Тайны и мифы святых писаний. Н-Зав. Гл. 7 разд. 6

         Раздел 6

   … Был час 3-тий,
     и распяли Его…
    В 6-ом же часу
      настала тьма      
     по всей земле и
    [продолжалась] до
        часа 9-го…".
               
      Марк 15.25,33 


Для того чтобы понять о чём же в данном случае идёт речь, нам дополнительно к "неделе" придётся основательно разобраться и с "часами". Пока начнем не с временного отрезка имеющего минуты и секунды, а с прибора с циферблатом.

Простейшим инструментом измерения времени был древний гномон (на греч. "тот, кто знает"). Он позволял по отбрасываемой вертикальным шестом тени, следить за движением Солнца. Сначала по ним узнавали только полдень, но постепенно "циферблат" доработали, и в обиход вошло понятия "час", как 1/12 часть шкалы измерения. Несмотря на греческое название прибора, изобрели его вовсе не они. Археологи обнаружили подобные устройства в более древних "культурных пластах" Египта, Вавилона и Финикии.

Вначале шкалы с можно сказать почасовой разметкой были горизонтальными. Однако поскольку в периоды солнцестояний тень становилась слишком длинной, плоские устройства были усовершенствованы. Шкала приобрела наклон, что способствовало уменьшению длины тени и, как следствие сокращению размеров горизонтальной части прибора. Со временем это привело к появлению в прямом смысле "ступенчатых" солнечных часов, в которых время указывала тень, поднимавшаяся или спускавшаяся по ступеням лестницы. Именно про такой гномон идёт речь при описании чуда в 20-ой главе книги 4 Царств. Есть этот момент и в 38-й главе книги пророка Исайи. Этот провидец возвестил больному царю Езекии, что тот полностью исцелится в течение трех дней. Правитель к данному медицинскому прогнозу отнёсся скептически. Тогда Езекия, дабы укрепить веру царя, предсказал божественный знак. С его слов следовало, что солнечная тень вместо того, чтобы двигаться вперед, возвратится "назад на десять ступеней".

4 Цар. 20.9-11  "… И сказал Исаия: вот тебе знамение от Господа, что исполнит Господь слово, которое Он изрек: вперед ли пройти тени на десять ступеней, или воротиться на десять ступеней? И сказал Езекия: легко тени подвинуться вперед на десять ступеней; нет, пусть воротится тень назад на десять ступеней. И воззвал Исаия пророк к Господу, и возвратил тень назад на ступенях, где она спускалась по ступеням Ахазовым, на десять ступеней…".

Древнееврейский текст в выделенном моменте использует термин "Маалот Ахаз", то есть "ступени Ахаза". Это дало основание предположить, что солнечные часы с таким "циферблатом" достались Езекии от его отца Ахаза. Правда, над данным гномоном потрудились вовсе не еврейские "часовщики", это был подарок ассирийского правителя Тиглат-Пиласера 3 (он же Феглаффелласар). Таким образом, имеем факт наличия солнечных часов в Иудейском царстве ещё в 8-ом веке до нашей эры.

Но сейчас мы сдвинем появление приборов измерения времени в Палестине ещё лет этак на 500 вглубь веков. При проведении археологических работ в Гезере (Израиль) был обнаружен гномон, изготовленный из слоновой кости. На его лицевой стороне нанесена угловая шкала, а на обратной – рисунок со сценой поклонения богу Тоту. Эти солнечные часы имеют, если можно так выразиться личное клеймо фараона Мернептаха, который правил в тринадцатом веке до нашей эры. А это извините время исхода евреев из Египта.

Так что, без всякого сомнения, мы можем утверждать, что во времена событий на Голгофе наручных хронометров хотя и не было, но солнечные приборы для приближённого почасового учёта времени в Иерусалиме присутствовали. Где они располагались, и кто был "хранителем времени"? Здесь может быть только один ответ, конечно же, это являлось привилегией жреческого сословия и находились такие приборы при храмах и (или) солнечных двориках царских дворцов. Теперь мы от момента "чем измеряли" перейдём к вопросу "как измеряли". И надо отметить, что в дальнейшем именно здесь нас будут ждать основные проблемы по нашей тем.

                1.  Как измеряли время в Риме

На берегах Тибра первые солнечные часы появились, если верить Плинию Старшему (Гай Плиний Секунд) в 293 году до нашей эры. Однако Марк Теренций Варрон отодвигает это событие на 30 лет позднее и называет 263 год (до н.э.). В любом случае это был трофей, доставленный в Вечный город из сицилийской Катины (ныне Катания) во время войны между Римом и Карфагеном (1-ой Пунической). Этими солнечными часами, установленными на холме Квиринал, римляне пользовались почти сто лет. Однако жители Вечного города даже не догадывались, что время "выдаётся" хотя и с небольшой, но всё же ошибкой. Её наличие было обусловлено разницей географических широт Рима и Сицилии.
 
