Тайны и мифы святых писаний. Н-Зав. Гл. 7 разд. 5

                Раздел 5
 
Теперь начинаем знакомиться с особенностями измерения времени в Римской империи и на территории "земли обетованной" уже ставшей её колонией. Вначале рассмотрим, как там "мерили" вообще, и на интересующее нас время в частности. Но прежде, чем вплотную заняться коротким временным промежутком, носящим имя "час", начнём с длинных и немного издалека. Праздное любопытство здесь вовсе ни при чём, хотя материал интересен и сам по себе. В нашем же случае, как вы убедитесь сами, такого плана моменты весьма тесно взаимосвязаны. Итак.

                Неделя

Марк 15.42-47  "… И как уже настал вечер, - потому что была пятница, то есть [день] перед субботою… Иосиф из Аримафеи… осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова… Пилат… отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба…".

В этом стихе, как вы смогли заметить упомянуты дни недели, которые в данной редакции русского перевода прописаны маленькими буквами и особого внимания читателей не акцентируют. Ну, подумаешь, была пятница? На первый взгляд ничего особенного и нет, однако это далеко не так. Для того что бы разобраться во всех тонкостях, присущим этим двум далеко не простым дням, вникнем в общий смысл понятия "неделя". Это название появилось гораздо позже, чем временной интервал равный 7-ми дням начал использоваться в древнем мире. Почему же многим народам так понравилось именно данное количество дней? Этому факту есть 2 вполне правдоподобных объяснения.

1.  Общепринятой является астрономическая гипотеза, связанная со спутником нашей планеты. Календари основных древнейших народов, которые проживали на территориях Египта и Междуречья были, как вам известно, отнюдь не солнечными. Древние любители астрономии, занимаясь созерцанием звездного неба, подметили, что между появлением молодой Луны и её исчезновением (уже старой) проходило в основном 28 ночей. Вот этот периодический лунный цикл был разделен на 4-ре части, что собственно и дало "символ завершённости и совершенства", - число "7".

2.  Те же древние любители созерцания ночного неба обратили внимание на то, что 5 объектов (т.н. "блуждающие звёзды") двигаются не так, как основная масса их собратьев. Этими небесными телами были видимые (без оптики) планеты солнечной системы. К ним присовокупили дневное и ночное светила, что в итоге обратно-таки дало так всеми уважаемую на Востоке цифру.

Начнём наши временные разборки, конечно же, с Рима, т.к. всё хорошее (как впрочем, и не совсем) досталось нам в основном оттуда. Надо отметить, что семидневная неделя пришла на берега Тибра только при императоре-христианине Константине I, т.е. в 4 веке н.э. До этого "вообще дни" были привязаны к лунному месяцу, который разбивался на три фиксированных точки:

- Календы (Kalendae). Начало месяца, приходившееся на новолуние.
- Ноны (Nonae). Начало 1-ой фазы Луны.
- Иды (Idus). Середина месяца.

Счёт дней между календами и нонами вёлся от последних, то есть: "ноны", "2-ой день перед нонами", "3-ий день перед нонами" и так далее. Дни между нонами и идами называли "… N-ый день перед идами". Дни после Ид, т.е. во второй половине данного лунного месяца обозначались относительно уже следующих календ: "N-ый день перед календами" (следующего месяца). В такой методике счёта всегда было слово "перед" и отсутствовало "после". Образно выражаясь, счёт дней велся "против часовой стрелки", т.е. по убывающей от какого-то рубежа. Согласитесь, что всё это как то "неудобоваримо" с современной точки зрения. Использовали в Вечном городе и ещё одно обозначение дней:

- "dies fasti", рабочие дни, по которым были открыты суды, базары и т.д.
- "dies nefasti", дни, когда эти самые суды и прочее отдыхали;
- "dies festi" и "dies feriae", дни религиозных праздников.

Вообще в Римской республике (и позднее империи) система исчисления годов, месяцев и дней была настолько сложной и запутанной, что Вольтер, позже пытаясь в этом ребусе разобраться, высказался так: "Римские полководцы всегда побеждали, но никогда не знали, в какой день это случалось". Так вот, всё это, выражаясь современным сленгом, настолько достало императора Гай Юлия Цезаря, что он в содружестве с мудрым египетским Созигеном сделал свою знаменитую реформу календаря. Но эти преобразования касались в основном годов и месяцев.

Давайте посмотрим, как с приходом Константина выглядела 7-мидневка в римско-латинском варианте. Здесь 5-ти "блуждающим звездам" дали имена римских богов и ещё добавили Солнце и Луну. Однако в отдельных провинциях великой империи, произошла замена римских небожителей на своих местных "дублёров".
Смотрим верхнюю (более светлую) часть совмещённой схемы, там такого плана моменты отмечены звёздочкой. Итак.

