Тайны и мифы святых писаний. Н-Зав. Гл. 7 разд. 4

        Раздел 4
.
    Синедрион, Анна
     и зять Каиафа

В этой части главы мы будем выяснять, что собственно вменялось в вину Иисусу Христу, как со стороны еврейской религиозной верхушки, так и со стороны прокуратора Иудеи. Ведь каждый из этих "институтов власти" видел что-то своё, заслуживающее с их точки зрения именно смертного наказания.

После возвращения иудеев из 50-летнего Вавилонского плена в "землю обетованную", царское правление на данной территории было упразднено на целых 370 лет. Руководство всей жизнью народа возложило на себя собрания священников и старейшин. В римский период еврейской истории руководящая роль перешла в руки "Сан Эдрина", а по-гречески "Синедриона" (собрание, совещание). Первое исторически достоверное упоминание о нём встречается у Иосифа Флавия. В "Иудейских Древностях" (14:91) он сообщает о разделении римским полководцем Габинием территории Палестины на пять "синедрий". В Мишне (древнейшая часть Талмуда) говорится о "Великом Синедрионе", созывавшемся дважды в день. Это был политический и судебный орган, "от которого закон исходил на весь Израиль". В четвертом разделе Мишны "Незики;н", который по существу является "сборником актов гражданского и уголовного права" имеется трактат "Санхедрин". Вот что там написано о количественном составе интересующего нас синклита руководящей иудейской верхушки:

Санх. 1:5  "… Колено, лжепророк или первосвященник могут судиться только судом семидесяти одного; не могут посылать людей вести войну [которой можно избежать], кроме как по решению суда семидесяти одного; не могут ничего добавлять к городу [Иерусалиму] или дворам Храма, кроме как по решению суда семидесяти одного… "

Некоторые исследователи полагают, что столичный "Великий Синедрион" состоял из 3-х региональных, т.н. "малых" по 23 человека в каждом. Как вы сами понимаете в собраниях, где решения принимаются голосованием, дабы исключить "патовую ситуацию", число участников должно быть нечётным. В нашем случае к 69-ти "рядовым", но постоянным членам добавлялся ещё и "цугот" ("сменяющаяся пара"). Это были: глава учёных книжников-богословов "наси" (князь) и первосвященник данного периода в качестве председателя ("ав бет-дин" –  отец суда).

Теперь отметим для себя три важных момента:

1.  Официальные заседания происходили в одном из зданий Храмового комплекса, в т.н. "Палате тесаных камней" или по другому "Зале каменных плит".

2.  Синедрионы собирались утром между 1-ым и 2-ым часом после восхода (~ 7.30 от полуночи), а также вечером между 9-ым и 10-ым часами (~ 15.30).

3.  Их было запрещено проводить: в ночное время; в субботу; в праздники и в их канун.

После прихода к власти Ирода Великого роль и функции Синедриона претерпели большие изменения. Этот самодержец, не терпевший ограничений своих полномочий, значительно сократил количество членов "еврейского сената". В дальнейшем данный орган был практически отстранён от управления государством и лишён права накладывать вето на решения царя.

После кончины Ирода Великого центральная власть на 9 лет перешла к его сыну этнарху Архелаю. Отдельными северными областями стали руководить его братья в качестве тетрархов. В частности Галилеей, где проживал Христос, управлял Ирод Антипа. На фоне упразднения монархии, вновь возросла роль синедриона. Римские власти, не вмешиваясь в строгую религиозную жизнь евреев, требовали от иерусалимского законодательного органа только одного, - ни каких народных волнений и восстаний.
 
После ссылки Архелая, была произведена рокировка и в среде религиозной верхушки "при Храме". Первосвященник Иоазар за то, что "не поладил с народом" был смещён со своей должности. Ему на смену пришёл "Анна сын Сефа" (Аннан, Ганнан), который отличался исключительной хитростью и изворотливостью. Со временем он начал контролировать назначения на все мало-мальски значительные государственные должности. Клан Анны буквально заполонил правящую верхушку Иудеи, оттеснив представителей многих знатных родов. Анна, его зятья и другие родичи бесконтрольно пользовались финансовыми средствами, поступающими в страну из-за рубежа от многочисленных еврейских диаспор. В Талмуде говорится: "Чума на дом Анны, чума на их соглядатаев… сыновья их – в сокровищнице, зятья их – среди правящих и слуги их побивают людей кольями". Никаких великих синедрионов в этот период более не созывалось. Всё "варилось" так сказать в тесном "родственно-семейном котле".