Гномон, приспособленный к римским условиям, устроил в 164 г. до н.э. Квинт Марций Филипп. В связи с тем, что летом солнце встает раньше, чем зимой, а садится позже, длина дня в течение года непрестанно меняется. По этой причине солнечный час вовсе не был каким-то чётко определённым отрезком времени, а являлся "величиной плавающей". Проще говоря, это была 1/12 часть дневного светлого времени, какой бы длины этот самый день не был. Через пять лет, согласно Плинию Старшему (Естественная история, VII, 212 ; 215), цензор Публий Сципион Назика осчастливил Вечный город первыми водяными часами. Они заняли своё почётное место на Форуме. Такие часы-клепсидоры, позаимствованные обратно-таки у греков, показывали время в любую погоду, как днем, так и ночью.

Теперь, казалось бы, час можно было "приструнить" и держать в строго ограниченных рамках. Однако здесь сыграла свою шутку её величество инерция мышления. Римляне настолько привыкли к растягивающимся и сокращающимся солнечным отрезкам времени, что свои водяные приборы регулировали так, чтобы длина часа менялась в зависимости от времени года.
 
Как вы сами понимаете, позволить себе иметь собственные "хронометры" мог далеко не каждый патриций, не говоря о плебсе. После 10 года (до н.э.) римскому люду следить за временем стало легче. По велению императора Августа были установлены солнечные часы с гномоном высотой (аж!) в 22 метра и циферблатом, поделенным на 12 зодиакальных секторов, размером (аж!) 170 на 80 м. Теперь римские любители пунктуальности из числа богатых посылали специального раба, взглянуть на "стрелку". Ну а кто по беднее, естественно бегал сам.

Лирическое отступление.  Водяные часы охотно применяли ораторы, поэтому регламент их выступлений стали измерять клепсидрами. Появившееся выражение "просить клепсидру" значило, просить предоставить слово для выступления. В римских судах было принято, что все ораторы располагали строго определенным временем, обычно тремя часами. Образцовой и заслуживающей одобрения, считалась краткая речь, длившаяся не более получаса. Однако иногда дело требовало пространного изложения фактов и выступающий, мог договориться с судьёй о прибавле-нии ему дополнительного времени. Так племянник Плиния Старшего, он же Плиний Младший (Гай Плиний Цецилий Секунд) пишет о ходе одного судебного разбирательства следующее: "Я говорил почти 5 часов: к 12-ти клепсидрам я получил объемистые — добавили еще 4-ре" (Письма Плиния Младшего, II, 11, 2-14). В римских судах председательствующий имел право регулировать скорость убывания воды. От него зависела продолжительность речи оратора, а поговорить "ученики Цицерона", надо сказать любили. Но когда эти спичи всем надоедали, раздавался стук молотка и восклицание: "Твое время истекло!".

А что же представляли собой римские сутки или, как тогда говорили "dies civilis" (гражданский день)? Они начинались в полночь. Именно такая "точка отсчёта" заметно отличалась от общепринятого способа деления суточного времени у других древних народов. Почему же Рим, так привыкший, извините "тянуть" из своих провинций к себе всё хорошее (и не совсем), в этом вопросе проявил индивидуальность? Давайте разбираться.

По свидетельству Марка Туллия Цицерона и Овидия, вначале их сутки начинались, как и у многих других с "восходом солнца", т.е. утром. Но у римского писателя и филолога Цензорина, жившего в первой половине III века уже нашей эры, есть труд, где затрагиваются некоторые календарные моменты. И вот какую информацию он там приводит:

Цензорин "О дне рождения". XXIII: "… Осталось немного рассказать о дне, который, так же как месяц или год бывает либо естественный, либо государственный. По природе день ; это время от восхода солнца до солнечного заката, и противоположное ему время ; это ночь от заката солнца до восхода. А государственным днем называется время, за которое происходит один оборот неба…  день такого рода астрономы и государства определяют четырьмя способами. Вавилоняне установили день от солнечного восхода до следующего восхода того же светила, а большинство в Умбрии считает от полудня до полудня, афиняне же ; от заката солнца до заката. Наконец, римляне полагают, что день ; это от полуночи до полуночи. Тому свидетельство – общественные обряды и ауспиции магистратов, при которых, если что-то произойдет после полуночи, но до рассвета, то говорят, будто случилось в день, следующий…".