Бриты заменили бога войны Марса на свой аналог, которым являлся сын скандинавского Одина под именем Тиу (Tiw или Tiu). Следующий день Меркурия достался самому Одину, проходившему в той местности под "псевдонимом" Вотан (Woden). Германцы, следуя их примеру, так же отказались от римского Меркурия, но со своих небес приплетать никого не стали и обозвали этот день "Mittwoch", т.е. середина недели. Юпитера постигла та же участь, он был вычеркнут из списков. У англичан этот день получил имя местного громовержца Тора (Thоr). Немцы, не мудрствую лукаво, дали ему название "Donner", т.е. просто "гром".

Нашлась замена и для Венеры. Этой чести удосужилась жена Одина, богиня любви и плодородия Фрейя (Freya, а в немецком Frija). Теперь вы поняли, почему у немцев девушек называют "фрейлины", а женщин "Фрау"? Правильно догадались. Таким образом, всё семейство славного Одина было увековечено в европейской 7-мидневке.

С приходом христианства, "Solis (день Солнца) получил латинское название "dies Dominica" (день Господень) и прибрёл статус первого дня. Французы в унисон латинянам назвали его "Dimanche". Вот собственно мы прояснили, "как, что и почему" было с недельными названиями.

Теперь попробуем понять, как всему этому присваивались порядковые номера. По древней вавилонской традиции последний день недели, которым управлял Сатурн, считался самым невезучим. Поэтому в течение его светлого времени старались воздерживаться от любого вида деятельности. Так благодаря суеверию древних шумеров в их календаре появился законный выходной. Он получил имя собственное "шаббат", то бишь "покой". Еврейские мудрецы от религии, любившие покопаться в мифах Междуречья, выдали это (и не только), за своё собственное изобретение. В земле обетованной данный выходной был наделён строжайшими запретами и получил статус дня "Святого Покоя".

Позднее латинское название "Saturni" было заменено на производное от "шаббата", - "dies sabbati". У французов это, - "dies samedi". Как вы догадались и то, и другое переводиться, как "день субботний".

Лирическое отступление.  Были ли недели, имевшие другое количество дней. Да, так древние римляне (до Константина) вели счет дням "восьмидневками" ("торговыми неделями"), где 7 дней были рабочими, а 8-ой являлся базарным. Здесь дни обозначались не числительными, а буквами от "А до Н". В календаре астрономически "продвинутого" народа майя в ходу были временные отрезки, равные 13-ти и даже 20-ти дням. В Литве до принятия христианства неделя включала в себя 9 дней. Французы в своём революционном календаре месяц делили на декады, как, впрочем, и на берегах Нила.

Кстати о древнем Египте. У них Сириус, самая яркая на небе звезда, называлась Анубис, надо полагать в честь их бога с собачьей головой. Таким образом, к Сириусу приклеился термин "Звезда Пса". Когда Рим вплотную занялся освоением египетских территорий, это "пёсье название" прижилось и у них. Здесь оно ласкало слух мелодичным именем "Stella canicula" или просто "сanicula". Эта самая "stella" в римских широтах отчётливо появляется на небе в самые жаркие дни августа. Сенаторы прикинули, что работать в потных тогах как-то не совсем гигиенично, и в законотворческой работе сделали перерыв. Таким вот образом на свет божий появились любимые всеми школярами "собачьи дни", т.е. каникулы.

И ещё о римлянах. Учитывая выдающиеся заслуги Юлия Цезаря на военном и государственном поприщах, римский сенат по предложению Марка Антония принял решение переименовать месяц "Quintilis", в котором родился Цезарь, в "Julius" (июль). Это начинание оказалось заразительным и следующий император Август также решает увековечить свое славное имя. Так "Sextilis" становиться "Augustus" (августом). Эти 2 нововведения прижились, что мы собственно и наблюдаем в современном календаре. Дальнейшие правители с берегов Тибра пытались проделать аналогичное. Так во время правления Тиберия появился "тибериус", при Антонине Пие - антонинус", при Аврелии Коммоде (это, который из фильма "Гладиатор") - коммодус. Октябрь во властвование императора гонителя христиан Домициана, временно именовался "домицианус". Но всё эти потуги самовыпячивания оказались тщетными, - всё "кануло в Лету".

Сейчас прошу на время абстрагироваться от привычных для нас недельных названий: "Пнд; Вт; Ср; Чтв; Птн" и вычеркнуть это из памяти. Их, на рассматриваемое нами библейское время, просто не было, а тем более в древнем еврейском календаре.  Смотрим на нижнюю (более тёмную) часть совмещённой схемы

Итак, мы установили, что день, замыкавший еврейскую трудовую неделю, получил имя собственное "Шаббат". Следующий день уже новой 7-мидневки обозначался, - "первый" и так далее по возрастающей. Этот "расчёт" обрывался на цифре 5. Следующий день, стоящий перед Шаббатом и номинально бывший 6-ым, заимел своё название, - "День Приготовления". Ниже мы разберёмся в важной и не простой сущности этого дня.

