Рецензия на сказку Nev Серое и цветное

    Сказка  «Серое и цветное»,  опубликованная   29 августа  2014 года талантливым автором   Nev,  предназначена  для широкого круга читателей, склонных к философскому осмыслению действительности.
    Волшебная сказка,  к которой  относится и  данное произведение, имеет, как правило,  сложную композицию. В  ней  есть  экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.
    В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи -  при помощи чудесных средств  или волшебных помощников.  В «Сером и цветном» такой потерей  является  дефект восприятия окружающего мира,  отсутствие способности главной героини видеть  хорошее:  «Вот только была у неё одна особенность – она всегда и всем была недовольна, всё ей не нравилось».
     В экспозиции сказки стабильно   присутствуют  два поколения – старшее и младшее.  В сказке «Серое и цветное» представителем старшего является пра-пра-пра…бабка  Машеньки, которая является  ей во сне и  рассказывает о колдовстве:
«Я твоя пра-пра-пра…бабушка, которую когда-то, очень давно заколдовали… Я тоже была всем недовольна - как ты сейчас. Однажды ко мне на день рождения пришли дети - и не с пустыми руками... Все они пришли в гости с родителями, а один мальчик, которого я видела впервые, пришёл со своей бабушкой, одетой во всё серое. Он подошёл ко мне последним и, когда я осталась недовольна и его подарком, эта бабушка отвела меня в сторону и, глядя строго, сказала:
-Ты всегда чем-то недовольна, у тебя все - противные. За это тебе и твоим потомкам всё вокруг будет казаться серым и неприятным. Вы не сможете радоваться и шутить».
    Во сне был подсказан и путь к избавлению от колдовства – искать во всем хорошее, общаться с теми, кто видит «краски»  и  идет по жизни с улыбкой. Такой герой встретился Маше в образе Ванечки.
 « Ванечка … принёс папку со своими цветными рисунками. На них часто была изображена его мечта – радуга, которую он никогда не видел. Было на его рисунках и полярное сияние, которым он любовался только в кино про крайний холодный север с бесконечными белыми льдами».
  Развитием сюжета стал поиск  потерянного  – способности Машеньки видеть «цветное»  и радоваться  хорошему.  Для этого героям не пришлось сражаться с чудовищем или отправляться за тридевять земель, как часто бывает в сказках,  им  необходимо было решить трудные задачи  – вернуть краски предметам, подняться по радуге  и  постараться спасти других заколдованных  «серых» детей. Им  удалось повести за собой одну девочку.
«Так втроём они и пошли вверх по радуге, которая становилась всё ярче…Машенька  ощутила тот восторг, который она испытала, когда начали появляться раскрашенные ею дома и деревья. Она остановилась, ещё раз посмотрела вниз, потом быстро повернулась и опять побежала за Ванечкой... А что же её подруга? Она удивлённо и даже с завистью посмотрела на Машеньку и медленно, опустив голову, побрела назад, к ребятам».
  Почему не удалось спасти подружку? Ответ очевиден:  она слишком мало мечтала и не пыталась приблизить  исполнение желания.
   Развязкой в волшебной сказке «Серое и цветное» стало  в соответствии с канонами жанра   преодоление потери,  недостачи.  Обычно герой   в финале повествования «воцаряется»,  то есть приобретает более высокий социальный статус, чем был в начале. Так и Машенька  -  нет, она не вышла замуж  (в силу возраста)  за принца,  царевича  или Ванечку,  но  стала совсем другой и теперь «видит вокруг очень, очень много хорошего».
   Хочется обратить внимание на языковые приемы, которые использует автор. Это,  прежде всего,  антитеза, которая просматривается  в названии сказки и  эпизодах противопоставления  детей, воспринимающих красоту,  так называемым «серым»,  к  которым в начале повествования можно отнести и саму Машеньку.  Контекстуальное значение слов помогает передать особенности детского восприятия, желание посмеяться над хмурыми сверстниками (насупленная – много супа ела). Большое значение имеет описание  волшебных действий:  нарисовала дом – он исчез, не успела нарисовать – лапы и хвосты гуляют по городу.  Определения «бледно-серые», «светло-серые», «серые» пронизывают повествование и помогают в решении авторской задачи – показать, как скучен и непригляден бесцветный мир, где нет радости и счастья.
    Несколько необычное структурирование текста, наличие ремарок, аннотаций, использование  эпиграфа  говорит об авторе, как о человеке с широким кругозором, не боящимся напрямую обращаться к читателю.
   К недостаткам сказки некоторые читатели могут отнести излишнюю детализированность  и неторопливость. Есть  над  чем поработать автору  и в речевом плане:  злоупотребление личными и указательными местоимениями, повторы («Так втроём они и пошли вверх по радуге, которая становилась всё ярче, и от неё исходило сияние. Ноги их наступали на упругую поверхность, как при ходьбе по густой сочной траве, и их окутывали до самых колен клубы прохладной приятной дымки, переливающейся разными цветам» и « Не замечать красок жизни - это не болезнь, а божье наказание, из-за которого могут перевезти в дом для душевнобольных. Это подобно самоубийству») несколько снижают восприятие. И все же в целом сказка оставляет приятное впечатление.
   На портале опубликованы и другие произведения  Nev.  «Закон сохранения мечты», «Резьба по лицу», «Оставьте мне только это» заставляют задуматься о ценности человеческих чувств и приоритетности позитивного восприятия действительности.  Размышления о правах и обязанностях «баранов» или «спасении мира» говорят о склонности к созерцанию и философии. Сказка «Серое и цветное», которую  я  рекомендую прочитать,  не стала в этом плане исключением.


Рецензии