30. Сымерпалу

      В августе школьники  работали в совхозе на уборке льна. Это такая нудная и кропотливая работа, постоянно нагнувшись. Одежду надевали с длинным рукавом, голову заматывали платком, руки  были в перчатках. От работы на жаре у всех лица потные, а вокруг роем летают и жужжат пчёлы и осы. 
      Однажды у Кати с головы упал платок, а косы, от постоянных наклонов, расплелись. Тут же налетел рой ос, визг, писк. Хорошо вода в ведре была. Димка Николаев не растерялся, и с размаху вылил ведро воды на рой ос. Все ученики скопом рванули в амбар, в который складывали убранный лён. Некоторые осы запутались в волосах у Кати и девчонки  стали их вычёсывать. Всё обошлось, осы не успели ужалить голову, а из волос с трудом их вычесали. С того дня все девчонки ещё больше заматывали голову, пряча волосы.
 Вечерами, поужинав, снимали усталость танцами. Заводили патефон, ставили пластинки и… танцевали. Все очень любили танцевать танго, вальсы, фокстроты.
      В семь утра Светлана Константиновна  всех будила, но просыпаться было очень тяжело. Хорошо, что река была рядом. Умывались холодной речной водой и сонливость проходила.
 Завтраком нас кормили две эстонки, которые очень вкусно готовили. Особенно вкусным был хлебный суп с яблоками. "Майра, напиши  нам рецепт супа, он очень вкусный"! - просили девочки, но Майра только смеялась. А Эля, вторая повариха, говорила: "Приезжайте осенью картошку убирать, ещё покормим"!      
      Катя рассказывала дома: "Убирали скирды просушенной соломы, грузили на телеги и перевозили  в сарай на хранение.  Эта работа была всем по душе. Ездили за сеном на пустых телегах, а возвращались на высоких стогах соломы. Научились управлять лошадьми, катались верхом. Это было здорово"!
      В сентябре, через неделю, после начала учебного года, всех школьников отправили на уборку яблок, картофеля и других корнеплодов. Светлана Константиновна со своим классом, в котором училась Катя, приехала убирать урожай в совхоз  Сымерпалу, где школьники работали летом.
      Расселили всех на чердаке, на сеновале: мальчики – налево, девочки – направо. Была уже осень, но умывались все на речке. Ребята собирали  с деревьев яблоки, девочки их аккуратно складывали в ящики, а рабочий  эти ящики тут же заколачивал. 
      Потом всех перевели на уборку картофеля. Картофельное поле было перекопано. Светлана Константиновна построила всех в линеечку и сказала:
"Берите корзины, собирайте в них картофель и аккуратно перекладывайте в мешки".
      На этой работе  все очень уставали. Сыро, холодно, ноги в грязи разъезжались, руки от сырой земли замерзали. Но никто не жаловался. Школьники убирали  картофель в мешки, а  работники  совхоза  загружали их на машину и увозили на овощную базу. 
      С уборкой урожая все торопились, боялись наступления осенних холодов, да и темнело на улице рано. На сеновале стало холодно спать и всех перевели в помещение клуба. Вечерами сидели в клубе, рассказывали разные истории.  Очень много интересных историй из своей жизни  рассказывала Светлана Константиновна. Затеяли игру: вопросы – ответы.   Было очень интересно. Задавал кто ни будь  вопрос, а ответы у всех разные. Начинали спорить, и спорили до тех пор, пока не приходили к единому мнению. Чаще всего, споры прекращала Светлана Константиновна, которая была в этой игре судьёй.
      Вообще, побывав с нею в совхозе, все узнали её совсем с другой стороны. В школе она была строгим учителем математики, а в совхозной жизни она была всем: другом, советчиком, держалась со всеми на равных  и её стали обожать. Кроме того, ученики очень подружились, стали сплочённым коллективом. Мальчишки и девчонки класса стали ощущать себя братьями и сёстрами, так хорошо стали понимать друг друга.
