Тайны и мифы святых писаний. Н-Зав. Гл. 7 разд. 3

                Раздел 3

                1.  Распятие

У богоизбранного народа древнейшим и излюбленным способом предания осуждённого смерти, было "побиение камнями". Это практиковалось в 18-ти случаях, оговорённых в древних библейских текстах. Для убийц и "жителей отложившихся городов" применялась казнь мечом. Талмуд упоминает о казни "сожжения", но это означало вовсе не тот "огонёк", что позже инквизиция разводила под ногами еретиков. В земле обетованной к телу относились с почтением, уничтожать его было нельзя. Нет тела, - нет костей, следовательно, в назначенный час не будет и воскресения. Вот, к примеру, как про сей факт сказано в "Книге пророка  Иезекииля":

Иез. 37.1,3-10  "… Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня… и поставил меня среди поля, и оно было полно костей… И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: "кости сухие! слушайте слово Господне!" Так говорит Господь Бог…  Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу… сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог…  дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои…".

Теперь вы понимаете, что сжигать в прямом смысле пусть и преступника было нельзя. Однако выход нашли, приговорённому банально перекрывали воздух с помощью удавки и в открытый рот вливали что-нибудь расплавленное. По другим данным туда же, как можно глубже заталкивался смоченный чем-либо горючим фитиль, который затем поджигался. Но данная казнь, хотя "де юра" и была, но "де факто" практически не применялась. То же самое можно отметить и в отношении процедуры чистого "удушение". Теперь хочу познакомить вас с особенностями казни, которой предали Иисуса Христа. Это поможет нам в понимании некоторых её моментов, описанных в евангелиях.

Распятием тел на кресте "грешили" многие народы древнего мира, а вот кому принадлежали авторские права, однозначно сказать трудно. В еврейском реестре наказаний это было совершенно "чуждым вкраплением". Данный, излюбленный у римлян способ умерщвления, появился в Палестине во времена их господства. При этой экзекуции тело человека в прямом смысле прибивали гвоздями к перекрещивающимся деревянным брусьям. Элементы такой конструкции в зависимости от их взаимного расположения подразделялись на: "крестообразные" ( + ); "тау"- образные ( Т ) и "экс"- образные ( Х ). Кресты были длиной или точнее высотой от 3.5 м и до 4.0 м. Размер зависел от следующих факторов:

1.  Роста приговорённого;
2.  Величины нижней части вертикального бруса, которая уходила в землю при установке;
3.  Отступа в верхней части бруса, т.к. горизонтальная перекладина крепилась ниже (кроме Т-образных крестов);
4.  Расстояния от грунта и до ног распятого (обычно 0,5 - 0,8 м).

Казнь, что важно для нашего случая, проводилась за пределами населённых пунктов, но вовсе не по этическим соображениям. Этим обеспечивалась санитарно-гигиеническая безопасность. Дело в том, что в "воспитательных целях" тела умерших не снимали по несколько дней, а то и недель. Можете представить, какое это было зловонное пиршество для мух, птиц-падальщиков и прочих разносчиков заразы. Любимым местом установки крестов у римлян являлись обочины дорог.

Обычной практикой при единичных актах казни было то, что осуждённый сам нёс малый брус ("патибулум"), который впоследствии становился горизонтальной перекладиной. Утверждать, что смертник передвигался, со всем крестом, не получается по двум причинам:

1.  Крест в собранном виде по вертикальной составляющей имел длину около 4-х метров. В небогатой лесами Палестине для этого использовали свой местный кипарис или "импортный" ливанский кедр. И тот и другой имеют приличный удельный вес. Такая ноша в сборе "тянула" бы килограмм на 100 . Протащить это более нескольких метров, изможденный человек был просто не в сосстоянии;

2.  Несение именно "патибулума", являлось обязательным "позорным шествием" приговорённого к месту казни.

