Невидящий свет

       
                Пятое место в 48-м конкурсе Международного Фонда
                Великий Странник Молодым
                Звание-Лауреат МФ ВСМ , Магистр МФ ВСМ
                http://www.proza.ru/2014/12/17/831


    Выбирая продукты в магазине, я услышала где-то рядом ритмичное постукивание какой-то палочкой. Оглянувшись, увидела высокого, приятного на вид мужчину, такого же возраста, как и я, седовласого, хорошо одетого, в руках у него была длинная тонкая палочка, которой он постукивал по плиточному полу.
Глаза его были широко раскрыты, и он изредка поднимал их вверх.
Обычный вроде бы мужчина, и по нему совсем не скажешь, что он слепой.
У слепых по-другому смотрят глаза, и потом, этот мужчина шел так уверенно, лишь слегка постукивал палочкой. Я с надеждой  подумала, что возможно, он не совсем слеп, и стала тихонько наблюдать за ним, выбирая  себе продукты в корзину.

Мужчина, пройдя твердой походкой вдоль всего зала, и, постукивая палочкой, вдруг вернулся назад, прошел несколько шагов, потом опять развернулся и повторил свой маршрут. И тогда я поняла, что мужчина действительно совсем ничего не видит, и он потерялся среди множества магазинных полок.
Моё сердце защемило от сострадания. Я представила, как  ему трудно живётся, и недоумевала, а почему он один пошел в магазин, и где его родные …

Не выдержав, я подошла, и тронула его за плечо.
   - Мужчина, могу я вам помочь? Какие продукты вы ищете? – обратилась  к нему.

   - Спасибо, если можно, подскажите, где хлебная полка? – с улыбкой  ответил он.

Я  подвела его к хлебу. Он попросил меня выбрать ему черный хлеб «Дарницкий» и белый батон «Новый».  Я поинтересовалась, а может еще что-то надо, но тут к нам подошла девушка-продавец, приветливо улыбнулась мужчине и предложила ему свою помощь. Тогда я отошла, успокоившись, что ему помогут.

Я встала в очередь к кассе, и  со мной заговорила женщина, видимо она заметила, что я помогала слепому мужчине.

    -  Очень жалко его, такой хороший человек, а вот как судьба распорядилась.

    -  А что с ним, он с рождения не видит? – не удержалась я от вопроса.

    -  Нет, с ним беда приключилась, они ехали с женой в машине, и их сбил грузовик, жена сразу насмерть, а он выжил, но ослеп. Это случилось несколько лет назад.

    - А кто с ним живет, дети есть, почему он в магазин ходит один, ведь это опасно, надо дорогу переходить, а там машины – хотелось мне узнать о нем больше.

    - Нет, детей у них почему-то нет, а живёт он с престарелой и больной матерью вдвоём, здесь недалеко. Приходят к ним женщины из социального обеспечения, чтобы помыть его маму, убраться в квартире, что-то приготовить из еды. Вот такая история, жалко мужчину, он раньше был на высокой должности, очень уважаемый человек, а теперь вот… -  вздыхая, сообщила мне женщина и вышла из магазина.

Девушка-продавец подвела слепого мужчину к кассе, помогла ему рассчитаться и  выйти  из магазина.
Я выходила следом и находилась под впечатлением от слов женщины о судьбе этого несчастного человека.
А он шел по тротуару уверенным шагом, постукивал своей палочкой, а наткнувшись на препятствия, бодро обходил их. Впереди был небольшой уличный рынок, где народ суетливо толкался, выбирая продукты, и не особо заботясь об окружающих людях.

Я увидела, как какой-то парень случайно налетел на этого мужчину, и чуть не сбил его с ног. И тогда, я не выдержала, и опять подошла к нему, как в магазине.

    - Вы меня извините, давайте я вам помогу, здесь рынок, могут сбить с ног, я вас отведу в сторону, а то вы посередине толпы идёте. Мы с вами вместе в магазине были, я вам там с хлебом помогала – и я решительно взяла его под руку.

   - Спасибо, милая женщина – вежливо поблагодарил он меня.

    - А вы далеко живете, я вижу, что вы направились в сторону моего дома? – спросила я.

   -  Да, я недалеко живу, на проспекте Октябрьском, не доходя до основного перекрестка. От него потом налево триста метров, и там во дворе мой дом – ответил он.

   -  Как вы уверенно ходите,  вы немного видите? – был мой бестактный вопрос.

