Рецензия на сказку Nev Серое и цветное
Волшебная сказка, к которой относится и данное произведение, имеет, как правило, сложную композицию. В ней есть экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.
В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи - при помощи чудесных средств или волшебных помощников. В «Сером и цветном» такой потерей является дефект восприятия окружающего мира, отсутствие способности главной героини видеть хорошее: «Вот только была у неё одна особенность – она всегда и всем была недовольна, всё ей не нравилось».
В экспозиции сказки стабильно присутствуют два поколения – старшее и младшее. В сказке «Серое и цветное» представителем старшего является пра-пра-пра…бабка Машеньки, которая является ей во сне и рассказывает о колдовстве:
«Я твоя пра-пра-пра…бабушка, которую когда-то, очень давно заколдовали… Я тоже была всем недовольна - как ты сейчас. Однажды ко мне на день рождения пришли дети - и не с пустыми руками... Все они пришли в гости с родителями, а один мальчик, которого я видела впервые, пришёл со своей бабушкой, одетой во всё серое. Он подошёл ко мне последним и, когда я осталась недовольна и его подарком, эта бабушка отвела меня в сторону и, глядя строго, сказала:
-Ты всегда чем-то недовольна, у тебя все - противные. За это тебе и твоим потомкам всё вокруг будет казаться серым и неприятным. Вы не сможете радоваться и шутить».
Во сне был подсказан и путь к избавлению от колдовства – искать во всем хорошее, общаться с теми, кто видит «краски» и идет по жизни с улыбкой. Такой герой встретился Маше в образе Ванечки.
« Ванечка … принёс папку со своими цветными рисунками. На них часто была изображена его мечта – радуга, которую он никогда не видел. Было на его рисунках и полярное сияние, которым он любовался только в кино про крайний холодный север с бесконечными белыми льдами».
Развитием сюжета стал поиск потерянного – способности Машеньки видеть «цветное» и радоваться хорошему. Для этого героям не пришлось сражаться с чудовищем или отправляться за тридевять земель, как часто бывает в сказках, им необходимо было решить трудные задачи – вернуть краски предметам, подняться по радуге и постараться спасти других заколдованных «серых» детей. Им удалось повести за собой одну девочку.
«Так втроём они и пошли вверх по радуге, которая становилась всё ярче…Машенька ощутила тот восторг, который она испытала, когда начали появляться раскрашенные ею дома и деревья. Она остановилась, ещё раз посмотрела вниз, потом быстро повернулась и опять побежала за Ванечкой... А что же её подруга? Она удивлённо и даже с завистью посмотрела на Машеньку и медленно, опустив голову, побрела назад, к ребятам».
Почему не удалось спасти подружку? Ответ очевиден: она слишком мало мечтала и не пыталась приблизить исполнение желания.
Развязкой в волшебной сказке «Серое и цветное» стало в соответствии с канонами жанра преодоление потери, недостачи. Обычно герой в финале повествования «воцаряется», то есть приобретает более высокий социальный статус, чем был в начале. Так и Машенька - нет, она не вышла замуж (в силу возраста) за принца, царевича или Ванечку, но стала совсем другой и теперь «видит вокруг очень, очень много хорошего».
Хочется обратить внимание на языковые приемы, которые использует автор. Это, прежде всего, антитеза, которая просматривается в названии сказки и эпизодах противопоставления детей, воспринимающих красоту, так называемым «серым», к которым в начале повествования можно отнести и саму Машеньку. Контекстуальное значение слов помогает передать особенности детского восприятия, желание посмеяться над хмурыми сверстниками (насупленная – много супа ела). Большое значение имеет описание волшебных действий: нарисовала дом – он исчез, не успела нарисовать – лапы и хвосты гуляют по городу. Определения «бледно-серые», «светло-серые», «серые» пронизывают повествование и помогают в решении авторской задачи – показать, как скучен и непригляден бесцветный мир, где нет радости и счастья.
Несколько необычное структурирование текста, наличие ремарок, аннотаций, использование эпиграфа говорит об авторе, как о человеке с широким кругозором, не боящимся напрямую обращаться к читателю.
К недостаткам сказки некоторые читатели могут отнести излишнюю детализированность и неторопливость. Есть над чем поработать автору и в речевом плане: злоупотребление личными и указательными местоимениями, повторы («Так втроём они и пошли вверх по радуге, которая становилась всё ярче, и от неё исходило сияние. Ноги их наступали на упругую поверхность, как при ходьбе по густой сочной траве, и их окутывали до самых колен клубы прохладной приятной дымки, переливающейся разными цветам» и « Не замечать красок жизни - это не болезнь, а божье наказание, из-за которого могут перевезти в дом для душевнобольных. Это подобно самоубийству») несколько снижают восприятие. И все же в целом сказка оставляет приятное впечатление.
На портале опубликованы и другие произведения Nev. «Закон сохранения мечты», «Резьба по лицу», «Оставьте мне только это» заставляют задуматься о ценности человеческих чувств и приоритетности позитивного восприятия действительности. Размышления о правах и обязанностях «баранов» или «спасении мира» говорят о склонности к созерцанию и философии. Сказка «Серое и цветное», которую я рекомендую прочитать, не стала в этом плане исключением.
Свидетельство о публикации №214102501174