Сейчас проясним написанное на более понятном житейском языке. Дело в том, что у римлян многие языческие праздники завершались определенными ритуальными действиями. И именно для них было необходимо, как тогда говорили "молчание ночи". Поэтому, если бы сутки финишировали по греческому сценарию "на закате", то окончание праздника принадлежало бы уже другому дню. А, это как вы сами понимаете, было бы нонсенсом. Дабы сие исключить, римляне к варианту окончания суток "с заходом" добавили ещё 6 часов. Чётко установить, когда это началось, увы, не представляется возможным. Однако многие исследователи полагают, что суточный отсчёт "от полуночи" уже существовал в Римской империи ко времени казни Христа. Давайте и мы согласимся с данным предположением.

Лирическое отступление.  Есть во всех этих временных римских коллизиях и ещё один нюанс, который может запутать нерадивых исследователей (к нам это не относиться). Надо отдать должное, любили в Вечном городе создавать себе сложности. Речь пойдёт о делении вышеупомянутых суток на 12 дневных часов (hora dies) и 12 ночных (hora noctis). Отсчёт первых начинался с восхода солнца, а вторых с захода.

Сейчас посмотрим, как это выглядело. Допустим встретившийся вам около Палантина патриций, сказал, что сейчас "hora secunda diei" ("второй час дня"). Это будет вовсе не то, что вы подумали, а означает, что от восхода солнца прошло два часа. Проще говоря, - 8 утра (6.00 + 2.00 = 8.00). А вот когда тот, уже знакомый вам патриций скажет, что сейчас "восьмой час дня", то это и будет тем временем, о котором вы подумали вначале, - 14.00 (6.00 + 8.00). Для расчёта ночного времени следует к 18 часам (заход светила) прибавлять всё то, что, к примеру, скажет вам смазливая римская куртизанка. Сейчас самое важное из всей этой лирики. Если в тексте рядом с "абсолютной величиной часа" будут присутствовать уточнения "день" это или "ночь", то отсчёт следует вести от восхода (06.00) или соответственно от захода (18.00). Если же таких уточнений нет, то речь идёт о порядковом номере часа от полуночи (00.00). Понимание этих моментов нам ещё понадобиться.

Теперь о гражданской римской ночи. Пока патриции, плебеи, гладиаторы и прочий римский люд пребывал в сладких "объятиях Морфея", в доблестных легионах часовые зорко несли вахту. Сколько же длилось их бодрствование, и когда приходила смена? В основу ночного армейского распорядка был положен трехчасовой период охраны порученных объектов. Таким образом, тёмное время делилось на 4 стражи по 3 часа в каждой (лат. "vigilii": prima, secunda, tertia, quarta,) . Здесь всё по-военному просто и понятно.

Давайте ещё раз обратимся к Цензорину и посмотрим, на какие ещё периоды делились римские день и ночь.

Цензорин "О дне рождения". XXIV: "… Есть еще более сроков у ночи и дня под другими, отмечающими и различающими их собственными названиями…  Изложу их все по порядку. Начну с полуночи, которая -- первый и последний срок римского дня. Ближайшее к ней время зовется "за полночь"; за ним следует "петушье пение", когда начинают петь петухи; потом "умолкание", когда они смолкают; теперь ; "перед рассветом" и вот "рассвет", когда уже светло, хотя солнце не встало; время после рассвета зовется "утром", когда светло уже при солнце; после этого ; "перед полуднем", далее "полдень" (так называется середина дня), а там ; "за полдень". Отсюда уже ; "крайний час"…  За "крайним часом" следует "вечер"… Отсюда далее ; "потемки", названные так, пожалуй, из-за того, что вещи неясные…  а это время не ясно, ночное оно или дневное. После него следует время, которое… древние называли "при первой лучине"; затем ; "отход ко сну", когда идут спать; потом ; "безвременье", то есть глубокая ночь, когда не время ничего делать; теперь ; "перед полуночью" и вот ; полночь…".

Итак, мы разобрали римские сутки, как говориться "по косточкам". Наши основные хронологические познания в графическом варианте отображены на вышеприведённой совмещённой схеме. Прошу знакомиться.


               2.  Как измеряли время в "земле обетованной"

Так как нам предстоит исследовать события, произошедшие на еврейскую Пасху, то вначале давайте посмотрим, какой продолжительности бывают дни на широте Иерусалима в середине марта и апреля:

- 15 марта: восход солнца в 05.50; заход в 17.47; продолжительность дня равна 11 ч 57 мин.
- 15 апреля: восход в 05.11; заход в 18.08; день равен 12 ч 57 мин.