      Катя всегда удивлялась, глядя на учителей школы и на их загруженность. Приходили они к своим первым урокам и уходили из школы вечером, проведя занятия в кружках.  Дома, придя из школы, они проверяли домашние задания и контрольные работы. Кроме этого, проводили экскурсии и походы в выходные дни. Когда они отдыхали? Загадка!    Учителя,  вместе с пионервожатой и секретарём комсомольской организации, загружали  учеников общественной работой.
      Пионеры, как «тимуровцы»  оказывали помощь пожилым инвалидам, убирались в квартирах, мыли окна,  покупали лекарства и продукты, приносили из библиотеки книги, то есть,  оказывали посильную помощь. Если школьники шли и видели, как пожилой человек переходит улицу, помогали ему перейти. 
      Жизнь в школе была очень насыщена различными мероприятиями.  Кате поручили взять шефство над  учениками третьего класса и подготовить их в пионеры. Катя  занималась с ними не только подготовкой в пионеры, но читала им сказки, рассказывала разные истории и присутствовала на дополнительных уроках для "лентяев".  Как то приболела учительница Полина Андреевна и попросила Катю провести с её учениками один урок, пока она сходит в поликлинику.
"Что Вы, Полина Андреевна, я не смогу"! - сказала Катя.
"Ты не волнуйся, я тебе оставлю текст диктанта, а ты им не спеша будешь диктовать. Скоро контрольная работа будет у них, а это подготовительный диктант. Я к следующему уроку приду. На днях ГОРОНО пришлёт практикантов,  а сегодня выручай. Я знаю, они тебя слушают. С твоей учительницей я договорилась" - сказала Полина Андреевна и ушла.
      Катя посмотрела текст, а там ничего сложного. Одно слово - третий класс! Прозвенел звонок и Катя вошла в класс. Сестра Лида училась в этом классе и, увидев Катю, насупилась.
"Здравствуйте,  ребята. Садитесь. Полина Андреевна  попросила меня позаниматься  с вами, пока она отсутствует" - сказала Катя.
"Ура! Урока не будет"! - закричал с задней парты Чекменёв.
"Ошибаешься, Чекменёв, будет подготовительный диктант! Берите листочки, которые лежат у вас на партах и пишите, что я  продиктую".
      Все зашуршали листочками и чернильницами. Катя стала диктовать. Урок прошёл спокойно и уже подходил к концу, когда в дверь вошла директор школы. Все начали вставать.
"Сидите, не отвлекайтесь! Продолжай диктант, Катерина"!
      Катя продиктовала последнюю фразу и взглянула на  директора.
 "Сдавайте диктанты и не забудьте подписать" - сказала Катя. Все ринулись к столу сдавать диктанты. Катя собрала их и протянула директору.
Ты, Катерина, не волнуйся, я мимо шла, думала, в классе никого нет, тишина такая. А ты, молодец! Справилась! Может, в педагоги пойдёшь, когда подрастёшь? А"?
"Не знаю, я пока об этом не думала" - сказала Катя.
"А ты подумай, пора уже задуматься! Иди в свой класс, я тут сама справлюсь". Катя радостно убежала.
      Вечером Лида рассказывала родителям, что Катя сегодня из себя учительницу корчила:
"Какая она учительница? Самой ещё учиться надо"! – сказала Лида и стала изображать Катю и показывать, как она диктовала, как умничала. Она так увлеклась, что не заметила, что Катя уже пришла и, стоя у двери, наблюдала за театральным представлением сестры. Лида, увидев Катю, замолчала.
"Ну, что ты замолчала. Продолжай!  Мне интересно, как я выглядела. Плохо? Да? Ну, что молчишь"? – спросила Катя.   
      Лида, насупившись, молчала.    
" Рассказывай, что произошло на самом деле? – спросил Василий.
" Да ничего особенного, папа! Просто меня Лидина учительница попросила" - сказала Катя и рассказала всё, что было на самом деле."
      Просто Лида сердится на меня. Она, наверно, думала, что я буду ей подсказывать. Но как она это представляла? Я не знаю".
 "Молодец! Ты всё правильно сделала. Для тебя это небольшой жизненный опыт. А директор права. Пора задумываться, кем ты хочешь быть"! - сказал Василий.
      Катя кивнула и пошла готовить уроки.
 
***


Рецензии