К интересующему нас времени официальным 69-тым первосвященником был Каиафа (Каифа), зять Анны. Он занимал эту должность в течение 18-ти лет, но без участия тестя и его последнего слова, синедрион или точнее "семейный совет" не принимал ни одного мало-мальски серьёзного решения. Иосиф Флавий писал: "Анну звали первосвященником во все годы его жизни".

Сейчас к первой тройке важных для нас акцентов добавим ещё пару:

1. В период римского владычества ранее принадлежавшее синедриону
"право жизни и смерти", было упразднено. Теперь данный орган хотя и мог выносить смертные приговоры, но их утверждение или отмена зависели только от римского правителя Иудеи (Шаббат, 15a; Иоанн 18.31).

2.  Согласно Тосефте и Иерусалимскому Талмуду "Малый Синедрион" при необходимости мог состоять только из 3-х членов.

Клан старого Анны тревожило появление нового религиозного учения, потенциально способного подорвать постулаты Законов Моисея. Иудейская вера, с неимоверными трудностями наконец-таки внедрённая в сознание народа и его сплотившая, могла быть разрушена. Этого допустить было нельзя. За три года проповеднической деятельности благодаря постоянно совершаемым чудесам, в пророка из Галилеи уверовали многие. Незадолго до этой Пасхи Им был оживлён Лазарь, пролежавший "во гробе" 4-ре дня. Эта весть разнеслась далеко за пределы Вифании, и теперь число приходивших на проповеди Христа, ещё более возросло. По существу это явилось последней каплей переполнившей чашу терпения религиозной верхушки.

Иоанн 11.18,46-50,53,55-57  "… Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати… некоторые… пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим…  так, то все уверуют в Него… Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им… лучше нам, чтобы один человек умер…  нежели чтобы весь народ погиб. С этого дня положили убить Его… Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься. Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник? Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его…".

Как видите, был собран "некий совет" принявший конкретное решение о взятии Христа под стражу. Было ли это совещанием на уровне Синедриона? Скорее всего, нет, так как многие его постоянные участники на этом сборище не присутствовали. Это одна сторона медали. Другая, озвучена "у Матфея", читаем:

Матфей 26.3,4  "... Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса… и убить…".

Отсюда можно сделать вывод, что имело место "предварительное слушание по делу" на частном совещании отдельных, переданных "дому Анны" людей. Почему это нельзя назвать даже "Малым Синедрионом", если его состав предусматривал в отдельных срочных случаях наличие только 3-х человек? Потому, что официальные заседания, в том числе и такого "обрезанного" состава не проводились "во дворе" пусть даже и первосвященника. Для этого имелось отдельное помещение в храмовом комплексе, - "Палата тесаных камней". Только принятое там решение, получало юридическую силу, и могло быть доведено до сведения народа. Только с таким официальным решением, если речь шла о смертной казни, можно было идти на утверждение к римскому прокуратору.

Основным обвинением с иудейской стороны было "Богохульство", выражавшееся в том, что Иисус именовал Себя "Сыном Божьим". Мы подробно остановимся на этом моменте, когда будем анализировать обстоятельства допроса, происходившего в доме Каифы в ночь ареста.

                2.  "Царь Иудейский" или тревоги Пилата

Тревоги игемона были более приземлённого плана. Его абсолютно не интересовали "родственные отношения" еврейского Бога и объявившегося пророка из Галилеи. В течение религиозных дел на территориях покорённых народов, Рим старался особо не вмешиваться. Тем более это правило соблюдалось здесь в Иудее, с её населением до фанатичности преданным своей древней вере. Пилата беспокоило возможное начало массовых беспорядков под предводительством этого человека в качестве "Царя Иудейского". Посмотрите, как единодушны все евангелисты в моменте описания допроса Христа:

Матфей 27.11  "… Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь…".

Марк 15.2  "… Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь…"

Лука 23.3  "… Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь...".

Иоанн 18.33,36,37  "…Тогда Пилат… призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего… Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь…".