Как сами видите, абсолютно ничего не мешает усреднить эти значения до общепринятых в древних римских, иудейских и прочих календарях. А именно:

- восход солнца, - 06.00;
- продолжительность дня (с восхода до захода), - 12 часов;
- заход, - 18.00;
- продолжительность ночи (с захода до восхода), - 12 часов.

А теперь за работу. От какого же рубежа начинали вести отсчёт суточного времени в еврейском царстве-государстве? В главе 23 книги "Левит" при перечислении основных праздников, данных Создателем еврейскому народу, имеется следующая информация:

Левит 23.26-28,32  "… И сказал Господь Моисею…  в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание… никакого дела не делайте в день сей, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте…".

Отсюда напрашивается вывод, что суточный "временной круг" брал свой старт вечером с заходом солнца и финишировал также с заходом, но уже следующим. Теперь попробуем разобраться с ночным временем. Для этого заглянем в главу 7 книги "Судей", где речь идёт о сражении 300-сот воинов под началом Гедеона с неисчислимыми полчищами амаликитян и прочих ханаанских аборигенов.

Судей 7.19.  "… И подошел Гедеон… к стану, в начале средней стражи, и разбудили стражей, и затрубили трубами… ".

Понятие "средняя стража" по логике подразумевает наличие аналогов перед ней и за ней. И хотя "середины" имеются во всех нечётных числах первого десятка (3,5,7,9), однако все исследователи склонны думать, что на то время этих самых страж было "3". Позднее, со времени римского владычества, конечно, может и не сразу, но во время Христа точно, ночь делилась уже на 4-ре "караульных смены". Подтверждение этому находим у евангелистов.

Лука.12.38  "… И если придет во 2-ую стражу, и в 3-тью стражу придет, и найдет их…".

Матф. 14.24  "… В 4-ую же стражу ночи пошел к ним Иисус по морю…".

Думаю, вы согласитесь с тем, что раз упомянуты числа "2,3,4", то должна присутствовать и цифра "1". А как бы вы разделили 12 ночных часов между зоркими охранниками, чтобы никому не было обидно? Правильно, дали бы каждому по 3-ри бессонных часа. Можно спросить: "А почему собственно "12 ночных часов", возможно, их было больше (или меньше)?". Нет, их было именно такое количество, потому что о дневной половине суток сказал Сам Христос: "… Иисус отвечал: не 12-ть ли часов во дне? …" (Иоанн 11.9).

В псалме 54 есть информация о делении светлого времени на 3-ри части. Их отсчёт вёлся от восхода солнца и до захода, а назывались они: "Утро" (6.00 - 10.00); "Полдень"(10.00 - 14.00); "Вечер" (14.00 - 18.00).

Псалтырь 54.18  "… Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой…".

Теперь сделаем из всего вышесказанного выводы в отношении "еврейской системы деления" тёмного и светлого времени суток:

1. Ночь начиналась после захода солнца, длилась 12 часов и заканчивалась с восходом (с 18.00 и до 06.00 "по-римскому");

2. Тёмное время на интересующий нас момент делилось на 4-ри стражи по 3 часа в каждой;

3. День начиналась после восхода солнца, длился 12 часов и заканчивался с заходом (с 06.00 и до 18.00 "по-римскому");

4. Светлое время делилось на 3-ри равных части: утро; полдень и вечер (по 4-ре часа в каждой).

С восходом солнца и началом светлого времени начинался "час 1-ый". Утро заканчивалось "часом 4-ым". До "часа 8-го" был полдень, а затем наступал вечер. Час перед заходом был последним светлым временным отрезком и именовался "час 12-ый".

На более светлой части совмещённой схемы в верхнем цифровом ряду дана суточная "римская государственная разбивка" от "полуночи" (24.00). Ниже красным цветом показано иудейское деление светлого времени от "рассвета" (06.00).

Будем считать, что проработанные выше темы, вполне подготовили вас к восприятию событий, произошедших в последние дни земной жизни Сына Божьего. Сейчас мы начинаем поэтапно и вплотную исследовать данные о казни, приведенные в 4-х евангелиях. Построим нашу работу следующим образом. Возьмём какого-нибудь автора "за основу" и будем дополнять его важными уточняющими выдержками из других документов. Всё это поэтапно подвергнем анализу, и сделаем хронологические акценты происходивших событий. В результате у нас должна будет получиться чёткая временная картина дня казни Христа.


Рецензии