   -  Нет, я совсем ничего не вижу, я не выходил раньше из дома, но вот уже год, как  хожу самостоятельно в  магазин. Я знаю эту дорогу, раньше я считал шаги, а сейчас просто уже чувствую дорогу, окружающие запахи, выбоины в тротуарах знаю, и потом меня азарт берет, неужели не смогу? Нет, говорю себе, ты сможешь, а кому, если не тебе? Да и люди добрые помогают, вот и вы не остались равнодушной ко мне, спасибо вам – улыбаясь, промолвил он.

А улыбка у него такая открытая, светлая, и глаза  серо-голубые светятся, и никакого нет на них повреждения или бельма, они просто – НЕ ВИДЯТ.  Какая жестокая несправедливость!

    - А вы с детства не видите? – решила я спросить,  давая ему понять, что ничего не знаю о нём.

    - Нет, моя слепота не с рождения, это приобретённая проблема.

    - Простите за любопытство – запоздало извинилась я.

    - Ничего, я уже привык к подобным вопросам – улыбнулся в ответ мужчина.

    - А вы знаете, у меня тоже зрение падает, я  много сижу у компьютера, знаю, что это вредно, но он притягивает, как магнит, и вот безнадёжно подсела на него – решила я поддержать наш разговор.

    - Да, компьютер, это и хорошо, и плохо. Я тоже много времени за компьютером провожу, да-да не удивляйтесь. Есть такие программы для невидящих людей, которые помогают  нам быть в курсе всего нового, и не отставать от современной жизни  – с видимым удовольствием и гордостью произнёс он.
Мужчина делился со мной последними новостями в мире, внимательно слушал все мои рассуждения.Он весело рассказывал разные истории из своей прошлой жизни.

Так, за разговором я и не заметила, как мы подошли к тому повороту, от которого триста шагов и будет его дом. А я свой дом уже прошла, поэтому решила с мужчиной попрощаться.

    - Вы знаете, я уже пришла, и вот ваш поворот, вы же найдёте теперь свой дом сами?

    - Конечно, конечно, милая женщина, спасибо вам за компанию, всего вам доброго.

 Я тоже пожелала ему добра и здоровья, и повернула к своему дому. Но мысль об этом мужчине не покидала меня. И я, вопреки здравому смыслу, решила пойти за ним тайно, чтобы предостеречь его об опасности, которая могла вдруг появиться у него на дороге.
Так я и шла за ним следом, а он шагал своей уверенной походкой,  размахивая палочкой из стороны в сторону. Как ему эта палочка помогает - не понимала я. 
Потом он свернул во двор одного из домов, прошел его почти до конца,  остановился, поводил палочкой вокруг и подошел к подъезду. Достал чип и, открыв дверь, скрылся за ней. Ну, теперь он дома, и с ним всё благополучно, подумала я.

Тогда я развернулась и пошла домой, удивляясь мужеству этого невидящего человека. Наши дома были недалеко друг от друга. И я, выйдя на ровную дорогу, решила закрыть глаза и попробовать идти так, как он, чтобы почувствовать  ощущения человека, невидящего свет...
 Я не прошла и пяти шагов, как споткнулась, и чуть не упала в грязную лужу с мокрым снегом. 
    - Боже мой, а как он ходит, да еще так уверенно? – подумала я.
Какую же надо иметь силу воли, выдержку и оптимизм!  Мелькнула мысль – он не пропадёт! И унынию не поддастся! Он – сильный человек! И он – очень интересный собеседник!

Я шла и радовалась, что узнала о сильном и мужественном человеке, о  судьбе, которая его не сломала.  Все мои жизненные проблемы показались мне мизерной песчинкой по сравнению с его слепотой.
И я подумала, если повстречаю его вновь, то с удовольствием поприветствую его, и возможно мы станем друзьями.
Я поймала себя на мысли, что очень хотела бы встретить его еще раз…


Рецензии
Очень легко прочитался этот не очень легкий рассказ.
В конце пришлось просто вздохнуть.
У тебя добрая душа, Галочка.

Удачи тебе везде и всегда!

С теплом, Света.

Светлая Лана   25.04.2015 20:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Света, за твой добрый отзыв.А за этот рассказ мне присвоили звание Магистра Фонда Всм, я учавствовала с ним в одном из конкурсов.Всего доброго, до встречи через месяц, уезжаю! С уважением - Галина.

Галина Червова   26.04.2015 07:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.