Сначала давайте разберёмся с кажущейся на первый взгляд довольно странной и не совсем понятной формой ответа Христа на вопрос прокуратора. Неискушённому в древней еврейской юриспруденции человеку может показаться, что это отрицательный ответ или вообще отказ от ответа. Мол, это ты так думаешь и поэтому так спросил, - это твои фантазии. Однако ответ: "Ты сказал или ты говоришь", - являлся правильной юридической формулой утвердительного ответа при проведении дознания. Это означает: "Ты правильно сказал, да, это правда". Данная словесная форма использовалась не только в судах, но и в быту.

Матфей 26.21,23,25  "… и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня… опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня… При сем и Иуда…  сказал: не я ли, Равви? [Иисус] говорит ему: ты сказал…".

С ответом понятно, берёмся за вопрос. Почему же римского прокуратора так интересовало, являлся ли доставленный к нему человек, престолонаследником на пустовавший трон Иудеи? Для того что бы понять в чём собственно состояла "вина этого звания" и откуда что взялось, немного истории вообще и от Иосифа Флавия в частности.

"Иуд. Война" кн.1.гл.26.1,2,3  "… в Иудее высадился человек, который в искусстве хитрить далеко превосходил… Архелая и который не только поколебал примирение, достигнутое последним для Александра, но сделался виновником его окончательной гибели. Это был спартанец, по имени Эврикл, которого жадность к наживе пригнала в Иудейское царство… Он привез Ироду блестящие подарки с целью выжать у него более богатые и он действительно с лихвой был награжден царем… он добивался власти и решился приобресть ее кровью. Лестью, подкупающим красноречием и лицемерными похвалами он прежде всего вкрался в доверие Ирода, а затем, изучив его характер, он начал говорить и делать все в угоду ему и таким образом сделался одним из интимнейших его друзей… Сей муж вскоре постиг слабое место семьи, раздоры между братьями и неравные отношения отца к сыновьям… Эврикл… прибавил свой собственный вымысел, будто братья посягают на…  жизнь… Уже давно выточен меч и рука Александра простерта над тобою… Царь… велел арестовать своих сыновей…".

"Иуд. Война" кн.1.гл.28.6  "… Ирод… сыновей… отправил в Зебасту, невдалеке от Кесареи и приказал их задушить. Его приказ был быстро приведен в исполнение. Тела их он велел перевести в крепость Александрион, где они должны были быть положены рядом с их дедом по материнской линии… Таков был конец Александра и Аристовула…".

Эта история с убиенным Александром имела своё продолжение. Рим, после кончины Ирода Великого, более не разрешил иудеям иметь собственного самодержца. Территорией стали править областные начальники, а приглядывать за общим порядком, - римский наместник. Наличие свободного трона породило немало претендентов на титул "Царя Иудейского" из числа авантюристов. Толчок к этому дали, убитые по приказу Ирода его сыновья, и в частности Александр. Первым самозванцем, исключительно на него похожим, был некий юноша из Сидона. Он даже был представлен "пред ясные очи" самого императора Августа. Настоящий Александр бывал в Риме и его там ещё помнили в лицо. Император был поражён сходством, но расследование с пристрастием дало свои результаты. Юноше жизнь сохранили, а вот его царская карьера закончилась на галерах. Далее по свидетельству Иосифа Флавия, на этот титул претендовали: некий Иуда, сын атамана разбойников; Симон, один из служителей царя Ирода Великого и простой пастух Афронг. Каждый такой случай сопровождался народными волнениями, требовавшими римского военного вмешательства.