На основании сказанного напрашивается вывод, что элементы конструкции креста собирались непосредственно перед распятием. Этой процедуре предшествовала "порка флаграми", т.е. бичами, в концы которых вплетались свинцовые или костяные грузила. Известны "флагры" с 1,2 и 3 концами. Их удары оставляли на коже рассечения длиной до 4 см. Что бы приговорённый не умер раньше времени, а ещё как следует, помучился в дальнейшем, число ударов обычно не превышало "сорок без одного" (39). После данной экзекуции римляне приступали к укреплению тела на кресте. Это делалось 2-мя способами:

1.  Смертника укладывали на собранный крест, располагавшийся горизонтально на земле. Затем его конечности пригвождались, извините за тавтологию гвоздями, причём руки дополнительно фиксировались верёвками. После этих технологических процедур крест, как говориться воздвигали;

2.  Собранный крест устанавливали вертикально и лишь после этого к нему на верёвках "доставляли" и прибивали тело осуждённого. Римляне использовали именно такую процедуру.

Верхние конечности фиксировались гвоздями в так называемое "пятно Дестота". Это место схождения лучевой и локтевой костей у запястья. Дело в том, что гвозди вбитые в ладони, как ошибочно принято считать (и рисовать) не могли удержать распятого человека на кресте. Под тяжестью тела металл прорезал их мягкие ткани. Предплечье после гвоздей дополнительно крепилось веревкой к перекладине.

Теперь о нижних конечностях. Римские кресты не имели подставок под ноги, которые мы можем наблюдать на католических церковных распятиях. Ноги смертника выворачивались таким образом, чтобы его ступни прилегали к вертикальной поверхности. Для образного восприятия такого их положения представьте, танцующую на пальчиках балерину. Гвоздь забивался вовсе не в ступню, а выше в лодыжку и при таком положении ноги выходил через пятку. Римляне умудрялись даже экономить на гвоздях. При наложении "ступни на ступню" одним гвоздём пробивались и фиксировались сразу две пяточные кости. Для казни использовались грубокованые "изделия" с сильно выраженной конусностью. Они забивались, что говориться "до упора", т.е. до вхождения шляпки в плоть.

Есть один интересный момент в отношении гвоздей, которыми прибивалось тело. Они считались у местного населения "оберегами" и были призваны избавить обладателей этих железных амулетов от подобной казни. Поэтому палачи делали свой маленький бизнес, распродавая после снятия тел, вырванные из креста данные "скобяные изделия".

В процессе распятия человек умирал от удушья, развивавшегося от сдавливания лёгких напряжёнными мышцами груди. Он медленно задыхался под весом собственного тела. Из сострадания, казнённому иногда давали одурманивающее питье. Дополнительными причинами смерти служили обезвоживание и потеря крови. Умиравший мог частично облегчать свои страдания, привставая на прибитых к кресту ногах, тем самым разгружая руки и грудную клетку. Так что казнённые постоянно шевелились, пытаясь изменить положение тела. Выносливый и сильный мужчина мог совершать подобные движения многие часы, что в принципе и было нужно. Данная казнь проводилась в первую очередь не с целью банального лишения человека жизни. Она, в отличие от отсечения головы, была из разряда показательных медленных и жестоких казней. Для власть имущих было выгодно, что бы муки распятого продолжались как можно дольше. Такой растянутый по времени наглядный пример, должен был оказать на окружающих устрашающее действие.

В евангелии "от Иоанна" говориться, что двум казнённым рядом с Христом разбойникам, воины перебили голени ног. Это было своеобразным проявлением римского гуманизма. Таким образом, исключалась возможность использования нижних конечностей в качестве опоры, и приход смерти максимально ускорялся. К Христу такой "акт заботы" применить не успели, т.к. на момент перебития ног соседей, Он был уже мёртв. Стражники, чтобы не гадать смерть это или потеря сознания, решили подстраховаться и пронзили Его грудь копьём.

Почему же римляне отступили от традиции "долгой казни" и прервали муки распятых? Скорее всего, в этом случае свою роль сыграли иудейские религиозные традиции. До наступления Субботы Покоя оставались считанные часы, и было необходимо поторопиться с захоронением тел казнённых. Так требовал закон.
               
                2.  Стены, дороги

Сейчас предлагаю взглянуть, на предваряющую текст  совмещённую фотосхему.  Она состоит из 2-х частей.
 
Верхняя, - на ней представлен план Иерусалима с высоты, так сказать "птичьего полёта". Здесь очень хорошо просматриваются основные составляющие части города и конфигурации 1-ой, 2-ой и 3-ей линий оборонительных фортификационных сооружений. Обратите внимание на расположение "всего этого" относительно сторон света.

