правила нарушать нельзя!
Сидит нечисть женская, ждёт своей очереди, рассказывает друг дружке, как в стародавние времена их народ почитал. Как девицы на женихов гадали: то задницу в холодную баню всунут, то на гумно идут слушать: гребут зерно или метлой метут? Башмачки за плетень кидали, в зеркала смотрелись… Вот времена были… А теперь даже присушку и отсушку, и ту никто толком делать не умеет. В деревне одна бабка знахарка-шептунка осталась, а колдунов и ведьм нету… Растерял народ традиции, позабыл обряды. Заморскую им нечисть подавай! Наплачутся еще, да поздно будет!
Слушает их разговоры Егорыч и тревожится, как бы и в самом деле, не ушла нечисть родная, не бросила бы народ на растерзание гадам чужеземным. Вона они, что с городскими уж сотворили…
- Ну, дык, стало быть, рано мне ещё на покой… Придётся постоять на страже…
Свидетельство о публикации №214102401652