Лирическое отступление.  Немного аналогий из Российской истории. После кончины одиозной царской личности в лице Ивана IV (Грозного) на трон воссел его сын Федор. "Случись что" имелся ещё один претендент на корону в лице восьмилетнего царевича Дмитрия. Фактическим "управделами" при Фёдоре был его шурин, боярин Борис Годунов. Войдя "во вкус", он и сам был не прочь занять должность самодержца. Его подопечный был слабоват здоровьем и к тому же бездетен. Выходило, что мешал коварным планам Бориски только малолетний сын Ивана Васильевича от 7-ой жены Марии Нагой. Годунов отсылает мальчика под присмотром матери в их удельный город Углич. Вскорости откуда приходит весть, что царевича не стало. В официальном отчёте было сказано, что Дмитрий во время приступа эпилепсии сам упал на нож, который в этот момент находился в его руке. Так и хочется добавить из современного анекдота: "И так 8 раз подряд". Народ естественно таким сказкам не поверил и вину за смерть сына царя Ивана возложил на Годунова. Все ждали реакции царствующего брата. Однако тот слухам не внял (или не захотел), его вполне устроила версия с "падучей". Дело закрыли, и ропот постепенно затих. Федор Иванович процарствовав 14 лет, "почил в бозе". На этом славная династия викингов Рюриковичей прервалась и на сцену российской монархии "из за кулис" начали пробираться разные, в том числе и Романовы. А пока на 7 лет трон занял "царь Борис", больше ему болезнь не отпустила. После него стал править сын, -  Фёдор II (и уже Годунов).

А вот сейчас собственно о 3-х знаменитых проходимцах матушки Руси во "времена Смуты" и одном при Екатерине II.

Лжедмитрий 1.  Под личиной якобы спасшегося в своё время царевича Дмитрия выступил беглый чернец Чудова монастыря Гришка Отрепьев. В притязаниях на трон был поддержан Польшей, Запорожской Сечей и казаками Дона. Захватил Москву, умертвил сына Годунова, был коронован. Убит заговорщиками во главе с Василием Шуйским в Москве практически сразу после свадьбы с полячкой Марией (ной) Мнишек.
Лжедмитрий 2.  Настоящее имя и происхождение не установлено, толи Матвей Веревкин, толи Богданко Шкловский. В истории проходит, как Тушинский или Калужский вор. Этому пришлось играть уже за двоих. Вначале за царевича Дмитрия, а позже соответственно и за спасшегося Лжедмитрия I. Во время правления первого самозванца, умудрялся выдавать себя за не существовавшего дядю настоящего малолетнего Дмитрия. Не короновался и в Москву не попал. По наследству ему досталась жена первого авантюриста, -  Марина Мнишек. Убит в Калуге начальником своей стражи Петром Урусовым.

Лжедмитрий 3.  Из той же славной когорты искателей приключений. По одним данным – "вор Сидорка", по другим – московский дьякон Матвей. Начал свою "царскую деятельность" в Пскове. Поддержан казаками и отдельными городами юга России. Добравшись до власти, начал распутную жизнь. С финансами было трудновато, так что пришлось обложить "верноподданных" тяжёлыми поборами. В результате получил во Пскове заговор. Пришлось уносить ноги. Это против него Минин и Пожарский собирали ополчение. "Сидорку" изловили и в клетке повезли в Москву. По одним данным был умерщвлен, когда поляки пытались его отбить, а по другим, - доставлен в первопрестольную и уже там казнён.

Лжепётр III. Процарствовав 1 год первый представитель Гольштейн-Готторпской ветви Ольденбургской династии Карл Петер Ульрих, был задушен в своих покоях братьями Орловыми "со товарищи". На российском престоле данный монарх носил имя Пётр III и представлял собой "Императорский Дом Романовых". Во времена правления Екатерины II было зафиксировано около 40 случаев его мнимого оживления. Самым известным из этой "компании" является донской казак и предводитель крестьянской войны Емельян Пугачёв. Его царская карьера, как и следовало ожидать, закончилась на плахе.

Однако пора возвращаться в землю обетованную. Появление оживающих "Лжеалександров", было только "ягодками" по сравнению с другим более серьёзным и ожидаемым событием в плане притязания на трон Иудеи. Дело заключалось в том, что ко времени Рождения Иисуса Христа истёк срок прихода "Мессии Избавителя", обозначенный пророком Даниилом.

Дан. 9.20-25  "… И когда я еще говорил и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим… муж Гавриил, которого я видел прежде в видении…  коснулся меня… и вразумлял меня… "Даниил! Теперь…  вникни в слово и уразумей видение. Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего… с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки…".