С переходом Рима в плане религии на христианские рельсы, порядковый номер и статус дня отдыха, у субботы был отобран и передан следующему. Теперь не она заканчивала трудовую неделю, а день, утром которого Сын Божий сбросил свой погребальный саван и вышел из гроба, т.е. "Воскрес".

Многие славянские народы (кроме русских) 7-му дню в плане названия не придали христианскую окраску. А вот в украинском, белорусском и польском языках его произносят соответственно, как: "Недiля"; "Нядзеля"; "Niedziela", Это просто день "ничего не деланья", что практически идентично еврейскому "покою". Первый день новой 7-мидневки стал "понедельником", в смысле "после неделанья". У остальных, кроме среды и субботы в названиях отчётливо просматриваются числительные.
 
Посмотрите ещё раз на схему. Вам, несомненно, должно броситься в глаза порядковое несоответствие в обозначении дней христианской и иудейской недель. Но дело даже и не в цифрах, которыми они обозначены. Здесь тонкость другого плана. Сейчас мы будем уличать толмачей русского библейского перевода в "наплевательском" отношении к порученному делу. Открываем и читаем, к примеру, у "Иоанна":

Иоанн 19.30.31  "… Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу…".

Как вы считаете, корректно ли делать перевод древнего слова, давая ему название на то время не существовавшее? Ну, к примеру, если в повествовании о каком-нибудь "рыцаре Айвенго" его "блистающие на солнце латы" заменить словом "бронежилет"? Такого абсурда переводчики естественно не допустят. Так на каком же основании в евангелических текстах день казни Христа назван "пятницей", о которой авторы-апостолы и "слыхом не слыхивали"! Причём здесь, какой-то обезличенный 5-тый день христианской недели? В данном случае необходимо было отталкиваться от иудейского календаря, где это "день 6-ой" и носит название "День Приготовления". В евангелиях, написанных на разговорном греческом того времени (койне) это прописано как ";;;;;;;;;" и звучит, - "Параскеве". Именно так (или хотя бы так) этот день и следовало записать в русском переводе. Перевод "Параскевы" в смысле просто "пятницы" некорректен и является ещё одной поздно христианской славяно-церковной импровизацией.

Так ли уж существенно всё написанное выше? Без сомнения и запомните, что в расследовании любая, кажущаяся на первый взгляд мелочь, может подсказать путь к разгадке.

Христианская суббота, потерявшая, извините "свою невинность" в плане еврейской святости, никаких ограничений на "рабские работы" не предусматривала. Поэтому и предшествующая ей пятница, ничем не отличалась от остальных будничных дней. Такой русский перевод расхолаживает читателя, ломает понимание и "временную логику" событий дня казни. "Просто в пятницу" народу можно было бы с самого рассвета заниматься чем угодно и, что кому на ум придёт. Однако в "День Приготовления" на первый план выходили "работы и заботы" обязательного для всех характера. Почему это вдруг? А потому что со следующим днём, то бишь "Шаббатом" в Иудее не шутили, можно было нарваться на "оружие пролетариата". Читаем:

Исх. 31.12-15  "… И сказал Господь… субботы Мои соблюдайте… ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой - суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти…".

Давайте посмотрим, как в плане вышесказанного могли развиваться утренние события Дня Приготовления к строгой Субботе? Однако сначала немного классики. У Михаила Афанасьевича Булгакова допрос и казнь Йешуа Га Ноцри происходят в светлое время 14 числа, т.е. до Пасхальной ночи. Налицо хронологическое отставание событий романа и евангельских событий ровно на сутки. Да и вообще великий Мастер мало что взял из канонических документов Нового Завета. Ну что же, как и что писать о своём Христе, это дело и право любого автора, тем более такого! Мы же в силу отведённых рамок теологического расследования не можем себе позволить вольностей "Михал Афанасича" и тем более господина Д. Брауна с его "Кодом да Винчи". Нам отведены строгие канонические рамки Новозаветных документов, коих и будем придерживаться. Но всё же давайте и мы слегка пофантазируем в "булгаковском стиле", и перенесёмся в "… ненавидимый прокуратором Ершалаим…". Правда окажемся мы там не 14-го числа, а, как и положено днём позже:

"… Раннее утро 15-го числа весеннего месяца Нисан. Солнце медленно и как бы нехотя показалось из-за Масличной горы. Первыми, его лучи коснулись плоской крыши Ершалаимского Храма. Так было всегда и именно так было задумано Соломоном, выбравшим гору Мориа для строительства Дома Бога. Постепенно начало рассветать и на  улочках Нижнего города. Густой туман, пришедший ночью со стороны Средиземного моря, только-только начал рассеиваться. Было неуютно, сыро и прохладно. Горожане, практически не спавшие этой ночью, потихоньку начали приходить в себя. Пасхальный Седер с красным вином и молодой жареной бараниной обычно затягивался вплоть до самого рассвета. Эта ночь также не стала исключением. Да, хороший праздник дал еврейскому народу пророк Моисей, упокой Иегова его душу.