Нижняя, - на ней указаны все места древнего города, где пришлось побывать Христу в день казни. Извините, но на данный исторический момент 3-я (агрипповская ) стена ещё не существовала. Ввиду этого я её, извините, - "отфотошопил".

Теперь подробнее поговорим за городские крепостные стены. И хочу сразу сделать оговорку. Точность далее приводимых цифр, целиком и полностью "лежит на совести" Иосифа Флавия, а я с вашего разрешения по этому вопросу "умываю руки".
 
К началу 1-ой Иудейской войны имелись три линии оборонительных сооружений. К двум, назовём их древними, Агриппа I во время своего короткого правления (41 - 44 гг. н.э.) добавил третью. Она была возведена вокруг новой городской застройки, имела 90 башен и длину примерно 2 км. В промежутке от казни Христа (~ 30-ые годы) и до Иудейского восстания (66-ой год) площадь Иерусалима увеличилась практически вдвое. К уже застроенным 90 гектарам добавились ещё 80, пустовавших на севере.

Стена № 1.  Самая древняя, имела 60 башен и длину практически 3 км. Была начата в своё время царём Давидом. В отбитой у непокорных иевусеев крепости на горе Сион, им была основана новая столица объединённого еврейского царства. Переехав со своим гаремом и остальной челядью из Хеврона, царь взялся за "благоустройство территорий и создание необходимой инфраструктуры", в том числе и оборонительного характера. Далее славный Соломон построил на горе Мориа свой Храм №1, основательно расширил город и продолжил возведение крепостных сооружений. Начиная с периода Царств и далее во времена Персидской и Эллинистической эпох, всё это не раз подвергалось, мягко говоря, кардинальным перестройкам. К периоду Хасмонейской независимости стена приобрела более менее устоявшийся вид. Следим конфигурацию по фотосхеме.

Итак, она "брала свой разбег" от южной стены Храмового комплекса, шла по склону Кедронской долины, в районе Силоамского источника заворачивала строго на запад и продолжала свой путь вдоль глубокой долины Еннома (Гиены). Затем следовал поворот практически под 90; на север. На траверзе Храма, - поворот в его направлении и "стыковка" со стенами комплекса. Таким образом, получалось некое подобие прямоугольника.

Стена № 2.  Внешняя или северная, имела 14 башен и длину около 1 км, При Хасмонеях, где-то во II веке (до н. э.) к северо-западному углу Храмового комплекса была пристроена крепость Барис (др. евр. – Birah). С приходом к власти Ирода Великого она была существенно расширена и перестроена. Теперь это сооружение получило название "Антония". Так иудейский царь отблагодарил своего благодетеля Марка Антония, по существу приведшего Ирода к власти. На интересующее нас время в крепости размещался римский гарнизон, наблюдающий за всем происходящим на территории Храма, т.е. объекта "повышенной" для Рима опасности. Этим же Хасмонейским периодом современные исследователи датирует и появление второй оборонительной линии, возведённой вокруг северного предместья.

Теперь о её конфигурации. Новая стена была пристроена к древней в районе башни Гиппика и ворот Генаф (Садовых). На фотографии это рядом с дворцом Ирода, позже возведённым в этом углу Верхнего города. Оттуда новая стена шла в северном направлении, но не долго. Вскорости следовал поворот под 90; на восток и затем вновь на север. Именно в районе этого так сказать двойного излома и принято располагать "традиционное место казни". Далее стена уходила по дуге с севера на юг и примыкала к крепости Антония.

Почему в районе места казни был сделан такой, извините "выкрунтас"? Ведь было бы гораздо проще, да и экономичнее пустить её плавной дугой? Видимо что-то не позволяло так поступить. Тогда что? Будем разбираться. Много позже в этом месте был возведён храм Гроба Господня. И был он построен в предполагаемом месте нахождения гробницы евангельского Иосифа Аримафейского. Там было положено, снятое незадолго до заката 15-го числа месяца Нисана, тело Христа. Но гробница не могла существовать одиноко сама по себе. Археологические работы, прове-дённые Р. Райхом в 1990 году, подтвердили наличие в этом районе древних еврейских захоронений, датируемых ещё VIII веком (до н. э.). Это старое кладбище продолжало функционировать и позже. Тем более что при строительстве 1-ой стены там происходила добыча каменных блоков. А это подразумевало появление готовых гротов и штолен, весьма пригодных для положения тел усопших.