Неисчислимые беды и страдания, выпавшие на долю еврейского народа, вызывали сильнейшую ностальгию по временам когда-то сильного и свободного царства Соломона. Повсеместно сложилось устойчивое мнение, что из колена Иудина и рода Давида непременно должен прийти "Избавитель". Так вот, все "оживавшие тени" принца Александра, хотя и беспокоили римские власти, но особой тревоги не вызывали. Здесь присутствовали банальные притязания на пустовавший трон, при остающемся неизменным "статусе-кво" Иудеи. Она, как и была, так и продолжала бы оставаться под их властью. Совсем другое дело "Царь Иудейский" в роли "Мессии Избавителя" от позорной колониальной зависимости. Здесь предполагался перевод Иудеи в разряд "независимых царств". Это уже было не то что серьёзно, а согласно лексике классика большевизма, - архисерьёзно.

Теперь, как никогда ранее римские службы безопасности стали отслеживаться малейшее появление такого "источника угрозы". И вот на фоне данной "взрывоопасной" политической обстановки на горизонте 5-го прокуратора появляется некий "Иисус из Галилеи". Три года назад Он получил при Иордане крещение от своего троюродного брата Иоанна. После этого данный Пророк стал ходить по разным городам и областям Иудеи, проповедуя Своё новое учение. Там речь шла о каком то "Царствии", хотя и "Небесном", но всё же.

Матф. 5.25  "… За Иисусом шли толпы людей из Галилеи, Десятиградия, Иерусалима, Иудеи и окрестностей за Иорданом…".

В дополнение ко всему говорили, что галилейский Пророк происходил из царского рода потомков Давида. Пройти мимо такой информации римские власти просто не могли.

Лирическое отступление.  Кратко о Мессианстве. Срок предполагаемого появления "Мессии Владыки" согласно пророку Даниилу должен был наступить через 490 лет (70 х 7) после Вавилонского плена. Отсчёт предполагалось вести от времени восстановления Храма № 2, разрушенного Навуходоносором. Не будем сильно вдаваться в математическую точность расчётов "предсказаний Даниила", не это главное. Важно то, что на рассматриваемое нами время этот срок, даже с положительными допусками уже закончился. Перефразируя классиков марксизма: "Дух Мессии носился над Иудеей". Ожидание этого события, породило массу различных религиозных сект мессианской направленности. Одна из них, именовавшая себя "ессеями", обосновалась на восточной окраине Иудейской пустыни вблизи источника Аин Фешкха. Эта местность представляла собой уединённое и пустынное плато, возвышающееся над берегом Мёртвого моря. Теперь на арабском данный район называется Вади-Кумран, а народ, там собиравшийся, позднее получил название Кумранской общины. Её члены выбрали путь полного обособления от внешнего мира. Ессеи именовали себя "Сынами Света". Учредителем данного сообщества был человек, который в текстах найденных кумранских свитков именуется "Учителем Праведности". Главной своей задачей он считал нахождение Избавителя и возвещение народу о его приходе в этот мир. Община состояла только из мужчин, давших обет безбрачия. Они вели аскетический и уединённый образ жизни, посвящая своё время изучению Священного Писания. После смерти их предводителя, дело по поиску посланника Небес продолжили последователи. Обратите внимание на одну очень важную деталь. Одним из ритуальных обрядов ессеев было погружение в воду, как путь очищения от грехов и возрождения к уже новой праведной жизни.

А теперь об Иоанне Крестителе.

Матфей 3.1,2,4-6  "… В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои…".

Иоанн и Иисус были, как уже упоминалось троюродными братьями и ровесниками с разницей всего в пять месяцев. Ни в каких документах Нового Завета ничего не говориться об их жизненном пути до 30-тилетнего возраста. Но аскетические моменты в описании одежды и пищи Иоанна, несомненно, указывают на его принадлежность к Кумранскому сообществу. Тем более об этом говорит утверждённый им способ очищения от грехов путём водокрещения.

Посещал ли Иисус Христос в период своего взросления затворников Вади-Кумрана, точно сказать нельзя. Но его энциклопедические знания документов Ветхого Завета невольно навевают эту мысль. Где то же Он изучал "Тору", "Писания" и "Пророков", причём весьма углублённо? Можно предположить, что эти сведения Ему были дарованы Небесами. Предположить, конечно, можно всё, однако прошу не забывать, что Святой Дух сошёл на Иисуса только в моменте крещения у Иоанна. А до этого Он был просто Сын Человеческий, рассчитывающий в жизни на Свои собственные силы.


Рецензии