Кое-как протерев воспалённые от ночной бессонницы глаза, ершалаимский люд вспомнил о завтрашней Святой Субботе. Безделье, конечно, радовало, но строжайшие запреты на разведение огня и приготовление пищи, обещали "на сейчас" сплошные заботы. Не повезло с Песахом в этом году. Все собралось в одну кучу. 1-ый день Опресноков с его обязательным утренним "Священным Собранием" в Храме, совпал с "Днём Приготовления". Так что после коллективного моления, предстояла такая же всеобщая беготня по лавкам столичных базаров. Опыт прежних лет научил, и все твёрдо усвоили, что с закупками следовало поторопиться. На Пасху в столицу стекалось масса разнообразного люда со всей Иудеи, увеличивая население города практически в 10 раз. И хотя в Ершалаиме было много торговых мест, но и они не выдерживали такого продуктового ажиотажа. Перспектива остаться без еды даже на сегодня была вполне реальной, а здесь ещё предстояло сделать запас и приготовления на Субботу. Не будь всех этих утренних забот, можно было бы сразу с восходом пойти ко дворцу Ирода Великого, где находилась резиденция римского прокуратора. Сегодня там должен состояться суд над тремя разбойниками, которых взяли под стражу несколько дней назад. Приговор по их делу специально оставили на первый из семи опресночных дней. По устоявшейся между Римом и местными властями пасхальной традиции, один из арестованных, должен был избежать смерти. Такой акт милосердия украшал праздник и был приятен народу. Остальных узников ожидал крест. Что поделать, как ни как Пасха, ну а жертвы, это ведь её неотъемлемые атрибуты. Сегодня Синедрион через первосвященника предложит кандидатуру счастливца римскому наместнику. Тот проведёт дознание и её, скорее всего, утвердит. Данная процедура до этого дня обычно носила чисто формальный характер и в просьбе не отказывали. Прокуратору, честно говоря, были совершенно безразличны местные мелочи такого плана, хватало и других забот. Интерес жителей Ершалаима к предстоящему судилищу был дополнительно подогрет этим утром. По городу начали гулять слухи, что ночью в Гефсиманском саду был арестован какой-то пророк из Галилеи. Так что зрелище обещало быть интересным. Однако пораньше занять места на площади поближе к судейской возвышенности перед дворцом Ирода Великого, не получиться. Да и сам наместник, скорее всего, начнёт предварительное разбирательство и вынесение приговора ближе к полудню. Он хотя и не праздновал ночью еврейский Песах, но впасть в сладкие объятия Морфея ему явно не пришлось.

Игемон, наконец-таки сомкнул воспаленные от ночного бодрствования глаза. Дело было вовсе не в бессоннице, довольно часто мучавшей его последнее время. Как можно было предаваться отдыху этой ночью ему, римскому наместнику, отвечающему перед императором за порядок и спокойствие на этой земле? Накануне своего Песаха толпы религиозных паломников со всей Иудеи заполонили город. Такого количества народу он не помнил за все годы своей службы в качестве прокуратора. От разгорячённых вином фанатиков, можно было ожидать чего угодно. Это изматывающее чувство надвигающейся беды и ежеминутное ожидание плохих новостей, отодвинули любые желания на второй план. Но хвала Аполлону, всё как будто бы обошлось. Теперь перед рассветом можно было хоть на какое-то короткое время забыться сном. Час назад начальник тайной стражи доложил, что на Масличной горе за Кедроном храмовники арестовали ночью какого-то человека. Подробности были неизвестны, да и пока не особо его интересовали. Разбираться, конечно, придётся, но все дела только после отдыха, иначе снова явиться эта проклятая, доводящая до исступления головная боль. Пусть Каифа с предложением Синедриона о помиловании и докладом по этому новому делу ждёт его пробуждения. Это будет его местью за тревоги этой их разгульной ночи. Стража получила приказ не греметь оружием и никого не пускать во внутренний двор претории. Все должны охранять сон прокуратора. В конце концов, он, Пилат Понтийский хозяин Иудеи и только ему решать, когда и чему быть …".

Вот приблизительно такая обстановка могла сложиться на момент восхода солнца в граде Ершалаиме в день казни Христа. Теперь вы наверняка поняли всю разницу между христианской "просто пятницей" и еврейским "Днём Приготовления"? Отложим данный момент в памяти, - ещё понадобиться.


Рецензии