Именно наличие кладбища заставило строителей "объехать" его 2-ой стеной, т.к. в древности евреи никогда не хоронили своих покойников в пределах своих населённых пунктов. С возведением же 3-ей стены и Голгофа, и гробница Иосифа Аримафейского ранее находившиеся "вне", оказалась в черте городской застройки. С этого момента захоронения в данном месте были прекращены.

Теперь, что говориться вплотную будем разбираться с местом казни. В различных источниках оно упоминается под именами: Лобное место; Голгофа; гора Черепа; Лысая гора и Кальвария. Место её расположения в документах Нового Завета практически не оговорено. Одна весьма "слабая деталь" имеется "у Луки". Тоже наблюдаем и "у Иоанна, который хоть как то привязал это место к топографии города:

Лука 23.33,35,38  "… когда пришли на место, называемое Лобное… распяли Его… И стоял народ и смотрел… И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский… ".

Иоанн 19.16-20  "… Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по - еврейски Голгофа; там распяли Его… Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города… ".

Попробуем из этого сделать выводы:

1.  Так как казни происходили вне городских стен, можно предположить, что Лобное место на момент распятия Христа находилось за пределами Иерусалима, хотя и "не далеко".

2.  Излюбленным у римлян местом установки крестов, были обочины оживлённых дорог. Почему бы и нам не сделать такое допущение. Также сказано, что надпись над Иисусом "читали многие из Иудеев". Что нам мешает сказать "из проходивших иудеев"? Народ также имел возможность "стоять и смотреть". Почему бы путнику не остановиться, прочитать надпись над неподалёку стоящим крестом, горестно покачать головой и продолжить свой путь в Иерусалим отмечать Песах?

Теперь будем доказывать, что наши допущения имеют под собой весомые основания. Городские укрепления, как вы убедились, могут в силу "тех или иных" причин менять свою конфигурацию. А вот "транспортные артерии" являются формированиями практически константными. Четыре основные дороги, выходящие из славного града Ершалаима, сформировались ещё во времена царя Давида. Остались они практически неизменными и по сей день.

Итак:

- Хевронская (или Вифлеемская) дорога. Вела на юг Палестины.

- Яффская. Уходила на запад и связывала город со средиземноморским морским портом с аналогичным названием.

- Дамасская (она же Сихемская). Весьма оживлённая дорога северного направления. По ней в Иерусалим прибывали караваны из Сирии, а также многочисленные паломники, идущие из Верхней Палестины. По этому пути на Свою последнюю земную Пасху из Галилеи прибыл и Сын Божий.

- Иерихонская восточная дорога.

Теперь о том, как всё вышеперечисленное "покидало" город. Казалось бы, есть 4 основные азимутальные направления и естественно туда же должны уходить соответствующие им пути-дороги. Всё правильно, за городом так и есть, но из города…? И вот здесь имеет наличие весьма интересный момент. В силу особенностей рельефа местности Хевронская южная дорога не выходила из ворот своего направления. Она являлась ответвлением Яффской, т.е. город они покидали вместе на запад, а затем "разбегались". Так было в древности, так есть и сейчас.

А как же попадали в Иерихон? Если бы ведущая туда дорога выходила из восточных ворот, то путь следования лежал бы через Кедронскую долину и далее вверх по склону Елионской горы. Согласитесь, что здесь присутствует момент неудобства для следования караванов. На некоторых средневековых картах восточная Иерихонская дорога изображена, как ответвление северной, ведущей в Сирию. Она выходила из Дамасских ворот 2-ой стены, следовала вдоль её северной стороны и затем уже поворачивала на восток.

Вывод.  Таким образом, основные дороги на выходе из города были сгруппированы "по парам" в западном и северном направлениях. Голгофа, как мы могли наблюдать, находилась в северном предместье Иерусалима. Именно в этом районе проходил начальный отрезок Хевронско-Яффской спаренной дороги. Так что крест был установлен согласно римской традиции, - вблизи обочины и проходившие путники могли читать надпись над распятым Христом.

Из дворца Ирода, как резиденции Пилата попасть в район места казни можно было по городской улице через ворота Генаф (Генната) в 1-ой стене, далее мимо пруда Езекии и, что говориться "на месте". Расстояние от дворца Ирода до Голгофы составляло в общей сложности 250 - 300 метров.

 


Рецензии